Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости



Практически до конца XX столетия принято было пользоваться классификацией, выделяющей три степени врожденного слабоу­мия — идиотия, имбецильность и дебильность. Обозначение этими терминами носило более или менее условный характер, так как в любую из них входили больные, по уровню интеллекта приближа­ющиеся к смежным группам, т.е. к группам, в которых степень развития интеллекта не всегда была постоянной.

Для более глубокого усвоения клинических особенностей раз­личных форм умственной отсталости на современном уровне авто­ры сочли необходимым дать описание основных симптомов и про­явлений идиотии, имбецильности и дебильности (В.В. Русских, 1969).

Идиотия — самая тяжелая степень врожденного слабоумия, со­провождающаяся многочисленными физическими дефектами (зая­чья губа, волчья пасть, неправильный рост зубов и др.). Клиничес­кая картина идиотии характеризуется глухонемотой, снижением зрения, парезами конечностей, судорожным синдромом, резким снижением всех видов чувствительности. На чужую мимику и же­стикуляцию они не реагируют, неопрятны, не интересуются иг­рушками, бросают или кусают их, неспособны к самообслужива­нию. Нередко чувство недовольства сопровождается нанесением себе укусов, телесных повреждений — агрессия этих больных направ­лена на самих себя. Идиоты прожорливы, часто хватают ртом все, что попало. Если ребенок-идиот может совершать двигательные акты, то он все время пытается находиться в движении. Нередко они бесцельно бегают по комнате, пытаются толкать мебель, пол­зают по полу, сосут или грызут пальцы, иногда наблюдаются так называемые идиотические движения, например, маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону.

При идиотии средней и легкой степени могут отмечаться не­которое понимание речи, мимики и жестикуляции, фиксация взгля­да на предметах. Они узнают близких лиц и могут проявлять элемен­тарную привязанность.

При идиотии познавательная деятельность и эмоционально-волевая сфера находятся на самом низком уровне развития.

Имбецилыюсть. Имбецилы отличаются от идиотов более или менее развитой, но все же дефектной речью, которая появляется лишь на 3—5 годах жизни. Словесный запас их очень низок. Обращенную речь, мимику и жестикулирование они понимают в пределах их постоянного общения. Новую ситуацию, как правило, не осмысливают и не воспринимают. Простейшие навыки они осмысливают, но выпол­няют их небрежно. Счет в пределах десяти выучивают с трудом, но не в состоянии овладеть чтением и письмом. Хотя имбецилы и обла­дают известным словарным фондом и знают названия предметов, но нередко не понимают их назначения. Их интеллекту недоступно понимание взаимоотношения различных объектов, причинно-след­ственных отношений, ценности вещей и т.д.

Уровень интеллекта у имбецилов понижен, но дети нередко посещают вспомогательную школу.

Дебильность — легкая степень олигофрении. Дебилы обладают большим, чем имбецилы запасом слов, но с выраженными рас­стройствами мышления (вязкость, резонерство и т.д.). У них не­редко появляются дефекты речи в виде шепелявости, аграмматизма. Память у них относительно удовлетворительная, и они механи­чески могут запоминать отдельные понятия, но применять их на практике не в состоянии. Простейшие психические акты протека­ют у них медленнее, чем у здоровых детей, более сложная ассоциативная деятельность для них невозможна, отчетливо проявляет­ся слабость суждений. На уровне дебильности ориентация в прак­тических, житейских вопросах может быть вполне адекватна, но при этом страдают высшие уровни психической сферы: абстракт­ное мышление и логический анализ. Однако дебилы могут обу­чаться во вспомогательной школе. После ее окончания они спо­собны лишь к несложным формам трудовой деятельности. В прак­тической деятельности психологов, невропатологов, психиатров зачастую встречаются легкие степени дебильности, которые труд­ны для диагностики и нередко требуют применения специальных психологических методик. Помимо врожденного слабоумия суще­ствуют еще и смежные формы олигофрении: семейные, экзо- и эндогенного генеза, хромосомные (болезнь Дауна, синдромы Клайнфельтера, Тернера, трисомии-Х) и др.

10-я международная классификация болезней (МКБ-10) предус­матривает новую классификацию умственной отсталости, в которой лежит разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта и выраженности его клинических проявлений.

Для определения степени умственной отсталости используется коэффициент интеллекта (IQ), который является количественной оценкой интеллекта и определяется на основании выполнения стандартных психологических тестов.

Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)

Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клини­ческая картина умственной отсталости легкой степени характери­зуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению

Таблица 3 Классификация умственной отсталости (МКБ-10)

 

Умственная отсталость легкой степени Умственная отсталость умеренная Умственная отсталость тяжелая Умственная отсталость глубокая
Дебильность Имбецильность Идиотия

специальных программ, основанных на конкретно-нагляд­ном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По срав­нению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих слу­чаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни.

Когнитивные нарушения характеризуются замедленностью пси­хических процессов, конкретностью мышления, слабостью сужде­ний, ухудшением памяти, хотя механически больные могут за­помнить те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно.

Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой (произнесение отдельных слов в 2—2,5 года, появление фразовой речи в 3—3,5 года). Отмечается также тенденция к задержке понимания речи. Большинство больных приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, од­нако их речь зачастую маловыразительна, бедна, с паузами, не­правильными ударениями, заиканием.

Эмоциональные расстройства у таких детей характеризуются либо бедностью и невыразительностью эмоций, их однообразием, либо стойко повышенным настроением, беспечностью, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью.

С разной частотой у таких детей встречаются сопутствующие состояния, такие, как аутизм, другие расстройства развития, эпи­лепсия, изменения поведения и физическая неполноценность.

Таким образом, клиническая картина лиц с легкой степенью умственной отсталости характеризуется:

1) негрубыми нарушениями познавательной деятельности в виде:
■=> конкретности мышления;

■=> снижения аналитической способности;

■=> ухудшения памяти, внимания;

<=> речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи,

маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

2) разноплановостью эмоциональных расстройств;

3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность, дурашливость, многогранность невербального обще­ния и др.

Большинство детей с возрастом достигают полной независимос­ти в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыках, однако низкая социальная компенсация серьезно затрудняет создание семьи и резко ограничивает их социальный статус. В целом при первичном общении с такими больными обращают на себя внима­ние определенные личностные нарушения (изменение адаптивного поведения) при стушеванности интеллектуальных нарушений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.008 с.)