Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наличие патологических тонических рефлексов.

Поиск

Двигательные нарушения при церебральном параличе обуслов­лены тем, что поражение незрелого мозга изменяет последова­тельность этапов его созревания. При нормальном развитии тони­ческие рефлексы проявляются нерезко в первые месяцы жизни ребенка. Постепенно они угасают, что создает благоприятную ос­нову для появления более высокой ступени в безусловно рефлекторной деятельности ребенка, так называемых установочных реф­лексов. При нормальном ходе развития к 3 мес. жизни позотонические рефлексы уже не проявляются. Выявление их элементов на 5-м мес. жизни и в последующем представляет собой симпто­мы риска возможности возникновения ДЦП.

При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных дви­гательных автоматизмов, к которым и относятся позотонические рефлексы. Их центрами являются нижележащие спинальные и стволовые отделы головного мозга. Высшие интегративные двигательные центры при ДЦП не оказывают тормозящего влия­ния на нижележащие отделы мозга...

Среди позотонических рефлексов в оценке структуры дефекта у детей с церебральным параличом важнейшее значение имеют следующие.

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) зависит от поло­жения головы в пространстве и проявляется в двух положениях: на спине и на животе. ЛТР у детей с церебральным параличом прояв­ляется в повышении тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок ле­жит на спине, и мышц-сгибателей, когда он лежит на животе...

Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) у де­тей с церебральным параличом проявляется во влиянии движе­ний головы в шейном отделе позвоночника на мышечный тонус конечностей...

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР)... Этот рефлекс проявляется во влиянии поворота (ротации) головы в сторону на мышечный тонус конечностей. Поворот головы в сторону усилива­ет тонус разгибателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо, и тонус сгибателей с другой стороны, куда повернут затылок...

У детей с церебральным параличом может наблюдаться сочета­ние указанных рефлексов, что значительно утяжеляет структуру дефекта. Выраженность тонических рефлексов обычно отражает тяжесть заболевания. При ДЦП проявления этих рефлексов в пер­вые годы жизни могут усиливаться из месяца в месяц и в последу­ющие годы оставаться стойкими...

Вопрос о влиянии позотонических рефлексов на структуру дви­гательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом рассмотрен в специальной медицинской литературе (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская, 1980; К.А. Семенова, Н.М. Махмудо­ва, 1979; Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, 1981; К. Bobath, 1966). Вы­раженность тонических рефлексов зависит от тяжести поражения мозга. В тяжелых случаях они резко выражены и их легко обнару­жить. При более легких поражениях дети научаются их преодоле­вать...

Все описанные выше нарушения не только затрудняют форми­рование статических и локомоторных функций у детей с цереб­ральным параличом, но и существенно влияют на развитие позна­вательной деятельности и речи...

В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К.А. Семеновой (1974-1978), которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагоов-дефектологов, психологов. В соответствии с современ­ными представлениями о патогенезе заболевания эта классифи­кация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания - двигательные, речевые и пси­хические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют пять форм детского це­ребрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атони­чески-астатическая форма.

Спастическая диплегия. Спастическая диплегия - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Ею страдают более 50% боль­ных церебральным параличом. В литературе ее иногда называют «болезнь Литтля», по имени врача, впервые описавшего ее в се­редине XIX в...

Основным признаком спастической диплегии является повы­шение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях, ограниче­ние силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Повышение мышечного тонуса преоб­ладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего наблюдается пе­рекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает опорность стоп, осанку, затрудняет стояние и ходьбу. При развитии контрак­тур конечности могут «застывать» в неправильной позе, тогда пе­редвижение и манипуляции становятся невозможными.

Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств ва­рьирует в широких пределах. У 70-80% детей со спастической диплегией отмечают нарушения речи в форме спастикопаретической дизартрии, задержки речевого развития, реже - моторной алалии (К.А. Семенова, 1979, 1991; Е.М. Мастюкова, 1988). При раннем начале коррекционно-логопедической работы речевые рас­стройства наблюдаются реже, и степень их выраженности значи­тельно меньшая.

Нарушения психики обнаруживаются у большинства детей. Наи­более часто они проявляются в виде задержки психического раз­вития, которая может компенсироваться в дошкольном или млад­шем школьном возрасте под воздействием занятий по коррекции нарушений познавательной деятельности. Такие дети могут учиться в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата, в средних общеобразовательных шко­лах и на дому (по программе массовой школы или по индиви­дуальной программе). Часть детей имеют умственную отсталость разной степени тяжести. Эти дети обучаются по программе школы для умственно отсталых детей (школы VIII вида).

Спастическая диплегия - прогностически благоприятная фор­ма заболевания в плане преодоления психических и речевых рас­стройств и менее благоприятная в отношении становления двига­тельных функций...

Двойная гемиплегия. Это самая тяжелая форма ДЦП, при ко­торой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии -преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тоничес­ких рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается.

У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико-ригидной дизартрии (речь полностью от­сутствует либо больной произносит отдельные звуки, слоги или слова). Голосовые реакции скудные, часто недифференцирован­ные. Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90%) отмечается выраженная умственная отсталость. От­сутствие мотивации к деятельности в значительной степени усу­губляет тяжелые двигательные расстройства. Часто имеют место судороги (45-60%)...

Гемипаретическая форма. Эта форма характеризуется повреж­дением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обыч­но поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез в свя­зи с поражением левого полушария наблюдается значительно чаще, чем левосторонний. По-видимому, левое полушарие при воздействии вредных факторов страдает в первую очередь как более молодое филогенетически, функции которого наиболее сложны и многооб­разны (К.А. Семенова, Л.О. Бадалян). В зависимости от локализа­ции поражения при этой форме могут наблюдаться различные на­рушения. При поражении левого полушария часто отмечаются на­рушения речи в форме моторной алалии, а также дислексия, дисграфия и нарушение функции счета. Каждое из этих расстройств может быть лишь частичным и проявляться только в трудностях освоения чтения, письма, счета. Поражение височных отделов ле­вого полушария может сопровождаться нарушениями фонемати­ческого восприятия. При поражении правого полушария отмечает­ся патология эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности, инертности, эмоциональной уплощенности.

В тяжелых случаях одностороннее ограничение спонтанных дви­жений заметно уже в первые месяцы жизни; при легких формах сим­птоматика становится отчетливой к концу 1-го года, когда ребенок начинает активно манипулировать руками. Дети с гемипарезами ов­ладевают возрастными двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в период новорожденное (от 6 до 10 мес.) паретичная рука в большей степени, чем здоровая, приведена к туловищу, кисть сжата в кулак, ограничен объем спонтанных движений. При форми­ровании функции хватания ребенок не может больной рукой схва­тить игрушку, соединить кисти перед грудью, поднести пораженную руку ко рту. Дети начинают ходить с опозданием на 1-2 года. Начи­ная ходить, ребенок обычно подает матери здоровую руку. Этим уси­ливается тенденция выносить здоровую сторону вперед, а паретичную оставлять несколько сзади («ходьба сенокосца»). Со временем формируется стойкая патологическая установка конечностей и туло­вища: приведение плеча, сгибание и пронация предплечья, сгибание и отклонение кисти, приведение большого пальца руки, сколиоз по­звоночника. Из-за трофических расстройств у детей отмечается за­медление роста костей, а отсюда - укорочение пораженных конечно­стей. Рука обычно в большей степени отстает в росте, чем нога.

Патология речи отмечается у 30-40% детей, чаще по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии. Степень ин­теллектуальных нарушений вариабельна от легкой задержки пси­хического развития до грубого интеллектуального дефекта. При­чем снижение интеллекта не всегда коррелирует с тяжестью дви­гательных нарушений.

Прогноз двигательного развития в большинстве случаев бла­гоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении. Практически все дети ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. Однако даже при выраженном ограничении функции руки, но сохранном интеллекте дети обучаются пользоваться ею. Обучаемость и уро­вень социальной адаптации детей с гемипаретической формой ДЦП во многом определяются не тяжестью двигательных нарушений, а интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компенсации психических и речевых расстройств.

Гиперкинетическая форма ДЦП. Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), а также кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов. Первые проявления гиперкинезов начинают выявляться с 4-6 мес. в мышцах языка, и толь­ко к 10-18 мес. появляются в других частях тела, достигая максимального развития к 2-3 годам жизни. В период новорожденное™ отмечается сниженный мышечный тонус, позже гипотония посте­пенно сменяется дистонией. Гиперкинезы возникают непроизволь­но, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Они могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

При гиперкинетической форме произвольная моторика разви­вается с большим трудом. Дети длительное время не могут на­учиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Очень поздно (лишь к 2-е 4 годам) начинают держать голову, садиться. Еще бо­лее сложно освоить стояние и ходьбу. Чаще всего самостоятель­ное передвижение становится возможным в 4-7 лет, иногда поз­же. Походка у детей обычно толчкообразная, асимметричная. Рав­новесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте боль­ным труднее, чем идти. Произвольные движения размашистые, дискоординированные; затруднена автоматизация двигательных на­выков, особенно навыка письма.

Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей, чаще и форме гиперкинетической дизартрии. У части детей (20-25%) име­ют место нарушения слуха, особенно часто страдает высокото­нальный слух; у 10-15% отмечаются судороги.

Психическое развитие нарушается меньше, чем при других фор­мах церебрального паралича, интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Нарушение психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей (К.А. Семенова, 1991)...

Атонически-астатическая форма ДЦП. При данной форме це­ребрального паралича имеет место поражение мозжечка, в неко­торых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов моз­га. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышеч­ный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, на­рушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений)..,

У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии; может иметь место алалия.

При атонически-астатической форме ДЦП могут быть интел­лектуальные нарушения различной степени тяжести. Важную роль в структуре психического дефекта основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта. При поражении только мозжечка дети малоинициативны, у многих проявляется страх падения; задержано формирование навыков чтения и письма. Если поражение мозжечка сочетается с пораже­нием лобных отделов мозга, у детей отмечается выраженное не­доразвитие познавательной деятельности, некритичность к свое­му дефекту, расторможенность, агрессивность. В 55% случаев (по данным К.А.Семеновой), помимо тяжелых двигательных нарушений у детей с атонически-астатической формой ДЦП, имеет место тя­желая степень умственной отсталости. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, так как не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками...

Для детей с церебральным параличом характерны специфичес­кие отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.)..

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП. имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех де­тей. К ним относятся:

1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений от­дельных психических функций. Эта особенность связана с мозаич­ным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

2) выраженность астенических проявлений - повышенная утом­ляемость, истощаемость всех психических процессов, что также свя­зано с органическим поражением центральной нервной системы;

3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще все­го имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

=> вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со свер­стниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

=> затруднения в познании окружающего мира в процессе пред­метно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллекту­альную деятельность детей с церебральным параличом.

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-раз­личительной деятельности слухового анализатора. У 20-25% де­тей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетичес­кой форме...

В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, мо­жет иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового вос­приятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к зву­ковым раздражителям (дети вздрагивают, мигают при любом нео­жиданном звуке), но дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным.

При всех формах церебрального паралича имеют место глубо­кая задержка и нарушение развития кинестетического анализато­ра (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие дви­жения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предме­тами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено. Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недо­статочностью кинестетического, зрительного и слухового восприя­тия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетичес­кое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прика­сание к различным частям тела совместно с движениями и зрени­ем развивает восприятие своего тела. Это дает возможность пред­ставить себя как единый объект. Далее развивается пространствен­ная ориентация. У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нарушений восприятие себя («образ себя») и окру­жающего мира нарушено.

Несформированность высших корковых функций является важ­ным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП

Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характер­на парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недо­статочность пространственных и временных представлений. У де­тей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела...

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внима­ния, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познава­тельной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и понижен­ной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдро­мом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуаль­ных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормаль­ный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в ча­стности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характе­ризует благоприятная динамика дальнейшего умственного разви­тия детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

У детей с умственной отсталостью нарушения психических фун­кций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности - аб­страктно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладав! при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП..

Для детей с церебральным параличом характерны разнообраз­ные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних де­тей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбу­димости, раздражительности, двигательной расторможенности, > других - и виде заторможенности, застенчивости, робости. Склон­ность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, ре­акции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебраль­ным параличом; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения лич­ностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологи­ческих, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и непра­вильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущее деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмеча­ются такие нарушения личностного развития, как пониженная мо­тивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и об­щением, стремление к ограничению социальных контактов. Причи­ной этих нарушении чаше всего является неправильное, изнеживаю­щее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляе­те) в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко фор­мируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные труд­ности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности ха­рактеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чув­ством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость во­левых усилий и мотивации. По данным Э.С. Калижнюк, отмечает­ся некоторая корреляция между характером неврологических рас­стройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологи­ческими особенностями больных: дети со спастической диплеги-ей склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливаю контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоцио­нальны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему за­болеванию, переоценивают свои возможности.

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным парали­чом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная за­дача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные за­дачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть опре­делены только после комплексного обследования.

Психологическая диагностика детей при нарушениях опорно-дви­гательного аппарат и коррекция этих нарушений (И.Ю. Левченко, И.Г. Синельникова).

...К обследованию ребенка с ДЦП применимы все основные принципы и методы психологической диагностики, использующиеся в детской и специальной психологии. Однако эти методы необхо­димо реализовывать с учетом структуры дефекта ребенка с нару­шением опорно-двигательного аппарата, что и требует участия в диагностической процедуре педагога-психолога.

Метод беседы, например, может быть применен не ко всем дошкольникам с ДЦП. Это связано в основном с особенностями становления у них речи. Большинство детей имеют грубые нару­шения звукопроизношения и недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, поэтому при проведении стандартизированной или свободной беседы необходимо учитывать индивидуальные осо­бенности ребенка, уровень его речевого и интеллектуального развития...

Метод изучения продуктов деятельности также имеет oграниченное применение... Рисунок ребенка с ДЦП может быть примитивным, каракулеобразным, непропорциональным, одноцветным однако это еще не свидетельствует о бедности представлений,: может быть лишь подтверждением моторных трудностей, которые не позволяют ребенку графически реализовать творческий замысел и многообразие окружающего мира...

Анамнестический метод предполагает сбор данных об истории развития ребенка, о причинах возникновения заболевания, об условиях развития ребенка в семье. Эти данные собираются многими специалистами и позволяют более точно установить диагноз и прогноз развития...

Способ предъявления диагностического материала дол* быть организован так. чтобы каждый ребенок мог реагировать том уровне и такими средствами, которые ему доступны...

Как только удается обнаружить доступные ребенку формы реагирования на задания, систематическое проведение обследования становится возможным. Форма реакции ребёнка может оставаться неизменной, в то время как сами задания усложняются и из конкретных и ситуативных становятся все более абстрактными. Иного уже в самом ходе исследования, можно подсказать ребенку 6oj сложные, но посильные для него формы реагирования.

При обследовании детей с ДЦП следует оценить степень развития навыков самообслуживания...

Необходимо также отметить, какую руку использует ребенок ведущую. При оценке манипулятивных функций важно оценить возможность захвата и удержания предметов, осуществления различных личных действий, степень сформированности мелкой моторик зрительно-моторной координации. У детей старшего дошкольного возраста необходимо определить особенности становления игровой, изобразительной, трудовой, учебной и других видов деятельности...

При обследовании психических процессов важно обратить в мание на изучение пространственных представлений, они особе часто нарушены при двигательной патологии: как ориентируется ребенок в схеме тела, не игнорирует ли пораженную сторону, какова ориентировка в окружающем пространстве, на плоско листа бумаги. Многие дети недостаточно хорошо понимают и правильно используют лексико-грамматические конструкции, характеризующие пространственные отношения. Состояние этой сферы психической деятельности также необходимо отметить...

Трудности при исследовании ребенка с ДЦП могут быть вызва­ны умственной отсталостью, задержкой развития, недостаточнос­тью зрения, слуха, речи, отклонениями в поведении...

Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с це­ребральным параличом необходим комплексный клинико-психологопедагогический анализ ее особенностей. При этом необходи­мо обращать внимание не только на ярко выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс адаптации в детском саду, но и учесть более тонкие особенности проявления его тем­перамента, характера, его мотивационно-потребностную и эмо­ционально-волевую сферы, особенности деятельности и общения с окружающими. Необходимо проанализировать данные анамне­за, условия быта, воспитания ребенка в семье. Особенно важно отметить не только негативные стороны личности, но и позитив­ные аспекты развития личности ребенка. Положительные качества личности помогут в дальнейшем строить коррекционно-развивающую работу с опорой на них, что обеспечит большую эффективность и продуктивность деятельности воспитателя, дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов.

Обследование ребенка с ДЦП представляет большие трудно­сти, так как физические недостатки, речедвигательные нарушения, ограниченный запас знаний об окружающем, астенические прояв­ления маскируют потенциальные возможности ребенка...

Таким образом, успешность диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов раз­ных областей, при соблюдении принципов диагностической работы, а также при соблюдении некоторых требований к диагностике пси­хического развития детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата. Ведущая роль в диагностике психического развития таких детей принадлежит педагогу-психологу и воспитателю.

Психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и диагностическая работа, должна соответствовать не­скольким принципам. Данная работа должна носить комплексный характер...

Актуальным является и принцип раннего начала психолого-пе­дагогической коррекционно-развивающей работы, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Работа по коррекции отклонений в психическом развитии у детей с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата должна носить системати­ческий, организованный, целенаправленный характер. Только при соблюдении всех перечисленных принципов возможно достиже­ние максимальных результатов в коррекции имеющихся у ребенка нарушений в развитии.

Однако невозможно говорить о коррекции отклонений в пси­хическом развитии у детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата без решения вопроса о коррекции двигательных нарушений...

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную те­рапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечеб­ную физкультуру...

Итак, характерной особенностью организации обучения и воспи­тания в детских садах и школах для детей нарушениями опорно-двигательного аппарата является тесное сочетание учебно-воспита­тельного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями...

Комплекс коррекционных мероприятий на этапе младенческо­го и раннего возраста должен включать следующее:

1) стимуляцию сенсорной сферы (разнообразие зрительных, слуховых, кинестетических, эмоциональных впечатлений, трени­ровка различных видов восприятия, развитие всех форм безрече­вой коммуникации);

2) развитие ручной умелости, предметных действий и зритель­но-моторной координации путем формирования пассивно-актив­ных действий;

3) развитие понимания речи, стимуляция предречевой и рече­вой активности;

4) активизацию деятельности (развитие эмоционально-поло­жительного отношения к окружающему и к различным видам дея­тельности, формирование способности произвольно включаться в предметную, игровую деятельность, деятельность по самооб­служиванию). Коррекционные психолого-педагогические мероприятия должны быть направлены на привитие интереса к игрушкам и выполнение простейших действий с ними, на активную познаватель­ную деятельность и ориентировку в быту, на развитие понимания простейшей обращенной речи в конкретно-бытовых ситуациях...

В дошкольном возрасте продолжается реализация тех направ­лений воспитания, которые осуществлялись в раннем возрасте. Идет формирование произвольности всех познавательных психи­ческих функций, развитие различных видов и свойств внимания, восприятия, памяти, формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления, развитие всех сторон речи. Ведется работа по формированию личности, а также различных видов деятельности.

Игра в дошкольном возрасте, будучи ведущей деятельностью, занимает основное место среди методов физического и психиче­ского развития детей...

Как и ранее, основой развития познавательной деятельности у старших дошкольников, страдающих детским церебральным пара­личом, является сенсорное воспитание, которое включает озна­комление с цветом, формой, величиной предметов, формирова­ние музыкального и фонематического слуха, развитие мышечно-суставного чувства, стереогноза. Важное место занимает здесь раз­витие восприятия пространства, времени и движения.

Для развития у детей зрительного восприятия необходимо им предлагать упражнения на развитие активной перцептивной дея­тельности, зрительно-моторной координации, на улучшение фик­сации взора на предметах, тренировать плавное прослеживание предметов в разных направлениях. Особое внимание следует уде­лять специальной тренировке полей зрения...

Большое значение в развитии ребенка с ДЦП и в подготовке его к школе имеет обучение счету. Для коррекции нарушений в данной сфере наряду со стандартными можно рекомендовать не­которые специальные приемы обучения счету, приемлемые для обучения детей с церебральными параличами. К этим приемам следует отнести, во-первых, введение двигательно-осязательного элемента в процесс пересчета... Во-вторых, обучение счету долж­но всегда исходить из принципа наглядности, объяснение - прово­диться на примерах видимых и ощущаемых детьми предметов, и только потом на отвлеченном уровне...

При обучении детей знанию цифр необходимо использовать специальные трафареты с вырезанными цифрами для раскраши­вания и обведения. Необходимо учить детей строить цифровой ряд слева направо, дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения - справа налево.

Помимо работы, направленной на формирование и коррекцию познавательных психических процессов, большое значение име­ют меры по предупреждению у детей патохарактерологического формирования личности. Здесь особенную важность имеют правильные условия воспитания ребенка в детском саду и в семье. Воспитатель должен разъяснять родителям пагубность гиперопе­ки, он должен развивать в детях самостоятельность, активность, инициативность, волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, черты характера, которые позволят ребенку в дальнейшем адекватно адаптироваться в обществе.

Важное место в развитии личности ребенка с ДЦП занимает преодоление страхов...

В основе специальной коррекционной работы со школьниками лежат общие принципы. Коррекционная работа по ряду разделов (про­странственные, временные представления, обогащение словарного запаса) должна продолжаться и в средней школе, причем в этот пе­риод она строится непосредственно на программном материале.

В средней школе при построении системы занятий, направлен­ных на дальнейшую компенсацию нарушенных функций, вы­деляются следующие направления:

■=> формирование пространственных представлений на основе программного материала по черчению, геометрии, географии; ■=> развитие временных представлений на материале истории, ма­тематики, литературы;

■=> развитие словарного запаса: отработка специальной термино­логии при изучении различных предметов; овладение понятия­ми, обозначающими пространственные и временные представ­ления в изучаемом материале;

■=> овладение терминами, обозначающими абстрактные категории; => развитие речевого общения: грамматически правильное пост­роение фраз; употребление в речи числительных и местоиме­ний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.013 с.)