Человек, общество и природа: проблемы экологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек, общество и природа: проблемы экологии.



// Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития.

В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.//

Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.//

Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества.

68. Понятие и роль географической среды в жизни общества. Её влияние на историческое развитие народов// В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).

Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.В географической среде возникла и развивается жизнь.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:// - Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;// - Заняться решением экологических проблем;// - Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;/// - Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством//

69. Сущность теорий «географического детерменизма» и «геополитики»// Географический детерминизм – учение философии, согласно которому деятельность человека обусловлена естественной средой полностью. Основной представитель – французский просветитель XVII в. Шарль Луи Монтескье, который считал, что нравы и религиозные верования людей, общественный и политический строй народов определяются прежде всего особенностями климата «Характер человека, обычаи государства, его формы правления обусловлены географической средой», - Геродот, первый заявивший об этом. В XIX в. появилась географическая школа «Бокля и Ренана», которые пытались изучить влияние географических факторов на расселение и плотность. В начале XX в. географическая школа оперировала понятиями «жизненное пространство, естественные границы». В конце XIX-XX вв. – школа социальной географии (Тур Виль, Демолен). Они пытались доказать, что культура развития самого человека влияет на развитие человека. Социобиология связывает жизнь человека с наследст­венностью. Социальное положение людей определяется генами, причем не обязательно существование человека должно носить агрессив­ный характер во взаимоотношениях, на которых строится общество. Эту модель строят врачи, биологи и т.п. К этому направлению относится географическое, которое объясняет историю климатом. Геополитика (введена Р. Челленом – 1916 г.) – школа, философская концепция, согласно которой общество может вести себя как биологический организм и постоянно расширять свои границы, а политика государства определяется различными географическими факторами. История человечества толкуется как борьба государств, воюющих за жизненное пространство (Ф. Ратцель). Геополитика обращается к географии, чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику обще­ства. Все это натурализм, который сводит законы общества к природе. Основные понятия геополитики: «жизненное пространство и географическое положение».

 

 

70. Народонаселение – предпосылка и условие общественной жизни. Сущность теории Мальтуса Т.Р. и неомальтузианство. Современная демографическая ситуация.// Народонаселение - совокупность людей, проживающих в пределах на определенной террито­рии, части страны, всей страны, групп стран и всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальной и духовной жизни определяет возможности развития общества. Для нормального функционирования и развития общества в целом необходим определенный минимум людей или определенная плотность народонаселения. Первая точка зрения сформировалась во второй половине 18 в. - первой половине 19 в. В это время появля­ется школа, считавшая основным злом, приводя­щим к нищете – быстрый рост народонаселения. Основателем этой точки зрения является англий­ский экономист, священник и социолог Мальтус. Основные произведения: “Опыт о законе народонасе­ления”, где он писал, что причина бедственного положения народа, в том числе и безработица, есть результат переизбытка населе­ния, все дело в естественном законе народонаселе­ния. Согласно которому его рост увеличивается в геометрической прогрессии, а рост средств существо­вания лишь в арифметической прогрес­сии. Выход в принудительном регулировании народонаселения. Голод, эпидемия ликвидируют лишнюю часть населения.

Большое распространение получила неомальтузианская теория кризисных мировых ресурсов (Джон Форрестер). Рост народонаселения определяется комплексом причин: уровень разви­тия производственных сил, культурой, характером существующего общественного строя, условиями, в которых живут люди, уровнем образования, здравоохранения, общественным положением женщины, обычаями, традициями, религиями. Поэтому можно сделать вывод, что каждой сту­пени развития тому или иному типу государства культуры свойственны свои темпы роста народонасе­ления, особые законы его роста, связан­ные главным образом с социальными и, прежде всего, экономическими условиями.

 

71. Проблема сознания в философии. Возникновение сознания, его природа и сущность.// Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.//Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира). //Таким образом, если брать термин “сознание” в философском смысле как деятельность субъекта, направленную на познание окружающего мира и себя и выработку отношения к данным объектам, то мне ближе всего точка зрения Гельвеция, если же брать понятие сознания в философско-психологическом смысле как совокупность разно уровневых психических процессов, одномоментно находящихся либо в состоянии активности, либо пассивности, то я придерживаюсь концепции Зигмунда Фрейда, так как она согласуется с моими эмпирическими наблюдениями и наиболее близка моему мировоззрению.//

72. Понятие и сущность духовной жизни общества. Основные её элементы и виды духовной деятельности.// Если материальная жизнь общества в своей сущности есть предметно-практическое освоение действительности, т. е. материальное производство, то духовная жизнь — есть духовное освоение действительности.// Основными элементами духовной жизни общества являются:// • духовная деятельность;/• духовные ценности;//• духовные потребности людей;/• духовное потребление;/• индивидуальное сознание;/• общественное сознание./ Духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком чувственный мир – как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и представители религий отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он пребывает, он сам живёт свой жизнью и в своём развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории. Материалисты же утверждают, что разум не может быть демиургом мира, т.к. сам он является продуктом высшей формы его организации.

 

73. Структура общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.// Обычно выделяют два основных аспекта рассмотре­ния общественного сознания: гносеологиче­ский и социологический. Первый показывает связь общественного сознания с объектом отражения. Второй устанавливает место общественного сознания в жизни общества, его социальные функции, социальную деятельность. 1) Аспект позволяет выделить такие два уровня, структуру общественного сознания: эмпирические, теоретические уровни. Эмпирические уровень отражает повседневную жизнь общества непосредст­венные нужды, потребности и ценности людей. Теоретическое сознание фиксирует сущ­ность процессов и явлений. Раскрывает закономерно­сти их существования. Эти уровни в диалектики взаимосвязаны и границы между ними исторически обусловлено. //2) Социальный аспект имеет два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология выражает эмоционально волевые отношения действительно­сти и проявляется, через общественное настроение, убеждения и социальные чувства масс. Общественная идеология представляет собой систему взглядов представлений установок социальной общности, в которой находится теоретическое обоснование, ее коренные интересы. В общественной психологии выделяют три момента:1) Психологический склад (социальный характер привычки, традиции); 2) Социально психологические явления (мода, слухи, анек­доты); 3) Психологическое состояние (чувство и умонастроение). Идеология в отличие от обществен­ной психологии относятся к теоретиче­скому уровню отражения действительности. Идеология в широком смысле слова понимается общественные взгляды, теории, дающие общую картину в жизни человеческого общества, совокуп­ность идей по основным вопросам жизни деятельно­сти людей, она распадается на отдельные формы общественного сознания: 1. Политическое сознание; 2. Правовое сознание; /3. Этическое созна­ние (мораль); 4. Эстетическое сознание (искус­ство); 5. Философское сознание; 6. Религиозное сознание (религиозно-атеистическое); 7.Научное сознание. Основными признаками, дифференцирующими формы общественного сознания, являются: 1. Предмет отражения (разносто­ронность объектов действительности дает возможность для появления различных форм сознания); 2. Форма отражения; 3. Устанавливается по той роли, в которую они играют в обществен­ной жизни.

 

 

//74. Формы общественного сознания, их возникно­вение и развитие.

В широком смысле слова под идеологией понимается общественные взгляды, теории, дающие общие картины жизни человеческого общества, совокупность идей по основным вопросам жизнедеятельности людей. Она распределяется на отдельные формы общест­венного сознания: 1. Политическое сознание 2. Правовое сознание 3.Этическое сознание (мораль) 4. Эстетическое сознание (искусство) 5. Философское сознание 6. Религиозное (религи­озно-атеистическое) 7. Научное сознание.

Каждая форма общественного сознания заполняет необходимый результат, который вызывается в жизни потребностями социальных групп, классов, масс в области политики, техники и формирова­нии моральных качеств личности. Сознание выступает как особая форма отражения, регуля­ции и управления отношением людей с окружаю­щей действительности, к самим себе и развива­ются на основе практически-преобразовательной деятельности. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развива­ется только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлека­ясь в эти процессы, люди вырабатывают соответст­вующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Развитие общественно-производительной практики, разделе­ние физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство и мораль). Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Термин “общественное сознание” характеризует и реаль­ное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречие и т. д.

 

75. Нравственное и эстетическое сознание. Общечеловеческие принципы морали. Социальные функции искусства.// Нравственное сознание – основная ценностная форма общественного сознания, в которых находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное созна­ние отражает отношения между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное «я». Нормы нравственного сознания образуют систему социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Специфику нравствен­ного сознания изучает этика. Нравственное созна­ние общества проявляется в социальных запретах, предотвращающих недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственное сознание – необходимый фактор прогресса человече­ского общества. 2 уровня нравственного сознания: – 1) обыденно-практический; 2) теоретический (прогнозируемый обществом идеал; мораль; в качестве морального идеала принят принцип распределения по потребно­стям; отражаются реальные нравы обще­ства. Отсутствие юридической закрепленности нравственных норм, => вытекает категория морали свобода воли. Ценностная ориентация нравствен­ного сознания обеспечивает функциональное единство всей структуры, характеризуя общую направленность. Элемент этический имеет место в каждом акте человеческой активности. Искусство – высшая форма эстетического сознания. Эстетиче­ские категории являются объективными. Эстетическое, есть непосредственно данная чувствен­ная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевшая в себе процесс опредмечи­вания человеческой сущности и очеловечи­вания природы мира, которые воспринима­ются и переживаются человеком как самостоятельная жизненная ценность. В эстетиче­ском совмещены все духовные силы человека в их гармонической цельности. Искусство – особый вид человеческой деятельности, в которой эстетиче­ское, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель. Социальные функ­ции искусства: выражает внутреннюю сущность человека в ее цельности; превращает субъективное содержание человека в общезначимое и целостное объективное бытие; обеспечивает целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссозда­ние мира; обеспечивает целостность и мобиль­ность, его поисковую направленность в буду­щее, психологическая устойчивость в настоящем; многовековая преемственность культуры, ее нарастающая универсальность; выражает смысл всего человеческого развития; вбирает в себя все достижения человечества, трансформируя и изменяя их.

 

76. Происхождение и специфика религии как формы общественного сознания. Роль религии в современном мире// Религия (от лат. Religio-благочестие, набожность, святыня, предмет культа)-такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний-«земной», естественный, воспринимаемый, организм чувств, и потусторон­ний-«небесный», сверхъестественный, сверхчувст­венный. Вера- способ существования религиоз­ного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка вашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представле­ний о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Религия – явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Обществен­ные процессы определят в конечном итоге и её судьбу. Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они –общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи миро уяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но и велико их разли­чие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем, числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслитель свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образован­ные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои мораль­ные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распростране­ние в мире.

77. Понятие культуры. Место и роль культуры в жизни общества.// Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материаль­ные и духовные ценности и происходит становле­ние человека, как субъекта культурной деятельно­сти. Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве Культуры человека и его деятельно­сти. Там, где есть человек, его деятель­ность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К., при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К. заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К. всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К. как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К. есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К. представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К. существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, К. выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладе­ние К. – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции. К. выполняет разнообразные функции: 1 гуманистическая. К. – способ становле­ния человека, развития личности; 2 познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний; 3) ценностно-мировоззренче­ская; 4) методологическая, так как К. – совокупность способов, методов деятельно­сти; 5) образовательно-воспитатель­ная; 6) коммуникативная; 7) социальной памяти; 8) психологической защиты.

78. Философская трактовка категории «цивилиза­ция». Цивилизация как социлкультурное образование.// Цивилиза­ция не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождеств­ляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в разви­тии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенг­лер, который написал книгу «Закат Европы», где говорил, что развитие истории имеет циклический характер. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент, но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культу­рой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение, что это приве­дет к катастрофе. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культур­ный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризу­ется: //1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотовод­ство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и, следовательно, создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общест­венном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Таким образом, понятие цивилизации основывается понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей.

79.Сущность научно-технической революции, ее соц. последствия. Гуманистический потенциал НТР.// Сущность НТР - один из наиболее дискуссионных моментов в обсуждении проблем НТР в работах советских авторов (см.: В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.). Одни авторы видят главную суть НТР в автоматизации, коренных качественных преобразованиях производительных сил, другие - в небывалом ускорении процесса проникновения научных достижений в технику, третьи - в новом общественном разделении труда, четвертые - в создании четырехзвенной системы машин и т.д. Известно и такое общее определение НТР: "Сущность НТР можно определить как комплекс коренных качественных перемен в производительных силах общества, в технологии производства, орудиях и предметах труда, а также в организации управления и характере трудовой деятельности людей" [18].

"Отличительной особенностью современной НТР является создание принципиально новой техники и технологии производства", - утверждают Н. М. Ознобин и А. С. Павлов [19]. Они эту весьма важную черту НТР обосновывают: применением в новейших технологических процессах немеханических форм движения материи на молекулярном и атомном уровнях; внедрением электрофизических, электрохимических, радиационных, плазменных и других способов обработки материалов. Все это требует новой техники для управления и контроля. //

"Именно появление ЭВМ ознаменовало начало современной научно-технической революции", - подчеркивает Л. Т. Кузин. //

B автоматизация производства, и ускорение внедрения достижений науки в производство, и появление новых отраслей знаний, новых источников энергии, новых видов материалов, и освоение космоса и, наконец, изменение роли человека в системе материального производства - являются следствиями этой сущности. Если ранее революции развертывались в отдельных областях науки и техники, то ныне она пронизывает все области науки и техники, охватывая все производственно-экономические, социальные, культурные и другие области человеческой деятельности, всюду где есть информационно-управленческие процессы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.021 с.)