Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Измерение, наблюдение, эксперимент – это методы познания, применяемые на уровнеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
а) теоретическом б) эмпирическом в) обыденном г) идеологическом 9. Авторы концепции постиндустриального общества: а) Маркс, Энгельс б) Шпенглер, Тойнби в) Белл, Тоффлер г) Данилевский, Соловьев 10. Один из создателей учения о ноосфере: а) Циолковский б) Вернадский в) Гумилев г) Данилевский Проблемные вопросы: 1. Единство и различие философии Платона и Аристотеля Мир идей Платон: Мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Мир идей и есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Антипод бытия – мир небытия, где господствует материя. Вещи чувственного мира заключают в себя нечто общее для идей. Аристотель: Если идея- сущность вещи,тогда она находится в самой вещи,если она вне вещи, тогда она не есть ее сущность. Аристотель мыслит себе идею вещи не как-нибудь отдельно от вещи и не где-нибудь в другом месте, чем-то, которое занимает данная вещь. Идея вещи есть сущность вещи и потому функционирует в самой же вещи. Мир идей бесполезен как для познания, так и для чувственного существования вещей. Аристотель признает, что вещи чувственного мира заключают в себя нечто общее для идей, но общее - как общее - не может быть простой составной частью отдельных вещей. Теория идеи души: Платон: Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно, находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «воспоминает о мире идей». То есть основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, – бессмертная сущность, в ней различаются три части: - разумная, обращенная к идеям; - пылкая, аффективно-волевая; - чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Аристотель: Душа,обладающая целеустремленностью,есть не что иное,как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективного поведения. Душа – целеустремленная энергия, движущая сила тела, превращающая возможность в действительность. Душа по Аристотелю в противовес Платону не может существовать без тела, но она – имматериальная, не телесная. Благодаря душе мы живем, ощущаем и размышляем, она есть некий смысл и форма, а не материя и не субстрат. Теория познания: Платон: Платон воспринял слова Сократа о значении,которое для познания бытия имеютпонятия, и шел от «идей» как первообразов мира через явления чувственного мира, в которых эти «идеи» как истинные формы бытия, представлены в искаженном виде, к понятиям, схватывающим сущность явлений – их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия – не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Мыслитель подошел к познанию с позиции диалектики. Аристотель: Познание же у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта–в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Этика Платон: «Благо»-единство добродетели и счастья,прекрасного и полезного,доброго и приятного. Платоновский идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. В диалогах «Горгий», «Теэтет», Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо(идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Человек – несовершенный бог. Аристотель: Благо–это«то,к чему стремятся».Благо для грубых людей–в наслаждениях, для благородных – в почестях, для мудрых – в сознании. По Аристотелю: назначение человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. От нашей деятельности зависят качества характера, приобретаемые нами. Оппозиционно Платону Аристотель полагал, что высшее благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств. Он отличает намерение, как имеющее дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели – деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Мыслитель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека. Бог – это совершенный человек. Общество и государство Платон: Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывал тем,что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Учение Платона о государстве – это утопия. Аристотель: Наилучшее же государство по Аристотелю–это такое общество,котороедостигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Государство Аристотеля – реальное, земное государство.
2. Основные философские подходы к пониманию происхождения и сущности сознания. Сознание – одно из центральных понятий философии. В общем виде сознание предстаёт как состояние психической жизни индивида, которое выражается в субъективном переживании событий внешнего мира, внутреннего мира самого индивида и в самосознании, своеобразном отчёте индивида самому себе об этих событиях. Сложность определения сознания связана: 1) с многозначностью форм его бытия, 2) с тем, что, пытаясь, осмыслить тот или иной субъективный образ, мы уже входим в мир сознания, т.е. в мир того, что хотим определить, познать, а это затрудняет решение вопроса о соотношении психического и сознательного. Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: Ø Объективно-идеалистическая концепция: при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Ø Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи. Ø Теория гилозоизма: вся материя наделена способностью ощущать и мыслить. (Дж. Бруно, Спиноза, Дидро) Ø Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж.Локк (17 век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена. Ø Субъективный идеализм человеческое сознание первично по отношению к чувственному миру и противоположно ему. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте). Ø Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Декарт). Ø Метафизический материализм: сознание вторично по отношению к материи, отрицается его творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. Ø Вульгарные материалисты: отождествление сознания и материи. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» - сознание сводится к вещественным образованиям в человеческом мозге (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Ø Диалектический материализм: сознание – существенное свойство материи (неразрывное единство и связь с материальным миром). В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Античное понимание сознания - направленность на внешний мир. Античный человек не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом. Христианская трактовка сознания – ориентация на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. В Новое время: сознание – основная позиция в духовном опыте. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики. С точки зрения марксизма, сознание зависит от объективных факторов, в частности, от общественных отношений. (трудовая концепция происхождения сознания) Экзистенциалистская традиция: истоки сознания – в человеческой коммуникации. Основой экзистенциального мышления является социокультурная обусловленность сознания.
БИЛЕТ №7 Вопросы-тесты: 1. В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существую-щего: материальная, формальная, действующая; целевая. 2. Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано: а) искусством б) наукой в) мифологией г) религией 3. Характерная черта философствования в эпоху Возрождения: а) теоцентризм, б) антропоцентризм, в) космоцентризм, г) геоцентризм. 4. Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает: а) Уровень развития производительных сил. б) Степень демократичности политического режима. в) Уровень развития научных знаний. г) Степень нравственного совершенства человека. 5. Философское направление, утверждающее, что существование человека предшествует его сущности: а) марксизм б) фрейдизм в) экзистенциализм г) постпозитивизм Синергетика - это а) общая теория систем; б) теория поведения систем с положительной или отрицательной обратной свя-зью; в) теория экосистем, экологических единиц биосферы; г) теория самоорганизации открытых неравновесных систем. 7. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека: а) эмпирический б) теоретический в) научный г) обыденный 8. Метод познания, при котором вывод о частном случае делается на основании общего правила – это: а) анализ; б) аналогия; в) дедукция; г) индукция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.177.72 (0.007 с.) |