ТОП 10:

Ценности права и правовые ценности.



1. Ценности права и право как ценность

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они являются некоторыми неразложимыми (начальные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побудили субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как всевозможные блага. Им нельзя дать точное и полное объяснение, не прибегая к понятиям аксиологии. Видимо, правы тут авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. Как философская категория ценности - это то, что чувства и разум людей диктуют признать особо значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязано изучения и объяснения, а вместе с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменения, исполнения, использования и соблюдения права) являются областями человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. Поэтому философия права включает в свой предмет изучения и исследования правовых ценностей, оценки в сфере права и т.д. Так в философии права образуется определенный теоретический направление - аксиологическое, или правовая аксиология1. Она, в свою очередь, опирается на понятие общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с отличием естественного права и права позитивного. Право в своем аксиологический измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, поскольку сознание субъекта права направлена ​​на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются разрешения, запреты и должествования. Рассмотрим, как эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем заключается ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежащие в основе права и правопорядка, они выступают как идеальное обоснование норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно большое значение некоторых социальных ценностей, которые со временем приобрели характер также и правовых ценностей. Как высокие идеалы они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Вместе с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т.д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том и в другом их качества. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их только как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, есть ценности в той мере, в какой они связаны с человеческим лицом. Как правовые ценности они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природному и социальному его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, соблюдение которой обеспечивает воспроизведение правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы заключается в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является лицо, саморазвивающейся. Иначе говоря, право ценное, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на наглядных и духовных, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится к другим, то есть духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности является видом духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они деонтическимы ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что объясняется их принадлежностью к сфере должного. В отличие от последних деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью - имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно поведенческих вариантов, которые существуют в действительности.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

- Общественные целевые ценности и идеалы; I - наглядно-воплощены ценности * - личные (или экзистенциальные).

Рассмотрим эти формы бытия ценностей подробнее.

1. Общественные целевые ценности и идеалы. Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественной и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей, т.е. деонтических правовых ценностей.

Во идеалом обычно понимают то, к чему мы стремимся, - нормативно-ценностный образец должного в его самой, наиболее совершенной форме. Необходимость в идеале как особой форме регулирования человеческой деятельности связана с наличием в природе человека, понимаемая как «открытость миру», такого момента, который в классической философии рассматривается как момент духа. Этот момент выражается в ориентации человека на образцы должного, на ценности, на основе которых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

Немецкие философы Иммануил Кант и Иоганн Готлиб Фихте полагали, что идеал - это высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самосовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека как высшего и единственного принципа« идеального »законодательства. По утверждению Канта, право является целью общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей как высший принцип, из которого должны исходить все максимы, касающиеся общества.

В то же время ошибочно было бы отождествлять общественный идеал с идеалом правового, также, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право есть лишь моментом духовного отношения к миру, но не охватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в состав которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинного человеческого в человеке, добавляют правосознания глубокую личную окраску.

Высшие ценности в жизни и культуры, тесно связаны с творчеством, добром, истиной, красотой, добавляют правосознания глубокую личную окраску.

Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и выступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершенствования личности, как форма реализации активности, творчества человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, варварства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовой идеал должен быть не отыскания конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, с помощью которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

2. Наглядно-воплощены ценности. Сами правовые идеалы не остаются лишь фактом господствующей правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они входят в правовую нормативность как ведущий элемент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений - в виде отношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах, которые закрепляют нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений происходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и незыблемым, обесценивается, и наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. Согласно ценностных идеалов, сменившихся переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

3. Личные, экзистенциальные ценности. Личные ценности являются идеальными представлениями о благах, права и пределы стремлений, связанных с наклонностями и желаниями человека, и выступают в определенной степени как авторитетные и обязательные установки его сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличности, освоенных в виде правил норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Конкретное, ценностно-смысловое переживание человека в кругозоре человека носит двоякий характер: «Я» и «другие» движутся в разных плоскостях (планах) видение и оценки, и потому стать ценностно-значимым равносильно подведению себя и другого под общую с ним норму морали, в праве или в какой-либо закон.

Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной до Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной установки необходимо занять единственное место в единой события бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие индивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было воплотиться, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с отвлеченной точки зрения справедливости »1.

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не проявляется обязательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направлено и против других людей. То, что выбирают люди, которые делают для себя смыслом, благодаря чему чувствуют себя людьми, зависит qt духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Таким образом, правовые ценности производные от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности человека выстраданная всею историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы его дискредитации. В современном цивилизованном обществе право является не только инструментальной ценностью - ценность «инструмента» решения социальных противоречий в различных сферах общества, но также и емансипуе, развивает средство и силу человека, которое выступает как собственная ценность права. Правовые ценности по своему характеру является деонтическимы и служат для создания, воспроизведения и укрепления социального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельности общества и человека выступает и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправедливости. Анализ природы правовых ценностей и их иерархии, а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснованию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.006 с.)