Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек, общество и природа: проблемы экологии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
// Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются. В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.// Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.// Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества. 68. Понятие и роль географической среды в жизни общества. Её влияние на историческое развитие народов// В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.). Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.В географической среде возникла и развивается жизнь. Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:// - Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;// - Заняться решением экологических проблем;// - Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;/// - Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством// 69. Сущность теорий «географического детерменизма» и «геополитики»// Географический детерминизм – учение философии, согласно которому деятельность человека обусловлена естественной средой полностью. Основной представитель – французский просветитель XVII в. Шарль Луи Монтескье, который считал, что нравы и религиозные верования людей, общественный и политический строй народов определяются прежде всего особенностями климата «Характер человека, обычаи государства, его формы правления обусловлены географической средой», - Геродот, первый заявивший об этом. В XIX в. появилась географическая школа «Бокля и Ренана», которые пытались изучить влияние географических факторов на расселение и плотность. В начале XX в. географическая школа оперировала понятиями «жизненное пространство, естественные границы». В конце XIX-XX вв. – школа социальной географии (Тур Виль, Демолен). Они пытались доказать, что культура развития самого человека влияет на развитие человека. Социобиология связывает жизнь человека с наследственностью. Социальное положение людей определяется генами, причем не обязательно существование человека должно носить агрессивный характер во взаимоотношениях, на которых строится общество. Эту модель строят врачи, биологи и т.п. К этому направлению относится географическое, которое объясняет историю климатом. Геополитика (введена Р. Челленом – 1916 г.) – школа, философская концепция, согласно которой общество может вести себя как биологический организм и постоянно расширять свои границы, а политика государства определяется различными географическими факторами. История человечества толкуется как борьба государств, воюющих за жизненное пространство (Ф. Ратцель). Геополитика обращается к географии, чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику общества. Все это натурализм, который сводит законы общества к природе. Основные понятия геополитики: «жизненное пространство и географическое положение».
70. Народонаселение – предпосылка и условие общественной жизни. Сущность теории Мальтуса Т.Р. и неомальтузианство. Современная демографическая ситуация.// Народонаселение - совокупность людей, проживающих в пределах на определенной территории, части страны, всей страны, групп стран и всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальной и духовной жизни определяет возможности развития общества. Для нормального функционирования и развития общества в целом необходим определенный минимум людей или определенная плотность народонаселения. Первая точка зрения сформировалась во второй половине 18 в. - первой половине 19 в. В это время появляется школа, считавшая основным злом, приводящим к нищете – быстрый рост народонаселения. Основателем этой точки зрения является английский экономист, священник и социолог Мальтус. Основные произведения: “Опыт о законе народонаселения”, где он писал, что причина бедственного положения народа, в том числе и безработица, есть результат переизбытка населения, все дело в естественном законе народонаселения. Согласно которому его рост увеличивается в геометрической прогрессии, а рост средств существования лишь в арифметической прогрессии. Выход в принудительном регулировании народонаселения. Голод, эпидемия ликвидируют лишнюю часть населения. Большое распространение получила неомальтузианская теория кризисных мировых ресурсов (Джон Форрестер). Рост народонаселения определяется комплексом причин: уровень развития производственных сил, культурой, характером существующего общественного строя, условиями, в которых живут люди, уровнем образования, здравоохранения, общественным положением женщины, обычаями, традициями, религиями. Поэтому можно сделать вывод, что каждой ступени развития тому или иному типу государства культуры свойственны свои темпы роста народонаселения, особые законы его роста, связанные главным образом с социальными и, прежде всего, экономическими условиями.
71. Проблема сознания в философии. Возникновение сознания, его природа и сущность.// Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.//Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира). //Таким образом, если брать термин “сознание” в философском смысле как деятельность субъекта, направленную на познание окружающего мира и себя и выработку отношения к данным объектам, то мне ближе всего точка зрения Гельвеция, если же брать понятие сознания в философско-психологическом смысле как совокупность разно уровневых психических процессов, одномоментно находящихся либо в состоянии активности, либо пассивности, то я придерживаюсь концепции Зигмунда Фрейда, так как она согласуется с моими эмпирическими наблюдениями и наиболее близка моему мировоззрению.// 72. Понятие и сущность духовной жизни общества. Основные её элементы и виды духовной деятельности.// Если материальная жизнь общества в своей сущности есть предметно-практическое освоение действительности, т. е. материальное производство, то духовная жизнь — есть духовное освоение действительности.// Основными элементами духовной жизни общества являются:// • духовная деятельность;/• духовные ценности;//• духовные потребности людей;/• духовное потребление;/• индивидуальное сознание;/• общественное сознание./ Духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком чувственный мир – как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и представители религий отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он пребывает, он сам живёт свой жизнью и в своём развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории. Материалисты же утверждают, что разум не может быть демиургом мира, т.к. сам он является продуктом высшей формы его организации.
73. Структура общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.// Обычно выделяют два основных аспекта рассмотрения общественного сознания: гносеологический и социологический. Первый показывает связь общественного сознания с объектом отражения. Второй устанавливает место общественного сознания в жизни общества, его социальные функции, социальную деятельность. 1) Аспект позволяет выделить такие два уровня, структуру общественного сознания: эмпирические, теоретические уровни. Эмпирические уровень отражает повседневную жизнь общества непосредственные нужды, потребности и ценности людей. Теоретическое сознание фиксирует сущность процессов и явлений. Раскрывает закономерности их существования. Эти уровни в диалектики взаимосвязаны и границы между ними исторически обусловлено. //2) Социальный аспект имеет два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология выражает эмоционально волевые отношения действительности и проявляется, через общественное настроение, убеждения и социальные чувства масс. Общественная идеология представляет собой систему взглядов представлений установок социальной общности, в которой находится теоретическое обоснование, ее коренные интересы. В общественной психологии выделяют три момента:1) Психологический склад (социальный характер привычки, традиции); 2) Социально психологические явления (мода, слухи, анекдоты); 3) Психологическое состояние (чувство и умонастроение). Идеология в отличие от общественной психологии относятся к теоретическому уровню отражения действительности. Идеология в широком смысле слова понимается общественные взгляды, теории, дающие общую картину в жизни человеческого общества, совокупность идей по основным вопросам жизни деятельности людей, она распадается на отдельные формы общественного сознания: 1. Политическое сознание; 2. Правовое сознание; /3. Этическое сознание (мораль); 4. Эстетическое сознание (искусство); 5. Философское сознание; 6. Религиозное сознание (религиозно-атеистическое); 7.Научное сознание. Основными признаками, дифференцирующими формы общественного сознания, являются: 1. Предмет отражения (разносторонность объектов действительности дает возможность для появления различных форм сознания); 2. Форма отражения; 3. Устанавливается по той роли, в которую они играют в общественной жизни.
//74. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие. В широком смысле слова под идеологией понимается общественные взгляды, теории, дающие общие картины жизни человеческого общества, совокупность идей по основным вопросам жизнедеятельности людей. Она распределяется на отдельные формы общественного сознания: 1. Политическое сознание 2. Правовое сознание 3.Этическое сознание (мораль) 4. Эстетическое сознание (искусство) 5. Философское сознание 6. Религиозное (религиозно-атеистическое) 7. Научное сознание. Каждая форма общественного сознания заполняет необходимый результат, который вызывается в жизни потребностями социальных групп, классов, масс в области политики, техники и формировании моральных качеств личности. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей с окружающей действительности, к самим себе и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Развитие общественно-производительной практики, разделение физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство и мораль). Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Термин “общественное сознание” характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречие и т. д.
75. Нравственное и эстетическое сознание. Общечеловеческие принципы морали. Социальные функции искусства.// Нравственное сознание – основная ценностная форма общественного сознания, в которых находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное «я». Нормы нравственного сознания образуют систему социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Специфику нравственного сознания изучает этика. Нравственное сознание общества проявляется в социальных запретах, предотвращающих недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственное сознание – необходимый фактор прогресса человеческого общества. 2 уровня нравственного сознания: – 1) обыденно-практический; 2) теоретический (прогнозируемый обществом идеал; мораль; в качестве морального идеала принят принцип распределения по потребностям; отражаются реальные нравы общества. Отсутствие юридической закрепленности нравственных норм, => вытекает категория морали свобода воли. Ценностная ориентация нравственного сознания обеспечивает функциональное единство всей структуры, характеризуя общую направленность. Элемент этический имеет место в каждом акте человеческой активности. Искусство – высшая форма эстетического сознания. Эстетические категории являются объективными. Эстетическое, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевшая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы мира, которые воспринимаются и переживаются человеком как самостоятельная жизненная ценность. В эстетическом совмещены все духовные силы человека в их гармонической цельности. Искусство – особый вид человеческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель. Социальные функции искусства: выражает внутреннюю сущность человека в ее цельности; превращает субъективное содержание человека в общезначимое и целостное объективное бытие; обеспечивает целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира; обеспечивает целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, психологическая устойчивость в настоящем; многовековая преемственность культуры, ее нарастающая универсальность; выражает смысл всего человеческого развития; вбирает в себя все достижения человечества, трансформируя и изменяя их.
76. Происхождение и специфика религии как формы общественного сознания. Роль религии в современном мире// Религия (от лат. Religio-благочестие, набожность, святыня, предмет культа)-такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний-«земной», естественный, воспринимаемый, организм чувств, и потусторонний-«небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Вера- способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка вашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Религия – явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечном итоге и её судьбу. Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они –общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи миро уяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но и велико их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем, числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслитель свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире. 77. Понятие культуры. Место и роль культуры в жизни общества.// Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности. Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве Культуры человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К., при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К. заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К. всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К. как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К. есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К. представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К. существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, К. выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К. – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции. К. выполняет разнообразные функции: 1 гуманистическая. К. – способ становления человека, развития личности; 2 познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний; 3) ценностно-мировоззренческая; 4) методологическая, так как К. – совокупность способов, методов деятельности; 5) образовательно-воспитательная; 6) коммуникативная; 7) социальной памяти; 8) психологической защиты. 78. Философская трактовка категории «цивилизация». Цивилизация как социлкультурное образование.// Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу «Закат Европы», где говорил, что развитие истории имеет циклический характер. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент, но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение, что это приведет к катастрофе. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: //1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и, следовательно, создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Таким образом, понятие цивилизации основывается понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей. 79.Сущность научно-технической революции, ее соц. последствия. Гуманистический потенциал НТР.// Сущность НТР - один из наиболее дискуссионных моментов в обсуждении проблем НТР в работах советских авторов (см.: В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.). Одни авторы видят главную суть НТР в автоматизации, коренных качественных преобразованиях производительных сил, другие - в небывалом ускорении процесса проникновения научных достижений в технику, третьи - в новом общественном разделении труда, четвертые - в создании четырехзвенной системы машин и т.д. Известно и такое общее определение НТР: "Сущность НТР можно определить как комплекс коренных качественных перемен в производительных силах общества, в технологии производства, орудиях и предметах труда, а также в организации управления и характере трудовой деятельности людей" [18]. "Отличительной особенностью современной НТР является создание принципиально новой техники и технологии производства", - утверждают Н. М. Ознобин и А. С. Павлов [19]. Они эту весьма важную черту НТР обосновывают: применением в новейших технологических процессах немеханических форм движения материи на молекулярном и атомном уровнях; внедрением электрофизических, электрохимических, радиационных, плазменных и других способов обработки материалов. Все это требует новой техники для управления и контроля. // "Именно появление ЭВМ ознаменовало начало современной научно-технической революции", - подчеркивает Л. Т. Кузин. // B автоматизация производства, и ускорение внедрения достижений науки в производство, и появление новых отраслей знаний, новых источников энергии, новых видов материалов, и освоение космоса и, наконец, изменение роли человека в системе материального производства - являются следствиями этой сущности. Если ранее революции развертывались в отдельных областях науки и техники, то ныне она пронизывает все области науки и техники, охватывая все производственно-экономические, социальные, культурные и другие области человеческой деятельности, всюду где есть информационно-управленческие процессы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.67 (0.017 с.) |