Проективные методики в клинике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективные методики в клинике.



Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Термин "проективные" был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других.

Проективный метод создан для устранения искажений которые вызывают респонденты своими ложными ответами и прочими попытками сделать себя более моральнее. «Проективные методы проецируют личностные особенности в состоянии неопрделенности на что-то там». Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.

Психоанали з как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное". Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации

- Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира".

- C точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль".

- Классификация (из лекций):

- Быстрый ответ на стимул, менее сдержан (скорость)

- Неопределенность стимула (неосознанное проецирование)

- Неопределенность стимула при требовании однозначного выбора

- Классификация (из интернета):

- Методики дополнения.

- Стимульный материал:

- набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

- Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

- Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования.

Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:

1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

4. Проблема надежности решается использованием батареи методик.

Отличия в клинике:

Экспертиза для врача => ответственность

Профессиональная тайна => значимость

Стимульный материал, используемый в проективных методиках, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл.

Преимущественное использование проективных методик для изучения неосознаваемых форм психической деятельности объясняется спецификой клинических и параклинических задач, решаемых с их помощью. Как известно, эти методики создавались для клинических целей и в своих классических вариантах используются главным образом в клинике неврозов. Однако в отличие от отечественной в зарубежной психологии термин "клинические методы" не имеет специфического значения; он указывает прежде всего, что исследование ориентировано на выявление индивидуальных, "уникальных" способов адаптации личности к социальному окружению и себе самой. Проективные методы являются клиническими именно в этом смысле: специально подобранная батарея методик способна ответить на такие важные вопросы, как стиль взаимоотношения личности с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократизм и т. д.);

ее ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов;

самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости и т. д. Бесспорно, что богатством получаемого материала проективные методики выгодно отличаются от других более популярных в общепсихологических исследованиях методов, например опросников. Вместе с тем такие широко известные методики, как ТАТ или тест Роршаха в своих оригинальных вариантах чрезвычайно сложны и громоздки, предполагают высокий уровень мастерства экспериментатора и одновременно не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов. Одной из попыток избегать указанных недостатков является исследовательская работа в направлении стандартизации проективных, методик и создания их модификаций. Так, возникли известные варианты ТАТ Мак-Клеланда и Хеккаузена, упрощенные варианты теста Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и некоторые другие.
4. Роль психологических факторов в возникновении и течении соматических болезней.

Термин «психосоматика» — 1818 г. (ввёл Хейнрот).

Разные т. з.:

1) тесная взаимосвязь психических и соматических процессов, задача — иссл. роли психологических факторов в этиопатогенезе телесных заболеваний,

2) целый ряд содержательных феноменов, в которых два аспекта — психосоматические заболевания и психосоматическая медицина.

Психосом. заболевания проявляются тремя группами симптомов:

1. Конверсионные симптомы.

2. Функциональные синдромы.

3. Органные неврозы и психосоматозы.

Психосом. медицина представляет собой определенную концепцию, общую ориентировку здравоохранения в целом, когда учитываются комплексные соматопсихосоциальные взаимодействия при возникновении, течении и терапии заболеваний.

Понимание того, что этиологические факторы множественны, следовательно, медицина должна расширить свое поле зрения — больной не только носитель заболевшего органа, нужно лечить в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.01 с.)