Человеческое сознание есть «чистая доска», которая заполняется благодаря опыту, - считал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человеческое сознание есть «чистая доска», которая заполняется благодаря опыту, - считал



а)Локк

б)Юм

в)Гоббс

г)Декарт

5.Основные представители философии прагматизма:

а)Ч.Пирс

б)Л.Витгенштейн

в)Б.Рассел

г)Д.Дьюи

6.Метафизический способ мышления возник в философии:

а)Античности

б)Средневековья

в)Нового времени

г)Просвещения

7.Парными категориями диалектики являются:

а)сущность - явление

б)возможность - действительность

в)единичное - общее

г)необходимость - случайность

8.Догадка, гипотеза, научная теория – это способы научного познания

9.Мировые религии – это:

а)Ислам

б)Христианство

в)Иудаизм

г)Буддизм

10.Теория социальной мобильности разработана:

а)Данилевским

б)П.Сорокиным

в)К.Марксом

г)В.И.Лениным



Проблемные вопросы:

1. Философия всеединства В.С. Соловьева (23)

Важнейшим вкладом в русскую философскую мысль стала заложенная Соловьевым традиция русской метафизики всеединства. Она воплощала внутреннюю направленность русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли.

Идея всеединства была призвана преодолеть разобщенность мира Бога и мира человека.

В разработке философии всеединства Соловьев первоначально исходил из славянофильской идеи соборности (соб. – это духовный принцип объединения русской нации вокруг православной веры и православной церкви). Эта идея есть своеобразная база российского общественного уклада.

Ядро метафизической схемы всеединства составляет учение о сущем. Философия сущего как начала и как бытия получила название «положительного всеединства».

Соловьев наделял категорию «сущее» несколькими значениями: 1) сущее как Бог (абсолютное начало безусловного единства, а не суммы частей) 2) сущее как бытие, как начало множественности форм.

Аспекты всеединства в философии Соловьева (С. считал, что необходимо единство...):

1) онтологический – единство Бога, человека, космоса.

2) аксиологический – единство истины, красоты, добра

3) гносеологический – единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия).

4) практический – единство общества, государства и церкви.

Необходимость единства … Соловьев объясняет тем, что…. здесь можно порассуждать почему все эти объединения необходимы, Вальяно оценит, к примеру: чисто отвлеченная философия – бесплодна, эмпирических наук – недостаточно, но синтез этих знаний способен упростить путь человека к истине, так как позволяет подходить к решению проблемы с разных сторон.

Духовной основой всеединства является «вселенская теократия» - синтез православия, католицизма, протестантизма.

Таким образом, Соловьев обозначает сущее как единство в бытии. (сущее это фил категория на счет смысла которой ведутся дискуссии).

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философии Соловьева через концепцию Богочеловечества. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности (это место где Бог находится) в центр исторического процесса (а это где простые смертные).


Специфика искусства как формы духовно-практического освоения действительности и его роль в жизни общества.(48)

Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Искусство – это форма культуры, представляющая собой сферу духовно - практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.

В отличие от др. сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики, морали и т. д.) искусство удовлетворяет универсальной потребности человека — восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфически человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира как «живого конкретного целого» (Маркс), предполагающей развитое творческое воображение. Решающую роль в возникновении и развитии И., как и эстетических чувств и потребностей человека сыграл труд. Исторически И. развивается как система конкретных видов искусства (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др.), в к-рых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве.

Поскольку И. включает в себя все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична. Искусство оказывает преображающее воздействие на все общественные сферы и институты. При этом, И. сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность.

Вопрос «что такое искусство?» до сих пор остается предметом идеологических споров между сторонниками материалистической и идеалистической эстетики. Последняя издавна пытается свести сущность искусства к «чистой форме», лишенной связи с практическими интересами общественного человека, прежде всего с политикой и идеологией. Марксистско-ленинская эстетика рассматривает искусство как отражение реальной действительности. Подчеркивается классовый характер искусства в классовом об-ве и его роль в идейной борьбе, марксистско-ленинская эстетика исходит из идеи единства социологических, гносеологических и эстетических закономерностей искусства как особой формы общественного сознания.

Специфика:

Специфика искусства, отличающая его от всех других форм культуры (религии, философии, морали, науки и т.д.), заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно – реализацией исторического культурного опыта человечества.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции: - из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов; - в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура); - влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

Роль в жизни общества:

Искусство является одним из способов эстетического освоения мира. Оно полифункционально, так как способствует познанию мира, воспитанию личности, искусство предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей. Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека – воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Главной целью его является социализация личности и утверждение ее само ценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа, заставляет испытывать различные чувства и эмоции, а также переживать «катарсис» (очищение), который является завершающей фазой сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства. В этом и заключается общественная значимость искусства.


БИЛЕТ №24

Вопросы-тесты


1. Представитель диалектической традиции в античной философии:

а) Фалес.

б) Гераклит.

в) Демокрит.

г) Эпикур.

 

2. Высказывание "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют" приписывают

а) Гераклиту

б) Сократу

в) Аристотелю

г) Протагору

 

3. В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:

а) человека

б) космоса

в) Бога

г) природы

 

5.Высказывание «Я мыслю, следовательно существую» принадлежит:

а)Бэкону

б)Декарту

в)Спинозе

г)Лейбницу

 

6.Детерминизм – это учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности

 

7. Движение, как способ существования материи – это:

а)Любое изменение вообще

б)развитие

в)механическое перемещение

г)химические реакции

 

8. Независимость истины от познающего субъекта означает ее:

а) абсолютность,

б) объективность,

в) субъективность,

г) абстрактность.

 

9.Научные революции по Т.Куну – это процесс смены парадигм

 

10. В отличие от естественно-научного познания для социального познания характерно:

а) широкое применение экспериментальных методов

б) развитый математический аппарат теорий

в) частичное совпадение субъекта и объекта познания

г) строгость и однозначность языка


 

Проблемные вопросы

1. Философия Н.А. Бердяева.(24)

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.

Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной.

Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Некоторые исследователи считают, что Бердяев — “один из родоначальников философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно — лишь характеристика “существования” — процесса творческой индивидуальной жизни духа.

Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией. Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории.

С возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития. Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса.

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций.

Россия:

Свои размышления о судьбе России и ее месте в историческом процессе Бердяев изложил в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”, опубликованной в 1937 г. Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания.

Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию. Бердяев выделяет пять периодов в истории России, или “пять Россий”: “Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию, где победил специфический, русский коммунизм, обусловленный особенностями русского национального характера.

Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.028 с.)