Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всеобщая, существенная, необходимая, устойчивая связь явлений или сторон како-го-либо явления – этоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
а) принцип б) закон в) метод г) теория 10. Формулируя тезис: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений», К.Маркс имел в виду, что: а) человек – это марионетка в руках общества; б) сущность человека социальна, а не биологична; в) оригинальность личности не более чем иллюзия; г) изменение общественных отношений меняет личность.
Проблемные вопросы: 1. Особенности христианской философии периода патристики. Роль Августина в доктринальном оформлении христианства. Христианская философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного, богодухновенного знания, содержащегося в Библии, других священных текстах, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души (т.е. иррациональные феномены). Это период патристики. С другой стороны, христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала традиционнее для научной философии проблемы. Это этап схоластики. Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» – Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона. Основные идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ; креационизм (мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога); провиденционализм (Бог правит сотворенным им миром и человеческой историей); сотериологизм – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания. Крупнейший мыслитель этого периода – Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Он разработал теологию христианства (работы «Исповедь», «О граде Божьем»). В онтологии Августин обосновывал догмат о сотворении мира Богом «из ничего». Бог не только упорядочил, организовал мир из вечной первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время). С идеей времени связана концепция исторического прогресса – постоянное изменение и развитие (и материальное, и духовное) общества от низшего к высшему, от града земного к граду Божьему. Мир, созданный Богом, представлял навсегда установленную им иерархическую структуру. Ее подножие составляет неодушевленные тела, которые просто существуют. Над ними возвышаются растения, которые не только существуют, но и живут. Далее следуют животные, у которых к этим функциям прибавляется еще и функция ощущения. Душой, по Августину, обладает только человек, ибо только он изо всех земных существ в какой-то степени напоминает Бога. В обществе, как и во всем мире, наличествует строгая иерархия, в которой высшее место он отводил церкви (“Граду Божьему”), а подчиненное – светской власти (“граду земному”). До тех пор, пока она соблюдается, в государстве царит мир и гармония, но стоит только ее нарушить, начинаются беды и смуты, ведущие к падению государства. “Град земной” и “Град Божий” – не просто два уровня власти в государстве, это два антагонистических начала, постоянная борьба которых определяет весь ход всемирной истории. Смысл же истории Августин видит в окончательной победе “Града Божия”, то есть распространения христианства по всему миру. Антропология: Августин считал природу человека двойственной, сочетающей духовное и телесное начала. Главная способность человеческого духа – способность верить в Бога. Другая человеческая способность – разум, с помощью которого человек познает природу и общество. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Лишь сочетание этих способностей дает человеку возможность отказаться от зла, направить жизнь к добру. Любой человек способен сделать этот свободный выбор. Ценность антропологической концепции Августина в том, что в ней четко сказано о равенстве людей и их ответственности перед Богом за свои дела. Эти идеи стали основой христианской доктрины. Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Этот период можно условно разделить на: а) апостольский период (до середины II века н.э.); б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др; в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии. В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении. Ключевой фигурой патристики является Августин Аврелий "Блаженный" (354-430). В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века. 2. Естественно-научное и философское понимание пространства и времени. Материя как объективная реальность существует в пространстве и времени и находится в постоянном движении.
Время – форма бытия материи, характеризующая длительность и последовательность событий. Пространство и время не только объективны (как хар-ки свойств материи), но и субъективны (как формы созерцания, восприятия, представления вещей). Правильное понимание сущности пространства и времени тесно связано с научной картиной мира в целом. Античная мысль, которая стоит у истоков изучения данных категорий, не сводила пространство и время к их физическим проявлениям. Для античности физико-геометрические свойства преходящи, а есть нечто более подлинное и устойчивое. Атомистическая доктрина пространства и времени была развита еще Левкиппом и Демокритом. Согласно этой доктрине, всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени. Физический смысл категорий «время» и «пространство» первым систематически начал изучать Аристотель. Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени, затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени. Средневековая мысль в процессе адаптации философских идей к потребностям религиозного мировоззрения трактовала движение как актуализацию возможного (осуществляется в акте творения Богом). Новоевропейская философия – новый этап в осмыслении данных понятий. Для Ньютона пространство и время существовали независимо от тел и до тел. Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные). В период новоевропейской филос офии началось сближение естественно-научного и философского толкования времени и пространства. Материя всё более отождествлялась с веществом, а пространство и время – с их механическими проявлениями. Классическая механика, опираясь на преобразования Галилея, исходила из того, что пространство и время существуют объективно, но они не связаны друг с другом и с движущейся материей. Наряду с объективными представлениями о пространстве - времени существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.), которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого сознания. Так, Кант рассматривал пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания. Новая, релятивистская механика Эйнштейна, опираясь на лоренцовые преобразования, показала связь между веществом и пространством, временем и движением. В теории относительности пространство предстаёт как 4-ёхмерное пространство (добавляется время). В совр.науке трактовка категории пространства связана с трактовкой понятия гравитационного поля.
Билет № 8 Вопросы-тесты 1) Идеализм – это: а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально; б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное; в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству; г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира. 2) Представитель диалектической традиции в античной философии: а) Фалес б) Гераклит в) Демокрит. г) Эпикур.
3) Сознание человека – это чистый лист бумаги говорил: Локк
4) Представитель немецкой классической философии – сторонник материализма: а) Фейербах б) Кант в) Фихте г) Гегель
5) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Фило-софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”: а) понять его; б) подвергнуть его разумной критике; в) изменить его; г) сохранить его.
6) Бессознательное, сублимация, либидо – это категории характерные для а) экзистенциализма б) фрейдизма в) постмодернизма г) постпозитивизма
Далее, идет какая-то опечатка, снова 6-й вопрос J
6) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания: а) эстетика б) метафизика в) диалектика г) синергетика
7) Сознание обладает способностью к объективации, материализации в продуктах труда, произведениях искусства и т.д. Материализуется ли человеческое бессознательное? а) Нет, поскольку оно не попадает в сферу сознания, а человеческая созидательная деятельность всегда сознательна. б) Нет, поскольку бессознательное ограничено пределами индивидуальной психики человека. в) Нет, поскольку, даже обуреваемый бессознательными импульсами, человек всегда контролирует свое поведение сознанием. г) Да, но в скрытой, сублимированной форме. 8) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии: а) практика, б) формально-логическая непротиворечивость, в) простота, г) гармоничность, красота. 9). Форма рациональной ступени познания: а) понятие б) представление в) ощущение г) восприятие
10) Критерием (-ями) отличения постиндустриальной стадии развития общества от индустриальной является: а) автоматизация производства б) преобладание в структуре занятости третичного сектора – сферы услуг в) появление информационно-компьютерных технологий г) все вышеперечисленное
Проблемные вопросы: 1. Проблема универсалий и ее решение в схоластической философии Одна из особенностей философии средневековья проявилась в споре между реалистами (от латинского реалис - вещественный) и номиналистами (от латинского номен - имя). Спор шел о природе универсалий (от лат. универсалис - общий), т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий: 1. до вещей в божественном разуме 2. в самих вещах, как их сущность или форма 3. после вещей, в человеческом разуме, как результат абстракции и обобщения. Номеналисты (Расцелин) отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но его существование до вещи. Универсалии - только имена вещей и существование их сводится лишь к колебанию голоса. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского и осудила номенализм Расцелина. Выступая против крайностей реализма и номенализма Пьер Обеляр выработал объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат обобщения отдельных свойств вещей. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса. Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля. Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи. Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. 2. Мышление и язык. Проблема создания искусственного интеллекта. Одна из характерных особенностей неклассической трактовки сознания – внимание к внутреннему миру субъекта, процессам самосознания. В связи с этим возрастает интерес к языку, поскольку сознание реализует себя в значительной степени с помощью языка. Человеческий язык может существовать только в обществе, обслуживая его потребности (объективный характер языка). Если бы человек не обладал естественным языком, он не смог бы создать никакой, даже самой простой формулы. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Философия языка – исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры. Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у индийских и древнегреческих философов (в т. ч. у софистов и Платона). Натуралистическая философия языка рассматривает язык - как способность, возникшую естественным путем, идеалистическая философия языка - как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка характеризуется возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а также стремлением к всеобщей грамматике. В связи с этим возвращаются к старым исследованиям языка, связанным с именами Гердера, Гумбольдта и Гримма. X. Липпс исследует сущность языка с позиций экзистенциализма, рассматривая реальное протекание речевого процесса. Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что своё адекватное выражение мысль получает именно в языке. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Основные формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Искусственный интеллект — это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. Но проблема состоит в том, что неизвестно какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. А так как мы понимаем только некоторые механизмы интеллекта, то под интеллектом в пределах этой науки мы понимаем только вычислительную часть способности достигнуть целей в мире. Но до сих пор единого ответа на вопрос чем занимается искусственный интеллект, не существует. Почти каждый автор, пишущий книгу об ИИ, отталкивается в ней от какого-либо определения, рассматривая в его свете достижения этой науки. Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы: ü Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений? ü Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать? ü Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером? Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимается под понятиями «интеллект» или «сознания», и какие именно «машины» являются предметом обсуждения. Проблемы, которые могут возникнуть при и после создания ИИ: Проблема безопасности (напр., что решит система ИИ в ситуации, когда спасение одной жизни возможно только за счет другой?); Проблема сверхинтеллекта и взаимоотношений человечества и ИИ, сможет ли человечество использовать для расширения своего знания познавательные модели сверхумного ИИ? (никогда не сможет обладать творческим потенциалом); Глобальная информатизация, Интернет и ИИ; проблема Творца (основная морально-этическая проблема создания ИИ ): человек берёт на себя функции Бога по созданию самого себя и другой мыслящей субстанции.
Билет №9 Вопросы-тесты
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.231.146 (0.013 с.) |