Концепция зависимого поведения (интернет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция зависимого поведения (интернет)



Концепция зависимого поведения (интернет)

Основные положения

· Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому-либо объекту, т.е. оно обусловлено психологической зависимостью от него.

· Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом деятельности.

· Зависимое поведение проявляется в отсутствии контроля над отношениями с объектом зависимости, обрести который человек не может самостоятельно.

· Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется.

· Источником формирования зависимого поведения является влечение к какому-либо объекту, обладающему особой привлекательностью для человека. По мере развития отношений с объектом, влечение возрастает и становится непреодолимым, что выражается в потере контроля над поведением.

· Корни зависимого поведения лежат в отношении человека к себе, другим и окружающему миру, т.е. в философии человека, которая влияет на выбор человека в определении способов удовлетворения базовых потребностей.

· Динамика формирования зависимого поведения определяется результатом разрешения конфликтов между стремлением человека к удовольствию и необходимостью учитывать интересы других людей или общества.

· В случае наркозависимости в роли объекта и мотива деятельности выступает психоактивное вещество (нелегальное). Наркозависимое поведение обусловлено психологической зависимостью от наркотика и проявляется как потеря контроля над отношением с ним.

· В ходе развития зависимости на разных стадиях доминируют разные функции: познавательная, гедоническая, психотерапевтическая, компенсаторная, стимулирующая, адаптационная, анестетическая.

Зависимое поведение изменяет все уровни жизнедеятельности человека:

· Когнитивный уровень (мысли, убеждения, фантазии, сны).

· Эмоциональный уровень (чувства, эмоции)

· Сенситивный уровень (ощущения)

· Коммуникативный уровень (межличностные отношения)_

· Уровень восприятия (себя, объективной и субъективной реальности).

· Уровень биологического существования (привычки, двигательная активность, работоспособность, режим питания, паттерны сна, рацион, применяемые лекарственные препараты, ПАВ).

· Поведенческий уровень (стереотипность, ритуальность, необходимость)

· Духовный уровень (нравственность, альтруизм при употреблении наркотических средств сменяются безнравственностью и эгоизмом)

Все уровни взаимосвязаны. Например, в процессе развития зависимого поведения в случае употребления наркотиков, человек все более фокусируются на наркотике, все остальное оказывается на периферии. Механизм возникновения наркозависимости соответствует универсальному механизму формирования любой зависимости от вещества и представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению: контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение. Каждый этап формирования зависимого поведения характеризуется пространственно – временными, качественными и количественными параметрами. При наркотизации это время употребления наркотика, определенная периодичность, вид употребляемого наркотика, доза. Но у поведения человека всегда есть оценочный параметр – что человек думает, по поводу того, как он поступает. Поэтому в процессе формирования зависимого поведение важна смена его оценок человеком, влияющих на личностную позицию, определяющую следующий шаг. В процессе формирования зависимого поведения постепенно развиваются три типа зависимостей:

социальная (от наркотизированной группы),

психологическая (доминанта на наркотик, положительное эмоциональное состояние при его приеме и отрицательное эмоциональное состояние в его отсутствии), химическая зависимость (наркотик становится необходимым компонентом различных структур биологического функционирования человека). Последовательность формирования этих типов зависимостей зависит от конкретных условий и психогенности наркотика. Первый шаг связан с доверием к наркотику и недоверием к удовлетворению значимых потребностей другими способами.

Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии

Наиболее значимыми для психотерапевтической работы в условиях клиники, на наш взгляд, являются следующие принципы гештальт-подхода:

1) принцип целостности – человек представляет собой целостный организм в единстве его биологических, психологических, социальных и духовных аспектов (является единым гештальтом) и что не менее важно, он представляет единый гештальт со своей окружающей средой (поле организм / среда);

2) принцип равновесия - здоровый организм способен поддерживать гомеостатическое равновесие со своей средой, т.е. способен, используя окружающую среду, удовлетворять значимые потребности;

3) принцип творческого приспособления – здоровый организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, находя возможности для удовлетворения своих нужд. Соответственно у индивида, психическое или физическое здоровье которого нарушено, отмечается нарушение внутриорганизмической целостности (согласованности между отдельными физиологическими и психическими процессами), нарушение гомеостатического равновесия (жизненно важные потребности организма не удовлетворены в силу внешних или внутренних причин) и нарушение способности к творческому приспособлению (использование собственных возможностей и возможностей среды для удовлетворения потребностей).

С т.зр гештальта симптом нельзя подавлять. Симптом рассматривается как результат нарушенного контакта со средой и нарушение контакта орг-ма с самим собой. Симптом рассм-ся как устаревшая форма приспособления к действительности, показывающая то, как чел-к орг-ет пов-ие. Причем симптом не решает проблему, позволяет избегать.

Пр: головная боль помогает чел-ку не общаться с кем-то. Симптом – это послание, кот. отражает психологическую проблему и в то же время он содержит в себе ключ к решению проблемы. Симптом является застывшей формой между двумя потребностями, кот. не могут найти решение. В начале чел-к испытывает некоторые эмоции. Затем – их блокировка. Возникает напряжение психологическое и физиол-ое. В этот момент то, что сдерживает симптом \ выражение эмоций является нек конкретным симптом (сдерживание как симптом). 2 реакции – выразить и сдержать выражение. Симптом не двигается ни в одну из полярностей и застывает.
В условиях соматической клиники гештальт-подход применим, по крайней мере, в трех отношениях: во-первых, для понимания происходящих с пациентом психологических и поведенческих изменений и планирования всего комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий,

Основные направления в психотерапии.

· психодинамическое,

· феноменологическое (экзистенциально-гуманистическое),

· поведенческое (когнитивно-поведенческое).

 

Психотерапия, как научная дисциплина зародилась 200 лет назад, во времена исследования электричества, магнетизма и так называемого гипнотизма. Именно из понятий «животный магнетизм» и «гипнотизм», в конце 19 века выделили гипноз. По сути, гипноз — это историческая основа психотерапии. На основе исследования гипноза Фрейдом, в начале 20 века, были выявлены основные принципы психоанализа и зародилось психодинамическое направление современной психотерапии. Позднее (30— 50 годы прошлого столетия), выделились в самостоятельные направления поведенческая и экзистенциально-гуманистическия психотерапия.

Психодинамический подход.

Мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами.

Разновидности психоанализа.

Классический фрейдовский психоанализ сейчас не так популярен, как когда-то. Больше всего подвергалась критике идея Фрейда о том, что все симптомы являются реакцией на конфликт, вызванный фрустрацией инфантильных сексуальных импульсов.

Появилось много разновидностей психодинамических теорий личности и лечения эмоциональных нарушений. Некоторые уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать «силу эго» для их решения. Сюда входит прежде всего индивидуальная психология Альфреда Адлера (1927), который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер предположил, что каждый человек рождается в беспомощном, зависимом состоянии, которое создает чувство неполноценности → стремление к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они приводят к компенсации, даже гиперкомпенсации неполноценности — к «комплексу неполноценности».

Другой разновидностью психоанализа является эгопсихология (Анна Фрейд, Хартман, Клейн). Эгопсихологи рассматривали «эго» не просто как посредника в конфликтах между «ид», «суперэго» и средой, а как творческую, адаптивную силу. «Эго» ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психологические функции.

Теоретики неофрейдизма, такие, как Хорни, Фромм, Салливен, следовали путем Адлера, сосредоточившись на изучении того, как социальная среда участвует в формировании личности. В современном психодинамическом подходе линию неофрейдистов продолжают теоретики объектных отношений, например, Мелани Клейн.

Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход.

Разновидностью психодинамической психотерапии является наша отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. Бехтерева, теоретической основой которой служит психология отношений В. Н. Мясищева. Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье.

Феноменологический подход

Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние- конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Человек — не арена для решения интрапсихических конфликтов и не бихевиоральная глина, из которой благодаря научению лепится личность, а, как говорил Сартр: «Человек — это его выборы».

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

У каждого человека есть врожденная потребность в личностном росте, — хотя среда может блокировать этот рост. Люди от природы склонны к доброте, творчеству, любви, радости и другим высшим ценностям. Феноменологический подход подразумевает также, что никто не может по-настоящему понять другого человека или его поведение, если он не попытается взглянуть на мир глазами этого человека. Феноменологи, таким образом, полагают, что любое поведение человека, даже такое, которое кажется странным, исполнено смысла для того, кто его обнаруживает.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих предположениях:

1. Лечение есть встреча равных людей («энкаунтер»), а не лекарство, прописываемое специалистом.

2. Улучшение у пациентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия.

3. Наилучший способ создания этих правильных условий — установление отношений, при которых пациент чувствует безусловное принятие и поддержку.

4. Пациенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

Карл Роджерс позволял своим пациентам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны терапевта. Этот подход сейчас называется «клиент-центрированной терапией», чтобы подчеркнуть роль клиента. Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями («триада Роджерса»):

· безусловное позитивное отношение,

· эмпатия,

· конгруэнтность.

Поведенческий подход

Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла относительно недавно — в конце 50-х годов.

Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Уотсона и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. В попытках смягчить явно механистические положения своих учителей необихевиористы Толмен и Халл позднее стали учитывать между стимулами и ответными реакциями так называемые «промежуточные переменные» — влияния среды, потребностей, навыков, наследственности, возраста, прошлого опыта и др., но по-прежнему оставляли без внимания личность.

Рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. При этом выяснение сложных психических причин развития психогенных расстройств считалось излишним. С годами оптимизм в отношении особой действенности поведенческой терапии стал повсюду ослабевать, даже в среде ее видных основоположников. Критики изолированного применения методов поведенческой терапии видят основной ее дефект в односторонней ориентации на действие элементарной техники условных подкреплений. Коренной недостаток теории поведенческой терапии заключается не в признании важной роли условного рефлекса в нервно-психической деятельности человека, а в абсолютизации этой роли. В последние десятилетия поведенческая терапия претерпела существенные изменения как по своей природе, так и по размаху. Это связано с достижениями экспериментальной психологии и клинической практики. Теперь поведенческую терапию нельзя определить как приложение классического и оперантного обусловливания. Различные подходы в поведенческой терапии наших дней отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур.

Когнитивная терапия

Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. В 20-х годах Джордж Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые сам Келли находил абсурдными. По мнению Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому. Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Например, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Келли настоял на том, чтобы она, тем не менее, попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники. Это справедливо и по отношению к «рационально-эмотивной терапии» А. Эллиса и к «когнитивной терапии» А. Бека.

У поведенческих и когнитивных терапевтов есть ряд общих черт:

1. Не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные — на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

2. Смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления.

3. Дают свои пациентам домашние задания, с тем чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов терапии.

4. Оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Организационные,

Научно-методические,

3) этические.

1. Организационные принципы направлены на оптимизацию работы, достижение координации между партнерами, распределение полномочий и ответственности.

Принцип юридической правомочности предполагает проведение работы в соответствии с нормативными документами и правовыми актами в области труда и занятости. В соответствии с данным принципом предполагается проведение экспертизы методического обеспечения с нормативно-правовой точки зрения.
Принцип координации усилий предполагает согласование действий всех участников оценки компетентности (специалистов по оценке персонала, представителей предприятий и организаций, кадровых агентств, медицинской, социальной служб и др.) и согласовать их действия. Координация действий требует выработки единого понятийного пространства, единого понимания задач и потребностей партнеров.
Принцип ответственности сторон предполагает определение механизмов реализации обязательств, принимаемых сторонами при реализации работы по оценке профессиональной компетентности. Принимаемые обязательства должны быть зафиксированы в соответствующих документах: соглашениях, программах, протоколах.
Принцип систематического контроля выполнения принятых соглашений
позволит обеспечить высокое качество работы. Он предполагает отслеживания достигнутых результатов и обсуждения причин возникающих сбоев в работе.

 

Уточним, что необходимость аттестации работника (работников) обусловлена

преимущественно задачей документального подтверждения его соответствия

(несоответствия) занимаемой должности или выполняемой работе вследствие

достаточной (недостаточной) квалификации. При этом в отношении отдельных категорий работников — в частности, научно-педагогических работников, занимающих определенные должности — (статья 322 ТК РФ) допускает проведение аттестации с той же целью в период действия заключенных с ними срочных трудовых договоров (в течение срока выполнения трудовых обязанностей по конкурсу) вне зависимости от того, были ли при этом заранее выявлены обстоятельства (факты), указывающие на недостаточную квалификацию.

В зависимости от результата аттестации — признания работника соответствующим

(не соответствующим) занимаемой должности — руководством компании принимается то или иное управленческое решение, в том числе:

• о сохранении за ним прежней должности (работы) — в случае признания

наличия у аттестованного достаточной квалификации;

• о его переводе на другую должность (работу) — в случае признания его

имеющим недостаточную квалификацию и при условии, что у работодателя

имеется другая должность (работа), которую аттестованный может и согласен выполнять с учетом своей квалификации, а также состояния здоровья;

• об увольнении аттестованного (досрочном прекращении трудового договора)

При этом подразумевается, что предварительно определен и в точности соблюден порядок аттестации.

Это прямо вытекает, как уже сказано, из соответствующих положений ТК РФ.

Вместе с тем в нем содержатся положения, косвенно указывающие на необходимость проведения аттестации персонала и в иных управленческих ситуациях. Подобная необходимость, как свидетельствует практика управления персоналом, обычно возникает при проведении мероприятий по сокращению численности (штата) персонала компании. Напомним, что в случае сокращения численности (штата) персонала компании увольнение работников допускается, если невозможно перевести их (с письменного согласия) на другую имеющуюся у работодателя работу, которую они могут выполнять с учетом своей квалификации и состояния здоровья. Таким образом, аттестация в описываемой ситуации может потребоваться:

• для установления (подтверждения) фактически имеющейся квалификации

у работника, подпадающего под сокращение численности (штата) компании;

Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и ины-

ми нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными

нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

• для определения персонального состава работников, имеющих равную квалификацию, но обладающих при этом разными преимущественными правами на

сохранение должности (работы) — если у работодателя отсутствует достаточное

количество должностей (рабочих мест), которые следует им предложить.

Работодатель вправе (но не обязан) прибегнуть к аттестации при принятии решения о применении в отношении тех или иных работников мер дисциплинарного

воздействия.

В подобной ситуации особое значение приобретает заблаговременный и правильный выбор критериев отбора лиц, наиболее достойных поощрения. Безусловно, важны и гласность, публичность процедуры обсуждения кандидатов — их можно обеспечить, например, в ходе открытого заседания аттестационной комиссии компании с привлечением представителей трудового коллектива.

Мотивы принятия решения об увольнении (в порядке реализации дисциплинарного взыскания) должны быть разъяснены работнику со ссылкой на соответствующие выводы аттестационной комиссии.

 

Большинство методов, используемых в оценке компетенции, изначально разрабатывались в целях психологического консультирования: тесты, опросники, интервью, беседы, наблюдения. Другие методы (деловые игры, метод мозгового штурма, тренинги) пришли в профориентацию из организационного консультирования. Из методик, которые создавались в целях профориентации, необходимо упомянуть метод профессиональных проб и системный анализ профессиональной деятельности.

Тесты и опросники относятся к формализованным методам, особенность которых – жестко регламентированная процедура проведения и обработки (точное соблюдение инструкций и предъявления стимульного материала, невмешательство в деятельность испытуемого, четкие нормы). Формализованные методики дают возможность оперативно собрать информацию, необходимую для профотбора, и сравнить результаты нескольких кандидатов.

Наблюдение и интервью относятся к малоформализованным методам, которые, несмотря на кажущуюся простоту, являются более сложными и трудоемкими. Малоформализованные методы могут дать очень ценные сведения об испытуемом, если специалист по работе с персоналом имеет необходимый профессиональный опыт и профессионально важные качества (интуиция, наблюдательность, аналитические способности и т.д.) Обе группы методов дополняют друг друга, гармонично сочетаясь в полноценной профдиагностике.

Фиксации

Сохраняющаяся привязанность человека к определенным объектам и целям, фазам и стадиям развития, образам и фантазиям, способам поведения и удовлетворения, отношениям и конфликтам. В психоанализе понятие фиксации относится к описанию бессознательных процессов, происходящих на различных стадиях психосексуального развития ребенка, имеющих дело с закреплением либидо на определенном сексуальном объекте или сексуальной цели, а также связанных со сосредоточением внимания на травме, регрессией, психическими задержками и нарушениями, вытеснением патогенного материала из сознания человека.

С точки зрения 3. Фрейда, фиксация, ведущая к возникновению невроза, есть не что иное, как остановка частного влечения на ранней ступени психосексуального развития человека. Чем прочнее какая-либо фиксация на пути развития, тем больше вероятность того, что человек может регрессировать до этой фиксации. Регрессия к точкам фиксации легко происходит при определенных видах стресса. Например, ребенок, достигший эдиповой стадии, может под влиянием тревоги вернуться к более ранней оральной или анальной стадии и вести себя соответствующим этим стадиям образом.

Регрессии

Простой защитный механизм, относящийся в развитии к подфазе воссоединения, когда при фрустрации индивид обращается к ранним периодам жизни, когда испытывал большее наслаждение, и к ранним видам удовлетворения, которые были полнее. Ее выраженность зависит от степени колебания при принятии нового способа удовлетворения и силой фиксации на прежних способах. Другие защитные механизмы запускаются благодаря активности Я, при регрессии Я гораздо пассивнее, регрессия случается с ним. Слабость организации Я – основная предпосылка использования регрессии в качестве механизма защиты. Таким образом, соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности. Когда регрессия определяет чью-то стратегическую линию преодоления жизненных трудностей, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность.

Стадии развития либидо

Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм. В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. 3. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

Эдипов комплекс мальчика и девочки

Одно из основных понятий классического психоанализа, использованное 3. Фрейдом для обозначения амбивалентного отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

Идея Эдипова комплекса была взята З.Фрейдом из трагедии Софокла "Царь Эдип", где повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, сперва убил своего отца Лая - царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, ослепил себя.

Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели 3. Фрейда к выводу о всеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом. В своем понимании эдипова комплекса 3. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения 3. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс. В типичном случае позитивный эдипов комплекс преобладает над негативным при формировании гетеросексуальной ориентации и идентичности хорошо адаптированного взрослого. Однако на бессознательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдаться на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, продолжают оказывать глубокое влияние на психическую жизнь и последующий выбор объекта. В представлении 3. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекса. Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого: благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда «пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия». 3. Фрейд считал, что, несмотря на универсальность эдипова комплекса, развитие и изживание его у мальчика и девочки проходят по-разному. Угроза кастрации и страх мальчика перед возможностью наказания за инцестуозные влечения приводит к отвращению его от эдипова комплекса. Связанные с этим комплексом эротические влечения мальчика десексуализируются и сублимируются, т. е. переключаются на социально приемлемые цели. В случае идеального осуществления этого процесса эдипов комплекс разрушается и упраздняется. Девочка испытывает зависть к тому органу, который у нее отсутствует. Она переходит символическим путем от пениса к ребенку, желает получить его в подарок от отца. Это желание сохраняется на протяжении длительного времени, в результате чего девочка медленно расстается с эдиповым комплексом. В форме желания обладать пенисом и родить ребенка эдипов комплекс девочки долгое время сохраняет свою действенность и способствует подготовке женщины к ее половой роли. Преодоление этого комплекса у девочки связано с угрозой утраты родительской любви. В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению 3. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх- Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.

10. Виды и психологические детерминанты трудностей в общении.

Общение.

Стороны общения:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.058 с.)