Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первобытное общество: власть и управление.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Долгое время общ-во сущ-ло в догос. состоянии. Общая собств-сть на продукты произв-ва и соц. единство родовой общины порождали и соотв-ные им формы орг-ции обществ. власти и упр-ния делами общины. В осущ-нии обществ. власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общ-ва в целом. Эту обществ. власть принято называть потестарной, это была еще не полит. власть. Власть понимается как основанное на действующих соц нормах и принуждении упр-ние отд лицами, их коллективами и общ-вом в целом, осущ-мое для достижения соц-но-полезных рез-тов. Соц власть сущ-ет на 3 уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Соц власть родовой орг-ции имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным, обществ. характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества. Структуру органов власти родовой организации можно представить след образом: 1. Общее собрание рода; 2. Совет старейшин (старейшина); 3. Вождь (военачальник, предводитель). Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей, к-рые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Черты власти родовой организации следующие: 1. Власть носила обществ. Хар-р, исходила от всего общ-ва в целом; 2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения; 3. Не сущ-ло особого аппарата упр-ния и принуждения (властные ф-ии выполнялись в кач-ве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производит-го труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производств. ф-ии, властные стр-ры не были отделены от общ-ва); 4. На занятие каких-либо должностей не влияли ни соц, ни эконом положение претендента, их власть базировалась исключит-но на личных кач-вах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников; 5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий; 6. Соц регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм. В родовой орг-ции сущ-ло принуждение. Но оно носило обществ. характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобыт-ную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-полит. форм. Соц нормы в родовой орг-ции были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религ нормами, мифами, к-рые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения соц норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" единый. Обычаи носили синкретический (нерасчлененный) хар-р первоначальных императивов. Соц нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религ, обычные и т. д., как это делается в соврем. общ-ве. Эта слитность, монолитность соц норм и позволяет именовать их мононормами, т. е. императивами, в к-рых были слиты воедино зачатки всех форм соц регуляции. Осн. формой сущ-ния соц норм родовой орг-ции являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего хар-ра, к-рое вошло в привычку людей в рез-те многократного повторения. Соц нормы первобытного общества складывались естественно историческим пу-тем, без целенаправленного нормотворчества ч-ка. К их отличит признакам относится отсутствие письм. форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой орг-ции не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Сущ-щие правила были единственно возможными вариантами поведения, к-рые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличит признаком соц норм первобытного общ-ва яв-ся то, что они обеспечивались силой привычки, а также обществ мнением и в крайних случаях обществ принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим соц нормы родовой орг-ции отличаются от правовых норм, признаком к-рых яв-ся принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер гос. принуждения. 5. Основные закономерности происхождения Г-ва. Процесс возникновения Г-ва выражается в переходе человеческого общ-ва от первобытной стадии к цивилизации. Формирование Г-ва – длительный процесс, к-рый у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен внутр развитием общ-ва, его различными соц-эконом, культурно-историч, этническими, психологич и др обстоятельствами. Предпосылки возникновения Г-ва: · - разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли); · - полит. предпосылки: от врагов защищаться легче вместе; · - психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а др – руководить, · - идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу. Закономерности появления Г-ва: · 1) Необходимость совершенствования управления Г-вом, связанная с его усложнением; · 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей; · 3) Необх-ть подавления сопротивления эксплуатируемых масс; · 4) Необходимость ведения войн. Любое Г-во характеризуется признаками: · - Публичная власть отделена от народа, т.е упр-ем занимается определенная группа людей; · - Население прикрепляется к определенной территории; · - Наличие территории; · - Налоги, на которые существовало Г-во. Г-во – это особая орг-ция власти и управления, располагающая спец аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны. Выделяют два способа возникновения Г-ва: Европейский путь происхождения и Восточный путь.
6. Характеристика основных теорий происхождения и сущности Г-ва. Исторические концепции происхождения Г-ва (теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, насилия и др.) 1. Теологическая теория – утверждает, что процесс возникновения и развития Г-ва и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский. Г-во - продукт божественной воли, в силу чего гос власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религ организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. 2. Патриархальная теория Г-во происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. 3. Договорная – рассматривает Г-во как результат объединения людей на добровольной основе. 4. Теория насилия - Причину происхождения государственности они видели не в эконом отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-полит. факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало Г-во. В рез-те войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, Г-во - не итог внутр развития общества, а навязанная ему извне сила. 5. Психологическая – вязывают появление государственности с особыми св-вами человеческой психики: потребностью людей во власти над др. людьми, стремлением подчиняться, подражать. Вместе с тем всегда сущ-ли и сущ-ют люди, к-рые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психич качеств личности и возникает Г-во. 6. Материалистическая - Г-во возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения сущ-ния и функц-ния общества как целостного организма. Сущность и признаки Г-ва. 1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть го-сударства распространяется на определенную территорию (территорию этого Г-ва), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кров-нородственному признаку). 2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для го-сударства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда. 3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппа-рат управления и принуждения. 4. Монопольное право Г-ва на правотворчество. Полнее было бы назвать этот при-знак неразрывной связью Г-ва и позитивного права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, Г-во гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их си-лой гос. принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию Г-ва, определяет рамки его деятельности. Нормы, ус-тановленные законодателем (гос.и законодательными органами), являются обяза-тельными для исполнения и самим Г-вом. В дополнение к этим признакам Г-ва, оно обладает и другими существенными чер-тами, которые важны для характеристики Г-ва в целом, но не относятся к первой группе признаков (отличающих Г-во от родовой организации): 5. Универсальность гос. власти. Означает, что власть Г-ва распростра-нятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию дан-ного Г-ва. 6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. Итак, госу-дарство - это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в общест-ве, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны. Г-во - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.007 с.) |