Далее наверно надо перечислить методы нейропсихологической диагностики, и объяснить для чего каждый нужен. Из лекций мамаева j 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Далее наверно надо перечислить методы нейропсихологической диагностики, и объяснить для чего каждый нужен. Из лекций мамаева j



Нейропсихологическое обследование предполагает:

сбор анамнестических данных,

исследование двигательных, тактильных функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки.

Также исследуются пространственные представления (координатные, структурно-топологические, проекционные).

Стратегия, когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством.

Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы.

Соматогнозис – пространство, существующее в пределах собственного тела, взаимодействие с внешним пространством «от тела».

Кроме обследования непосредственно самих высших психических функций (ВПФ) –памяти, внимания, мышления, и т.д. большое значение уделяется таким показателям как: гипер- или гипотонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, глазодвигательные функции (конвергенция и амплитуда движения глаз). Пластичность или ригидность в ходе выполнения действия или при переходе одного задания к другому. Истощаемость, утомляемость, колебания внимания и эмоционального фона, вегетативные реакции, аллергии, сбои дыхания, дизритмии, нарушения формулы сна.

 

Наличие этих факторов свидетельствует о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга и требует направленной коррекции, поскольку перечисленное отражает уровень непроизвольной саморегуляции человека. Этот уровень во многом жестко генетически запрограммирован, то есть не зависит от воли и желания ребенка. Но именно он во многом определяет, как будут развиваться высшие психические функции. К концу первого года жизни эти структуры мозга достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для дальнейшего развития.

 

При обследовании учитывают насколько ребенок склонен к упрощению программы, легко ли переключается от одного действия к другому. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно берется за выполнение задания, не пытаясь понять, что от него требуется. Как часто отвлекается, способен ли внятно сформулировать себе и другим свое действие, оттормозить эмоциональные реакции, проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно их исправить).

На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой - само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов ( П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает актуальность ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.

 

При проведении нейропсихологической диагностики детей 3-4 лет используется схема нейропсихологического обследования, предложенная Ж.М.Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой [1].

 

Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.

 

Исследование детей 3 - 3,5 лет показало, что им недоступно выполнение большинства нейропсихологических тестов из-за трудностей понимания инструкции (даже в упрощенном виде) и недостаточной сформированности произвольной регуляции собственной деятельности, несмотря на то, что дети охотно контактируют с психологом, концентрируют внимание на задании в течение 10 минут (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).

 

Поэтому нейропсихологическое обследование 3-летних детей включает следующие пробы:

Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.

Пробу на праксис позы пальцев (кинестетический фактор) и простой вариант пробы на динамический праксис (кинетический фактор).

Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).

Называние реальных изображений.

Показ реальных изображений по слову-наименованию.

Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.

Запоминание серии из 5 слов.

Счет до пяти с внешней опорой.

Исключение понятий (Проба "Четвертый лишний" при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)

Проба на цветовой гнозис

Проба на конструктивный праксис (сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)

 

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 3-ех лет, позволяют первоначально установить первичную минимальную сформированность таких показателей как кинестетический праксис,

Кинетический праксис,

Конструктивный праксис,

Зрительно-предметный гнозис,

Цветовой гнозис,

Зрительная и слухоречевая память,

Интеллектуальные функции.

Исследование детей 4 - 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:

Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?

Установление латерализации функций.

Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).

Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.

Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).

Проба на праксис позы пальцев.

Простые пробы на оральный праксис.

Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).

Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.

Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).

Понимание простых логико-грамматических конструкций.

Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).

Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.

Называние реальных изображений.

Показ реальных изображений по слову-наименованию.

Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.

Запоминание серии из 7 слов.

Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.

Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.

Пересказ текста по вопросам.

Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).

Понимание простых логико-грамматических отношений.

 

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-ех лет, позволяют установить сформированность таких показателей,

как кинестетический праксис,

кинетический праксис, в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействие,

конструктивный праксис,

оральный праксис, зрительно-предметный гнозис,

акустический гнозис,

зрительная и слухоречевая память,

работоспособность и внимание,

речевые функции, интеллектуальные функции.

28. Принципы делегирования полномочий в организации.

Ключевую роль в реализации организационной функции играют процессы делегирования. Понятием делегирования обозначается передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Процесс делегирования часто рассматривается как сердцевина всей управленческой деятельности, поскольку он напрямую связан с решением основной задачи менеджмента — «добиться выполнения работы другими лицами» (М. Фоллет).

Предметом делегирования являются полномочия. Полномочия соответствуют (или, по крайней мере, должны соответствовать) основным задачам и содержанию работ того, кому эти полномочия делегируются. По своей сути они являются ограниченным правом распоряжаться ресурсами организации и использовать усилия других сотрудников. Делегироваться могут как собственно полномочия, так и право на выполнение заданий, видов работ.

В первом случае речь идет о разделении управленческих обязанностей: например, генеральный директор делегирует ряд своих функций главному инженеру.

Во втором случае чаще говорят о «возложении поручений» на подчиненного. Далее, полномочия по своей сущности есть единство прав и обязанностей, представляемых возможностей (средств) и принимаемой ответственности. С одной стороны, никакое исполнение (или руководство) невозможны без некоторых ресурсов, средств для этого. Они, следовательно, составляют первый компонент полномочий. Но с другой стороны, предоставление руководителем кому-либо полномочий дает ему право ожидать конкретных результатов их использования. Поэтому одновременно с принятием прав исполнитель берет на себя систему обязательств. Руководитель возлагает, а исполнитель принимает ответственность за делегированные полномочия, выражающиеся в обязательстве их выполнить. Обязательства, таким образом, представляют собой своеобразную форму контракта между организацией и индивидом на выполнение определенных работ за определенное вознаграждение.

По отношению к процессу делегирования в теории управления сформулированы два основных положения. Первое состоит в том, что полномочия делегируются должности, а не индивиду. Тем самым обеспечивается устойчивость организационных структур по отношению к неизбежным изменениям их кадрового состава. Второе положение гласит, что делегироваться могут только полномочия, а не ответственность. Оно является, по существу, прямым следствием принципа единоначалия: в случае провала полномочий исполнителем конечную ответственность все же будет нести руководитель. Другое дело, что и исполнитель также «будет отвечать», но перед тем, кто делегировал ему полномочия, т.е. перед руководителем. Поэтому ответственность может быть только возложена, но не делегирована.

Процесс делегирования полномочий, его объем и сложность определяются, в основном, иерархическим уровнем руководителя, осуществляющего этот процесс. Руководители низшего звена (supervisors) непосредственно организуют исполнительскую деятельность и не имеют дополнительных уровней управления между собой и исполнителями. Они поэтому осуществляют не делегирование полномочий, а делегирование прав на выполнение тех или иных работ. Руководители среднего и высшего уровней управления делегируют уже, в основном, полномочия. Они тем самым организуют не только исполнение, но и управление.

 

Делегирование полномочий как основа организационной функции осуществляется при соблюдении ряда основных требований, получивших статус организационных принципов делегирования [43].

Скалярный принцип. Чем более четкой является линия полномочий от высшего руководителя до каждого подчиненного, тем более эффективными оказываются система внутриорганизационной коммуникации и функционирование предприятия в целом.

Принцип делегирования. Полномочия, делегированные отдельным управляющим, должны быть достаточны для того, чтобы обеспечить возможность получения ожидаемых результатов.

Принцип абсолютной ответственности. Ответственность, которую несут подчиненные перед своим начальником за результаты своей работы, является абсолютной, а начальники не могут уклоняться от ответственности за организацию деятельности подчиненных.

Принцип паритета полномочий и ответственности. Ответственность за действия не может быть больше той, которая вытекает из делегированных полномочий, но не должна быть и меньше.

Принцип единоначалия. Чем более полной является подотчетность одному начальнику, тем менее вероятно возникновение противоречий в исполнении и выше чувство личной ответственности за результаты.

Принцип уровня полномочий. Решения, входящие в компетенцию отдельных руководителей, должны ими и приниматься, а не направляться «вверх».

 

Эффективно организованное делегирование полномочий, действенно воплощающее в себе указанные принципы, является важнейшим инструментом управления. Вместе с тем именно делегирование полномочий сопряжено с большими трудностями и «барьерами» — как общеорганизационного, так и собственно психологического плана. Наиболее значимыми среди них являются следующие трудности.

Заблуждение типа «Я сделаю это лучше». Руководитель полагает, что если он в принципе может выполнить некоторую работу лучше, чем кто-либо иной, то он и должен ее выполнять. Однако это — большая ошибка, нередко имеющая катастрофические последствия для организации. Она, в частности, ведет к перегрузке руководителя несвойственными ему функциями, к его отвлечению от других — основных его функций, а также блокирует профессиональный рост подчиненных. Кроме того, она сковывает их инициативу, а в конечном итоге ведет к деградации или распаду всей системы управления.

Отсутствие способности руководить. Некоторые руководители настолько «погружены в текучку» повседневной работы, что оказываются не в состоянии осознать распределение работы между подчиненными.

Отсутствие доверия к подчиненным. Помимо прямого действия, оно вызывает и «эффект бумеранга», когда возникает «недоверие к не доверяющему начальнику» (феномен «отраженного недоверия»). Тем самым возникает и усугубляется порочный круг недоверия.

Боязнь риска. Из-за того что руководители отвечают за работу подчиненного, они испытывают опасения, что делегирование вызовет проблемы, за которые им придется отвечать.

Неразвитость существующей в организации системы контроля. Если контроль слабо развит (например, нет соответствующих служб), то у руководителя возникает боязнь делегирования полномочий из-за того, что он не сможет эффективно проконтролировать их выполнение.

Опасения руководителя, что «его могут запилить». Опасения в делегировании полномочий, особенно административных, возникает и в связи с тем, что они могут быть реализованы другим лучше, чем это делает сам руководитель. Это автоматически может привести к снижению его авторитета и повышению статуса иных членов организации — часто именно тех, повышение статуса которых является наиболее нежелательным с точки зрения руководителя.

Опасения потерять престиж. Ни один руководитель не хочет потерять престиж. Поэтому часто возникает мнение (в целом ошибочное, хотя и содержащее рациональное зерно), согласно которому, если он передает подчиненным часть своих полномочий и этим самым — часть престижа, то он утратит его ровно столько же, сколько приобретут подчиненные.

Не менее, а в ряде случаев даже более негативным, нежели эти ошибки, является другой — как бы противоположный им феномен. Это — явление гиперделегирования. Его суть состоит в том, что руководитель делегирует (а иногда попросту — «перекладывает» на других) свои прямые функции, обязанности, статусные полномочия и прерогативы. Причины данного феномена многообразны. Среди главных из них можно выделить слабую профессиональную компетентность, низкие общеорганизационные способности, слабость позиции лидера в организации, отсутствие мотивации к эффективной деятельности, боязнь ответственности1, а также некоторые собственно психологические качества (неустойчивость к неопределенности, не склонность к риску, слабое развитие мотивации достижения, импульсивность, конформизм, нейротичность).

Все отмеченные деформации могут быть в значительной мере компенсированы теми качествами руководителя и правилами его поведения в ситуациях делегирования полномочий, которые оптимизируют этот процесс и описаны в теории управления.

Главными среди них считаются следующие.

Восприимчивость и готовность учитывать мнение других, что позволяет не только делегировать полномочия в их исходном виде, но и согласовывать их с индивидуальными особенностями и мнениями исполнителей, внося при этом требующиеся изменения.

Готовность передать право принятия решения означает, что руководитель полно, т.е. адекватно, передает часть своих полномочий, включая не только исполнение как таковое, но и признание за исполнителями права на допустимую самостоятельность.

Допущение права подчиненных на ошибку. Поскольку человеку свойственно ошибаться, за подчиненным следует оставлять право на ошибку. Возникающие при этом проблемы следует относить к издержкам роста квалификации персонала.

Готовность доверять подчиненным (что является «зеркальным вариантом» ошибки «боязнь риска»).

Готовность постоянно совершенствовать контроль исполнения. Эффективная система контроля, как отмечалось, существенно облегчает не только проверку исполнения, но и расширяет возможности общего процесса их делегирования.

29. Саморегуляция как процесс, модели саморегуляции.

Саморегуляция – это системно организованный процесс внутренней психической активности по поддержанию и управлению разными формами познавательной активности для достижения поставленных целей. По сути, это направленность субъекта на себя – когда человек регулирует собственную психическую сферу. Саморегуляция направлена на достижение оптимального уровня жизнедеятельности субъекта.

Виды:

произвольная: связана с целью деятельности, доступна самоконтролю

непроизвольная – связана с жизнеобеспечением, осуществляется в организме на основе эволюционно сложившейся нормы.

Абульханова-Славская: ступени саморегуляции:

-регуляция психических процессов

-рег-ция действий

-рег-ция обстоятельств жизни

-саморег - управление собой

Модели

Анохин П.К.: функциональная система – 5 звеньев:

афферентный синтез, принятие решения, акцептор результатов действия, эфферентный синтез и постоянную оценку акцептором результатов действия параметров достигнутых результатов с помощью обратных связей, “обратной афферентации”

 

Гриммак: 4 типа бессознательной саморегуляции:

- отреагирование избыточной активности в г.м. на периферию НС

- саморег. реализуется с привлечением в мозг потока нервной импульсации. Исп-ся ср-ва тонизирования орг-ма (физионагрузка, возд-е на органы чувств)

- исп-ие условных привычных стимулов сочетается с ранее определенным уровнем бодрствования, вызывающих его привычным образом – различные виды обрядов

- в условиях сильного эмоционального дискомфорта – когн-ая переоценка событий

 

Конопкин: осознанная концепция саморегуляции.

1.Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию,

2. Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности,

3. Программа исполнительских действий.

4. Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности

5. Контроль и оценка реальных результатов.

6. Решения о коррекции системы саморегулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.059 с.)