Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация психопатий по А.Е. Личко (1977)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
■=> истинные (генуинные) психопатии: ■=> гипертимный; ■=> циклоидный; ■=> лабильный; ■=> астеноневротический; => сенситивный; ■=> психостенический; ■=> шизоидный; ■=> эпилептоидный; <> истероидный; ■* неустойчивый; ■=> комфортный типы. ■=> Приобретенные психопатии, психопатические развития по следующим типам: ■=> гипертимно-неустойчивый; ■=> неустойчивый; ■=> истероидный; => лабильно-истероидный; ■=> гипертимно-истероидный; ■=> лабильный; => астено-невротический; ■=> сенситивный; => психостенический; ■=> эпилептоидный. ■* Органические психопатии: ■=> неустойчивоподобный; ■=> эпилептоидоподобный; ■=> шизоидноподобный типы. Классификация форм психопатии по П.Г. Сметанникову (1995): ■=» возбудимая форма ; ■=> паранойяльная форма; ■=> неустойчивые психопатические личности; ■=> астеническая психопатия; ■=> психостеническая психопатия; ■=> истерическая психопатия ; ■=> паталогически замкнутые; ■=> психопатические личности; <=> сексуальная психопатия. Среди различных типов и форм психопатий, по данным В.В. Ковалева (1995), при органических психопатиях наиболее чаще встречаются возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический типы, что практически соответствует современным представлениям о так называемом психоподобном синдроме, подробно описанном В.Я. Гиндикиным (2001). Так, по В.Я. Гиндикину, психоподобный синдром имеет три варианта: возбудимый, тормозимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наиболее часто при органических психопатиях (истероподобные реакции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят примитивно-банальный, наивный характер). Клиническая и психологическая характеристика каждого из типов и форм психопатий, приведенных в вышеперечисленных квалификациях различных авторов, подробно описаны в учебниках по психиатрии и клинической психологии. Данное пособие обращает внимание будущих специалистов на изучение основных психических состояний и поведенческих реакций, которые наиболее часто отмечаются при психоподобном синдроме, развившемся вследствие органического поражения головного мозга и лежащем в основе клинических проявлений умственной отсталости легкой и умеренной степени. Психоподобный синдром (основные психические состояния и поведенческие реакции). 1. Возбудимый вариант:
■=> агрессивное поведение (различные его виды1) по отношению к окружающим; ■=>аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, возникающая на фоне повышенной аффективности с дисфорическими состояниями); <=> повышенная раздражительность и вспыльчивость; ■=> повышенная обидчивость и эгоистичность; ■=> озлобленность и ярость в виде аффективных разрядов и вспышек; ■=> истероподобные реакции и истероформное поведение => быстрая смена настроения; <=> вязкость и назойливость поведения; •=> повышенная демонстративная двигательная возбудимость в периоды аффективных вспышек («двигательный шторм»). Виды агрессивного поведения (по А. Басса — А. Дарки). 1. Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица). 2. Косвенная агрессия (взрывы ярости, озлобленности, злобные шутки, сплетни). 3. Склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении резкости, грубости, вспыльчивости). 4. Негативизм (оппозиционное поведение по отношению к окружающим). 5. Обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством 6. Подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред). 7. Вербальная агрессия (крик, ругань, словесные угрозы, проклятия 8. Чувство вины (убеждение в том, что он сам является плохим чело ■=> высокая эмотивность (повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения, красочность и театральность внешних проявлений эмоций и др.); ■=> эгоцентризм (стремление поставить себя в центр внимания, используя при этом любые средства, к примеру, необычные сочетания одежды, красочные рассказы вымышленных историй, выделяя при этом особо свою роль и др.); ■=> аффективная логика (необъективность мышления, его эмоциональная направленность). 2. Тормозимый вариант: => нерешительность и робость; ■=> страх и испуг; ■=> растерянность и смущение; <=> депрессивные состояния (тоскливое настроение, чувство подавленности, отверженности), периодически возникающие; => двигательная заторможенность («двигательный штиль»); ■=> суицидальные проявления и др. 3. Неустойчивый вариант:
■=> попадание под влияние криминальных структур («их воля без энергии» П.И. Ковалевский); ■=> отсутствие постоянства в занятиях, работе; ■=> стремление уходить от любых трудностей; ■=> недостаточное чувство долга и ответственности; ■=> повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»); ■=> склонность к реакциям имитации; ■=> асоциальное поведение (школьная дезадаптация, бродяжничество и др.). Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с умственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразными эмоциональными расстройствами, которые у многих детей проявляются в виде основного синдрома. По данным В.Я. Гиндикина (2001), среди эмоциональных расстройств при умственной отсталости в психиатрической практике наиболее часто встречаются такие синдромы, как эйфорический, апатико-абулический и дисфорический. «...При первом из них отмечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда - с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности... При апатико-абулическом синдроме в рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость. Для дисфорического синдрома характерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко - с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира...» В основе многих поведенческих реакций и эмоциональных расстройств у лиц с умственной отсталостью легкой и умеренной степени лежат разнообразные психогенно травмирующие факторы. Составить полный их перечень практически не представляется возможным в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на то либо иное психогенное воздействие. Так, «безобидная» ситуация для одних может явиться «шокирующим фактором», иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других. Специалистам разного профиля (врачи, педагоги, психологи, юристы и др.Профессиональная деятельность которых направлена на работу с детьми, авторы рекомендуют учитывать психо-генно-травмирующие факторы, которые с большой долей условности сгруппированы В.А. Гурьевой (2001) 1. Сверхсильные, острые, внезапные: а) смерть на глазах ребенка; б) убийство на глазах ребенка; в) изнасилование. 2. Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка): а) смерть матери, отца; б) неожиданный уход из семьи любимого родителя; в) известие, что родители - не родные, что ребенок - приемный. 3. Острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. 4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических 5. Психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка. 6. Психогенные травмы, определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, сенситивно-шизоидные и пр.). 7. Психогенные травмы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной). 8. Психогенные травмы в периоды возрастных кризов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств). 9. Психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием(отвержение ребенка, воспитание по типам «кумира семьи»,«Золушки», «ежовых рукавиц» и пр.) 10.Хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, служба в армии). 11.Комбинация острых и хронических психогенных травм. Под влиянием психогенно-травмирующих факторов у ряда лиц с умственной отсталостью легкой степени наблюдаются углубления патохарактерологических реакций, а у социально-запущенных детей — их появление. К патохарактерологическим реакциям относятся: ■=> реакции протеста (оппозиции); ■=> реакции отказа; ■=> реакции имитации; ■=> реакции компенсации и гиперкомпенсации. Патохарактерологические реакции — психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка или подростка, ведут к нарушениям социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими (в частности, соматовегетативными) расстройствами (Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. С. 119). В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделяются (А.Е. Личко, 1983): ■=> реакции эмансипации; ■=> реакции группирования со сверстниками; ■=> реакции увлечения; ■=> реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркими и проблемными являются: ■=> побег из дома; ■=> реакция одиночества; ■=> дромомания; ■=> малолетняя проституция; ■=> делинквентное поведение. Рассмотрим основные клинические особенности этих реакций. Реакция протеста (оппозиция). Реакции протеста (делать все наоборот, назло) — преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфликтными переживаниями личности ребенка (обиды, ущемленное самолюбие, недовольство близкими, конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадаптация, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.). Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, которые, по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависимости от характера нарушений поведения различают два вида реакций протеста: ■=> активные; ■=> пассивные. Активные реакции протеста характеризуются различными патологическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гневными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации. Пассивные реакции протеста характеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суицидальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частичным мутизмом и др. «Одна из основных причин реакций протеста - нарушение отношений в семье. Без своевременных (ранних) лечебно-педагогических мероприятий реакции протеста постепенно превращаются в устойчивое неправильное поведение и являются основой для формирования патологического характера». Реакции отказа — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, напоминающая собой атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка, страдающего шизофренией. Клинические проявления реакций отказов характеризуются такими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и потребностей, от учебы, появление чувства страха перед новым, «потеря перспективы» («ситуация фрустрации»), безсистемный и необдуманный характер ответов на поставленные вопросы и др. Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и средней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и помещенных в интернаты, детские дома, приюты и др. Реакции имитации — психогенные личностные реакции, клинически проявляющиеся подражанием поведению отдельных личностей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными, (в детском возрасте — это родители и воспитатели, в подростковом — старшие подростки, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка). В детском и подростковом возрасте практически каждый ребенок создает себе образ личности, на которую он хотел бы быть похожим. Это образы знаменитых артистов, спортсменов, художников, музыкантов, врачей, педагогов, ученых и др. Создавая себе «кумира» и, перенимая от него многие положительные качества, подросток, уже на подсознательном уровне, развивает в себе такие свойства личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, повышенное стремление к учебе, творчеству, здоровому образу жизни и др. Таким образом, реакции имитации зачастую являются источником воспитания у ребенка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств и носят позитивный характер. В этих случаях их относят к положительным реакциям имитации. Однако у многих детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у лиц с чертами эмоционально-волевой неустойчивости развивается склонность к отрицательным реакциям имитации, которые становятся источником возникновения асоциального поведения, а также многих вредных привычек. Особенно печальные и драматические последствия реакций имитации в подростковом возрасте отмечаются при вовлечении ребенка в преступные группировки и религиозные секты, когда подросток оказывается в полной эмоциональной зависимости от уважаемого им лица и готов выполнить любое его распоряжение, вплоть до самоубийства. На фоне реакций имитации у многих детей развиваются различные расстройства невротического характера. «Такая динамика возможна при реакциях имитации, связанных с сексуальными действиями окружающих (например, возникновение мастурбации у ребенка, бывшего свидетелем половой связи взрослых или подражающего онанизму сверстников), а также в некоторых случаях невротического заикания, возникшего из подражания речи заикающихся близких» (Н.П. Тяпугин, 1966). В своей повседневной практической деятельности педагоги, психологи и воспитатели должны помнить, что реакции имитации у детей имеют также важное психодиагностическое значение. Так, по изменившемуся поведению подростка можно предположить о той зоне ближайшего окружения, которое оказывает на него то либо иное влияние, и при малейших признаках появления отрицательных реакций имитации необходимо применять самые активные методы психолого-педагогического воздействия, направленного на переориентацию интересов и поведения ребенка в позитивное русло. Реакции компенсации и гиперкомпенсации — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, которые характеризуются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывания слабых его сторон и являющихся «психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный характер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадаптации ребенка. Клинические реакции компенсации и гиперкомпенсации у физически слабого ребенка проявляются компенсаторными фантазиями или мечтами о том, что он сильный, смелый и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации («психологический пресс»), - компенсаторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверстников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др. Таким образом, реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «неполноценности», с физическим дефектами, хроническими инвалидизирующими заболеваниями, психоневротическими расстройствами и др., а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, подавляющими его активность и др.). Реакции эмансипации — стремление подростков к самостоятельности и независимости. Это своего рода самоутверждение его личности. Основной причиной развития реакций эмансипации у детей являются гиперопека и деспотизм родителей. Чем выше гиперопека и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами избавиться от влияния взрослых. При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже «взрослый» и «самостоятельный». В младшем возрасте, в виду прямой зависимости от родителей, дети еще подчиняются их давлению, в подростковом же — они стараются «делать все по-своему», вопреки советам взрослых, критически относятся к старшим, в крайних случаях они избирают уход из дома и бродяжничество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.01 с.) |