Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два фактора в детском развитии и триггерный механизм их взаимодействия.

Поиск

Становление высших психических функций обеспечивается тес­ным взаимодействием двух факторов развития - биологическим и со­циальным. Как ни в какой другой отрасли психологического знания, в нейропсихологии действие этих факторов отчетливо проявляется, и особенно хорошо их взаимодействие можно обнаружить на ранних этапах онтогенеза.

Биологический фактор конкретизируется в генетической про­грамме и условиях её реализации. Развитие человека начинается с одной клетки, и успешность клеточного деления, а также последую­щее формирование из нее «многоклеточного государства» - человека, как биологического вида, обеспечивается запуском и развертыванием генетической программы. Успешная реализация генетической про­граммы обеспечивается, как минимум, своевременностью поступле­ния необходимых питательных веществ (строительного материала) развивающемуся организму, их полноценностью, и отсутствием вредных (тератогенных) воздействий.

Вредоносные факторы, приводящие к нарушениям в развертывании генетической программы, могут быть обусловлены целым рядом причин, которые (причины) делятся на три группы по типу и времени действия поражающего фактора - эндо­генные причины нарушения развития; врожденные и приобретенные:

I. Эндогенные причины изменения в структуре наследственности (мутации) могут быть генными и хромосомными. Кроме того, на возможность появления му­таций оказывают воздействие: возраст родителей. И ещё один фактор, реализующий эндогенные причины мутаций, - эндокринные заболевания и метаболические дефициты

2. Врожденные причины, среди К таковым факторам, дейст­вующим с разной степенью- вредоносности, можно отнести - хрони­ческие заболевания матери (сердечно-сосудистая патология, болезни печени, почек, щитовидной железы и др); внутриутробные, инфекции Особенно опасными считаются вирусные заболевания, при кото­рых риск патологий плода возрастает весьма высоко:; краснуха (15 - 20%); цитомегалия (вирус слюнных желез); врожден­ный сифилис; токсоплазмоз, К наиболее частым химическим вредностям. К лекарственным препаратам, наркотические веще­ства (ЛСД и др.), контрацептивные средства, курение (активное и пассивное).

3. К приобретенным причинам, приводящим к нарушению раз­вертывания генетической программы в рамках реализации биологи­ческого фактора, следует отнести вредоносные агенты, поражающе действующие на формирующийся мозг и ЦНС в перинатальный пе­риод. К таковым относятся гипоксии в родах и перед ними.

Все перечисленные причины, реализующие вредоносное воздей­ствие на плод и младенца, имеют определенную связь со временем своего воздействия, чем в более ранние сроки созревания плода, его ЦНС и мозга она действует, тем более вредоносно её воздействие

Социально-культурный фактор в процессе развития плода и ребенка-младенца реализуется через педагогические и воспитатель­ные условия семейной ситуации и детско-родительских отношений. Все сходятся во мнении о роли и значении семейного окружения ребенка, делая акценты каждый на своих моментах этого окружения. Благо­приятная атмосфера в семье непременное условие развития высших психических функций ребенка и формирования его эмоционально- личностного статуса. Препятствием к развитию становятся условия депривации, в которых ребенок не может приобрести полноценный социальный опыт, или он оказывается недостаточным. Наиболее важные факторы депри­вации таковы:

1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пренебрежения;

2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями;

3) дезорганизация семейной жизни в связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение;

4) социальная изоляция семьи;

5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозмож­ность владения личными вещами игрушками, одеждой, постелью и т.д. Эти факторы остаются практически неизменными в большинстве исследований, подвергаясь лишь конкретизации особенно в части асоциального поведения роди­телей (Т.Н. Осипенко, 1996).

Механизмы проведения социально-культурного фактора в жизнь.

Для нормального развития малышу не достаточно только отсутствия депривации, важно, чтобы присутствовало развивающее взаимодейст­вие с родителями, которые выступают в качестве носителей социаль­но-культурного фактора. Механизмы его проведения родителями тем более важны, что именно этот фактор способен компенсировать де­фекты биологического фактора. Фактор социальный является управ­ляемым и осознаваемым, в этом его плюсы и его же минусы

Необходимо знать, что отдаленные друг от друга системы и структуры (не только зрительная система, но и все остальные) мозга развиваются в конкретные промежутки времени, достаточно жестко определенные генетической программой развития ЦНС. Временная характеристика развертывания программы как бы объединяет эти от­делы мозга, определяя взаимосвязанную последовательность или синхронность их созревания. Синхронность развития событий в моз­говых структурах, находящихся на отдаленном друг от друга рас­стоянии обеспечивает возможность их структурной и функциональ­ной интеграции в определенный период нейроонтогенеза при условии своевременности воздействия средовых факторов.

Так, например, в первые недели внутриутробной жизни синхрон­но развиваются пространственно отдаленные нервные клетки, пред­назначенные для синаптического соединения между собой. К таким нервным путям относятся все анализаторные системы - зрительная, слуховая, двигательная, все виды чувствительности — тактильная, бо­левая, температурная, мышечно-суставная, вкусовая, обонятельная. Объединение анализаторных систем в целостное кольцо возникает только на втором месяце после рождения, и именно для их благопо­лучного объединения, встречи путей на уровне компаративных (пере­ключательных) нейронов в срединных структурах мозга необходима полноценная и активная средовая стимуляция в виде общения с ро­дителями, включающего воздействие на все модальные системы ре­бенка.

Конкретизируя понятие «полноценное родительское общение с ребенком» в аспектах народных традиций, которые, безусловно, со­храняли необходимые и своевременные стимульные средовые факто­ры, обеспечивающие дозревание анализаторных систем, следует ука­зать, что оно включало:

1) разнообразную зрительную стимуляцию в виде игрушек, тря­почек, ленточек, яркой одежды матери, само лицо и голова матери в различных уборах и т.д.;

2) разговоры с ребенком велись в ритмичной, стихотворной фор­ме приговоров, причитываний («тетешканье»), которые видоизменя­лись по составу звуков вместе с ростом ребенка. На начальных стади­ях преобладали гласные, затем по очереди вводились согласные, практически в той же последовательности, как у младенца становятся звуки в гулении и лепете. Обязательным было разговор нараспев и пение ребенку песен колыбельных и игровых, сопровождавших пе­риоды бодрствования ребенка;

3) естественным ухаживающим моментом за ребенком были мас­саж и гимнастика, которые назывались в зависимости от времени и момента выполнения по-разному: после любого, сна - «потягушки» или «порастушки», а в игровых занятиях были и «попрыгушки», «потягушки», и многое другое. Каждое двигательное занятие сопровож­далось короткими присказками, в которых регламентировалась последовательность выполняемых действий с одновременным разви­вающим речевым эффектом.

Триггер

Такая встреча с условным запечатлением внешнего стимула называется импринтингом. А стимул, выводящий организм на но­вый уровень развертывания программы, - триггер. Роль триггера особенно велика в ближайшее послеродовое время жизни ребенка, в этот период практически каждое событие оказывается пусковым, или триггерным. Особенно значим момент приложения младенца к груди матери. Выработанный внутриутробно сосательный автоматизм, как база будущего сосательного (пищевого) поведения, запускается и регулируется специальными командными нейронами. Сигнальным, или тригтерным воз­действие среды для реализации сосательного поведения является встреча с соском материнской груди. Тем самым, сосательный автоматизм реализуется в условно-рефлекторное соса­тельное поведение. Как мы уже отмечали ранее, в этот же момент за­пускаются к развитию когнитивные процессы высокого уровня - сис­тема модально специфических процессов в русле развития произ­вольного внимания.

Завершая рассказ о сосательном поведении ребенка, необходимо заметить, что встреча груди матери и губ младенца является триггерной не только для ребенка, но и для матери. В этот момент система «общности» матери и ребенка, бывшая до рождения, перево­дится на новый уровень индивидуально-личностных отношений вос­питательного и ухаживающего процесса, но, кроме того, с началом лактации в организме кормящей женщины происходят множествен­ные изменения - метаболические, эндокринные, обменные, психоло­гические.

Если импринтинг не состоялся, то наступают достаточно серьез­ные последствия, как для ребенка, так и для матери. Проблема состоит не только в нарушении сосательного (пищевого) поведения у ребенка, которое лежит в основе всей системы жизнеобеспечения и в том чис­ле развития ЦНС, или незавершении программы вынашивания ребен­ка естественными системными перестройками организма матери. При несостоявшемся импринтинге, например у котят, даже при хорошем питании через зонд часть (1/4) котят погибала в разные сроки после рождения. Гибель объясняется нарушением и рассогласованием про­грамм развития ЦHC с невозможностью их полноценного функцио­нирования в дальнейшем.

Роль триггера не сводится только к запуску новой программы. Как это показано с сосательным поведением, второе не менее важное его значение состоит в подаче сигнала к угасанию старой программы, действовавшей в поведении ребенка до того. В ситуации с сосатель­ным поведением встреча с грудью матери подала сигнал к отмиранию системы получения питания через пуповину, системы дыхания, кро­вообращения эндогенного типа. В новых условиях гравитации, внеш­ней среды, активно насыщенной сенсорными стимулами разной мо­дальности (свет, звук, прикосновения, давление) большинство старых программ (питания, дыхания, движения) подвергаются «обнулению», то есть тормозятся и угасают. В этом и состоит роль триггера - сиг­нал к угасанию старых программ и запуску новых, чем и достигается пошаговый переход в развитии и уровня к уровню, заданному гене­тической программой и контролирующемуся ею же.

Редуцированные, устаревшие навыки (обнуленные) и автоматиз­мы не исчезают навсегда, но сохраняются заторможенными в глуби­нах памяти мозга, а при экстренных неблагоприятных условиях могут проявиться вновь - в этом состоит феномен «диссолюции».

Выглядит такой феномен как обкра­дывание одной функциональной системой другой, что происходит по понятным причинам ограниченности энергетического и питательного ресурса организма.

19. Проблема нормы психического развития ребенка. Виды подходов к квалификации нормы.

Выделение разными специалистами нарушений (отклонений) у ребенка – очень важный фактор, указывающий на факт неблагополучного развития ребенка и неблагополучного воздействия на него среды. Вместе с тем, некоторые отклонения от «идеальной» нормы есть у каждого ребенка – так называемая гетерохрония развития. В связи с этим является очень важным дифференцировать норму и патологию в развитии. Это очень сложная проблема, существуют разные точки зрения и подходы к ней

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Братусь в «Аномалиях личности»:

1. статистический подход - сравнение со среднестатистической нормой. Недостаток – рост частоты однотипных отклонений ведет к сдвигу нормы; учет нескольких показателей проблематичен

2. адаптивный – адаптация ко всему не всегда норма

3. адекватность – социуму видимо

4. культурный релятивизм – во всех культурах все относительно

5. негативный – норма как отст-е нарушения

6. антипсихиатрия – все норма

7. градуированный – основан на патопсихологии – норма опр-ся через нездоровье.

Прямая поделена на 6 отрезков: слева направо –

Норма

Реакции личности. Чел-к м\б нормальным, но выдавать иногда неправильные реакции

Зона состояний – пр. состояние тревоги м\б адекватным и неадекватным

Невроз– это уже болезнь. Это все обратимые феномены.

Психопатии – нарушения личности. Уже необратимы вообще, но обратимы внутри диапазона

Малая психиатрия – пограничные состояния – 80% всех болезней психических.

Собственно патология – большая психиатрия – нарушение психики на всех уровнях (МДП, шиза, эпи)

 

С точки зрения супругов Семаго любое отклонение отдельной функции или системы функций от программы развития вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запаздывние развития), выходящее за пределы социально-психологического норматива, установленного в данной образовательной, социокультурной и этнической ситуации для данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы функций.

Отклонение в развитии таким образом – это отклонение отдельной функции или ее системы от точки отчета – программы развития (нет четкого определения, понимается как статистическая средняя тенденция, отражающая особенности протекания функций у большинства детей).

НО: темп психического развития определяется многими факторами. А указание авторов на социокультурные и образовательные факторы – это относительный аспект нормы, в результате сам феномен нормы становится очень гибким, а феномен нарушения приобретает относительный характер.

Сам же феномен нарушения развития имеет устойчивый характер и часто не зависит от социокультурных аспектов.

Многие авторы считают, что четкой границы между нормой и патологией нет (на это еще указывал Фрейд).

Пережигина и Солондаев (в книге «Проблемы нормы и патологии…») считают, что эта граница есть и может быть эмпирически найдена. Но на это требуются большие силы и технически эту границу сложно установить, да это и не нужно. Гораздо важнее помочь ребенку с трудностями в развитии, чем установить, выходит ли его развитие за четко определенные нормативные границы или нет.

20. Нейропсихологическое исследование зрительно-гностических нарушений.

 

1. Элементраные зрительные функции – должно предшествовать всем остальным исследованиям зрительного гнозиса

· Острота зрения –педельная возможность зрительной системы раздельно отражать два максимально сближенные, но разнесенные точки зрительного пространства. Таблицы Сивцева-Головина, кольца Ландольта.

· Оценка полей зрения. Дуговой периметр Ферстера (делали у Лебедева когда-то..)

· Оценка цветоразличения. Полихроматические таблицы Рабкина.

Предметный гнозис

· Зрительные представления – описать 3-6 предметов. Диагностика: яркость образа, отчетливость, фрагментарность, полнота, обобщенность, конкретность образа. Неполноценность описания – слабость затылочно-теменной коры (хранение зрительных образов) и лобная кора (волевое усилие извлечь образ, его описать).

· Узнавание реальных предметов (бытовых) – дополнительный анализ особенностей восприятия. Долго ли рассматривает, правильно ли называет, путает ли схожие по форме предметы.

· Узнавание изображенных предметов, предметов-соперников (схожих по форме, н-р, гриб и лампа, змея и ремень) – обеспечивается затылочно-теменная корой – синтез признаков в целостную структуру.

· Узнавание контурных изображений – затылочно-теменные отделы

· Таблицы Вассермана (недорисованные изображения) – дефицит правого полушария, невозможность симультанно (целостно) увидеть изображения.

· Проба Поппельрейтера (перечеркнутые, наложенные изображения) – необходимо абстрагироваться от лишних линий и увидеть целостно контур рисунка – нарушение правой затылочной коры.

· Складывание картинки из частей (как с субтесте Векслера) – диагностика пространственно-зрительного изображения (теменно-затылочная кора) и наглядного мышления и конструктивного праксиса.

Цветовой гнозис

· Идентификация цветов – показать цвета, названные экспериментатором (нижне-затылочные и затылочно-височные отделы левого полушария).

· Называние цветов – эксп.-р показывает цвет, исп. должен показать этот цвет в заданных образцах. Неспособность – цветовая агнозия (теменно-затылочная кора правого полушария)

Лицевой гнозис

· Узнавание знакомых лиц в обыденной жизни

· Узнавание знакомых лиц (опознание портретов Гоголь, Чехов, Пушкин..) – правая нижне-затылочная область.

· Эмоциональная идентификация портретов – грубые дефекты (правое полушарие и левые лобные доли).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.012 с.)