ТОП 10:

Понятие государственной территории и ее состав.



В геофизическом восприятии под территорией понимается пространство земного шара, включающая ее сухопутные, водные, воздушные, космические районы и земные недра.

В международно-правовом восприятии понятия "территория" имеет иную трактовку и в зависимости от характера господствующей над ней юрисдикции и правового статуса, который формируется этой юрисдикцией, делится на три типа:

- Государственная территория;

- Территория с международным правовым режимом;

- Территория со смешанным правовым режимом.

В состав государственной территории могут входить все пространства в геофизическом смысле, за исключением космического, находящихся в пределах государственной границы, включая земные недра.

Как государственная территория рассматриваются также морские, воздушные и космические корабли, а также трубопроводы и кабели, проложенные по территории с международным режимом.

Юридическая природа и правовой статус государственной территории определяется территориальным верховенством государства, его суверенной властью, которая исключает любую другую иностранную власть на территории государства.

В Римском праве это выражалось термином "dominium" в отличие от "imperium", что означает суверенную власть над физическими лицами. В пределах государственной территории в полном объеме действует вся законодательная, исполнительная, судебная и административная власть государства. Юридическая природа и правовой статус государственной территории подчеркивается в ряде основных принципов современного международного права.

В частности, это наиболее четко просматривается в таких принципах, как принцип суверенного равенства, территориальной целостности, неприменения силы, нерушимости границ и др..

Государственная территория представляет собой материальную основу государства, и ее границы определяются государственными границами (сухопутными, водными, морскими, воздушными (до высот 100-110 км). Этим, в частности, объясняется жесткая позиция Украины относительно необходимости четкого разграничения морских пространств в Азовском море, Керченском проливе и Черном море после распада СССР.

Правовой режим государственных границ определяется государством.

В комплексе вопросов о государственной территорию важное место занимает вопрос о государственной границе. Именно государственную границу определяет пределы действия государственного суверенитета, и по этой причине государства очень скрупулезно подходят к его определению.

Согласно устоявшейся практики и учитывая международно-правовые требования, государственной границей считается вертикаль, проходящая через очертания сухопутной, водной и морской разграничительной линии и отделяет вверху воздушное пространство, на поверхности - сухопутные, водные и морские просторы и под этой поверхностью - недра земли и водные и морские просторы, лежащие ниже зеркала воды.

Определение государственной границы и обозначение его на картах называется делимитацией и осуществляется государствами на основании договоров и в соответствии с требованиями международного права. Установка делимитирована государственной границы на местности называется демаркацией и осуществляется специально созданными смешанными комиссиями, в состав которых входят на равных началах представители сопредельных государств.

С целью обеспечения целостности государственных границ и учитывая взаимные интересы пограничные государства устанавливают пограничный режим, предусматривающий порядок охраны границы, порядок перемещения через границу, регламентацию разнообразной деятельности в пограничной зоне, процедуры урегулирования спорных пограничных вопросов и др.. Все эти вопросы, конечно, регулируются в законах, положениях и других правовых актах, посвященных охране государственной границы.

В Украине таким актом является Закон Украины "Об охране государственной границы Украины" от 4 ноября 1991 В состав территории с международным режимом входят пространства (сухопутные, воздушные, водные, морские), лежащие за пределами государственной территории и никому не принадлежат. Вследствие этого они находятся в общем пользовании всех государств и на них распространяется действие специально сформулированных для них норм международного права.

В таких пространств относятся

- Воды открытого моря и воздушное пространство над ним;

- Глубоководные районы морского дна, лежащих за пределами континентального шельфа в его юридическом понимании;

- Антарктика;

- Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.

 

Понятие государства и государственности.

Понятие государство можно понимать как систему официальных органов, осуществляющих руководство обществом.

1) Государство (за Котюком И.) - осуществляемый с помощью официальных органов политико-территориальное способ организации публичной власти, призванный руководить общественными процессами, путем предоставления своим поведением общеобязательного характера и возможностью реализации этих повелений через принуждение.

2) Государство - это 1) совокупность людей, территории, на которой они проживают, и суверенной в пределах данной территории власти, 2) организация политической власти, главный институт политической системы общества, направляет и организует с помощью правовых норм совместной деятельности людей и социальных групп, защищает права и интересы граждан. (Юридическая энциклопедия) '

Сущность государства - это внутреннее содержание ее деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, вместе с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства связи и транспорта, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.

Государственность - специфический признак государственно-политической организации общества. Срок имеет много значений и употребляется:

а) как синоним государства в целом или государства соответствующего исторического типа (феодальное государство, буржуазное государство и т.д.);

б) для характеристики системы (механизма) политической организации общества;

в) с целью определения степени развития системы органов государства (государственного аппарата);

Характер государственности обусловлен объемом суверенитета того или иного государства. В независимой Украине главными факторами суверенного государства есть специфические формы государственной политической организации общества (формы правления, государственного устройства, организации государственной власти), государственные традиции, идеология, государственный язык, государственная символика). С этими факторами связан общественный и политически-правовое содержание государственности, как средства обеспечения суверенного развития Украины.

Содержание понятия форма государства.

Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государствоведения. Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Если сущность государства позволяет установить принадлежность государственной власти, ответить на вопрос кто ее осуществляет и в чьих интересах, то понятие формы государства отвечает на вопрос как организована государственная власть, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов и порядок осуществления полномочий, какими методами при этом осуществляется государственная власть. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного управления, состояние законности и правопорядка. Вот почему проблема формы государства имеет очень существенное практическое значение.

Формы государства так же, как ее сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием экономических, политических, идеологических и других факторов они менялись и развивались. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки и сотни различных мнений о формах государства. Предлагались различные подходы и варианты решения этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения по этому поводу.

Один из величайших мыслителей античности Платон считал, что идеальной формой государства есть законная власть немногих - аристократия. Кроме того, им рассматривалась "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия.

Платон создал целостное учение о динамике государственной жизни и смене его форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и изменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократия, господство сильнейших воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же как строй, основанный на имущественном цензе и власти богатых, - на демократию. Наконец, демократия может переродиться в свою противоположность - тиранию. Это - худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, насилие, бесправие широких масс населения. Глава государства - тиран, захватывает власть.

Это учение о разнообразии форм государства развивал Аристотель. Он определял форму государства в зависимости от числа властвующих (один, несколько или большинство), как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства считались им "правильными". Каждая из этих "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы - тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями только в личных целях. Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме Цицероном. Он выделял, в зависимости от числа правителей, монархию, аристократию, демократию.

Учение и отдельные идеи, касающиеся форм государства, развивались и в последующие века. Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной науке.

В современной науке под формой государства понимают совокупность ее основных характеристик, раскрывающих организацию государственной власти, ее устройство и методы осуществления.

Форма государства рассматривается в трех аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной власти. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства и типа государственного режима.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.008 с.)