Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Заочная форма обучения (полный срок)
№
п/п
| Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля)
| Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Лекции
| Практи-ческие занятия
| Лабораторные занятия
| Семи-нары
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Юридическая психология: цели, задачи, методология
|
0,5
|
-
|
-
|
-
|
|
6,5
| 2.
| История и современное состояние юридической психологии в России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
| 3.
| Правовая психология
| -
| -
| -
| -
|
|
| 4.
| Психология уголовной ответственности
|
0,5
|
-
|
-
| -
|
|
8,5
| 5.
| Криминальная психология
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
| 6.
| Психология проф.деятельности юриста
|
-
|
|
-
|
-
|
|
| 7.
| Психология обвиняемого. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
|
-
|
|
-
|
-
|
|
| 8.
| Психология потерпевшего и свидетеля
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
| 9.
| Психология доследственных и следственных действий
|
-
|
|
-
|
-
|
|
| 10.
| Проблемы применения специальных знаний при ведении дел, проблемы судебно-психологической экспертизы
|
|
-
|
-
|
-
|
|
| 11.
| Исправительная (пенитенциарная) психология
| -
| -
|
| -
|
|
| | зачет
| | | | | | | | ИТОГО:
|
|
| -
| -
|
|
| | | | | | | | | |
Заочная форма обучения (на базе ВО)
№
п/п
| Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля)
| Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Лекции
| Практи-ческие занятия
| Лабораторные занятия
| Семи-нары
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Юридическая психология: цели, задачи, методология
|
0,5
|
-
|
-
|
-
|
|
6,5
| 13.
| История и современное состояние юридической психологии в России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
| 14.
| Правовая психология
| -
| -
| -
| -
|
|
| 15.
| Психология уголовной ответственности
|
0,5
|
-
|
-
| -
|
|
8,5
| 16.
| Криминальная психология
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
| 17.
| Психология проф.деятельности юриста
|
-
|
|
-
|
-
|
|
| 18.
| Психология обвиняемого. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
|
-
|
|
-
|
-
|
|
| 19.
| Психология потерпевшего и свидетеля
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
| 20.
| Психология доследственных и следственных действий
|
-
|
|
-
|
-
|
|
| 21.
| Проблемы применения специальных знаний при ведении дел, проблемы судебно-психологической экспертизы
|
|
-
|
-
|
-
|
|
| 22.
| Исправительная (пенитенциарная) психология
| -
| -
|
| -
|
|
| | зачет
| | | | | | | | ИТОГО:
|
|
| -
| -
|
|
| | | | | | | | | | 6. Лабораторный практикум – не предусмотрен учебным планом
Практические занятия (семинары)
Практические занятия проводятся с целью формирования компетенций обучающихся, закрепления полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения обучающимися специальной литературы.
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля)
| Тематика практических занятий
(семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
|
|
|
|
|
| Психология проф.деятельности юриста
| Представление реферата или презентации
Телемост с психологом, осуществляющим тестирование и проф.отбор судей
|
|
| Психология обвиняемого. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
| Разбор ситуации дачи взятки и предполагаемого сговора между адвокатом и следователем с целью вымогательства взятки. Для визуализации ситуации студентам выдаются расшифровки и аудиозаписи диалогов между взяткодателем и вымогателем, а также между адвокатом и следователем.
Задание: 1. Проанализировать, кто в коммуникативной ситуации ведомый, кто ведущий, объяснить.
2. Перечислить приемы манипуляции, осуществляемые адвокатом, проанализировать, имеется ли в его словах требование денег за осуществление действий.
3. Имеются ли признаки сговора между адвокатом и следователем, исходя из аудиозаписи их телефонного разговора?
|
|
| Психология доследственных и следственных действий
| Кейсы по учебнику Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов – М.: Издательство НОРМА – 2001. – 592с.
|
| | ИТОГО
|
|
| 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено учебными планами
9.Самостоятельная работа студента
Заочная форма обучения
№
п/п
|
Наименование темы
| Вид самостоятельной
работы студента
| Трудоемкость
самостоятельной работы студента в межсессионный
период, часов
(норм.срок)
| Трудоемкость
самостоятельной работы студента в межсессионный
период, часов
(на базе ВО)
| 1.
| Юридическая психология: цели, задачи, методология
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 2.
| История и современное состояние юридической психологии в России
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 3.
| Правовая психология
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 4.
| Психология уголовной ответственности
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 5.
| Криминальная психология
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 6.
| Психология проф.деятельности юриста
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 7.
| Психология обвиняемого. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 8.
| Психология потерпевшего и свидетеля
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 9.
| Психология доследственных и следственных действий
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 10.
| Проблемы применения специальных знаний при ведении дел, проблемы судебно-психологической экспертизы
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
| 11.
| Исправительная (пенитенциарная) психология
| Работа с учебно-методическими изданиями, в т.ч. с электронными. Конспектирование.
|
|
|
| Итого часов в семестре
|
|
|
| Задания для самостоятельной работы
№ п/п
| Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля)
| Тематика практических занятий
(семинаров)
|
|
|
|
1.
| Юридическая психология: цели, задачи, методология
| 1. Как соотносятся правовые и психологические знания в рассматриваемой области?
2. Расскажите о категориально-понятийном аппарате, необходимом и достаточном для использования психологических знаний в исследовании правовых явлений.
3. Какова специфика прямой и обратной связи юридической психологии и права?
4. Расскажите о задачах юридической психологии.
5. Какие Вы знаете методы юридической психологии?
Литература
1. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. Киев, 1990.
2. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
3. Ратинов А.Р. Методологические вопросы юридической психологии. //Психологич. Журнал. 1983. Т.4. № 4.
4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей М., 2008.
5. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
|
2.
| История и современное состояние юридической психологии в России
| Литература
1. Лариков А.В. Становление и развитие юридической психологии в России: XVIII – начало XX века. Дисс… канд. псих. наук.
2. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2009.
3. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов /под ред. А.С. Пиголкина.
4. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М., 1999.
5. Прикладная юридическая психология /под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
Вопросы
1. Каковы основные этапы становления и развития юридической психологии?
2. Каковы основные направления развития юридической психологии в XIX веке?
3. Каковы основные направления развития юридической психологии в ХХ веке?
4. Назовите имена юристов, психологов и общественных деятелей, внесших наиболее существенный вклад в развитие юридической психологии в России и за рубежом.
| 3.
| Правовая психология
| Литература
1. Актуальные проблемы правосознания в современной России /под ред. Г.Х. Ефремовой. М., 2005.
2. Андрианов М.С., О.Д. Ситковская. Социально-психологические основы правомерного поведения и состояние законности // Законность в Российской Федерации. М., 2008. С. 165–177.
3. Гулевич О.А, Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. М., 2003.
4. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции. М., 2009
Вопросы:
1. Дайте определение понятиям «правосознание», «правовая культура», «правовое поведение» и объясните, как они соотносятся между собой.
2. Что такое деформация правосознания? Укажите основания и виды таких деформаций.
3. Укажите психологические особенности правового просвещения и воспитания.
4. Что понимается под правовой социализацией личности?
5. Перечислите этапы, системы и институты правовой социализации.
6. В чем суть социально-правовой идентификации и что такое правовое самоопределение индивида?
7. Почему существуют социально-правовые мифы? Приведите примеры таких мифов.
|
| Правовая психология
| Задание:
Изучить содержание аналитических сайтов социологических служб www.fom.ru; www.levada.ru; www.wciom.ru; www.indem.ru. Сделать ссылки на исследования общественного мнения, которые могут лечь в обоснование изменения законодательства (юридической направленности). Провести свой социологический опрос и представить результаты в презентации, проанализировать выборку и результаты.
Примерные темы соцопросов:
1. Изменение возраста уголовной ответственности
2. Уровень бытовой коррупции (в образовании, в армии)
3. Отношение к полиции, судам, прокуратуре (на выбор)
4. Свобода слова в интернете – защита населения от информации, приносящей вред
5. Смертная казнь – отношение к вопросу
6. Запрет курения в общественных местах
7. Платные парковки и прочее
Вопросы для работы с литературой:
1. Раскройте содержание понятия «общественное мнение о праве и практике его применения».
2. Объясните, почему общественное мнение о правовых явлениях жизни и состоянии законности и правопорядка в государстве важно изучать?
3. В чем заключается различие статистического и институционального подходов к пониманию феномена общественного мнения?
4. Как провести репрезентативный социологический опрос? Укажите основные требования к его организации и трактовке результатов.
5. Какое влияние оказывают на общественное мнение средства массовой информации? Назовите способы преодоления такого влияния.
6. В чем суть понятия «образ правоохранительных органов в социальном восприятии» и почему важно его изучать?
Литература
Ефремова Г.Х. Проблема общественного мнения в юридической психологии / Юридическая психология. Сб.н. тр. под ред. А.Р. Ратинова, Г.Х, Ефремовой. М., 1998
Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов. М., 1989.
Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р., Кроз М.В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации. М., 1999.
|
| Психология уголовной ответственности
| Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М. Норма. 1998.
Вопросы:
1. На чем основана объективная потребность в использовании психологических знаний для уголовно-правового регулирования борьбы с преступностью?
2. Расскажите о предмете частной теории использования психологических знаний в уголовно-правовом регулировании
3. Каковы пределы психологического исследования проблем виновной ответственности?
4. Расскажите о значении психологических знаний для обоснования возрастных границ уголовной ответственности.
5. Каковы психологические признаки и содержание нижней возрастной границы уголовной ответственности.
6. Что представляет собой «интегральный критерий» психологически обоснованного возрастного порога уголовной ответственности.
7. В чем ошибка распространенного на практике традиционного подхода к проблеме вменяемости – невменяемости?
8. Каковы возможности комплексного использования психологических и психиатрических знаний в решении вопросов вменяемости и невменяемости?
9. Сформулируйте психологически обоснованное решение проблемы вменяемости – невменяемости на концептуальном и законодательном уровне.
10. Каково значение психологических особенностей личности виновного для индивидуализации наказания?
11. Расскажите о смягчающих наказание обстоятельствах, имеющих психологическое содержание
12. Расскажите об отягчающих наказание обстоятельствах, имеющих психологическое содержание
|
| Криминальная психология
| Литература
1. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М.: Смысл, 2003. – 300 с.
2. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2000. – 192 с.
Вопросы:
1. Личностные особенности, тормозящие проявления агрессии.
2. Типологические группы криминальной агрессии
3. Мотивы криминальной агрессии
4. Типология агрессии по соотношению личностных и ситуационных факторов
|
| Криминальная психология
| Представление эссе по анализу типа криминальной агрессии, преступных мотивов на основе известных фильмов.
|
| Психология проф.деятельности юриста
| Представление реферата или презентации
|
| Психология проф.деятельности юриста
| Представление реферата или презентации
Телемост с психологом, осуществляющим тестирование и проф.отбор судей
|
| Психология обвиняемого. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
| Кейсы по учебнику Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов – М.: Издательство НОРМА – 2001. – 592с.
|
| Психология обвиняемого. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
| Кейсы по учебнику Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов – М.: Издательство НОРМА – 2001. – 592с.
Разбор ситуации дачи взятки и предполагаемого сговора между адвокатом и следователем с целью вымогательства взятки. Для визуализации ситуации студентам выдаются расшифровки и аудиозаписи диалогов между взяткодателем и вымогателем, а также между адвокатом и следователем.
Задание: 1. Проанализировать, кто в коммуникативной ситуации ведомый, кто ведущий, объяснить.
2. Перечислить приемы манипуляции, осуществляемые адвокатом, проанализировать, имеется ли в его словах требование денег за осуществление действий.
3. Имеются ли признаки сговора между адвокатом и следователем, исходя из аудиозаписи их телефонного разговора?
|
| Психология потерпевшего и свидетеля
| Кейсы (разбор экспертиз, видеосюжетов допросов свидетелей)
|
| Психология доследственных и следственных действий
| Кейсы по учебнику Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов – М.: Издательство НОРМА – 2001. – 592с.
|
| Проблемы применения специальных знаний при ведении дел, проблемы судебно-психологической экспертизы
| Назовите конфликтные эмоциональные ситуации.
Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффектов, назовите отличия аффектов от стрессов.
Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.
Кейсы: Разбор заключений судебно-психологической экспертизы: одно сделано с учетом всех требований (по аффекту), другое – с нарушением процессуальных требований (также по аффекту).
Задание: найти ошибки, обосновать назначение повторной экспертизы.
|
| Исправительная (пенитенциарная) психология
| Телемост с психологом исправительной колонии для несовершеннолетних.
Телемост с начальником службы конвоирования колонии особо строгого режима
Разбор эссе по теме адаптации осужденных к местам лишения свободы (на базе анализа известных фильмов)
|
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля)
Список литературы:
а) нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30 декабря 2008 г.) / Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 152; 2009. – № 1. – Ст. 2.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 20.07.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2955; 2012. – № 31– Ст.4330.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изм. 05.03. 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198; 2012. – № 19 – Ст.2279.
б) основная литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов / В.Л. Васильев. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 604 с.
2. Волков В. Н. Юридическая психология: Учебник для вузов / В. Н. Волков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 416 с.
3. Романов В. В. Юридическая психология: учебник для вузов / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 533 с.
4. Сорокотягин И. Н. Юридическая психология: учебник для бакалавров / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 456 с.
5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 448 с.
|