Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и основные представители русской религиозной философии XIX-XX веков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С.Аксанов, Ю.Ф. Самарин). Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея месжанской роли русского народа, культурной и религиозной самобытности. Только православие, считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организации. Решение проблемы сочетание свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов вязким методологическим принципом для разработки ключевого понятия, их религиозно философских воззрений понятий соборности. Определяющим признаком соборности служит принцип «единства и множества». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее соединение людей, но и постоянную возможность соединения на основе духовной общности. Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации. В. С. Соловьёв попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая бы связывала в едино запросы религиозной и социальной жизни человека. Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. Он стремился постановить разум на рациональное начало человеческого сознания. Религиозный опыт получает истолкование непосредственное слияние человеческой души с Богом, переход человеческих переживаний, чувств и запредельное, трансцендентное измерение. Западники (П. Чаадаев. Т. Грановский, В. Белинский, А. Герцен и др.). Среди западников был мыслитель, чьи взгляды отличались уникальностью. Этим мыслителем-западником был «декабрист без декабря» П.Я. Чаадаев (1794-1856). Одно только напечатанное еще при его жизни первое «Философическое письмо» взбудоражило Россию и обессмертило его имя. При помощи истории он пытался решить основные мучившие его вопросы о причинах отсталости России, существования крепостничества и абсолютизма. Причины эти он связывал с православием, которое шло на поводу у царизма, в то время как католичество было независимо, по его мнению, от власти и государства. Главная задача России, по Чаадаеву, в воссоединении ее с другими народами и национальными культурами и с человеческим родом в целом.
29. Особенности и специфика казахской философии Просвещения Ч. Валиханов, И. Алтынсарин. Казахская философия — это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это — мировоззрение, основанное и «говорящее» на казахском языке. Ч. Валиханов (1835-1865) – выдающийся казахский ученый, просветитель, демократ. Большое влияние на его мировоззрение оказали русский писатель Достоевский, революционер Дуров, известный географ Семенов-Тян-Шанский. Он вошел в мировую науку, как исследователь культуры Семиречья и Киргизии, Восточного Туркестана. Его работы «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтын шара», «О западном крае Китайской империи», «Следы шаманства у киргизов»(проблема появления человека), «Записка о судебной реформе»(справедливость, красноречие, несправедливость), «О Баянаульском автономном округе» и другие поставили Валиханова в один ряд с выдающимися путешественниками и исследователями Европы и Азии. Он собирался рассказать России и всему просвещенному миру о жизни казахов, их сокровенных чаяниях, помыслах и надеждах. Открыть другим народам свой народ и сдружить их. В этом непреходящее значение непродолжительных по времени, но яркой и многогранной деятельности Чокана. В этом он новатор по сравнению со своими предками. Он считал что внешний мир существует вне человеческого сознания, причина соц несчастья- безграмотность. Ибрай Алтынсарин (1841-1899) – казахский просветитель, поэт, писатель, первый народный учитель. Он изучал жизнь казахского народа, ориентируя его на цивилизацию. И.А. считал прогрессивным для казахского народа переход к оседлости, т.к. оседлость создает условия для развития торговли, ремесел и повышению материального состояния. Он придавал большое значение трудовому воспитанию школьников и учил детей, автор 1 букваря, сторонник советского образования. Он близок к деизму – верит в жизнь окр среды вне человеческого сознания, он подтверждает силу бога, создавшего мир, признает объективное существование мира. «Несчастье киргизов»(недовольство кол-админ. реформами царского правительства).
30. Проблема человека в мировоззрении Абая. Нравственно-этические идеи в «Книге слов». А.К(1845-1904) – великий мыслитель, поэт, философ. Он жил в своеобразную казахскую эпоху Возрождения, когда все острейшие проблемы бытия как бы поднимались на его поверхность, и когда их отражение требовало от философа или художника универсализма. Универсальными были образование и мировосприятие А. Творчество А. созвучно творчеству мн. Великих писателей. А. бескомпромиссно и беспощадно высвечивал правду, и от того муза его трагична, судьба поэта – тоже. Отсюда строки: «Я человек с черной кровью и раной в душе…» Но именно А. произносит поднимаясь на ощущением трагической предопределенностью бытия, слова: «Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе». С одной стороны он призывает быть разумным, с другой вопрошая: «Жить? Зачем? Есть ли смысл в ней, в жизни…?» В центре своих размышлений А. ставит человека. В познании мира он изучает и обобщает произведения величайших мыслителей прошлого, исповедует их для объяснения особо важных явлений в жизни каз. народа. Он признавал объективную закономерность мира: мир и человеческое общество находятся в постоянном изменении, что жизнь человека, его судьба также как и все, что существует на свете переменчиво. Ничему живому на земле не дано состояние покоя. А. считал человека важнейшим существом мира, понимал неразрывную связь его тела и души. А. учил, что разум, доброта, упорство, скромность, труд – вот 5 друзей. Он говорил, что для того чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему долгу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способность беречь трезвость рассудка и чистоту совести. Чтобы заняться наукой надо ее полюбить, иметь стремление к ней. А. считал, что существует 3 вещи, способные уничтожить весь человеческий род, которых надо избегать – невежество, леность, злодеяние. «Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность. Люди не могут обходиться без этих начал. Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу» - А. «Слова назидания».
31 Казахская философия и общественно-политическая мысль в начале 20 века. (Торайгыров, Кудайбердиев, Байтурсынов, Дулатов). С. Торайгыров – представитель казахской демократической интеллигенции начала 20 в. Он был не только защитником и пропагандистом антирелигиозных идей просвещения, но дал им новую жизнь и новое обоснование. Атеист. Все, что было сказано им о религии и о служителях религиозного культа, представляет собой ни что иное, как продолжение им и дополнение новыми аргументами идей несостоятельности и реакционной сущности религии. Свои мысли, настроения и чувства, направленные против религии, Торайгыров изложил, по преимуществу, в художественных произведениях, стихах, поэмах, романах, письмах («В чем цель учебы?», «Религия»). Особое значение для раскрытия существа отношения поэта к религии, ее служителям имеет его роман-поэма «Камар-Сулу». Поэт и мыслитель Шакарим Кудайбердиев. (1858-1931). Он писал, что для становления человека необходимы труд, совесть, милость, выдержка, осторожность. В своих стихах воспевал такие качества, как ум, совесть, целеустремленность. Человек – большая ценность, эта мысль была основной в их общественной жизни. «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «3 истины», сборник стихов «Зеркало казахов», «Калкаман мамыр». Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Полностью отдавшись наукам и знанию, он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом. Ахмет Байтурсынов (1873-1938) – поэт, ученый, тюрколог, переводчик русской классики, педагог, общ деятель. В 1909 г. за критику колониальной политики царизма А.Байтурсынова арестовали и сослали. Он работал редактором газеты «Казах». Он принимал активное участие в создании партии “Алаш”, был делегатом ее первого съезда. Его интересы: лингвистика. А.Байтурсынов создал новый казахский алфавит, написал “Пособие по родному языку”, несколько методических работ, “Новый букварь”, различные хрестоматии и т.д. М. Дулатов (1885-1935)- поэт, педагог, журналист, общ деятель, писатель, ученый-историк и философ. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу и славу своего народа. Его судьба изобиловала драмами и закончилась трагично. Он переводил на каз яз русских классиков: Пушкина, Лермонтова, также Тукая, Шиллера. «Библеографический указатель казахских книг». М. Дулатов активно сотрудничал с А. Байтурсыновым при издании газеты «Казах», став позже ее редактором. Был в первых рядах составителей программы партии «Алаш», был одним из руководителем правительства «Алаш Орда», членом его военного совета. Социально-политические воззрения М.Дулатова отличались глубиной и патриотизмом. В статье «Наши задачи» он разоблачает царскую политику на национальных окраинах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.009 с.) |