Этапы развития тгп как юр. Науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития тгп как юр. Науки.



Этапы развития ТГП как юр. науки.

Исторический аспект ТГП рассматривается неоднозначно. Так, по мнению одних авторов, история возникновения теории юр. науки начинается с древних времен (проф. Абдулаев, Пиголкин, Хропанюк и др.). Именно в этот период «людей интересовал вопрос, что такое право и что такое Г-во. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов. По утверждению других, «необходимость в освоении и изучении права как общественного явления, придание ему общепринятых форм, реально назрела в России 300 лет назад и напрямую связывается с реформаторской деятельностью Петра Великого» (проф. Оксамытный). Третьи полагают, что «ТГП как обособленная совокупность знаний о наиболее общих закономерностях функционирования и развития государственно-правовых институтов начала складываться в XIX веке». При этом утверждается, что «ранее такой специальной науки не было» (проф. Лазарев). Все эти мнения имеют право на существование, поскольку, с одной стороны, ученые, юристы, философы, мыслители уже достаточно давно ищут ответы на многие вопросы гос и правового устройства общества, а с другой, – если вести речь исключительно только о системе теоретико-юр. знаний о государстве и праве, то она действительно возникла в истории относительно недавно.

История возникновения и развития отечественной ТГП имеет три периода формирования. Условно их можно обозначить как досоветский, советский и постсоветский.

В первом периоде (до 1917–1920 гг.) формирование теоретического знания в XIX в. шло в двух основных направлениях. «Во-первых, общие вопросы понимания Г-ва и права, изучавшиеся сквозь призму философских, полит., этических, иных неюр. учений, со временем стали предметом специальной общей юр. науки – ТГП. Во-вторых, к формированию теоретического знания привело становление отраслевых юр. дисциплин, которое шло совместно с раз­витием общества, законодательства, юр. практики.

В гражд, уголовном, гос. праве накопилось достаточно много общих проблем, и постепенно их научное исследование обособилось в рамках ТГП» (проф. Лазарев).

Одним из первых изданий является работа Капустина – Теория права. Т. 1. – Общая догматика. – М., 1868. – 352 с. В последующие годы - работы Коркунова, Ренненкампфа, Трубецкого, Хвостова, Шершеневича (Общее учение о праве и государстве. 1910–1912), Петражицкого (ТГП в связи с теорией нравственности. 1909–1910), Тарановского (Учебник энциклопедии права. – 1917.). Одни авторы посвятили свои работы исключительно вопросам теории права, то другие рассматривали не только вопросы теории права, но и вопросы теории Г-ва.

В начале второго периода, особенно в послереволюционное время, «не было полных курсов по ТГП в России». «Работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснера, Ф. Ксенофонтова, Р. Бабуна и других авторов давали марксистско-ленинскую интерпретацию отдельных сторон Г-ва и права, но цельного представления о них не содержали»2. В последующие годы вплоть до 1990-х гг. ТГП определялась как «основанная на марксизме-ленинизме система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях Г-ва и права, об их сущности, назначении и развитии в классовом обществе».

Одним из первых был учебник Голунского и Строговича, изданного в 1940 г. Затем в 1948 г. - учебник А.И. Денисова. В 1981–82 гг. - учебный курс «Общая теория права» Алексе­ева. В 1983 г. - учебник по ТГП под ред А.М. Васильева. Весьма известным изданием в советский период был учебник по ТГП под редакцией С.С. Алексеева, выпущенного в 1985 г.

Третий период развития ТГП характеризуется современным состоянием отеч. Юр. науки и практики, а также отражает различные, порой противоположные взгляды и подходы тех или иных авторов на решение вопросов ТГП. Такие различия по вопросам предмета обусловлены тем, что, с одной стороны, в Конституции РФ предусмотрены идеологический плюрализм и политическое многообразие (ч. 1–3 ст. 13), с другой – есть потребность в осмыслении нового правопонимания и новых принципов построения РФ. В настоящее время вопросы истории предмета ТГП недостаточно изучены, поэтому дальнейшее всестороннее их исследование должно составить специальное научное направление.

 

Методология ТГП.

Методология науки ТГПэто совокупность приемов и способов, применяемых для получения объективных, т. е. отражающих реальные закономерности функционирования государственно-правовой действительности, знаний.

Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает данная наука, то метод – какими средствами она достигает этой цели. Среди множества методов познания государственно-правовой материи можно выделить общенаучные, частнонаучные и специально-юридические приемы исследования.

Общенаучные методы – это наиболее общие подходы к исследованию, те всеобщие принципы познания, которые исп-ся всеми без исключения науками. В основе общенаучных методов лежит определенное философское направление. Законы и категории философии являются всеобщими универсальными, распространяют свое действие на все явления окружающего мира, включая Г-во и право. В рамках философского способа познания формируются как общие подходы, например, диалектический, так и конкретные философские методы: анализа и синтеза, исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, сравнения и обобщения и др.

Кроме философского, общенаучными являются и т. н. общенаучные категории: «система», «структура», «ф-ии», «модель», «вероятность» и др. Они лежат в основе системного, структурно-функционального методов, а также их разновидностей – информационного, моделирования, вероятностного (синергетического) и некоторых других. Специфическим общенаучным выступает математический метод исследования государственно-правовых явлений.

Частнонаучные методы – это правила, приемы и способы непосредственного знания о государстве и праве. К ним можно отнести конкретно-социологические методы познания Г-ва и права, логический, метод социального эксперимента, моделирования. Особняком в частнонаучных способах исследования стоит исторический метод.

Специально-юридические методы позволяют получать еще более конкретное знание о государственно-правовой действительности. Их особенности обусловлены спецификой теоретического знания о государстве и праве, таковыми, например, являются формально-догматический метод (его еще называют формально-юридическим) и метод толкования. К этой группе методов относят также метод сравнительного правоведения, правового эксперимента и иные приемы и способы исследования.

 

Сущность и признаки Г-ва.

1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть го-сударства распространяется на определенную территорию (территорию этого Г-ва), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кров-нородственному признаку).

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для го-сударства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппа-рат управления и принуждения.

4. Монопольное право Г-ва на правотворчество. Полнее было бы назвать этот при-знак неразрывной связью Г-ва и позитивного права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, Г-во гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их си-лой гос. принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию Г-ва, определяет рамки его деятельности. Нормы, ус-тановленные законодателем (гос.и законодательными органами), являются обяза-тельными для исполнения и самим Г-вом.

В дополнение к этим признакам Г-ва, оно обладает и другими существенными чер-тами, которые важны для характеристики Г-ва в целом, но не относятся к первой группе признаков (отличающих Г-во от родовой организации):

5. Универсальность гос. власти. Означает, что власть Г-ва распростра-нятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию дан-ного Г-ва.

6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

Итак, госу-дарство - это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в общест-ве, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

Г-во - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Теории происхождения права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения Г-ва, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается ббльшим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное Г-вом путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, Г-ва, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминиру.ет антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Этапы формирования права.

Право как особая система юр. норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и Г-во. Процессы возникновения права и Г-ва идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых Г-вом.

Возникновение права, как и Г-ва, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного "огосударствления".

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые Г-вом (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление Г-ва требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось на принудительную силу Г-ва, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгос. войны.

Гос. объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполит. интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгос. союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

 

Понятие и признаки права.

Признаки права - это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе. Праву присущи такие признаки, как:

системность, означающая, что право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное на специфические группы норм (см. система права). Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений;

нормативность, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами - правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения (см. нормы права);

государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связаны с гос. деятельностью. Г-во есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным;

общеобязательность права, означающая, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы; они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и пространстве. Право в этом смысле характеризуется всеобщностью действия;

формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.);

право есть реально действующая система нормативного регулирования. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях. То, что не действует, не может быть признано правом;

нетождественность (несводимость) права закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный правовой акт Г-ва), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных Г-вом общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны Г-ва.

Право есть система общеобязательных, формально определенных юр. норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых Г-вом, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Ф-ии права: понятие и виды.

Ф-ии права - это осн напр-ния юр. воздействия на обществ. отношения, определяемые сущностью и соц назначением права в жизни общества. Свое воздействие на отношения, поведение и деят-ть людей право оказывает: во-первых, посредством предоставления участникам регулируемых отношений прав и возложения на них обязанностей; во-вторых, путем охраны регулируемых им отношений, закрепления в санкциях норм права ответственности за противоправное поведение. Тем самым право выполняет и охранительную функцию. Регулятивная и охранительная ф-ии - это имманентные праву ф-ии, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Регулятивная ф-ия права - это направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юр. обязанностей на субъектов права.

Содержанием регулятивной ф-ии охватываются: закрепление посредством норм права праводееспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юр. лиц; определение (предусмотрение) юр. фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная ф-ия права - направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия.

Специфика охранительной ф-ии состоит в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозы санкции, установления запретов и реализации юр. ответственности. Если регулятивная ф-ия указывает участникам регулятивных отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы у них для этого юр возможности, то охранительная ф-ия информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты Г-вом под охрану и какие неблагоприятные последствия возникают в случае посягательства на них. Регулятивная ф-ия реализуется в правомерной деятельности, для осущ-ния охранит ф-ии характерна специфич форма - охранительные отношения и правоохранит деят-ть органов Г-ва и иных специально уполномоченных законом субъектов.

Специфика действия права заключается в том, что без проникающего влияния на волю и сознание своих адресатов оно не может достичь поставленных целей. Для того чтобы его нормы воплотились в правомерном поведении, они д/б восприняты, пропущены через сознание их адресатов. Т.о. формируется опред отношение к праву, побуждающее действовать в соответствии с его требованиями. Это напр-ние действия права выражается в идеологической, или воспитательной (цивилизующей), ф-ии.

Идеологическая (воспитательная) ф-ия -это идейно-мотивационное воздействие права на сознание (психику) и поведение его адресатов, имеющее целью побудить их действовать правомерно, сформировать у них позитивное восприятие права.

Необходимо отметить также интегративную функцию права.

Если общие (или согласованные) интересы выражают социальную сущность права, то, видимо, правомерно говорить о том, что по отношению к социальным интересам право выполняет специфическую для него интегративную функцию - функцию примирения или согласования интересов. Она отражает тот факт, что право воспринимается как способ фиксации состояния уравновешенности (гармонии) социально типичных интересов1. Признание за правом ф-ии согласования различных интересов позволяет сделать следующий вывод: право (нормы права) способно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упорядочение, согласование в той мере, в какой оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Иными словами, право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную ф-ии, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща ф-ия согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно, как справедливо заметил проф. С.С. Алексеев, везде и всегда призвано оставаться правом - системой, обеспечивающей решение жизненных ситуаций. Но ведь жизненные ситуации, как отмечалось ранее, и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых являются объектом правового регулирования.

25. Понятие и виды форм (источников права). Внутренняя и внешняя форма в праве.

Термин "источник права" многозначен и употребляется в различных смыслах:

во-первых, в материальном - это то, что вызывает к жизни право, что влияет на его изменение, развитие, появление одних норм и отмирание других. Источником права в этом случае являются те социально-экономические и духовно-культурные условия жизнедеятельности общества, которые явились первопричиной, вызывающей его (право) к жизни и обусловливающей его действие;

во-вторых, как источник познания права. Такими источниками могут выступать памятники права, действующее законодательство, судебная практика, юридическая литература и др.;

в-третьих, источник права понимается в узком или собственно юридическом значении как внешняя форма выражения права, своего рода "юр. резервуар", в котором содержатся нормы права. В таком значении термин "источник права" использовался уже в юр. лексике Древнего Рима. Именно в этом смысле римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц (V в. до н.э.) источником всего публичного и частного права (fans omnis publici privatigue furis). По справедливому замечанию отечественных исследователей римского права, слово "источник" в этом значении употребляется в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Термином "источник" обозначено начало, от которого идет развитие римского права. В современной юриспруденции под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юр. значения.

В качестве источников права юридическая практика признает: правовой обычай, судебный (административный) прецедент; правовую доктрину; нормативно-правовой акт; нормативно-правовой договор, общие принципы права, религиозные нормы (каноны).

Формы реализации права.

Многообразие норм права, способов их формулирования в законе, субъектов, к которым они обращены, сфер, в которых происходит их реализация, определяет и многообразие форм реализации права. В зависимости от способов правового регулирования: запрещения, позитивного обязывания и дозволения и соответствующих им видов правовых норм - запрещающих, обязывающих и управомочивающих - принято выделять три формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование.

Соблюдение права - такая форма реализации права, которая заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий. Так, участники дорожного движения - пешеходы и водители автотранспортных средств обязаны прекратить движение по красному сигналу светофора; лица, заключающие договор страхования, обязаны воздерживаться от страхования противоправных интересов, страхования убытков, от участия в играх, лотереях и пари, страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 928 ГК РФ).

Исполнение права - форма реализации, которая заключается в осуществлении субъектами права обязывающего юр. предписания. Если для соблюдения права достаточно не совершать каких-либо действий, то исполнение всегда предполагает совершение обязанной стороной правоотношения активных действий.

Так, продавец товара обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (ст. 495 ГК РФ); арендодатель обязан передать нанимателю имущество на оговоренных договором условиях (ст. 606 ГК РФ); арендатор должен своевременно вносить арендную плату (ст. 614 ГК РФ); в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковые избирательные комиссии обязаны предоставить для всеобщего ознакомления списки избирателей не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Использование права - форма реализации, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. Эта форма реализации права обусловлена наличием прав субъекта, которые он может в собственных интересах осуществить. Использование права чаще всего выражается в активной форме. Обладатель права в этом случае совершает'какие-либо действия (заключает сделки, собственник передает свое имущество в аренду, доверительное управление, может его завещать, подарить, продать и совершать иные дозволенные ему действия). Однако использование возможно и в несовершении определенных действий (отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания, отказ свидетеля давать показания в отношении близких родственников (ст. 51 Конституции РФ), отказ обладателя активного избирательного права от участия в голосований и др.).

Состав правонарушения.

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам Г-ва, общества и граждан. Деяние может осуществляться в виде как действий, так и бездействия.

В состав правонарушения входят следующие четыре элемента, которые, в свою очередь, раскрываются через ряд собственных специфических черт и признаков:

1) объект правонарушения;

2) субъект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения;

4) субъективная сторона правонарушения.

Под объектом правонарушения понимается то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб.

Под субъектом правонарушения понимается праводееспособное лицо, совершившее правонарушение.

Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло..

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Они показывают антиобщественные устремления злоумышленника, раскрывают социально-психологический механизм совершения уголовно наказуемой акции. К субъективной стороне относят также предварительный сговор, сильное душевное волнение, поведение после преступления. Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос: как субъект относится к своему деянию, каковы были его побуждения.

Право и мораль.

Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль играет в системе нормативного регулирования. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок.

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения.

Мораль имеет естественное историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. В отличие от институционных образований (права) мораль не знает разграничения на объекты и субъекты. Субъект формирует эти нормы и сам же обращает их на себя.

Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов "добрые" и "плохие", "справедливые" и "несправедливые", "честные" и "бесчестные", "добросовестные" и "недобросовестные" и т.д. Оценочными критериями права выступают "правомерное" и "неправомерное", "законное" и "незаконное", "юридически допустимое" и "юридически запрещенное".

У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с использованием специальных средств и механизмов.

От морали право отличается гос. обеспеченностью. В этом заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора.

право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью (нравственностью).

Влияние морали на право повышает его авторитет, усиливает регулятивный потенциал. Моральные требования непосредственно вплетены в ткань права. В частности, нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента.

Одним из каналов воздействия морали на право является закрепление в законодательстве определенных нравственных требований к лицам, применяющим право. Так, уголовно-процессуальный закон формулирует нравственные требования к присяжным заседателям в их клятве, требуя честного и беспристрастного исполнения ими обязанностей, разрешения дела "по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку" (ст. 443 УПК РФ).

Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости, выступать гарантом прав и свобод, инструментом утверждения приоритетов и ценностей личности. "Закон, - как подчеркивал Иммануил Кант, - предписывает не только легальность, но и моральность".

Нетипичные формы правления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.49.158 (0.053 с.)