ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия. Религиозные ценности и свобода совести.(49)



Религия– это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения.

В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.).

Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм – неизменное следование священной традиции.

Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств.

Религиозные ценности

Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу –через обожение, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль – как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека.

Высшие ценности – это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие – такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции – выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.

К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Гражданин самостоятельно решает: быть ли ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных, какой именно религии следовать; выполнять ли религиозные обряды или не выполнять, требуется ли ему для безусловного соблюдения моральных норм божественный авторитет или не требуется. Не случайно свобода такого выбора закреплена правом, получившим название права на свободу совести. Оно также как и право на свободу убеждений, мысли и слова, относится к гражданским правам и свободу религии и атеизма, отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия.

Наиболее полно содержание этого права раскрывает в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Оно включает следующие свободы: а) принимать религию или атеистические убеждения по своему выбору; б) иметь религию или убеждения; в) менять религию или убеждения; г) исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком в учении, богослужении; д) отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; е) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей родителями или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями.

БИЛЕТ №25

Вопросы-тесты


1.К школам индуизма относятся (выберете неправильный ответ):

а)веданта

б)миманса

в)даосизм

г)ньяя

2.Для доказательства неподвижности и неизменности бытия апории использовал:

а)Платон

б)Аристотель

в)Зенон

г)Демокрит

3.Учение о субстанции и модусах разработал: Спиноза

4.Высказывание «человек человеку волк» принадлежит:

а)Дидро

б)Руссо

в)Гоббсу

г)Бэкону

5.Основные понятия философии И.Канта (выберете неправильный ответ):

а) «вещь в себе»

б)антиномии

в)априорное знание

г)абсолютный дух

6.Индетерминизм - это философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм)

7.Специфическими свойствами пространства являются:

а)обратимость

б)трёхмерность

в)одномерность

г)протяжённость

8.Моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция – это методы познания, применяемые на уровне:

а)теоретическом

б)эмпирическом

в)обыденном

г)идеологическом

9.Концепцию «географического детерминизма» разработал Шарль Луи Монтескье

10.Философское учение о морали:

а) этика

б) эстетика

в) праксеология

г) аксеология

 

 


Проблемные вопросы

1. Западная философия 20 века, её особенности и основные направления.(25)

Особенности.

Западная философия 20 века существенно отличается от предшествующей. Главное отличие связано с тем, что на рубеже 19-20 веков произошёл переход от традиционной, классической к неклассической философии, из-за глубоких изменений в науке.

В неклассической философии возникают новые течения (о них подробнее во второй части вопроса). Происходит усиление в начале 20х американского прагматизма, ставшего философией и идеологией современного делового человека.

В целом наиболее существенные особенности западной философии 20 века:

1) новые отношения с наукой. В начале 20 века роль и влияние науки достигают своего апогея. Её власть и авторитет становятся безраздельными. В таких условиях отношение философии к науке делится на два «лагеря»: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм – возвышение роли и значения науки. Антисциентизм – критика и отрицание роли и значения науки – неклассический тип философии. Стоит отметить, что во второй половине 20 века происходит заметное ослабление сциентического направления. Западная философия 20 века отходит от науки и сближается с литературой.

2) тенденция к преодолению метафизики. В 20 веке стремление к преодолению метафизики достигает своей высшей точки. Метафизика воспринимается прежде всего, как онтология, которая в объяснении бытия опирается на сверхчувственные принципы и начала. Она объясняется целиком ложным учением. Обвиняется в догматизме, неприятии всякой критики. Стоит отметить, что в то же время в современной философии возникает и укрепляется мысль о невозможности преодоления метафизики, часть метафизики всегда останется с нами.

3) лингвистический поворот. Язык оказывается в центре внимания философии – это наиболее важная характеристика западной философии 20 века. Такой поворот означал переход от парадигмы мышления к парадигме языка, от философии сознания, мышления и субъекта к философии языка, смысла и значения. Раньше язык играл вторичную роль – служил способом выражения мышления, которое отражало реальную действительность. Теперь он на первом плане. Структура высказывания определяет структуру возможных фактов. В отношении мышления: язык либо уравнивается с ним, либо играет определяющую роль. Лингвистический поворот разграничивает сферы компетенции между наукой и философией: первая говорит о фактах, вторая – о языке. Таким образом объект философии ограничивается языком. Винтгенштейн утверждает: философия, это не наука и не теория, это деятельность, анализ языка. Философия должна стать критикой языка.

Основные направления.

Философия жизни. В 19-20 в. произошел переход от рациональной философии к иррациональной, интуитивной, что наиболее ярко проявилось в философии жизни. Бергсон – наиболее полно выразил суть философии жизни. Согласно его концепции, все существующее является результатом космической энергии, принимающей форму творческой эволюции, жизненной силы. Бергсон противопоставляет интуицию интеллекту и науке. Он считает, что целью познания является не знание, а постижение жизненной реальности. Согласно Бергсону постигнуть эту реальность можно только с помощью интуиции. Он критикует науку, утверждая, что научное знание служит лишь практической деятельности, пользе и по сути не есть знание.

Позитивизм и неопозитивизм. Понятие «позитивизм» объединяет концепции современной западной философии, относящиеся к сциентизму. Представители этого направления сформировали научную картину мира. На ее основе представление об объективном характере законов науки применялось к анализу развития общества.

Неопозитивизм. Философы более не вмешиваются в чисто научную проблематику их внимание сосредотачивается на логико-математических и лингвистических аспектах познания. Здесь хотелось бы выделить Бертрана Рассела, который предпринял попытку создания совершенного языка подходящего для применения в любых науках.

Прагматизм. Сугубо американская форма неопозитивизма. В ней утверждается, что критерием познания должна выступать не истинность, а полезность – успешность практических действий на основе полученных знаний. Прагматический метод включает не только научные, но и религиозные установки, которые способствуют достижению успеха. В рамках этого направления уместно выражение «достичь успех любой ценой».

Феноменология. Основоположник Гуссерль. Он поставил множество задач, основная: найти третий путь в философии преодолев крайности идеализма и материализма. Ему это не удалось. Главной в феноменологии выступает интуиция. Если естественные науки являются науками о фактах, то феноменология – наукой о сущностях. Предметом феноменологии являются совокупность чистых истин и суждений, априорных смыслов и значений (все это перечисление называют «царством чистого познания»).

Экзистенциализм. Все внимание концентрируется на человеке, его индивидуальности. При этом в его подходах и методах нет ничего объективного, научного или логического. Главные методы – описание, интуиция, но не интеллектуальная, а чувственная. Мышление субъективно, оно основывается на чувствах и переживаниях. В целом экзистенциализм означает отход от науки в сторону искусства.

Постмодернизм. Сторонники постмодернизма не рассматривают окружающий мир как единое целое, а напротив, как множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи. Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, отдавая предпочтение языку и объявляя его единственным бытием, которое может быть познано. Скептически относится к понятию истины. Отвергает сциентизм. Постмодернизм выражает разочарование в рационализме. Постмодернизм сближает философию не с наукой, а с литературой. В целом постмодернистская философия выглядит противоречивой и неопределенной.

2. Проблема природы и сущности человека. (50)





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.006 с.)