Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирическая и рационалистическая традиции в философии Нового Времени

Поиск

Европейская философия Нового времени охватывает XVII - XIX века. У истоков методологии опытной науки Нового времени стоял английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он был страстным сторонником научного прогресса и непримиримым врагом схоластики. Стержень бэконовской методологии - постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. Однако философ был далек от упрощенного понимания этого обобщения и подчеркивал необходимость опоры на разум в анализе фактов. Разум позволяет так организовать, спланировать наблюдение и эксперимент, чтобы услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом. В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, площади и театра. Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникают телеологические (целевые - зачем? для чего?) представления о мире, другие ошибки, проистекающие из несовершенства человеческого ума и человеческих чувств и их подверженности влиянию различных желаний и влечений. Идолы пещеры - заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого человека (его воспитания, круга чтения, авторитета тех, кем он восхищается, симпатий, антипатий и т. д.). Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного употребления слов. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: это или имена несуществующих вещей («судьба», «вечный двигатель» и т. д.), или это имена вещей существующих, но путанные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные. Идолы театра - они вселяются «в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательства» в силу их пышного, прямо-таки театрального представления. Бэкон называет некоторые философские системы баснями и сказками, «предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров». Искоренение всех этих идолов возможно только на пути опыта и его научно-индуктивного понимания. Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила. Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция. Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи. Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза. Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого. Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны. Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

2. Проблема истины в философии и науке. Знание, истина, ценность.

На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью.

Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.

Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике его развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим изменением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание с самого своего возникновения не было бы истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения.

Цель познания – истина – знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Признаки истины:

1. объективность- независимость от сознания человека

2. конкретность

3. это процесс

Виды истины:

1. Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)

2. Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины – практика – предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование социального, природного и культурного бытия..

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Ценностью является то, что обладает положительными значениями для человека ценности, такой вариант осознания ценностей выступает в форме оценки. В отличие от истины оценка состоит не в достижении соответствия познания действительности веществ, а устанавливает значимость вещей для человека. Между истиной и ценностью существует связь, не смотря на их различия, истинное знание может быть предметом оценивания, характеризуется как ценность. В свою очередь установить значимость мира явлений для человека можно лишь благодаря знанию о них. Судить о значимости вещей, значит иметь представление о том, что она обладает необходимых субъекту качествами.

 

Билет 12

Вопросы-тесты


1. Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… субъективный идеализм

2. Представитель атомизма:

а) Аристотель.

б) Гераклит.

в) Демокрит.

г) Платон.

3. Пантеизм – это отождествление:

а) Бога и человека

б) Бога и природы

в) человека и природы

г) науки и религии

4. Главным объектом исследования в философии Н.А. Бердяева является:

а) материя

б) человек

в) познание

г) наука

5. Суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов:

а) сущность предшествует существованию;

б) существование предшествует сущности;

в) сущность и существование совпадают;

г) сущность и существование предопределены.

6. Познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы – это:

а) анализ,

б) синтез,

в) индукция,

г) абстрагирование.

7. Принцип фальсификации выполняет функцию

а) разграничения научного и вненаучного знания

б) критерия истины

в) выявления противоречий внутри фальсифицируемой теории

г) обоснования паранаучного знания

8. Онтология – это:

а) философское учение о познании,

б) философское учение о бытии,

в) философское учение о ценностях,

г) философское учение о нравственности.

9. В философско-исторической концепции К.Маркса основополагающим критерием выделения различных общественно-экономических формаций является:

а) способ производства

б) появление новых производственных технологий

в) объем ВВП на душу населения

г) характер классовой структуры

10. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в концепции О.Шпенглера:

а) эти понятия тождественны

б) цивилизация – это стадия умирания культуры

в) культура – духовная сторона общественной жизни, цивилизация - мате-риальная

г) цивилизация – это огосударствленная культура


1. Проблема субстанции в философии Нового времени: монизм, дуализм, и Плюрализм

Одной из основных проблем философии Нового времени являлась проблема субстанции. Субстанция - «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему». Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции. Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых. Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и нереалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Преодоление дуализма на путях мате­риалистической философии осуществил Спиноза, который. считая протяженность и мышление атрибутами единой телес­ной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не су­мел обосновать внутренней активности, «самодеятельности» субстанции. Проблема субстанции восходит к античной философии и получает в Новое время три основных решения.
Дуализм - это философская концепция, все многообразие бытия сводящая к двум субстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта, который определял субстанцию как «вещь, которая является причиной себя самой». Он выделил две субстанции: дух и материю. Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы богом. Атрибутом духовной субстанции является мышление. Модусами (свойствами, присущими лишь в некоторых, определённых состояниях) духовной субстанции являются воображение, чувство, желание. Монизм. Данная философская концепция в основе бытия усматривает одну субстанцию. В философии Нового времени монистическая концепция представлена пантеистической философией голландского философа Б. Спинозы (1632-1677). Согласно Б. Спинозе, субстанция одна - это бог или природа. Она имеет два атрибута: мышление и протяжение. Модусы субстанции - это единичные вещи. Таким образом, конечные вещи - это состояния Бога, а Бог - внутренняя причина всех вещей. Душа человека - идея тела, то есть душа - не субстанция, а лишь модус мышления. Плюрализм В философии Нового времени существует третье решение проблемы субстанции, которое можно условно назвать плюрализмом. Это концепция, допускающая бесконечно многое число субстанций. Сам автор этой концепции - известнейший немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716) - назвал своё учение «монадологией».
Согласно Г.В. Лейбницу, существует бесконечное множество субстанций или монад (в переводе: «единое», «единица»), они неделимы и идеальны. Атрибутом каждой монады является деятельность, то есть представление, восприятие, стремление. Субстанции замкнуты на себя: каждая субстанция - это обособленная вселенная, в каждой монаде - весь мир. Только не все монады способны это осознать. Весь мир - совокупность монад: душа есть не только у человека, но у растений и даже минералов, но только у них не сознательные, как у человека, а бессознательные представления. Лейбниц выстраивает иерархию монад: минералы - растения - животные - человек - Бог. Бог - высшая монада, то есть высшая ступень разумности и сознательности. Между ступенями этой иерархии - плавные переходы, непрерывность. Монады находятся в предустановленной Богом гармонии. Мир совершенен. Степень свободы каждой монады определяется степенью ее разумности, сознательности.

2. Особенности и структура научного познания, закономерности его развития.

Научное познание это вид и уровень познания, направленный напроизводство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Цель - это объективная истина.

Особенности научного познания:

· Во-первых, науки свойственен предметный и объективный способ рассмотрения мира

· Во-вторых, наука обладает особой практикой, для проверки истинности знаний – научный эксперимент, откуда следует, что научные знания проверяемы

· В-третьих, научные знания обладают обоснованностью и доказанностью, но также существуют гипотезы, догадки, предположения.

· В-четвертых, наука выработала специальный язык

· В-пятых, научные знания обладают системной организацией

· В-шестых, научное познание невозможно без специальных орудий (средств) познания: измерительные инструменты, приборы,…

В понимании структуры научного познания философы разделились на две партии: эмпирики полагают, что в основании науки лежат факты чувственного опыта, а рационалисты утверждают, что научное знание покоится на аксиомах и постулатах.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания. Эмп исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпир исследов включают различные приборы и средства реального наблюдения и эксперимента. Методы познания: реальный эксперимент и реальное наблюдение. Эмп исслед ориентированы на изучение явлений и зависимостей между ними.

Теоретический уровень. В теоретич исследов отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Теоретический язык исследов отличается от языка эмпирич описаний. В основе теоретич языка теоретич термины. Теоретич термин – идеализированный объект. Ни одна теория не обходится без них. Примеры: абсолютно черное тело, совершенная конкуренция, идеальный товар,… Методы познания: идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, метод логического исследования,… Теор исслед заключается в том, чтобы раскрыть сущность объекта, представляющую собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким обр раскрыть сущн объекта.

Основные закономерности развития науки. 1 вариант если в вопросе имеется ввиду наука, а не философия науки:

Одной из основных закономерностей развития науки является ее преемственность, базирующаяся на фундаменте знаний, накопленных предыдущими поколениями. Развитие науки подчиняется как общим, характерным для всего общества, так и специфическим внутренним законам.

Общие законы связывают научное знание с другими социальными явлениями. Внутренние законы выражают относительную самостоятельность науки, ее особое качество.

Сформулирован целый ряд внутренних законов науки:

1. закон экспоненциального развития, устанавливающей пропорциональность темпа роста науки ее величине в данный момент времени. Это находит выражение в ускорении роста научной информации, открытий и числа людей, занятых научной деятельностью;

2. закон соответствия, неразрывно связанной с кумулятивным характером развития науки, строящей свое здание на базе проверенных практикой знаний. Это значит, что новая, более широкая теория должна содержать в себе предшествующую как частный или предельный случай;

3. закон преемственности, которая приводит науку к единой линии поступательного развития и необратимому его характеру;

4. закон дифференциации, утверждающей, что освоение новых областей реальности и углубление познания приводят к дроблению фундаментальных дисциплин на все более специальные области знания, которые совершенствуют собственные методы исследования, изучают свои макро- и микрообъекты;

5. закон интеграции, показывающей, что потребность в синтезе знания постоянно приводит к укрупнению науки. Первоначально она формировалась по предметному признаку, но через проблемную ориентацию постепенно переходила ко все более широкой математизации;

6. закон кристаллизации, доказывающей, что каждое новое открытие симметрично и пропорционально обрастает новыми знаниями.

2 вариант если имеется ввиду философия науки:

Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако математические тексты оказались недостаточно информативными. В связи с этим философия науки все больше старается ориентироваться на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теории и развитый эмпирический базис. Позднее в 20 веке фил науки расширила область своих исследований, обращаясь к анализу особенностей технических и социально-гуманитарных наук.

Билет 13

1. «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно принимать как можно больше». Такое умозаключение называется:

а) апорией

б) антиномией

в) софизмом

г) диалектикой

2. Номинализм – это филосовской напрваление

а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;

б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;

в) отрицающее возможность познания внешнего мира;

г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.

3. Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:

а) Монтескье

б) Локк

в) Макиавелли

г) Гоббс

4. Гегель – представитель:

а) объективного идеализма,

б) субъективного идеализма,

в) метафизического материализма,

г) диалектического материализма.

 

5. Постпозитивизм можно рассматривать как философию:

а) науки;

б) обыденной жизни;

в) социальных систем;

г) языка.

 

6. Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:

а) материалистов и идеалистов

б) агностиков и скептиков

в) сторонников диалектики и сторонников метафизики

г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма

 

7. В материалистической философии сознание по своей природе:

а)материально

б)трансцендентально

в)априорно

г)идеально

8. Методология – это учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

9. по своей природе человек – существо:

а)биосоциальное

б) социальное

в) космическое

г) нравственное

10. Нравственная ориентация, согласно которой целью и смыслом жизни человека должно быть стремление к удовольствию, наслаждению:

а) гедонизм

б) эвдемонизм

в) рационализм

г) разумный эгоизм

 

1. Социально-философские учения в философии Нового времени

Учение Ф. Бэкона о методе эмпиризма Английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 г.г.) в своей работе «Новый органон» (1620 г.) дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание — сила» в течение трех веков является символом науки. Препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями.
Он различал 4 вида идолов, с которыми человечеству следует бороться:
1) идолы рода;2) идолы пещеры;3) идолы рынка;4) идолы театра.

Идолы рода — ложные представления о Мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.• Идолы пещеры — искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.• К идолам рынка или площади относятся ложные представления людей, порожденные неоднозначным употреблением слов. • Идолы театра — ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Бэкон также критикует господствующую в средние века схоластическую философию, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон создал теорию изучения природы, выдвинув идею двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает Бога — богопознание. Ее функция — обоснование и защита религиозного вероучения. Предмет философии — природа; цель философии — изучение законов природы, разработка метода познания природы. Поэтому методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение: авторитет Священного Писания и церкви, а философия — на совпадение мысли с действительностью — на истину. Бэкон — родоначальник английского эмпиризма — учения, в котором ведущая роль в познании отводится опыту. Познание является изображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственного познания, с восприятия внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. Самое лучшее доказательство есть опыт, если он коренится в эксперименте. «Знание — сила». Человеческая душа имеет три главные способности: память, воображение и рассудок. В соответствии с этим, три больших раздела науки: история (память), искусство (воображение), философия (рассудок). По различию предметов науки делится на: науки о боге, о человеке и о природе. Бога познаем через природу, человека — через рефлексию рассудка, природу непосредственно. Наука о человеке включает в себя психологию и физиологию (медицина и атлетика). «Медицина, не основанная на философии, не может быть надежной», — утверждает Ф. Бэкон.

Учение Р. Декарта о методе рационализма Главное, что сближало Бэкона и Декарта — это разработка проблем методологии научного исследования, стремление к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Однако бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рационализмом. Основные произведения: «Начала философии», «Правила для руководства ума». Суть метода Декарта сводится к двум положениям.
Во-первых, в познании следует отталкиваться от интеллектуальной интуиции, рождающейся в здравом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.
Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок получаем определенное следствие. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон). Поставив под сомнение достоверность всех наших представлении о мире, мы можем допустить, писал Декарт, что положение «Я мыслю, следовательно, я сущест­вую» и есть представление о том, что мышление, независимо 6т его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой, по Декарту, выводятся все знания о мире. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств — с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развиваться, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология. Гносеология должна опираться на учение о бытии — онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же — создатель человека. Через Веру и Волю человека Бог гармонично сочетает его душу и тело. Принцип ясности и отчетливости знания гарантирован у Декарта существованием Бога — совершенного и всемогущего, вложившего в человека свет разума. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных, идеях.

Учение о субстанции Б. Спинозы Нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) отталкивался от идей Ф. Бэкона и Р. Декарта, являлся сторонником рационализма. Чувственное представление образует, по Спинозе, первый, низший род знания. Теоретическая ценность истин или идей, достигаемых в опытном знании, невелика. Опыт не обладает всеобщностью и необходимостью. Второй род — достоверное знание, которое возможно на стадии рассудка или разума. Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями. Противопоставляя две формы познания, чувственную и рациональную, Спиноза проводит четкое различие и между инструментами, которыми они оперируют:
Результаты чувственного познания — чувственные представления имеют сложный состав, поскольку природу внешних тел они неизбежно отражают сквозь призму восприятия человеческого тела.
Общие понятия отражают объективные свойства самих вещей. Общими понятиями являются, прежде всего, математические понятия. На их формирование опыт не оказывает никакого влияния. Они даны сознанию человека изначально, то есть до всякого опыта. Вершиной достоверного знания является интуиция. В учении об интуиции два подхода. Первый связан с мистической традицией средневековой философии, трактуется как «внутренний свет» человеческого сознания, дающий непосредственное целостное понимание действительности. Второй придает интуиции интеллектуальный оттенок, интуиция связана с дедуктивным способом познания. Бог — первая причина всех вещей, а также причина самого себя — познается из самого себя. Бог в системе Спинозы — это не личностный христианский Бог или иудаистский бог Яхве. Спиноза лишает Бога антропоморфных (человеко­подобных) характеристик. В определенном смысле можно сказать, что Бог у Спинозы — это субстанция, сугубо умозрительное понятие, «материалистически» осмысленная форма традиционного абсолюта. Спиноза наделяет Бога такими характеристиками как единственность, цельность, вневременность, простота. Он придает Богу — субстанции пантеистический оттенок, называя его Природой. Бесконечный же мир единичных, чувственно-постигаемых вещей он име­нует порожденной или произведенной природой. Но взаимоотношения между этими двумя природами исключают понятие творения. «В природе нет творения, а только порождение», — утверждает Спиноза в своем главном сочинении «Этика».

Атрибуты — это определяющие свойства субстанции. Спиноза выделяет два: протяженность и мышление. Протяженность, пространственность означает для Спинозы материальность. Она источник многообразия вещей. Каждая конкретная единичная вещь или явление природы представляет собой модус. Модус — это единичное проявление субстанции. В качестве наиболее общих модусов протяженности выступают движение и покой, на основе их взаимодействия осуществляются индивидуализация бесконечной пространственной субстанции. Мышление также атрибут субстанции, ее отрывное свойство. Познаваемость мира предстает не просто как гносеологический факт, но и как онтологический принцип, согласно которому познаваемая сторона всех предметов и явлений природы существует не менее объективно, чем эти самые предметы и явления. Происходит отождествление связей идеальных, логических и связей материальных, вещественных.

Теория познания Д.Локка Задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду деятельности Джон Локк (1632—1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разуме» Д.Локк обосновывает положение об опытном происхождении всяческого человеческого знания. Д. Локк отвергает возможность существования врожденных идей.

«Довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым пользуются для доказательства существования врожденных принципов, скорее доказывает, что их нет: ибо нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества». Для доказательства этого положения Д. Локк приводит примеры из своей медицинской практики, данных этнографических наблюдений. Те или иные идеи, одобряются людьми не в силу своей врожденности, а в силу своей полезности. Так, например, идея Бога и богопочитания не является врожденной, поскольку в мире существуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые народы, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии. Появление же и распространение этих идей объясняется отнюдь не их врожденностью, а влиянием воспитания, образования, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога.

«На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляют нашему разуму весь материал мышления».

Д. Локк различал два вида опыта:
1) внешний опыт, состоящий из совокупности определений; 2) внутренний опыт, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.
Источником внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (т.е. объективное) содержание сообразное самим вещам. Источник внутреннего опыта или рефлексии — это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Но деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных.

При получении идей рефлексии наш ум активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых из простых идей как материала и основания для остального, строятся другие. Вместе с тем, Д. Локк указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений. Внешний опыт является основанием, базой всего последующего знания. Идеи делятся на простые и сложные.
· Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы и идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т. д.
· Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума.

Д. Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:
1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею. 2. Сведение вместе двух идей, все равно — простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну. 3. Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности. Согласно учению Локка, существуют только единичные вещи. Общие идеи — это продукт абстрагирующей деятельности разума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.88.35 (0.02 с.)