Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности мышления эксперта в работах Б.М. Теплова и Д. Дернера.

Поиск

«сложные ситуации». Например: в чужом городе напился, заблудился, ограбили, попал в милицию - это сложная ситуация? Как выясняется, нет. Потому что вариантов поведения при таком раскладе практически не представлено.

Сложную ситуацию отличает сетевидность ( когда влияние на одну переменную затрагивает и все остальные), непрозрачность (известна не вся информация о переменных) и развитие во времени.

Насколько я понимаю, эта книга – во многом результат наблюдений за стратегиями игроков, управляющих неким виртуальным быстроразвивающимся городком и виртуальным земледельческим племенем, украшенный бантиками из теории систем. Зато изложено – наглядней некуда.

Например: на подведомственной территории земледельческого племени все хорошо, только смертность при родах высокая. Развиваем медицину, убираем смертность, через 15 лет получаем огромное количество едоков, которых не прокормить из имеющихся запасов – затем голод и снова уменьшение количества работоспособного населения. Мы бодро расшатали систему без учета фактора времени. Кстати, почти любое нововведение нарушает стабильность системы.

Так вот, поведение тех управляющих, которые все-таки не до конца уморили свой виртуальный народец, отличало несколько общих особенностей:

- они умели выявлять не только текущие, но и будущие проблемы,

- были способны переносить высокую неопределенность ситуации,

- умели заниматься важным, а не быстроразрешимым, т.е. не отвлекались на текущие стимулы.

Собственно, весь секрет почти разглашен в этих трех пунктах, но в книге есть такие волшебные описание способов бегства от работы в сложной ситуации, что не могу молчать.

Короче, если где-то появилось слово «переменная», значит, скоро пожалует слово «модель». То есть, типовая последовательность действий в сетевидных динамических ситуациях в том, чтобы определив свои цели,

начать разрабатывать модель (понять, из каких переменных состоит ситуация, и как они друг с другом связаны),

затем сделать прогноз, спланировать и осуществить действия и

проконтролировать результаты (если не то – пересмотреть стратегию). Проще не бывает.

А теперь прекрасное: как сделать все вышеизложенное криво.

1. Начать вместо глобальных целей решать проблемы, которые бросаются в глаза, и для которых случайно находится решение.

2. Начать решать проблемы, которые знаешь, как решать. Так происходит инакапсуляция в том, что человек умеет делать.

3. Нацелиться на одну-единственную проблему, не учитывая, насколько она продолжает быть актуальной по прошествии времени.

4. Создать гипотезу, которая сводит все к одной переменной, которую нужно «подправить». В системах не бывает так, что надо решить одну задачу – и все сразу встанет на место. Хуже того, никогда не бывает так, чтобы одна цель достигалась путем одного действия (их всегда оказывается больше одного).

5. Начать изучать механику процесса вместо решения задачи (такой сдвиг целей дает ощущение безопасности).

6. Бесконечно собирать информацию о системе: так, чтобы растущая неуверенность не давала возможности принять решения.

7. Обратное тоже верно: отказываться от информации, чтобы избежать неуверенности.

8. Бегство по вертикали: рассматривается не реальность, а собственные мысли о ней.

9. «Баллистическое поведение» - никогда не пересматривать выбранную стратегию, чтобы не усомниться в собственной некомпетентности.

- Ясно формулировать цели и снимать противоречия между ними.

- Строить модель системы с учетом внешних влияний

- Не редуцировать гипотезу (т.е. не сводить все к одной причине)

- Анализировать свои ошибки и контролировать свое бегство из ситуации.

- Осознавать, что иногда мы действуем только ради того, чтобы доказать, что мы в состоянии что-то сделать.

Вопросы мышления в психологии ставились абстрактно (образ теоретика). В жизни - практическое мышление. Раньше проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении (решение задачи - глядя на вещи или оперируя ими). Наглядно-действенное мышление - первая ступень мышления в фило- и онтогенезе. Но оно не имеет прямого отношения к вопросу об организации практического мышления. Объекты умственной деятельности человека, занятого умственной работой, едва ли поддаются непосредственному восприятию. Отличия между теоретического и практического мышлением нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в "двух разных интеллектах".

Интеллект - один. Различия теоретического и практического мышления - по-разному связаны с практикой (не то, что одно связано, другое - нет). Связаны оба, но связь - различна (ее характер). Работа практического мышления направлена на разрешение частных, конкретных задач. Теоретическое мышление - нахождение теоретических общих закономерностей (тактика). Теоретический ум - от созерцания к абстракции, практический ум - от абстракции к практике. В практическом мышлении связь с практикой имеет более непосредственный характер. У практического мышления - своеобразная ответственность (теоретики - выдвигают гипотезы, практики - находятся в более жестких рамках). Теплов ставит под сомнение убеждение, бытующее от Гегеля до Канта и психологии начала 20 века - что теоретический ум - высшая возможная форма проявления интеллекта. Все градации условны, но важно осознать огромную сложность и важность проблемы практического мышления. Проблема, поставленная Аристотелем в учении "о практическом уме". Практический ум направлен на частное, на деятельность, поэтому должен иметь оба вида знания, т.е. знания общего и частного (это сложнее).

Вопрос о практическом уме разрешен только через детальное изучение особенностей умственной работы человека в различных областях практической деятельности. "Ум полководца" - один из характерных примеров практического ума. В последние годы проблема практического ума затрагивалась лишь эпизодически. Так обстояло дело вплоть до 20 гг. 20 века, когда термины "практическое мышление" и "практический интеллект" стали обычными на страницах психологических исследований. Под этими терминами, однако, понимали вовсе не работу ума в условиях практической деятельности, а только вопрос о так называемом наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении. Смешение практического ума с наглядно-действенным мышлением в сильной мере способствовало укреплению такого взгляда на практический ум, как на более низкую, элементарную функцию умственной деятельности. Более глубокая постановка о практическом уме наметилась в советской психологии (Рубинштейн "Основы общей психологии"). Мыслительные операции, непосредственно включенные в ход практического действенного разрешения задачи, выдвигают специфические требования, отличные от требований, предъявляемых при обобщенном теоретическом мышлении.

Эти мыслительные операции требуют:

1. более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям

2. предполагают умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в организации процесса, что не входит в теоретическое обобщение

3. требуют умения переходить от размышления к действию и обратно.

Это лишь ряд особенностей, характерных для практического ума, но перечень этот не полный.

Принято считать: полководец должен иметь ум и волю как сложных комплекс свойств - сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.д. Наполеон уточнил: между умом и волей должно быть соответствие, они должны быть равны (формула квадрата). Дарование полководца - квадрат, где основание - воля, высота - ум. Обычное понимание проблемы "ум и воля полководца" имеет в основе чрезвычайно важную ошибку.

- сложность материала, подлежащего анализу

- определенность продуктов работы

- данные неполностью известны

- способность к предвидению и спос-ть быстро находить реш-ия

- действия полководца должны быть реактивны

Практический ум - есть способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума. Ума полководца - одна из конкретных форм практического ума (двигателем волевого действия является ум и стремление). Обе способности - ум и стремление - обусловливают движение. Ум полководца нельзя понимать как интеллект, он есть единство интеллектуальных и волевых моментов (способность разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно найти правильное решение называется - интуицией). Психологическая природа интуиции полководца теснейшим образом связана с высоким развитием пространственных представлений и пространственного мышления. Для этого нужно: накопление большого количества знаний, своеобразной готовности этих знаний, выработанного упражнением умения решать новые, неожиданные задачи.
14. Характеристика основных методов психосемантического исследования

Психосемантика (от греч. semantikos — обозначающий) — область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т. д. Основным методом экспериментальной психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания.

Психосемантические методы диагностики личности позволяют раскрыть индивидуальные системы значений, несущих так называемое личностное знание. Под последним понимается совокупное знание о человеческой личности, которым обладает индивидуальное сознание.

Как известно, слова имеют как достаточно устойчивое предметное (денотативное) значение, так и оценочное, аффективное (коннотативное) значение. Это относится не только к лексике личностных черт, но и к понятиям из других областей индивидуального знания, в том числе знаний о неживой природе. Приписывая какое-то свойство объекту, мы всегда подразумеваем при этом и какую-то оценку этого свойства

 

1) Старейшим методом исследования значений принято считать ассоциативный эксперимент. Он разработан в ассоциативной психологии, интенсивно применялся в психоаналитических целях (по «аффективной задержке» можно судить о «торможении» данной реакции испытуемым). Существует в двух формах: метод парных и метод цепных ассоциаций. Последний широко применялся криминалистами. Об интенсивности связи двух значений — предъявленного слова и того, которым ответил испытуемый, свидетельствует более короткое время реакции. Для многих языков созданы особые ассоциативные словари, в словарной статье которых приводятся слова, наиболее связанные с данным словом в порядке убывания частоты. Достоинства: «портативность», можно усадить группу испытуемых и диктовать им слова, пусть сами записывают ответы (правда при таком проведении исследования теряются данные о времени реакции). Недостаток (и очень серьезный): в ответах испытуемых много слов, связанных с исследуемым не по интересующему нас «семантическому» основанию, а по другому, т.н. «синтагматическому», (о нем ниже), чаще всего воспроизводится сказуемое или определение к предъявленному слову — подлежащему, т.е. воспроизводится речевое высказывание.

 

2) Метод семантического радикала. В свое время А.Р. Лурия много работал над вопросом о связи психических процессов с различными физиологическими проявлениями. Как известно, именно он изобрел детектор лжи. На этих же принципах основывается предложенная им и Л.С. Цветковой методика. У испытуемого контролируются показатели расширения кожных сосудов, по которым можно определить, какую реакцию он в данным момент испытывает, ориентировочную или болевую. Долго читается список слов до полного угашения ориентировочной реакции. Затем одно из слов подкрепляют довольно сильным ударом электрического тока и смотрят, какую реакцию вызывают другие предъявляемые слова. По характеру реакции — болевая или ориентировочная, а также по ее выраженности судят о степени связи значения этого слова со значением подкрепленного. Результаты эксперимента представляются обычно в виде т.н. семантического поля — набора концентрических окружностей, в центре — подкрепленное слово, вокруг него на разных расстояниях слова, связи с которыми исследовались. Достоинства: результаты объективны, не зависят от сознания испытуемого, недостаток – некоторая громоздкость постановки эксперимента, можно выявить связи только одного слова и только с предъявленными словами.

Среди психосемантических методик можно выделить две группы. Первая представляет собой списки дескрипторов (описаний черт), с помощью которых испытуемый должен описать себя или других лиц. Вторая группа — это шкальные техники, предназначенные для оценивания себя или других по определенным шкалам, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут даваться в словесной, числовой и графической формах.

 

3)К первой группе относится Контрольный список прилагательных (Adjective Check List — ACL). Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в США при Институте по изучению и оценке личности Г. Гоухом, она представляет собой список из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает все прилагательные, которые, как он полагает, описывают его самого.

«Контрольный список прилагательных» на практике используется весьма широко — в клинике, при выборе профессии, для оценки эффективности в политической и экономической деятельности и др. Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем:

- она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым следует производить оценку объекта (себя или другого человека), при том что эти параметры могут быть для негр незначимы;

- приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания параметров или условий их проявления у объекта и пр.).

Второй из названных недостатков отчасти устраняется при использовании методик шкалирования, среди которых одной из наиболее распространенных является

 

4) Семантический дифференциал (Semantic Differential). Будучи разработанной Ч. Осгудом и его сотрудниками сначала как средство исследования психологических аспектов осмысления понятий, эта методика очень быстро стала рассматриваться методикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измерения личностных установок и отношений к определенному кругу объектов.

«Семантический дифференциал» представляет собой стандартизированную методику, в которой испытуемому предъявляется несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (бланк для ответов). Концы шкал заданы словами (прилагательными), имеющими противоположные значения. Семь градаций чаще всего также обозначены вербально, хотя возможны числовые и графические (в виде отрезков) обозначения. Каждый объект (понятие) должен быть оценен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам. Оценка заключается в отнесении к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию следует либо подчеркнуть, либо обвести кружком на ответном бланке.

Если соединить отрезками все сделанные отметки, то на ответном бланке отразится субъективный семантический профиль прошкалированного объекта, который и подвергают анализу.

«Семантический дифференциал» применяется для решения разных практических проблем:

- в клинике;

- при консультировании;

- для выявления разнообразных социальных установок;

- для исследования отношения к разным изучаемым учебным предметам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др.

Такая широта использования объясняется тем, что в качестве оцениваемых объектов могут использоваться сам индивид, члены его семьи, друзья, коллеги по работе, представители разных профессий, учебные предметы, названия товаров, разные виды деятельности, радио-и телепрограммы и многое другое. По существу термин «семантический дифференциал» используется сейчас для обозначения целого семейства методик, построенных по одним и тем же принципам. В настоящее время не прекращается работа по совершенствованию этой методологии; для анализа результатов используется сложная статистическая обработка, а также современные компьютерные методы. Разрабатываются и применяются невербальные варианты семантического дифференциала (когда полюса шкал задаются невербальными средствами).

 

Основная сложность разработки семантических методов диагностики заключается в подборе и унификации значений слов и выражений, включаемых в состав списков черт, в неизбежности их субъективной интерпретации разными индивидами, когда даже незначительное смещение акцента при выборе лексики в ту или иную сторону может привести к изменению и даже искажению представлений о личностном знании, присущем индивиду.

 

Общий недостаток описанных выше семантических методик психологи видят в том, что вследствие заданности — как перечней личностных черт, так и субъектов, которых нужно по ним оценивать, — существуют сомнения в достоверности их данных. Если те черты личности или биполярные шкалы, по которым испытуемый вынужден измерять людей, не рассматриваются им как существенные, полезные, не являются для него первичными для вынесения суждений о личности, то результат диагностики не будет адекватно отражать его личностное знание (собственную теорию личности, по выражению Дж. Кел-ли), а явится своего рода артефактом.

 

5)Этого недостатка лишен еще один семантический подход к диагностике личности, основанный на использовании репертуарных личностных решеток (Repertory Grid Technique). Они позволяют индивиду самому конструировать свой индивидуальный опыт, выявляют те субъективные шкалы, которыми пользуется индивид при восприятии, понимании и оценке окружающего мира. Их автором является американский психолог Дж. Келли. В процессе диагностирования выстраивается матрица, заполняемая либо психодиагностом, либо самим испытуемым. Столбцам матрицы соответствуют так называемые элементы, представляющие собой группу объектов, в отношении которых выявляются оценки испытуемого. Элементы задаются психодиагностом и могут представлять собой самые разные предметы, отношения, понятия, ситуации, цвета, профессии, учебные дисциплины и прочее, т. е. все то, что психодиагносту представляется существенным для выявления тех или иных оценок человека. Строками матрицы являются конструкты — субъективные шкалы человека, те мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. В процессе диагностирования каждый элемент оценивается по каждому конструкту.

 

Если в качестве элементов выступают люди, то конструкты чаще всего отражают личностные черты, определяющие отношение человека к окружающим и себе. Поэтому при правильном использовании репертуарных методик можно выявить представления индивида о людях, об их важнейших характеристиках, выстроить иерархию личностных черт в сознании этого человека.

 

Репертуарные личностные методики стали использоваться сравнительно недавно. Они сулят большие перспективы в качестве эффективного средства личностной диагностики. Этот метод находит все новых сторонников в разных сферах практики. Однако следует помнить, что он так же, как и другие диагностические инструменты, окажется полезным только в руках профессионально владеющего им человека.

15. Патопсихологическая характеристика детского аутизма.

Детский аутизм. Впервые клиническое описание феномена ввел Каннер – 5 критериев:

- экстремальное одиночество, отст-е контактов

- стереотипия, стремл-е к постоянству

- мутизм – отст-е речи при возм-ти высказ-ия, отст-е коммуникативной функции речи, буквальность в исп-ии слов, ритуальность

- выс. IQ-ные возм-ти (спорно). Бывают индив-ные оч.частные интересы, в кот. реб-ок может знать все. Но м\б низкий IQ вплоть до отсталости

- дезорг-ция пр-сов воспр-ия – нет активного сопоставления факторов, модальностей

 

Расцвет – с 3 до 5 лет с нарушением соц. адаптации, нередка деградация до 15 лет вплоть до отсталости. Отличие от чистой умств. отсталости – полиморфизм проявлений, противоречивость симптомов; стереотипность отсталых примитивна, неизощренна – «норм.» спос-ти к эмоц. контактам, большая вероятность позитивной динамики и соц-ии у отсталых. Родители таких детей тоже имеют нарушения эмоц-го в\д, не чувствуют особ-тей своих детей.

Возрастная периодизация:

1. до 1 г – наруш-е активности в онтогенезе (спокоен, не кричит)

2. после 1 г – малая соц-ная акт-ть в приобретении опыта, быстрое пресыщение, избегание и Min-ия контактов (напр., круг контактов ограничивается бабушкой и сестрой), сенс. дискомфорт (нетерпимость к резким стимулам

3. к 2 г – разв-е и закрепление фиксированных страхов, форм-е устойчивых фобий, активные формы зашумления, несостоятельность целенапр. Д, м\б ловок в получении сенс. удовольствия, но несформированность произв-ых движений, Д. М\б отст-е реакции на голод, холод, боль – безразличие или наоборот завис-ть от комфорта. мощное чувство края (ниоткуда не упадет) или тяга к страшному; чрезвычайная брезгливость или ее полное отст-е. Моторная неловкость, угловатость. Сначала м\б хор. ориентировка в пространстве, потом деградация. М\б одаренность в детском возрасте.

4. К 5 г – чаще всего наступает потеря возм-тей. В лучшем случае в нек. формах возможна нек. адаптация благодаря разв. нек. Талантов

Формы по Никольской (по увеличению тяжести – могу случаться переходы от 1ой к др. форме, но max на 1-2 пункта):

 

1) Патологическое ограничение контактов, слабость, ранимость контакта. Они безразличны, зависимы, застенчивы. Слишком открыты и ранимы. Постоянно решают задачу поддержки от близких. Растерянные. Быстро пресыщаются, т.к. постоянно в тревоге. Нуждаются в эмоц. Донорстве. Стереотипны, нуждаются в постоянстве орг-ции жизни, сверхаккуратность, паника когда что-то не так. Ответственность. Часто – парциальная одаренность. Методы работы: учитывать непонимание эмоц.контекста. Обеспечить безопасность и привычность места, времени. Все делать и внедрять оч.медленно. Работать с симбиозом с мамой. Поддержка и контроль на ур-не моторики и взгляда Детальные игры с бытовыми сюжетами, постепенный переход на приключенческие сюжеты с гипергероичностью и мужественностью.

2) Отгораживание замещением внутр-ми переживаниями – захвачен стереотипными эмоц-ми реакциями. Наруш-е аффективной регуляции. Оживление, блестящие глаза, захваченость, фантазийные страхи, стихийность, примитивные интересы. Страх постоянен и борьба с ним постоянна. Монотоничность речи и действий. Слушатель нужен только пассивный и как О-т провокации – провоцируют на крик и получают удовольствие. Оч. любят учиться, особенно в формальных логических операциях (матем, шахматы). Методы работы: учитывать особ-ти – с 1ой стороны – потр-ть в эмоц-ных контактах, с др. – неразборчивость в них. Надо адекватно реагировать на их провокации. Слушать их монологи о страхах. Не допускать «-» оценки и не ругать. Но постепенно комментировать, уточнять мелкие детали, но не перегружать. Тогда м\б на след. этапе он нас заметит, при этом может испугаться и уйти в себя. След. этап медленно навязывать приключенческие фантазии в форме совместного творчества, медленно брать контроль над диалогом (из монолога вытаскивать в диалог). Развиваем логику сюжета. Выводить на преодоление препятствий – можно использовать психодраму. В дальнейшем возможен способ адаптации через спец-та, понимающего его узкую одаренность – гиперкомпенсация.

 

3) Активная защита – зашумление, заглушение. Трудности с контактом, заглушают их. Кричат, закрываются, при обращении передвигаются перебежками. Они громкие, искаженные интонации, прячутся за стулья. Мишени для работы:

- фиксация на плохом

- паническое избегание, брезгливость

- с\агрессия, генерализованная агрессия.

Не д\б звуков, ничего неожиданного. Нет грации движений – бьется об углы, м\б удары о стену головой. Могут кусать руки.

В отношениях с людьми – жесткая симбиотическая связь с матерью, но отст-ет эмоц-ная близость (чел-к как ср-во).

Методы работы: Они активно отвергают эмоц. контакт, хотя нуждаются в нем. Краткие возм-ти эмоц-го контакта есть, их можно развивать и оч. медленно разнообразить. В начале работы важна нейтральность, безопасность, тогда агрессии не будет. Безопасные манипуляции: вода, перекладывание, пересыпание. Отработка стереотипных ритуалов (пока-пока). В речи – слова короткие, м\б в 3 лице. Постепенное ослабление жесткой симбиотической фиксации на матери. Примитвные игры. Работа годами. Учить обосновывать свои треб-я в соц-но приемлимых формах. Соц-ная адаптация Min, но есть (комфорт, привычная sit, предсказуемость)

 

4) Отрешенность от окружающего мира. Стремление уйти от любого контакта. Нет реакции на боль, холод. Погруженные в себя, спокойно-безразличные. Лицо «умное». М\б прекрасный глазомер, никогда не ушибаются – движения балетные, красивые, но ничего не делают с предметами. Могут случайно что-то сказать, а вообще отст-е речи. Пассивная аутостимуляция. Глухая защита от контакта. Могут постепенно усваивать мех-мы контакта 2го ур-ня. Внеш. орг-ция пов-ия: дозирование даже похвалы. При пресыщении – уход, но если он стереотипно привязан к нам, он вернется. Методы работы: работа рядом, но не вдвоем, параллельно. В работе в\д пресыщены, безлично исп-ют др. чел-ка как ср-во лишь в крайнем случае, в\д не форм-ся.

Этапы и задачи:

1.установление потр-ти в эфф-ном контакте (снять общую «-» оценки, устан-ие «+» отн-ия, пристраивание к его аутистичному пов-ию).

2. развитие форм эфф-ного контакта (ритуализация приветствия, прощания; отст-е, избегание пресыщения.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.17 (0.017 с.)