ТОП 10:

Понятие и цель общетеоретической юриспруденции.



Юриспруденция и ее состав.

В системе общественных наук юридическое образование (правоведение) выступает как единственная отрасль знаний, предметом изучения которой являются государство и право. Эта отрасль знаний является системой взаимосвязанных юридических наук, по сферам проявления может быть дифференцирована на циклы наук

- Теоретически-исторические (теория государства и права, история государства и права и др..)

- Державознавчий (государственное право, административное право и др..)

- Цивилистических (гражданское право, гражданский процесс, хозяйственный процесс, семейное право и др..)

- Криминалистические (уголовное право, уголовный-процесс, исправительно-трудовое право и др.)..

Отдельное место занимают науки, изучающие такие, которые реализуют право, отношения между государствами - международное право (частное и публичное), а также науки, изучающие государство и право других стран.

Каждая из указанных наук является юридическим, имеет свои предмет и методы изучения. Вместе они входят в понятие «юридическая наука». Если предмет юридической науки в целом - это понятие права во всех аспектах его теоретико-познавательного проявления и выражения, то предмет каждой отдельной юридической науки как составной предмета юридической науки в целом - это один из аспектов понятия права, какая-то определенная сторона юридической действительности. Следовательно, юридическая наука (правоведение) - единственная и одновременно дифференцированная наука.

Государство и право в своем развитии влияют на юридическую науку, постоянно обогащается. Появляются новые или усложняются существующие правовые институты и явления (ипотека, залог, траст, приватизация, коммерциализация и т.д.). Возникают новые субъекты права (банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.п.). Расширяются сферы гражданского оборота. Растут права граждан. Все это стимулирует появление на дереве юридического знания новых научных направлений.

В развитии юридического знания момент новизны тесно связан с моментом преемственности. Новая форма в юриспруденции меняет устаревшую. Одновременно содержатся и воспринимаются практически и научно значимые результаты, которые приобретают новые свойства на высшем витке развития.

Научно-технический прогресс, специализация научного знания, изменение тех или иных общественных процессов вызвали к жизни космическое, атомное, компьютерное право. Неблагоприятное положение с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество заняться разработкой экологического (природоохранного) права. Социально-экономические изменения в обществе, связанные с развитием рыночных отношений, привели к выделению предпринимательского (коммерческого), налогового, банковского, биржевого права.

Юридическую науку как систему юридических наук можно представить через структуру - внутреннее разделение на основные группы (вида) наук, находящихся во взаимной связи:

1) теоретико-исторические (теория государства и права, история государства и права всеобщая и отечественная, история учений о государстве и праве)

2) отраслевые (государственное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право, семейное право, административное право, финансовое право, экологическое право, коммерческое право и др.).

и межотраслевые (криминология, прокурорский надзор, организация правосудия);

3) специальные прикладные (криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная бухгалтерия и др.).. Прикладные науки являются комплексными. Для решения правовых вопросов они используют положения и выводы как юридических, так и неюридич-ных наук (физики, химии, общей теории статистики, медицины и др..)

4) науки, изучающие публичное и частное международное право, конституционное право других стран и др..

В составе правоведения исторически первыми возникли отраслевые науки. Теоретико-исторические науки стали результатом изучения закономерностей правовой действительности, теоретическим обобщением государственно-правовых знаний, полученных на протяжении истории.

В наши дни используются результаты многовековых достижений в области познания права, закона, государства. Правоведение находится в состоянии подъема, что связано с объективными условиями - переходом к рыночным отношениям, суверенизацией Украине, формированием нового мышления, концептуальной основой которого являются права человека.

 


Понятие и цель общетеоретической юриспруденции.

Предметом науки является система категорий или отношений, которые исследуются наукой с целью получения определенного прироста знаний.

Предметом теории государства и права есть общие закономерности зарождения, возникновения, функционирования и совершенствования государства и права.

Поскольку ТДП характеризуется как самостоятельная юр. наука, то ее предмета присущи определенные особенности, которые определяют его своеобразие.

• предметом теории является изучение тех закономерностей общественного развития, которые непосредственно влияют на государство и право.

• теория изучает закономерности, имеют объективный характер. Они определяются на протяжении длительного периода развития государственности и зависят от уровня развития общественных отношений.

• Закономерности, изучаемые теорией, имеют общий характер. Они характеризуют государство и право как логически завершенные явления, не считая исторических и национальных особенностей определенного государства.

• Поскольку основу любого общества составляют экономические отношения, то предметом теории является определение взаимодействия государственно-правовых институтов и экономических отношений.

• Предметом теории является определение взаимодействия государства и других элементов политической системы в процессе реализации властных полномочий.

• Поскольку государство и право регламентируют общественные отношения как самостоятельно так и в процессе взаимодействия между собой, то закономерности, изучаемые теорией, могут быть присущи как государству и праву одновременно, так и отдельно каждой из этих категорий.

• предметом теории государства и права является определение степени влияния государственно-правовых институтов на личность. Итак, ТДП является общественной юридической наукой и относится к общетеоретических юридических наук.

Государствоведения-наука о государстве, его происхождение, сущность, признаки, типы, формы, функции, механизмы, основные закономерности и факторы развития, ее институты. Государствоведения является предметом ряда наук, прежде всего философии, истории, политологии, общей теории государства и права, конституционного права. Характеризуется определенными подходами к определению сущности гос-ва и его социального назначения, а также к вопросам ее развития как особой организации общества.

Структура. Составляющими аспектами государствоведения есть теории происхождения государства, обосновывающие существенные причины и пути зарождения и возникновения гос-ва (теологическая, патриархальная, органическая, договорная, общ. Насилия, марксистско-ленинская и др.).

Другой составляющей государствоведения и взгляды на сущность государства: демократические теории х-зывают государство как средство обеспечения социального компромисса и уравновешивания различных общественных интересов

Объектами юридической науки является государство и право - фактически два объекта. Однако юриспруденция, как и любая наука, имеет один предмет изучения.


Понятие и виды принципов.

Принципы права - руководящие принципы, идеи, обусловленные объективными закономерностями существования, уровнем развития общества и определяют содержание и направленность правового регулирования. Значение принципов заключается в том, что они в сжатом виде, концентрированно отражают существенные черты комплекса правовых норм в конкретной сфере общественных отношений.

В теории права принципы права поддаются классификации. В научной литературе по теории права выделяют социально-экономические, политические, идеологические, специально-юридические, этические принципы. Кроме такой классификации принципы права подразделяются на различные группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права (общие), на группу отраслей права (межотраслевые) выделяют принципы, присущие одной отрасли права (отраслевые), а также принципы, характерные для отдельных правовых институтов (внутриотраслевые).

Для понимания принципов важны выводы теории права, которые рассматривают человека как первичный (естественный) критерий относительно права. В такой связи право подразделяют на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного и социального существа. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, которые исходят от государства и общества и закрепляются в нормативно-правовых документах. При этом все правовые системы той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые принципы.

A.M. Колодий, который исследовал проблему принципов, выделяет общечеловеческие принципы права и принципы права юридического. По его мнению, в абсолютном большинстве случаев каждый принцип права первоначально существует как общесоциальный, а затем, за использование его юридической практикой и осмысление юридической наукой, как принцип правосознания, превращаясь в результате процесса правообразования на принцип права. Такой вывод соответствует теории принципов социальной защиты.

Для выявления принципов социальной защиты особое значение имеет осознание существования общесоциального права человека как явления, которое существовало раньше право юридическое, и даже раньше, чем существовало государство. Относительно сферы социальной защиты общесоциальные принципы непосредственно связаны с общечеловеческими ценностями, с идеалами добра, отзывчивости, гуманизма, справедливости. Принципы такого общесоциального права, т.е. такого, которое сформировано в недрах гражданского общества непосредственно людьми, обусловленного естественной сознанием людей, их жизненными потребностями и независимо от государственного влияния, выступают тем образцом, принципами, согласно которым должно быть построено право юридическое, в частности в сфере социального защиты. Принципы гуманности, социальной справедливости и солидарности (последнему придается особое значение в новейших международных актах), пройдя исторический путь, были закреплены в юридических нормах, регулирующих общественные отношения в сфере предоставления различных видов социального обеспечения человеку как члену общества.

Правую социальной защиты как одной из отраслей национального права присущи принципы, общие для всех отраслей права. К ним относятся: закон системно-структурной организации права, соответствия объективного и субъективного права, внутренней непротиворечивости правовой системы, верховенства права, верховенства закона о нормативно-правовых актов иного порядка подобное.

Наряду с общими выделяют межотраслевые принципы, охватывающие две или более отраслей права, близко связаны между собой. Право социальной защиты тесно связано с другими отраслями права, с помощью которых обеспечиваются социальные права человека, поэтому они перебуваються в сфере действия межотраслевых принципов, характерных для всего социального права, с помощью которого осуществляется обеспечение социальных прав человека. К таким принципам относятся: признание и закрепление основных социальных прав человека в соответствии с общепризнанными международными стандартами; государственная гарантированность осуществления этих прав и др..

Основные свойства права.

Определений (трактовок) понятие права в науке существует очень много. И это закономерно, потому что к пониманию сущности права применяют разные подходы. Кроме того, никакое определение (дефиниция) не в состоянии охватить все признаки права.

В его основных признаков, характерных черт ученые относят:

> Право - явление общественное. Оно возникает на определенном этапе общественного развития как его продукт;

> Право выступает регулятором социально значимого поведения человека и является разновидностью социальных норм, согласовывает поведение между людьми и их объединениями;

> • право по своей сути является, в масштабе всего общества, средством (формой) социального компромисса, установление паритета социальных интересов;

> Право - это формально выражены нормы, свое внешнее выражение находят в его источниках (формах);

> Право как особая разновидность социальных норм наделенное качественным нормативностью, который действует как типичный регулятор однотипных ситуаций, предусмотренных этими нормами, без ограничения количества приложений. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социальное полезных отношений, поступков людей;

> Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников отношений, выраженными в их сознании;

> Право является целостной системой взаимосвязанных структурных элементов (институты, отрасли);

> • право - это интеллектуально-волевой регулятор поведения. Оно должно не только специально-юридический или правовой механизм действия, но и психологический. Право не может регулировать поведение иначе как через сознание и волю человека. В определенной мере право можно рассматривать как информационную систему, наделенную информацией властного характера, после осознания превращается в волю и поведение субъектов;

> Право является общеобязательным. В отличие от других социальных норм, оно представляет общегосударственную нормативную систему, требования которой, без исключений, обязательные для всех членов общества;

> Праву характерна четкая регламентация. Процедура как регламентированный порядок, в определенной степени характерно и для других социальных регуляторов для права имеет глубинные основы. Система права включает определенные процедурные отрасли, касающиеся реализации и выработки юридических норм;

> Право тесно связано с государством. Государство проявляет правовые потребности общества и оформляет их в нормативно-правовых актах, а затем осуществляет контроль за выполнением этих предписаний, обеспечивая, в необходимых случаях, их принудительную реализацию;

> Право базируется на принципе равенства. Этот принцип предполагает равенство требований нормативных предписаний для всех участников общественных отношений независимо от индивидуальных свойств (принцип формального равенства).

Итак, учитывая вышеприведенные признаки, можно сформулировать дефиницию: право - это оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе установления равновесия интересов, согласование волеизъявления и правовых требований для всех слоев населения .


11. Аксиоматические положения (постулаты) права.

В современном философском слов нику постулат (лат. - вы Мога) определяется как утверждение, что служит основой для осуществления содержательные товних рассуждений и выводов. При этом отмечается, что вряд ли можно отождествлять постулат с аксиомой, поскольку постулат предлагает меньшую строгость и линейность виснов ков, отсутствие жесткого соблюдения правил логической функции, как раз дает возможность разграничить сферы применения ния аксиом (естественно-научное знание) и постулатов ( социогуманитарные знания ния). Показательно, что наличие в системе знания постулатов характеризует ее как достаточно развитую с точки зрения рефлексии над своей логической струк турой и эволюцией.

Заметно, что современная юриспру денция как система знаний выработала свои аксиоматические начала, которые могут бу ти представлены как постулаты права. Думается, что постулаты права не следует отождествлять с принципами права, как основополагающие идеи про снизу всю правовую сферу.

Высокий уровень формализации пра ской области привел к тому, что опре ся постулатом является праворозумин ния, а построение правовой теории (юрис Пруденций) часто осуществляется до мощью аксиоматического метода как работа с формализованной системой (системой права или правовой систе мой).

Среди важнейших постулатов права, обеспечивающие аксиоматич ный характер правовой сферы - поста лат правового дуализма, вира ется в разделении права на естественное и позитивное, объективное и субъективное, частное и публичное, материальное и процессуальное. Получил признание по постулатов, которые часто называют правовым плюрализмом, и выражается он в на личии в правовой жизни разно ных источников права. Еще один зна чущий постулат связан с целостности ностью правовой системы и выступает как по постулатов правовой целостности. Наконец, аксиоматическое значение для права имеет принадлежность его к определенной правовой семье, выражается с помощью постулата правовой принадлежности.

Таким образом, аксиоматические начала права составляют постулаты: правопонимания, правового дуализма, правовой го плюрализма, правового целостности, правовой принадлежности.

Обычай как источник права.

Правовой обычай - это один из источников права, обычное право – это отдельный вид позитивного права, состоящая из правовых обычаев. Обычное право есть первоначальная форма позитивного права. Долгое время оно было единственным видом права, вплоть до появления письменности и появления нового вида права - закон, или писаного права. Однако, длительное время обычно не признавался самостоятельным

источником права. Только теоретики так называемой "исторической школы права", которая существовавшей в XIX веке, убедительно доказали важность и значение правового обычая как источника права. Они подчеркнули главное отличие обачного права и закона. Создателем первого является не государство, а само общество, его основой является правовое сознание широких народных масс. Итак, характерними признаками обычного права являются, во-первых, то, что правовые нормы обычного права,

или правовые обычаи возникают без прямого приказа со стороны государства или его органов; по-

Во-вторых, обычное право есть право неписаное. Относительно последнего признака, то понятно, что и нормы обычного права могут быть записаны и действительно записываются, но факт записи, материальной фиксации, не будет для этого права существенным, поскольку оно действует не потому, что записано, а потому, что оно признается правом в массовом сознания и массово производится. Проблема обычного права является сложных и слабо разработанных проблем в правоведении. Обычное право не

приведено к стройной системы; не установлены границы фактической силу

правовых обычаев: не проведено более-менее четкого разграничения между правовым обычаем и обычаем бытовым, нет также согласия и по же происхождения и характерных черт обычного права. В целом же, можно дата такое определение правового обычая - это норма позитивного права, возникла самостоятельно, без государственно-властной воли или санкции со стороны государства, с правосознания всего народа или определенных социальных групп и получила юридической силы в результате длительного применения ее как обязательной. На сегодняшний день правовой обычай имеет достаточно ограниченный круг применения. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, целый ряд правовых обычаев находят свое закрепление в действующем законодательстве и перестают играть роль собственно правового обычая, превращаясь в нормы права, закрепленные в нормативно-правовых актах. Во-вторых, при развитой законодательной системе необходимость правового регулирования реально существующих правовых отношений оперативно находит ответную реакцию со стороны законодавчаи власти, не давая

возможности сформироваться правовом обычая. На сегодняшний день правовой обычай в Украине, в определенной степени, применяется в гражданско-правовых отношениях, в морском праве подобное. Обычай имеет большое значение в религиозно- общинной правовой системе, которая имеет место в некоторых странах Азии и Африки.

Объекты правоотношений

Проблема понятия, содержания, классификации и анализа других сторон объектов правоотношений имеет важное значение, поскольку только наличие объекта права вызывает необходимость возникновения и осуществления самых правоотношений. Отсутствие объекта права лишает смысла существования любых правоотношений. В обществе нет и не может быть правоотношений не только бессубъектной, а безобъектных.

Проблема общего определения понятия «объект правоотношения» всегда привлекала внимание исследователей и была предметом дискуссий. Пытаясь найти оптимальное и адекватное решение и ответить на общий вопрос, что такое объект права, многие из авторов высказывают не только отличные точки зрения, но и те, которые дополняют друг друга.

В юридической литературе существуют различные трактовки объекта правоотношения. Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции - монистическая и плюралистическая. Согласно первой из них объектом правоотношений могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подлежат регулированию юридическими нормами, и только человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй, более реалистичной позицией, объекты правоотношений столь разнообразны, насколько разнообразны правоотношения, которые регулируются правом.

Итак, в зависимости от характера и видов правоотношений их объектами выступают:

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности), характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, обмен, завещание и т.п.).

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, право на имя, неприкосновенность человека), большинство из которых типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. (Это, главным образом, правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности).

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения - все, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, деньги, приватизационные чеки, дипломы, аттестаты и т.д.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов. В настоящее время в стране сложился рынок ценных бумаг, акции покупаются и продаются, то есть они являются объектами сделок.

 

41. Понятие и содержание субъективного права

Субъективное право - это предусмотренная нормами права мера возможного поведения участника правоотношения. Иными словами, это мера поведения принадлежит уполномоченному лицу для удовлетворения его интересов и потребностей и которая обеспечивается соответствующими юридическими обязанностями других (обязанных) лиц.

Признаки субъективного права:

• возможность определенного поведения;

• возможность, которая принадлежит только уполномоченному субъекту, который предоставляется для удовлетворения интересов уполномоченного лица;

• имеется в правоотношениях;

• является мерой возможного поведения, нарушение которого считается злоупотреблением правом;

• существует только в соответствии с юридических обязанностей;

• устанавливается нормами права;

• обеспечивается (гарантируется) государством. Элементами субъективного права являются:

1) право на осуществление определенных действий (право на собственные действия);

2) право требования от обязанного лица совершить определенные действия (право на чужие действия);

3) право обращаться к государству за защитой нарушенного права (право на действия государства).

Идеология применения права.

Функция, которая заключается в обеспечении уточнения правовых норм с учетом определенных обстоятельств, конкретизирует субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений (в приговоре суда на основе нормы права правонарушителю устанавливается конкретная мера наказания). В каждом случае применяется нор ма права в целом, а не отдельные ее структурные элементы - это:

а) правозабезпечувальна функция;

б) правоприменительная;

в) индивидуального (казуального) правового регулирования;

г) регулятивная.

27. Система ценностных нормативов (принципов и норм), которые подлежат реализации в ходе правоприменительной деятельности, это:

а) юридическая деонтология;

б) теория правоприменения;

в) идеология применения права.

Основными ценностными нормативами, от которых зависит эффективность применения права являются:

а) оперативность, справедливость, законность;

б) обоснованность, целесообразность, профессионализм;

в) демократизм, оперативность, справедливость, законность;

б) обоснованность, целесообразность, профессионализм, оперативность, справедливость, законность.

Основные стадии применения права:

а) формирование юридического мотива;

б) установление фактических обстоятельств дела; Модуль 4. Действие права в обществе

в) установление юридической основы дела - выбор и анализ юридических норм (или: юридическая квалификация фактических обстоятельств);

г) анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

д) выяснение смысла нормы права, ее толкование;

е) решение дела и документальное оформление принятого решения;

е) официальное обнародование результатов.

Социальная ценность права.

Социальная ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную свободу (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и иных отношений, реализую-ли при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.

Личностная ценность права.

Собственная ценность права как социального выше заключается в том, что право выступает как мера: а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некомерций-ным организациям простор для свободы, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободного, достойного и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в произвол, несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, которая в состоянии противостоять беззаконию.

Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокого личного значения, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает лицу доступ к благам и выступает действенным средством ее социальной защищенности. Как писал украинский мыслитель Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». В этом проявляется гуманистический характер права. Именно через свою собственную ценность право входит в арсенал общечеловеческих ценностей, производимых поколениями людей на протяжении истории.

 

Злоупотребление правом.

Злоупотребление правом - это особый вид правового поведения, который заключается в использовании гражданами своих прав в недо-разрешены способы, противоречащих назначению права, вследствие чего наносятся убытки (вред) обществу, государству, отдельному лицу.

Можно выделить два вида злоупотребления правом:

такие, что не характеризуются явной ИИротиправнистю

характеризующиеся явным противоправностью, есть такие, которые относятся к разряду правонарушений

- Выражается в социальном вредной поведении уполномоченного лица, которая опирается на принадлежащее ему субъективное право

- Выражается в выходе человека за пределы установленного законом объема субъективного права, что влечет искажение назначение права

Без субъективного права лицо не может злоупотреблять им. Любое субъективное право имеет границы, поскольку оно является мерой возможного поведения правомочного лица в правоотношениях. Злоупотребление правом, как правило, - это использование субъективного права с нарушением границ его действия. Выход за установленные законом пределы действия субъективного права вызывает определенные юридические последствия, но только в случае установления его компетентными правоохранительными органами.

Злоупотребление правом является ненормальным (бесполезным, необычным, вредным, аморальным) осуществлением права, что выражается в недозволенных конкретных действиях, которые наносят вред другому лицу или угрожают чужому праву. Например, злоупотребление правом есть сознательные действия гражданина, которому принадлежит дом на праве частной собственности, направленные на ухудшение жилищных условий, с целью выселения нанимателя. Или другой пример: член семьи нанимателя жилого помещения без каких-либо причин не дает согласия на обмен. Злоупотребляя своим правом, он ограничивает права других членов семьи.

Злоупотребление правом является мнимые (мнимые) сделки, фиктивные браки, в том числе регистрация брака без намерения создать семью, а с целью незаконного приобретения жилой площади и др.. В наши дни нередкое государство провоцирует граждан на злоупотребления правом. Например, несвоевременная выплата заработной платы гражданам со стороны государства как носителя властных полномочий влечет злоупотребление правом гражданами в их трудовых, расчетно-кредитных, налоговых отношениях с государством. Но даже в этом случае злоупотребления правом недопустимо, поскольку, как бумеранг, он "обрушивается" на государство и наносит ущерб всему обществу и

конкретному гражданину, в том числе потому, кто злоупотребляет правом.

Признаки злоупотребления правом следующие:

1) наличие у лица субъективного права;

2) деятельность, направленная на осуществление этого права;

3) использование этого права не по социальным назначением, а с причинением вреда общественным или личным интересам;

4) отсутствие нарушения конкретных юридических запретов (то есть их соблюдения) неисполнение обязанностей (т.е. их выполнения);

5) установление факта злоупотребления правом компетентными правоприменительными органами;

6) наступление юридических последствий.

Сдерживание злоупотребление правом - это борьба не с самой поведением, а с конкретными проявлениями правового поведения, наносящих ущерб обществу и личности.

Типология государства.

Типология - это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существовавших в прошлом и существуют на данный момент, на группы, классы - типа. Разделение государств на типы призван помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства - совокупность государств, имеющих схожие черты, которые проявляются в единстве закономерностей и тенденций развития, обосновании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узком-когрупового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится при власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть основывается;

• системой методов и средств, применяемых эта власть для защиты производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, ее настоящей роли в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

Есть два подхода к типологии государств: формационный цивилизационный Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций (их базис - тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства. Рабовладельческом общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной - феодальный, буржуазной - буржуазный. Формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате изменения таких, отжившие, типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, доминирующих в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип согласно марксистско-ленинской теории отражает единство классовой сущности всех государств, имеющих общую основу, обусловленную господством данного типа собственности на средства производства.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовой определенности, выступая как диктатура экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческий, феодальный, буржуазный), К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин выделяли и последний (неексплуататорський) исторический тип - социалистическое государство, в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалась как антикапиталистическая, что было ошибочно теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.

Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х годов XX ст.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.028 с.)