Выдающиеся деятели в отечественной психологии.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдающиеся деятели в отечественной психологии.



Ананьев Борис Герасимович - отечественный психолог, основатель ленинградской психологической школы. Автор работ в области восприятия, психологии общения, педагогической психологии. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространственное восприятие и представление детей.

Выготский Лев Семенович - один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы. Изучал структуру сознания, разработал положение о "зонах актуального и ближайшего развития" ребенка, исследовал связь мышления и речи. Гальперин Петр Яковлевич. На основе общепсихологической теории деятельности разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Леонтьев Алексей Николаевич - выдающийся отечественный психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Лурия Александр Романович - отечественный психолог и психофизиолог. Основоположник современной нейропсихологии. Фундаментальные исследования А.Р.Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психологическим методам диагностики локальных поражений головного мозга, вопросам медицинской психологии. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Исследовал нейропсихологию речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, произвольных действий и движений. Павлов Иван Петрович - отечественный физиолог. Основатель учения о высшей нервной деятельности человека, впервые сформулировал учение об условных рефлексах, о двух сигнальных системах, сенсорной и речевой, учение о типах нервной системы. Рубинштейн Сергей Леонидович - отечественный психолог и философ. анимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучал восприятие, память, речь, мышление. Разработал деятельностный подход в философии, психологии педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. В структуре личности выделял интерес, идеал, характер, самосознание. Личность рассматривал как субъекта жизненного пути. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

В отечественной психологии подходы к пониманию личности и её развития связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой.

Б.Г. Ананьев рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как биологический вид, индивида в онтогенезе, личность, часть человечества.
В работах К.А. Абульхановой-Славской личность рассматривается как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе её становления лежит развитие таких качеств, как активность, способность к организации времени,

социальное мышление.

A. Н. Леонтьев и А.В. Петровский рассматривают личность как целостную систему внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

B. В. Мясищев рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм отражения.

К.К. Платонов считает, что личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства.

Д.Н. Узнадзе рассматривает личность как целостное и духовное образование. Мотивы и поступки личности могут носить и неосознанный характер.
Согласно подходу Д.И. Фельдштейна в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.

Основные направления зарубежной психологии.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к изучению психики и поэтому включает в себя несколько направлений: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Психоанализ- одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении

о том, ч го поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Бихевиоризм- направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Гештальтпсихология- предполагает изучение психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, восприятие как психический познавательный процесс у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. Гуманистическая психология- одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.ндивидуальность здесь рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или по крайней мере нейтрален, а его агрессивность - это результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология- новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е. особым духовным опытом, который требует взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

 

Методы изучения психики.

 

Мозг и психика.

Первое появление в науке предположения о том, что психические явления как-то связаны с работой мозга, связано с именем древнегреческого философа Алкмеона Кротонского. В начале двадцатого века окончательно сформировались две научные дисциплины, занимающиеся исследованием работы головного мозга:физиология высшей нервной деятельности,
психофизиология.
В первой дисциплине изучаются органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует в большей степени анатомо-физиологические основы психики. Наш мозг и психика устроены так, что мы воспринимаем объекты и явления окружающей среды исключительно в виде образов.В психологии также существует специализированная отрасль, занимающаяся изучением взаимосвязи психики и мозга - нейропсихология. Один из основателей ее, Лурия, предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Сюда входят:
ретикулярная формация,
глубинные отделы среднего мозга,
структуры лимбической системы,
медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Второй блок отвечает за познавательные психические процессы и предназначен для получения, переработки и хранения информации. Сюда входят участки коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок отвечает за функции мышления, поведенческую регуляцию и самоконтроль. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.
Головной мозг - очень сложная, запутанная система. И совсем не случайно это так.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.005 с.)