Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противоречие между системой и методом философии Г.Гегеля

Поиск

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

В ”Науке логики” (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена ”абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”.

Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.

Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

Короче говоря: Суть диалектического метода Гегеля в том, что каждая идея переходит в свою противоположность, встает на новую ступень развития, проходя стадии «полагания», «отрицания» и «отрицания отрицания» до тех пор, пока не будет достигнута абсолютная и полная истина. Система же Гегеля метафизическая, то есть она обязательно должна быть завершена, она статична и неизменна.

Экономическая сфера жизни общества. Человек в системе экономических отношений.

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения.Человек отличается от основного мира тем, что способен приспосабливать и изменять мир согласно своим потребностям. В процессе экономической деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность,самореализуется и получает общественное признание. Таким образом,экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования, но и является источником его творческого,духовного и социального развития.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в 4 в. до н. э.у Аристотеля, который называет её «естественной наукой» управления домашним хозяйством. Сегодня экономика – это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы. Глубинным двигателе истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению производственных процессов, поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянносоздавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности человека.

Экономика становиться становится основой современного научно-технического прогресса, потому что именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения. Таким образом экономика современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность и развитие каждого человека и общества в целом.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается наличные интересы и ограничивает роль правительства

Потребность- это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Потребности подразделяются на первичные, касающиеся жизненно важных нужд человека, и вторичные, к которым относятся все остальные. Соответственно, и блага, которые призваны удовлетворять ту или иную потребность, часто делят на предметы первой необходимости и на предметы роскоши. Но деление это условное, так, для кого-то одно и то же благо может быть предметом роскоши, а для другого – первой необходимостью, всё зависит от того, как человек,организация или общество определяет ту или иную потребность.

Также можно рассматривать духовные и материальные потребности. Особенное значение приобретает деление на личные, коллективные, институциональные и общественные. Такое разделение особенно важно с точки зрения определения прав собственности на те блага, которые удовлетворяют ту или иную потребность.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Блага классифицируются аналогично потребностям, которые они призваны удовлетворять. Причём одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух, вода), другие – в ограниченном. Те блага, которые имеются в ограниченном количестве, принято называть экономическими благами, они обычно становятся объектами купли – продажи, т.е товарами.

Любое общество – централизованно планируемое, рыночно ориентированное или смешанное – должно решать проблему ограниченности благ. Человек, как и общество, в целом живёт в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, информация и даже время, которыми он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Ограниченные экономические блага можно разделить на два типа:

производственные (инвестиционные) ресурсы и производимые на их основе

потребительские блага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.249 (0.007 с.)