ТОП 10:

Правовое регулирование и его особенности.



Правовое регулирование - это государственно-властное воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств, с целью их упорядочения, утверждения, охраны и развития.

Правовое регулирование обусловлено рядом факторов, в частности: а) уровнем экономического развития общества, б) социальной структурой общества, в) степени зрелости, устойчивости общественных отношений г) уровнем правовой культуры граждан и должностных лиц; д) степени определенности предмета, средств и методов правового регулирования.

Право в общественной жизни имеет не только юридический (регулятивный), но и другие виды воздействия, такие как воспитательный, идеологический и т.д.. Поэтому различают правовое воздействие и правовое регулирование. Эти два понятия различаются, во-первых, по сфере действия и, во-вторых, по механизму действия. Сферой правового воздействия являются экономические, политические, социальные и другие отношения. Сферой правового регулирования являются только отношения, урегулированные правовыми нормами. Механизм действия правового воздействия заключается в воздействии права на сознание субъектов правоотношений, в то время как правовое регулирование влияет на их действия. Правовое воздействие - это воздействие права на сознание субъектов общественных отношений в различных сферах общественной жизни.

Правовое регулирование конкретных общественных отношений осуществляется с помощью определенных способов, в частности:

1. Разрешение - это такой способ правового регулирования, при котором предприятие конкретных общественных отношений предоставляется право на осуществление определенных действий или на содержание от них. Субъект имеет право на получение ... или лицо не обязано доказывать свою непричастность к преступлению.

2. Обязательства - это закрепленная в правовых нормах обязательность поведения субъекта в определенных обстоятельствах.

3. Запрет - это закрепленная в правовых нормах обязательность воздержание от совершения определенных действий.

Тип правового регулирования - это общий порядок общественных отношений, заключается в особенностях сочетания его способов.

Различают два базовых типа правового регулирования: общеразрешительный - это такой тип правового регулирования, который предусматривает возможность совершать любые действия, за исключением тех, совершение которых прямо запрещено законом. Этот тип правового регулирования выражается формулой: "разрешено все, что прямо не запрещено законом".

Специальнодозвильний - это такой тип правового регулирования, который запрещает любую деятельность, но при этом, правовыми нормами формулируются конкретные случаи освобождения от этого запрета. Этот тип правового регулирования выражается формулой: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом".

Механизм правового регулирования - это система правовых средств (способов и форм), с помощью которых обеспечивается упорядочение общественных отношений, их соответствие требованиям правовых норм.

Механизм правового регулирования образуют:

1. Нормы права и принципы права, объективированное в законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

2. Акты толкования права (интерпретационные акты).

3. Акты применения норм права (правоприменительной акты).

4.Правовидносины, субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. Правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования правовых средств для развития общественных отношений, путем урегулирования поведения их участников, т.е. механизм правового регулирования состоит из ряда стадий.

Первая стадия механизма правового регулирования является регулирование общественных отношений в нормативно-правовом уровне, т.е. регулирование все отношения данного вида, которые возникают и существуют, посредством установления определенной правовой нормы.

Вторая стадия предусматривает индивидуализацию определенной правовой нормы щодвимог определенного конкретного случая. На этой стадии правоприменительного акты закрепляют за субъектом правоотношений определенные субъективные права или юридические обязанности.

Третья стадия механизма правового регулирования - это реализация правовой нормы в правомерном поведении субъектов правоотношений. На этой стадии происходит реализация норм права, т.е. достигается непосредственный результат действия механизма правового регулирования.

 

Понятие и виды принципов.

Принципы права - руководящие принципы, идеи, обусловленные объективными закономерностями существования, уровнем развития общества и определяют содержание и направленность правового регулирования. Значение принципов заключается в том, что они в сжатом виде, концентрированно отражают существенные черты комплекса правовых норм в конкретной сфере общественных отношений.

В теории права принципы права поддаются классификации. В научной литературе по теории права выделяют социально-экономические, политические, идеологические, специально-юридические, этические принципы. Кроме такой классификации принципы права подразделяются на различные группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права (общие), на группу отраслей права (межотраслевые) выделяют принципы, присущие одной отрасли права (отраслевые), а также принципы, характерные для отдельных правовых институтов (внутриотраслевые).

Для понимания принципов важны выводы теории права, которые рассматривают человека как первичный (естественный) критерий относительно права. В такой связи право подразделяют на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного и социального существа. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, которые исходят от государства и общества и закрепляются в нормативно-правовых документах. При этом все правовые системы той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые принципы.

A.M. Колодий, который исследовал проблему принципов, выделяет общечеловеческие принципы права и принципы права юридического. По его мнению, в абсолютном большинстве случаев каждый принцип права первоначально существует как общесоциальный, а затем, за использование его юридической практикой и осмысление юридической наукой, как принцип правосознания, превращаясь в результате процесса правообразования на принцип права. Такой вывод соответствует теории принципов социальной защиты.

Для выявления принципов социальной защиты особое значение имеет осознание существования общесоциального права человека как явления, которое существовало раньше право юридическое, и даже раньше, чем существовало государство. Относительно сферы социальной защиты общесоциальные принципы непосредственно связаны с общечеловеческими ценностями, с идеалами добра, отзывчивости, гуманизма, справедливости. Принципы такого общесоциального права, т.е. такого, которое сформировано в недрах гражданского общества непосредственно людьми, обусловленного естественной сознанием людей, их жизненными потребностями и независимо от государственного влияния, выступают тем образцом, принципами, согласно которым должно быть построено право юридическое, в частности в сфере социального защиты. Принципы гуманности, социальной справедливости и солидарности (последнему придается особое значение в новейших международных актах), пройдя исторический путь, были закреплены в юридических нормах, регулирующих общественные отношения в сфере предоставления различных видов социального обеспечения человеку как члену общества.

Правую социальной защиты как одной из отраслей национального права присущи принципы, общие для всех отраслей права. К ним относятся: закон системно-структурной организации права, соответствия объективного и субъективного права, внутренней непротиворечивости правовой системы, верховенства права, верховенства закона о нормативно-правовых актов иного порядка подобное.

Наряду с общими выделяют межотраслевые принципы, охватывающие две или более отраслей права, близко связаны между собой. Право социальной защиты тесно связано с другими отраслями права, с помощью которых обеспечиваются социальные права человека, поэтому они перебуваються в сфере действия межотраслевых принципов, характерных для всего социального права, с помощью которого осуществляется обеспечение социальных прав человека. К таким принципам относятся: признание и закрепление основных социальных прав человека в соответствии с общепризнанными международными стандартами; государственная гарантированность осуществления этих прав и др..

Основные свойства права.

Определений (трактовок) понятие права в науке существует очень много. И это закономерно, потому что к пониманию сущности права применяют разные подходы. Кроме того, никакое определение (дефиниция) не в состоянии охватить все признаки права.

В его основных признаков, характерных черт ученые относят:

> Право - явление общественное. Оно возникает на определенном этапе общественного развития как его продукт;

> Право выступает регулятором социально значимого поведения человека и является разновидностью социальных норм, согласовывает поведение между людьми и их объединениями;

> • право по своей сути является, в масштабе всего общества, средством (формой) социального компромисса, установление паритета социальных интересов;

> Право - это формально выражены нормы, свое внешнее выражение находят в его источниках (формах);

> Право как особая разновидность социальных норм наделенное качественным нормативностью, который действует как типичный регулятор однотипных ситуаций, предусмотренных этими нормами, без ограничения количества приложений. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социальное полезных отношений, поступков людей;

> Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников отношений, выраженными в их сознании;

> Право является целостной системой взаимосвязанных структурных элементов (институты, отрасли);

> • право - это интеллектуально-волевой регулятор поведения. Оно должно не только специально-юридический или правовой механизм действия, но и психологический. Право не может регулировать поведение иначе как через сознание и волю человека. В определенной мере право можно рассматривать как информационную систему, наделенную информацией властного характера, после осознания превращается в волю и поведение субъектов;

> Право является общеобязательным. В отличие от других социальных норм, оно представляет общегосударственную нормативную систему, требования которой, без исключений, обязательные для всех членов общества;

> Праву характерна четкая регламентация. Процедура как регламентированный порядок, в определенной степени характерно и для других социальных регуляторов для права имеет глубинные основы. Система права включает определенные процедурные отрасли, касающиеся реализации и выработки юридических норм;

> Право тесно связано с государством. Государство проявляет правовые потребности общества и оформляет их в нормативно-правовых актах, а затем осуществляет контроль за выполнением этих предписаний, обеспечивая, в необходимых случаях, их принудительную реализацию;

> Право базируется на принципе равенства. Этот принцип предполагает равенство требований нормативных предписаний для всех участников общественных отношений независимо от индивидуальных свойств (принцип формального равенства).

Итак, учитывая вышеприведенные признаки, можно сформулировать дефиницию: право - это оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе установления равновесия интересов, согласование волеизъявления и правовых требований для всех слоев населения .


11. Аксиоматические положения (постулаты) права.

В современном философском слов нику постулат (лат. - вы Мога) определяется как утверждение, что служит основой для осуществления содержательные товних рассуждений и выводов. При этом отмечается, что вряд ли можно отождествлять постулат с аксиомой, поскольку постулат предлагает меньшую строгость и линейность виснов ков, отсутствие жесткого соблюдения правил логической функции, как раз дает возможность разграничить сферы применения ния аксиом (естественно-научное знание) и постулатов ( социогуманитарные знания ния). Показательно, что наличие в системе знания постулатов характеризует ее как достаточно развитую с точки зрения рефлексии над своей логической струк турой и эволюцией.

Заметно, что современная юриспру денция как система знаний выработала свои аксиоматические начала, которые могут бу ти представлены как постулаты права. Думается, что постулаты права не следует отождествлять с принципами права, как основополагающие идеи про снизу всю правовую сферу.

Высокий уровень формализации пра ской области привел к тому, что опре ся постулатом является праворозумин ния, а построение правовой теории (юрис Пруденций) часто осуществляется до мощью аксиоматического метода как работа с формализованной системой (системой права или правовой систе мой).

Среди важнейших постулатов права, обеспечивающие аксиоматич ный характер правовой сферы - поста лат правового дуализма, вира ется в разделении права на естественное и позитивное, объективное и субъективное, частное и публичное, материальное и процессуальное. Получил признание по постулатов, которые часто называют правовым плюрализмом, и выражается он в на личии в правовой жизни разно ных источников права. Еще один зна чущий постулат связан с целостности ностью правовой системы и выступает как по постулатов правовой целостности. Наконец, аксиоматическое значение для права имеет принадлежность его к определенной правовой семье, выражается с помощью постулата правовой принадлежности.

Таким образом, аксиоматические начала права составляют постулаты: правопонимания, правового дуализма, правовой го плюрализма, правового целостности, правовой принадлежности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.009 с.)