Единство чувственной и рациональной сторон познания. Сенсуализм и рационализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство чувственной и рациональной сторон познания. Сенсуализм и рационализм.



Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Две ступени познания: чувственное и логическое(рац) познание – находятся в диалектическом единстве. Их единство обусловлено тем, что они отражают один и тот же мир; их общй основой является практика; они имеют единую физиологическую основу, нервную систему человека; в процессе познания они не только дополняют друг друга, но и взаимно проникают одно в другое, это лишь разные стороны одного и того же процесса познания. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят, специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда. Рационализм (лат разум) – метод, согласно которому основой знания и действия людей является разум(Спиноза, Лейбниц, Кант, Декарт, Гегель, Фихте, Шеллинг.) Рационализм недооценивает роль чувственного в познании, утверждая, что мышление может постигать сущность вещей, минуя чувства, не опираясь на ощущения. Начальной степенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Сенсуализм (лат чувство) – методологич принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений(Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Фейербах). Сенсуализм преувеличивает значение чувственного в познании: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах». Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление, ощущение – это элемент.

 

51. Понятие истины. Относительная и абсолютная истина. Догматизм и релятивизм.// Бэкон: «Истина – дочь времени». Истина – знание, адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Форму отражения объективной истины, зависящую от конкретных историч условий, характеризующую степень ее точности и полноты на данном этапе называют относительной истиной. Относительная истина – ограниченное верное знание, обычно научное. Т.о. все развитие чел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит. истин другими, более полно и точно выражающими объ. истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсол. истины. Тем не менее абс. истина сущ.; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к кот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина - ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Т.о. каждая относит. истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абс. истина - это предел бесконечной послед-сти истин относительных. Конкретность – свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон обхекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития(вода кипит при 100 град – при конкретных условиях: нормальное давление и обычная вода). Принцип конкретности истины требует подходить к фактам с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что не совместимо с догматизмом. Догматизм – метафизич мышление, оперирующее догмами, в основе Д –слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений(религия). Релятивизм(относительный) – методологич принцип, заключающийся в абсолютизации относительности и условности познания, ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, к агностицизму.

52. Критерии истины. Истина, заблуждение и ложь. Скептицизм и агностицизм.// Бэкон: «Истина – дочь времени». Практика- критерий истины.Знания могут оцениваться как полезные и бесполезные, ложные, выгодные, невыгодные. Полезность и истинность знаний не всегда совпадают. Истина – адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Форму отражения объективной истины, зависящую от конкретных историч условий, характеризующую степень ее точности и полноты на данном этапе называют относительной истиной. Относительная истина – ограниченное верное знание, обычно научное. Т.о. все развитие чел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит. истин другими, более полно и точно выражающими объ. истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Ложь – искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Скептицизм – знание возможно, но нельзя сказать верно ли оно(высшее проявление у древнегреческого философа Пиррона). Агностицизм (греч непознаваемый) (понятие ввел в 19 в Гекс Ли)- мир реально существует, но принципиально непознаваем. Агностики: Протагор, Кант. Оптимизм – познание возможно, процесс познания безграничен.

 

53. Практика – основа, движущая сила и цель познания. Формы практической деятельности.// Практика (др греч деятельный)- критерий истины. Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов природы и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под П прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его истор развитии. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практическая деятельность сознательна, коллективна, общественна, целенаправленна. Структура практики: потребность, мотив, цель, отдельные действия, движения, акты, предмет труда. Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания. Основные виды практики: научная(эксперимент), общественная(преобразование общ, соц отношений), материально-произв деятельность и социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы), направленная на улучшение экономич оснований жизни общества. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Структура: эл-ты процесса труда по Марксу: ч-к с его целями, знаниями и навыками, осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти; объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия.

 

54. Понятие метода и методологии. Эмпирический и теоретический уровни знания.// Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Метод – совокупность приемов, с помощью которых открывают истину, получают конкретный результат. Методы – сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования, и которые фиксируют порядок познавательных операций. Человеческое мышление – сложный познават процесс, он включает в себя множество методик, приемов и форм методов мышления. Приемы мышления определяют общую направленность хода мысли человека на каждом этапе исследования. Учение о методах – методология. Все методы научного познания можно разделить на 3 группы:1)универсальные, котор хар-ют человеческое мышление в целом; 2)общенаучные, хар-ют ход познания во всех науках(основа – общие методологич приемы: моделирование, эксперимент, наблюдение); 3)специальные, применимы в рамках отдельных наук(основа – спец науч теории: качеств анализ в химии, спектр ан в физике). В научном познании выделяют уровни: эмпирический, теоретический, абстрактный, конкретный, уровни находятся в диалектической взаимной связи. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно, этот уровень связан с использованием приборов. Эмпирическое исследование – факто-фиксирующая деятельность. Методы эмпирического познания:1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент. Теоретическое познание – сущностное познание, которое осуществляется на уровне высоких абстракций. Основное орудие: понятие, категории, законы, гипотезы. Методы теоретического познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, исторический и логический. Также: 1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному.

 

/55.Основные научные методы эмпирического познания.// Виды экспериментов.// Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно, этот уровень связан с использованием приборов. Эмпирическое исследование – факто-фиксирующая деятельность. Методы эмпирического познания:1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент.// Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знания о внешних сторонах, св-вах и отношениях изуч объектов. Элементы: наблюдатель, объект набл, средства наблюдения(приборы).Требования: однозначность замысла, объективное отражение объекта исследования. 2 вида: непосредственное и опосредованное(прибор). Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает рез-ты набл с помощью опред знаковых средств(понятия, знаки, схемы, графики, цифры). Описания бывают 2 видов: качественные и количественные. Измерение (количеств описание) осущес-ся с применением математики, измерительных процедур и нахождение эмпирических зависимостей м/у рез-тами измерений В основе операции измерения лежит сравнение объектов по сходным св-вам с помощью единиц измерения, математических средств. Наблюдения и сравнения могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом (лат опыт, проба). В эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса, с целью получить опред знания, проводится в спец создаваемых и контролируемых условиях. Виды экспериментов: мысленный, измерительный(выявление колич определенности изуч объекта, качественный. Мысленный эксперимент совершается над воображаемой моделью.

56.Общенаучные приемы и методы теоретического исследования.// Теоретическое познание – сущностное познание, которое осуществляется на уровне высоких абстракций. Основное орудие: понятие, категории, законы, гипотезы. Методы теоретического познания: формализация, анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, исторический и логический, аксиоматический. Также: 1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному. // Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Отношения знаков и формул заменяет собой высказывания о св-вах и отношениях предметов.// Аксиоматический метод – сначала задается набор исходных положений, аксиом, постулатов, затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений(геометрия Евклида). Индукция (лат наведение) – вид обобщения, связанный с предвидением рез-тов наблюдения, теоретическое знание строится «снизу». Индукция – движение мыслей от частного к общему. Дедукция (лат выведение) - движение мыслей от общего к частному, теоретическое знание развертывается «сверху». Исторический метод предполагает изучение процесса, появления, формирования, становления и развития предмета или явления и на этой основе мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический – предполагает выявление общей закономерности, основной тенденции развития, раскрывает логику путем изучения историч процесса на внешних стадиях его развития.

57.Сущность и структура научного познания: проблема, гипотеза, теория.// Наука – историческая сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности. Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. В наши дни наука имеет разветвленную дисциплинарную структуру, в которую входят философские, логико-математические, естественнонаучные и гуманитарные науки. Современная наука стала важнейшим фактором формирования духовного мира человека, культуры и практики общества. Структура: проблема, наблюдение, эксперимент, факт, описание, объяснение, гипотеза, теория, научные предвидения. Научное познание начинается с постановки проблемы. Проблема – вопрос, с которым обращается ученый к природе, практике, теории, жизни. После постановки проблемы – наблюдение(этап сбора фактов). В процессе наблюдения важную роль играют органы чувств. За наблюдением следует эксперимент(получение фактов). Факт – явление материального или духовного мира, ставшее достоянием сознания человека. Энштейн: «наука начинается с фактов», Павлов: «факты – воздух ученого». Факт нуждается в описании и объяснении, требования описания: точность, строгость, простота. Затем следует гипотеза. Гипотеза – предположение, которое требует доказательства. Цель научного познания – построение теории. Теория оперирует законами, категориями, понятиями. Теория может быть полной и неполной. Главная особенность современной науки - она дисциплинарно организована, т.е. разделена по отраслям. Классификация современной науки включает в себя: естественные, социально-гуманитарные, технические и философские науки. Современная наука предполагает соблюдение ученым определенной этики, т.к. он ответственный за открытие. Основы этики совр ученого: 1)принцип информированного согласия; 2) научное знание открыто для восприятия всем и каждому; 3)ученый должен объективно оценивать качество своего исследования.

58.Наука как специализированная форма познания. Признаки научного познания: язык науки, средства и методы деятельности.// Наука – историческая сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности. Это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается(электричество, холодильник). Наряду с языком научное исследование нуждается в особой системе спец орудий, которые воздействуют на изучаемый объект. Отсюда необходимость спец научной аппаратуры(измерит приборы, приборные установки). Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний за другие, истинность которых уже доказана. Системность и обоснованность научного знания– еще 1 признак.

У науки один высший властитель – истина, один высший критерий – практика. Главная особенность современной науки - она дисциплинарно организована, т.е. разделена по отраслям. Классификация современной науки включает в себя: естественные, социально-гуманитарные, технические и философские науки. Современная наука предполагает соблюдение ученым определенной этики, т.к. он ответственный за открытие. Основы этики совр ученого: 1)принцип информированного согласия; 2) научное знание открыто для восприятия всем и каждому; 3)ученый должен объективно оценивать качество своего исследования.

59.Проблема человека в истории философской мысли. Человек как высшая ценность// Проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.//Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектная. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности. Философская антропология- раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.//Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. Между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личност ь- это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа.//

60.Единство природного и общественного, биологического, психологического, социального в человеке. Проблема жизни и смерти.// За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь - страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь - сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь - бездна зла (древнеегипетский текст “Разговор человека со своим духом”). “Жизнь - борьба и странствие по чужбине” (Марк Аврелий); “Все пепел, призрак, тень и дым” (Иоанн Дамаскин); “Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия” (Паскаль); “Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду” (Ницше). //

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе соизмеряться с вечным.

Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы.

Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать “насыщения днями” как библейские пророки - может ли что-то быть более заманчивым? //Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные н чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие “там” и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить.

Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: “Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант”. А

61.Индивид, индивидуальность. Личность. Свобода и ответственность личности.// Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человече­ского. В настоящее время существует 2 концепции лично­сти: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека. Сущностная концеп­ция является более глубокой. Личность - индивиду­альное выражение общественных отношений и функций людей, субъ­ект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознаю­щего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности является мировоз­зрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только вырабо­тав то или иное мировоззрение, личность, самоопределя­ясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово характер, как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.//Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не сколько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Ответственность – категория, отражаю­щая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравствен­ного долга и правовых норм. Необходимость и свобода. Вопрос об отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения.

62.Соцальная среда и личность: проблема самореализации человека.// Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.//Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: //а) трудовой способ существования; //б) наличие сознания; //в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.// Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. //Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни.

63. Понятие общества. Отличие общественной жизни от процессов живой природы. Деятельность как специфический способ существования общества.// Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера. //Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному (Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем (затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.// Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни.// Кроме того в общественной жизни, в отличие от природы общие связи (закономерные) не толькко не выступают в чистом виде, но зачастую не поддаются реальному практическому воспроизведению (каждое событие уникально). Поэтому на первый взгляд развитие общ-ва предстается как поток индивидуальных неповторимых событий, кот. вызываются волей и желанием людей. Осмысление общ-нного развития первоначально осуществлялась философией и историей (от Августина Блаженного) т.е. довольно общих рассуждений о смысле истории и о движущих ее силах. В 30-40гг. IXXв. О.Конт – основоположник позитивизма противопоставил философии истории точное социальное знание (социология). В идеале социология должна была стать точной наукой- строгое описание фактов и связей. Этот идеал до сих пор не достигнут и возможно недостижим позитивистскими методами (от единичных фактов к обобщению). Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета изучения, т.е. требует определенной социальной философии.

64. Общество как саморазвивающаяся система. Особенности социальных законов и их отличие от законов природы. Общество – совокупность индивидов, взаимодействующих между собой, и находящихся в определенной связи и отношениях. Для общества характерна упорядоченность, которая возникает из-за того, что некоторые ценности становятся общими для тех или иных групп людей. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.// Социальная среда - окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социального мира относят общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная среда задана человеку культурно-исторически.// Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.// Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия, городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности. Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее развития и изменения выступают производство, форма собственности и распределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества.

 

65. Природа как объект философского анализа. Взаимодействие природы и человека. Биосфера и ноосфера.// Природа – это мир в целом, и сюда включается также и развитие человеческого общества. 2) Природа – это часть мира, противостоящая обществу и развивающаяся по своим собственным законам. Это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Весь мир – взаимосвязь нескольких сфер, основными из которых явля­ются: 1) Метасфера (сфера неживой и неорганиче­ской природы); 2) Биосфера (сфера всего живого) – разработали Э. Зюссон и Вернадский + «Биосфера»; 3) Ноосфера (сфера разума и разумного управления окружающей средой – Высокая ступень развития биосферы) – Пьер де Шарден + «Феномен человека»; 4) Сформированная человеком социо-техносфера. По мере развития производительных сил общества, человек повышал свою защищен­ность от стихийного буйства природы. Совершенст­вование одежды, строительство дамб и т.д. - позволяет обеспечить более стабильное и комфортное существование. В орбиту человече­ской деятельности вовлекается неуклонно расширяю­щийся спектр процессов, явлений и веществ природы, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром, окружающей природой. Но не только человек зависит от природы, но и наоборот.

 

66. Происхождение и сущность глобальных проблем современности, их характеристика.// ХХ век истории человечества ознамено­ван возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокуп­ность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетиче­ских и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастро­фой. Серьезной проблемой современного мира является «демографический взрыв». Десять тысяч лет назад было около 5млн. человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн., в 1960 г. – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд., в 1987 - 5 млрд. Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить, что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненного уровня в относительном отношении, делает эти страны опасными с точки зрения ядерного потенциала. Неуклонный рост народонасе­ления планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергетических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет. Традиционные энергетические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Так называемые интенсив­ные технологии истощают плодородие почв. Увеличивающееся число глобальных про­блем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилиза­ции, идейно-мировоззренчески восходя­щей к греческой культуре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.033 с.)