Всеобщая, существенная, необходимая, устойчивая связь явлений или сторон како-го-либо явления – это 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщая, существенная, необходимая, устойчивая связь явлений или сторон како-го-либо явления – это



а) принцип

б) закон

в) метод

г) теория

10. Формулируя тезис: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений», К.Маркс имел в виду, что:

а) человек – это марионетка в руках общества;

б) сущность человека социальна, а не биологична;

в) оригинальность личности не более чем иллюзия;

г) изменение общественных отношений меняет личность.

 

Проблемные вопросы:

1. Особенности христианской философии периода патристики. Роль Августина в доктринальном оформлении христианства.

Христианская философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного, богодухновенного знания, содержащегося в Библии, других священных текстах, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души (т.е. иррациональные феномены). Это период патристики. С другой стороны, христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала традиционнее для научной философии проблемы. Это этап схоластики.

Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» – Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

Основные идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ; креационизм (мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога); провиденционализм (Бог правит сотворенным им миром и человеческой историей); сотериологизм – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.

Крупнейший мыслитель этого периода – Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Он разработал теологию христианства (работы «Исповедь», «О граде Божьем»). В онтологии Августин обосновывал догмат о сотворении мира Богом «из ничего». Бог не только упорядочил, организовал мир из вечной первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время). С идеей времени связана концепция исторического прогресса – постоянное изменение и развитие (и материальное, и духовное) общества от низшего к высшему, от града земного к граду Божьему.

Мир, созданный Богом, представлял навсегда установленную им иерархическую структуру. Ее подножие составляет неодушевленные тела, которые просто существуют. Над ними возвышаются растения, которые не только существуют, но и живут. Далее следуют животные, у которых к этим функциям прибавляется еще и функция ощущения. Душой, по Августину, обладает только человек, ибо только он изо всех земных существ в какой-то степени напоминает Бога.

В обществе, как и во всем мире, наличествует строгая иерархия, в которой высшее место он отводил церкви (“Граду Божьему”), а подчиненное – светской власти (“граду земному”). До тех пор, пока она соблюдается, в государстве царит мир и гармония, но стоит только ее нарушить, начинаются беды и смуты, ведущие к падению государства. “Град земной” и “Град Божий” – не просто два уровня власти в государстве, это два антагонистических начала, постоянная борьба которых определяет весь ход всемирной истории. Смысл же истории Августин видит в окончательной победе “Града Божия”, то есть распространения христианства по всему миру.

Антропология: Августин считал природу человека двойственной, сочетающей духовное и телесное начала. Главная способность человеческого духа – способность верить в Бога. Другая человеческая способность – разум, с помощью которого человек познает природу и общество. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Лишь сочетание этих способностей дает человеку возможность отказаться от зла, направить жизнь к добру. Любой человек способен сделать этот свободный выбор. Ценность антропологической концепции Августина в том, что в ней четко сказано о равенстве людей и их ответственности перед Богом за свои дела. Эти идеи стали основой христианской доктрины.

Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Этот период можно условно разделить на:

а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии. В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

Ключевой фигурой патристики является Августин Аврелий "Блаженный" (354-430). В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

2. Естественно-научное и философское понимание пространства и времени.

Материя как объективная реальность существует в пространстве и времени и находится в постоянном движении.

Материалистическая интерпретация достижений науки и социальной практики
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая протяжённость и взаимное расположение тел.

Время – форма бытия материи, характеризующая длительность и последовательность событий.

Пространство и время не только объективны (как хар-ки свойств материи), но и субъективны (как формы созерцания, восприятия, представления вещей). Правильное понимание сущности пространства и времени тесно связано с научной картиной мира в целом.

Античная мысль, которая стоит у истоков изучения данных категорий, не сводила пространство и время к их физическим проявлениям. Для античности физико-геометрические свойства преходящи, а есть нечто более подлинное и устойчивое. Атомистическая доктрина пространства и времени была развита еще Левкиппом и Демокритом. Согласно этой доктрине, всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени.

Физический смысл категорий «время» и «пространство» первым систематически начал изучать Аристотель. Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени, затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени.

Средневековая мысль в процессе адаптации философских идей к потребностям религиозного мировоззрения трактовала движение как актуализацию возможного (осуществляется в акте творения Богом).

Новоевропейская философия – новый этап в осмыслении данных понятий. Для Ньютона пространство и время существовали независимо от тел и до тел. Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные). В период новоевропейской филос офии началось сближение естественно-научного и философского толкования времени и пространства. Материя всё более отождествлялась с веществом, а пространство и время – с их механическими проявлениями.

Классическая механика, опираясь на преобразования Галилея, исходила из того, что пространство и время существуют объективно, но они не связаны друг с другом и с движущейся материей. Наряду с объективными представлениями о пространстве - времени существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.), которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого сознания. Так, Кант рассматривал пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания. Новая, релятивистская механика Эйнштейна, опираясь на лоренцовые преобразования, показала связь между веществом и пространством, временем и движением. В теории относительности пространство предстаёт как 4-ёхмерное пространство (добавляется время). В совр.науке трактовка категории пространства связана с трактовкой понятия гравитационного поля.

 

Билет № 8

Вопросы-тесты

1) Идеализм – это:

а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;

в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.

2) Представитель диалектической традиции в античной философии:

а) Фалес

б) Гераклит

в) Демокрит.

г) Эпикур.

 

3) Сознание человека – это чистый лист бумаги говорил: Локк

 

4) Представитель немецкой классической философии – сторонник материализма:

а) Фейербах

б) Кант

в) Фихте

г) Гегель

 

5) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Фило-софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:

а) понять его;

б) подвергнуть его разумной критике;

в) изменить его;

г) сохранить его.

 

6) Бессознательное, сублимация, либидо – это категории характерные для

а) экзистенциализма

б) фрейдизма

в) постмодернизма

г) постпозитивизма

 

Далее, идет какая-то опечатка, снова 6-й вопрос J

 

6) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:

а) эстетика

б) метафизика

в) диалектика

г) синергетика

 

7) Сознание обладает способностью к объективации, материализации в продуктах труда, произведениях искусства и т.д. Материализуется ли человеческое бессознательное?

а) Нет, поскольку оно не попадает в сферу сознания, а человеческая созидательная деятельность всегда сознательна.

б) Нет, поскольку бессознательное ограничено пределами индивидуальной психики человека.

в) Нет, поскольку, даже обуреваемый бессознательными импульсами, человек всегда контролирует свое поведение сознанием.

г) Да, но в скрытой, сублимированной форме.

8) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:

а) практика,

б) формально-логическая непротиворечивость,

в) простота,

г) гармоничность, красота.

9). Форма рациональной ступени познания:

а) понятие

б) представление

в) ощущение

г) восприятие

 

10) Критерием (-ями) отличения постиндустриальной стадии развития общества от индустриальной является:

а) автоматизация производства

б) преобладание в структуре занятости третичного сектора – сферы услуг

в) появление информационно-компьютерных технологий

г) все вышеперечисленное

 

Проблемные вопросы:

1. Проблема универсалий и ее решение в схоластической философии

Одна из особенностей философии средневековья проявилась в споре между реалистами (от латинского реалис - вещественный) и номиналистами (от латинского номен - имя). Спор шел о природе универсалий (от лат. универсалис - общий), т.е. о природе общих понятий.

Реалисты (Иоанн Скот, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:

1. до вещей в божественном разуме

2. в самих вещах, как их сущность или форма

3. после вещей, в человеческом разуме, как результат абстракции и обобщения.

Номеналисты (Расцелин) отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но его существование до вещи. Универсалии - только имена вещей и существование их сводится лишь к колебанию голоса. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания.

Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского и осудила номенализм Расцелина. Выступая против крайностей реализма и номенализма Пьер Обеляр выработал объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат обобщения отдельных свойств вещей.

Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

2. Мышление и язык. Проблема создания искусственного интеллекта.

Одна из характерных особенностей неклассической трактовки сознания – внимание к внутреннему миру субъекта, процессам самосознания. В связи с этим возрастает интерес к языку, поскольку сознание реализует себя в значительной степени с помощью языка.

Человеческий язык может существовать только в обществе, обслуживая его потребности (объективный характер языка).

Если бы человек не обладал естественным языком, он не смог бы создать никакой, даже самой простой формулы.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов.

Философия языка – исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у индийских и древнегреческих философов (в т. ч. у софистов и Платона). Натуралистическая философия языка рассматривает язык - как способность, возникшую естественным путем, идеалистическая философия языка - как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка характеризуется возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а также стремлением к всеобщей грамматике. В связи с этим возвращаются к старым исследованиям языка, связанным с именами Гердера, Гумбольдта и Гримма. X. Липпс исследует сущность языка с позиций экзистенциализма, рассматривая реальное протекание речевого процесса.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что своё адекватное выражение мысль получает именно в языке.

Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Основные формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Искусственный интеллект — это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. Но проблема состоит в том, что неизвестно какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. А так как мы понимаем только некоторые механизмы интеллекта, то под интеллектом в пределах этой науки мы понимаем только вычислительную часть способности достигнуть целей в мире.

Но до сих пор единого ответа на вопрос чем занимается искусственный интеллект, не существует. Почти каждый автор, пишущий книгу об ИИ, отталкивается в ней от какого-либо определения, рассматривая в его свете достижения этой науки.

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы:

ü Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?

ü Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать?

ü Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?

Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимается под понятиями «интеллект» или «сознания», и какие именно «машины» являются предметом обсуждения.

Проблемы, которые могут возникнуть при и после создания ИИ: Проблема безопасности (напр., что решит система ИИ в ситуации, когда спасение одной жизни возможно только за счет другой?); Проблема сверхинтеллекта и взаимоотношений человечества и ИИ, сможет ли человечество использовать для расширения своего знания познавательные модели сверхумного ИИ? (никогда не сможет обладать творческим потенциалом); Глобальная информатизация, Интернет и ИИ; проблема Творца (основная морально-этическая проблема создания ИИ ): человек берёт на себя функции Бога по созданию самого себя и другой мыслящей субстанции.

 

Билет №9

Вопросы-тесты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.073 с.)