Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).



С учетом основных медико-психологических особенностей пу­бертатного возраста («рывок роста» «гиперсексуальность», незре­лость мышления, непредсказуемость поведенческих реакций и др.) подростков-отцов можно отнести к легкомысленным и безответ­ственным личностям, не желающим принять на себя «ношу» от­цовства. Вот какая характеристика этих юношей приводится в кни­ге под названием «Отцы-подростки» (Robinson, 1988):

«...Подростки -отцы - это юноши, не умеющие и не желающие контролировать сексуальные порывы, склонные любой ценной до­казывать свои мужские качества. Всякая новая половая связь слу­жит для них возможностью пополнить коллекцию побед еще одним именем...

...Подростки, рано становящиеся отцами, охотятся за ничего не подозревающими невинными девушками, добиваясь своего мягким обращением, лестью и обманом; это - законченные эгоисты, оза­боченные только обольщением жертвы и не думающие о возмож­ных последствиях...

...Некоторые юноши полагают, что это партнерши использова­ли их в своих целях...» (Marsigho, 1987)1.

Однако не всех юных отцов можно отнести к вышеописанной категории личности. Многие из них зачастую сами стремятся же­ниться на матери своего будущего ребенка. При этом, в целях изыс­кания материальной поддержки, отдельные подростки-отцы вов­лекаются в криминальную деятельность, которая рано или по­здно заканчивается на скамье подсудимых. В случаях благополуч­ных браков перед юными отцами, так же как и у подростков-мате­рей, возникает множество социальных и психологических проблем, решение которых без участия в них родителей, близких родствен­ников, педагогов и психологов практически невозможно.

4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым пу­тем (БППП).

Каждое из заболеваний, передающихся половым путем, харак­теризуется особой клиникой, своеобразным течением и тяжелыми последствиями, иногда с летальным исходом.

Вот лишь краткая характеристика первичных клинических про­явлений некоторых из этих болезней.

=> Сифилис — появление язвочки (твердого шанкра) на месте про­никновения инфекции (бледной спирохеты) спустя 2—4 недели после заражения. В среднем через 5-6 дней она исчезает и бо­лезнь переходит в негативную фазу.

=> Гонорея — густые выделения из полового члена и жжение при мочеиспускании у мужчин; отсутствие особо выраженных сим­птомов у женщин, но в последующем отмечается поражение маточных труб.

■=> Мягкий шанкр — появление язв с гнойным содержимым на

половых органах и набухание паховых лимфатических узлов

■=> Лобковая вошь — паразит, прикрепляющийся к корням волос в области лобка; укусы лобковых вшей болезненны и вызывают сильный зуд.

■=> Хламидийные инфекции (хламидиозы) — у мужчин отмечаются выделения из полового члена и жжение при мочеиспускании, вследствие развития негонококкового уретрита; у женщин вы­зывают воспаление органов малого таза, которые часто приво­дят к бесплодию.

■=> СПИД — возбудитель заболевания (ВИЧ-инфекция) медленно разрушает иммунную систему человека, тем самым усиливает восприимчивость его даже к самым легким инфекциям. Течение заболевания — длительное, исход - летальный. Одной из особенностей БППП является то, что первичные сим­птомы большинства из них не долговечны, держатся в течение 1 — 4 недель, затем исчезают, и болезнь переходит в так называемую негативную фазу. А тем временем инфицированные люди продол­жают оставаться носителями инфекции и подвергают своих поло­вых партнеров риску заражения.

Одним из основных способов, к которым прибегают люди, же­лая справиться с ситуациями, вызывающими подозрения на зара­жения, является отрицание. «С кем-нибудь другим, но со мной это­го случиться не может, Бог милует» - думает практически каж­дый, решившийся на случайную интимную близость. Но увы, от­тягивая посещение врача и подсознательно надеясь, что все исчез­нет как-бы само по себе, если отрицать наличие болезни, подрос­ток усугубляет заболевание более тяжелыми осложнениями.

Более подробная характеристика этих заболеваний приводится во многих медицинских справочниках, учебниках и ряде научно-популярных изданий.

В подростковом возрасте, особенно среди лиц с умственной от­сталостью легкой степени и детей из неблагополучных семей, мало кто задумывается над опасностью заражения этими болезнями и практически не каждый знает об их тяжелых, порой необратимых, последствиях.

В связи с вышеизложенным одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является разработка новых подходов к нравственному воспитанию учащихся как общеобразовательных, так и специальных учебных заведений.

Побеги из дома.

За последние несколько лет на улицах крупных городов все чаще можно видеть так называемых беспризорных детей, однако основ­ная их масса имеет свой отчий дом, родителей.

Они просто сбежали из дома, им больше нравится вот такая самостоятельная и беспечная жизнь со своими хлопотами и не­предсказуемыми последствиями. Но о них пока эти «беглецы» не задумываются; почувствовав полную свободу, они совершают кра­жи, занимаются попрошайничеством, ведут антисанитарный об­раз жизни, употребляя алкогольные напитки, выкуривая десятки выброшенных недокуренных сигарет, приобщаясь к наркотикам и криминальным группировкам.

Что же заставляет детей убегать из дома? Какие мотивы движут ими при этом? Возможно ли остановить этот поток и создать необ­ходимые условия для нормальной жизни подростков? Эти и мно­гие другие вопросы встают сегодня перед обществом при рассмот­рении этой проблемы.

Среди множества причин побегов из дома выделим лишь неко­торые, которые, по мнению авторов, являются основными:

■=> неблагополучная семья, когда родители (или один из них), зло­употребляя алкогольными напитками, постоянно проявляют аг­рессию по отношению к ребенку, избивая его и унижая его достоинство;

<=> благополучная семья, в которой строгие, чрезмерно требовательные родители (или один из них) используют депривацию (психологи­ческий пресс) как основной метод в воспитании ребенка. Испыты­вая постоянное давление со стороны родителей, запрещающих им многое (посещение дискотек, прогулки до позднего вечера, пользо­вание косметикой, чрезмерное увлечение компьютерными игра­ми, прослушивание «не той» музыки и др.), подростки отвечают на это негативной реакцией —. «реакцией протеста» и совершают «побеги из дома» в поисках свободы и независимости;

■=> побег из дома вследствие сексуального насилия или домогатель­ства со стороны близких родственников, отчима или знакомых, когда ребенок не чувствует себя защищенным в отчем доме и начинает искать защиту на стороне;

■=> повышенная требовательность и строгость учителей, которые рассматриваются учеником как насилие над его личностью, и по­бег из дома является для него единственным шансом избавле­ния от «педагогического тиранизма»;

■=> материально неблагополучные семьи, в которых ребенок чувствует себя «голодным и холодным». В поисках добычи хлеба и хоть какой-то одежды, ребенок убегает из дома, занимаетсь попро­шайничеством и становится объектом асоциальных лиц для при­влечения его в криминальную деятельность;

■=> побег из дома вследствие совершения подростком правонаруше­ния или преступления как попытка уйти от законного воздей­ствия;

■=> побег из дома вследствие поиска новых развлечений и впечатле­ний;

■=> побег из дома вследствие безнадзорности;

■=> побег из дома, обусловленный умственной неполноценностью ре­бенка, легко попадающего под отрицательное влияние асоци­альных лиц.

Таким образом, основным фактором риска побегов детей из дома является родительский фактор, вот почему постоянная и последовательная работа с родителями на местах по основным аспектам педагогических и психологических проблем с учетом нрав­ственного и полового воспитания ребенка, развития в нем твор­ческой личности, уверенности в достижении цели является одной из главных задач современной школы.

Реакция одиночества. На протяжении всей жизни у каждого че­ловека возникают периоды, когда он ощущает себя одиноким, но наиболее остро это чувство осознается в подростковом возрасте, и прежде всего детьми из неблагополучных семей. На сегодняшний день изучение всех сторон феномена одиночества является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Среди многих теоретических подходов к феномену одиночества, описан­ных как в отечественной, так и зарубежной литературе: СВ. Крив­цовой (специалист по проблемам одиночества подростков) с со­авторами (1997) выделены следующие:

■=> интеракционистский (Р. Вейс);

■=> когнитивный (Э. Пелио);

<=> социологический (Дж. Рисмен);

■=> психодинамический (Х.С. Салливан);

■=> феноменологический (К. Роджерс);

■=> экзистенциальный (К. Мустаскас);

■=> мотивационный (Дж. Эйсендорф).

Рассмотрим основные характеристики и сравнительный анализ этих подходов (табл. 4).

 
 


Таблица 4

Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества


Подход Определение феномена одиночества Причины возникновения оди­ночества Характеристика одино­кой личности
Интеракционистский Одиночество-продукт ин­терактивного влияния фак­тора личности и фактора си­туации. Существует 2 типа одиночества: — эмоциональная изоляция (отсутствие привязанности к отдельному человеку) — социальная изоляция (отсутствие доступного кру­га социального общения) Ситуативные причины: личные обстоятельства (например, смена места жительства). Характерологические причины: сосредоточенность на своем внут­реннем мире, застенчивость, низ­кая самооценка При первом типе одиноче­ства: тревожное беспокойство, пустота. При втором типе: ощущение бессмысленности своего суще­ствования, собственной не­значительности, тоска, чув­ство социальной маргинальности
Экзистенциальный Человек изначально оди­нок. Никто другой не может разделить с нами наши чув­ства и мысли, разъединен­ность есть сущностное состо­яние наших переживаний. Одиночество может иметь болезненный эффект, но это продуктивное, творческое состояние Существует различие между «суе­той одиночества» и истинным оди­ночеством. Первое - это система за­щитных механизмов, которая отдаля­ет человека от решения существен­ных жизненных вопросов и постоян­но побуждает его стремиться к актив­ности. Второе проистекает из конк­ретной реальности одинокого суще­ствования и из столкновения лично­сти с пограничными жизненными си­туациями (рождение, смерть, жиз­ненные перемены), переживаемыми в одиночку Страх, депрессия, раздраже­ние, отчуждение, комплекс вины
Когнитивный Одиночество — субъектив­но переживаемое несоответ­ствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием Одиночество возникает, когда ин­дивид осознает несоответствие меж­ду двумя факторами — желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов Чем более одинок человек, тем труднее ему осознавать свои чувства, тем менее он способен спонтанно выражать свои мысли, тем нетерпимее

 

Продолжение таблицы 4

 

      он к гневу и агрессивности в самом себе и тем труднее ему установить личные близкие контакты с другими людьми
Социологический Одиночество — норматив­ный общий показатель, характеризующий общество, оно — продукт социальных сил 3 силы в современном обществе ведут к одиночеству: 1) ослабление связей в первич­ной группе, 2) увеличение семейной мобиль­ности, 3) увеличение социальной мо­бильности Личности, «направленные вовне», ориентированные на других, обособленные от сво­его истинного «я», от своих чувств, своих ожиданий, по­стоянно приспосабливающийся к обстоятельствам и контролирующие свое межлично­стное окружение, чтобы оп­ределить линию своего пове­дения
Феноменологичес­кий Одиночество - проявле­ние слабой приспособляемо­сти личности, отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств Противоречие между внутрен­ним, истинным «Я» в отношениях с другими людьми. Страх быть от­вергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих со­циальных ролей и поэтому испыты­вает опустошенность Личность уязвимая, испу­ганная, уверенная в том, что будет отвергнута всем осталь­ным миром
Мотивационный Нет Нарушение во взаимодействии мотивов приближения и избегания, боязнь социальных оценок, боязнь новизны Скованность, заторможен­ность, застенчивость, тревога. Страх, подавленность, неуве­ренность в себе
Психодинамичес­кий Одиночество - реакция на неадекватное удовлетворе­ние потребности в тесных че­ловеческих связях Недостаток или утрата тех элемен­тов человеческих взаимоотношений, которые формируются с развитием личности: потребность в контакте у младенца. Страх остракизма в мало­летнем возрасте, потеря партнера во взрослом возрасте Нарциссизм, мания вели­чия, враждебность. Скрыт­ность, эгоцентричность

 

 


Основываясь на научных исследованиях последних лет, по дан­ным литературы, — основным фактором риска развития феномена одиночества среди подростков авторы считают ослабление взаимоотношений между родителями и подростками, что отчетливо проявляется в неблагополучных семьях. Не находя взаимопонима­ния в семье, у подростка, на фоне ослабления эмоциональных связей с родителями, наблюдается постепенный перенос центра социализации из семьи в спонтанную группу сверстников, кото­рые «его понимают» и с которыми он не ощущает себя одиноким. Таким образом, при проведении бесед и собраний с родителя­ми педагоги и психологи должны особое внимание уделять зако­номерностям развития родительско-детских отношений, обучать их психологическим подходам, направленным на развитие так называемых «позитивных интересов», что, несомненно, приве­дет к психо-эмоциональному равновесию детско-родительских от­ношений.

Под «позитивным интересом» «понимается безусловно поло­жительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожи­даний родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие родители подростка - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребно­сти подростка, тем самым, такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен дру­гим людям, в том, что он обладает необходимыми личными сред­ствами для достижения своих целей'. Дромомания — это импульсивное влечение, стремление к побе­гам из дома, бродяжничеству, смене привычной обстановки. Этот вид реакций встречается у акцентуированных личностей, у детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у имеющих се­мейные, домашние проблемы и страдающих рядом психических заболеваний. Через определенное время подростки возвращаются домой, но даже незначительная импульсивная вспышка может вновь заставить их пойти на этот шаг. У детей, страдающих психически­ми расстройствами, подобные состояния могут повторяться на про­тяжении всей его жизни.

Малолетняя проституция.

Авторы приводят характеристику данного вида нарушения по­ведения у девочек, подробно описанную Д.Д. Еникеевой

.«Многие девочки после побега из дома становятся малолетни­ми проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции.

Бывает, что психически больных девочек или девочек из небла­гополучных семей, где родители алкоголики, взрослый отрицатель­ный лидер вовлекает в подростковую группу, затем «пускает по ру­кам», а когда они ему надоедают, «продает» сутенерам или сам становится сутенером, и девочки безропотно соглашаются и на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения.

Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы со­гласны вновь вернуться и всех «обслуживать». Некоторые утеша­ются тем, что теперь «внимание» оказывают им взрослые «клиен­ты», и не представляют себе иной жизни.

Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к сво­им сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексу­альной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением.

Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в под­ростковой группе, но сами они это не считают изнасилованием, рас­сказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом «ребята стали приставать и заставили», но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают. Некоторые и не помнят сво­его первого сексуального партнера, ибо давно это было.

Для них ранняя сексуальная жизнь - обыденное понятие. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвраще­ния, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают.

Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алко­голем, и наркотиками, если они им попадаются. У некоторых есть все признаки алкоголизма.

Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, ког­да их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей «про­фессии», разделяют «клиентов» и сутенеров на «плохих» и «хоро­ших», полностью зависят от своего сутенера, а иногда даже влюб­ляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает им немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное, они считают, что он хороший, добрый, «не бьет», «заботится».

Их внешняя «взрослость» и «опыт» сочетаются с психической инфантильностью (детскостью) и примитивностью интересов. Как правило, у всех есть психические отклонения или заболевания -психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические за­болевания головного мозга, реже - шизофрения».

Делинквентное поведение — патохарактерологическая реакция у подростков, проявляющаяся в совершении ими различных про­ступков, провинностей, мелких правонарушений. Делинквентное поведение обычно начинается со школьной дезадаптации (прогу­лы уроков, не желание учиться и др.), группирования с асоци­альными сверстниками, совместно с которыми подросток уча­ствует в хулиганских поступках в основном по отношению к млад­шим. Иногда подростки с делинквентным поведением участвуют в мелких мошеннических операциях, крадут деньги у родителей, вызывающе ведут себя в общественных местах. Однако все эти действия не носят юридического характера и обычно не являются причиной для возбуждения уголовного дела. Обычно дети с та­ким поведением разбираются в комиссии по делам несовершен­нолетних и в отдельных случаях ставятся на учет в детскую ком­нату милиции.

Наиболее часто такое поведение отмечается у детей с интеллек­туальной недостаточностью, страдающих психопатическими чер­тами личности, у акцентуированных подростков, а также у живущих в неблагополучных семьях.

Все патохарактерологические реакции в клинико-нозологическом отношении относятся к психогенным расстройствам и погра­ничным состояниям. Они, как правило, носят обратимый характер, однако их повторение, уже в подростковом возрасте, приво­дит к патологическому формированию их личности.

Таким образом, описанные в данной главе расстройства пове­дения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами, несомненно, помогут бу­дущим педагогам и психологам, а также уже работающим специа­листам в их повседневной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел II

КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ…. ………………………… 1

Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений…………………………….1

Глава 8.Врожденноеслабоумие.Умственнаяотсталость(олигофрения)…………..9

8.1. Клиническая картина умственной отсталости…………………………………9

8.2. Клиническая характеристика различных
степеней умственной отсталости.......................... ………………………………….11

8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)…..................................................... ………………………………….12

8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)................................................. …………………………………13

8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко
выраженная имбецильность, тяжела олигофрения) ………………………14

8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)……..14

Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм ………..14

9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией ………………………………... 14

9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.......................................................... …………… …………………..17

9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией ……………….31

9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениям…..32

9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом ……………….36

9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом ………………36

9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью………………37

9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинам.37

Глава 10. Приобретенное слабоумие – деменция……………………………….61

10.1. Клиническая картина деменции............. ………………………………...61

10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм…………….63

 

10.2.1 Деменция при ряде органических психических
расстройств.......................................................... ………………………………..63

10.2.2Деменция вследствие употребления психоактивных веществ……………76

Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности……………………………86

11.1. Расстройства психологического(психического) развития …………86

11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка………………….86

11.1.2Специфические расстройства развития учебных (школьных)навыков..88

1.1.1.3Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития……………………………………………………………..90

1.1.1.4. Общие расстройства психологического
(психического) развития..................................... ……………………………….90

11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом …………………….92

11.2.1. Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации……………………….94

11.2.2 Диссоциативные (конверсионные)расстройства…………………………..95

11.2.3.Другие невротические расстройства............. ……………………………….95

Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально- обусловленными факторами……………………………98


 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.047 с.)