Определение понятия «расстройства личности» (психопатии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «расстройства личности» (психопатии)



Ответы к экзамену по расстройствам личности

Определение понятия «расстройства личности» (психопатии)

Психопатии – тяжелые нарушения характера и поведения, приводящие к социальной дезадаптации.

Критерии Ганнушкина – Кербикова:

· Тотальность (одни и те же черты характера проявляются в поведении при любых обстоятельствах)

· Относительная стабильность и малая обратимость

· Выраженность до степени социальной дезадаптации

Эпидемиологии расстройств личности, основные проблемы эпидемиологических исследований

Термин П. ввел Кох, 1891 г.

Выделил варианты конституциональных психопатий, не претерпевающих в течение жизни существенных изменений.

В России учение о психопатиях развивалось по требованиям судебно-психиатрической экспертизы (Корсаков, Кандинский, Балинский, Чечет, Бехтерев и др.)

Кандинский

Основа психопатии – неправильная организация н. с., приводящая к непостоянству, дезорганизации, изменчивости всей душевной жизни.

Возникновения связано с наследственными факторами и влиянием внешних воздействий на цнс в постнатальный период.

Бехтерев

1886 – монография, посвященная П.

Определил как патологическое состояние психики с лабильностью эмоций и неадаптивностью нравственного чувства.

В основе лежат изменения в структуре г. м., причиной которых может быть поражения развития или перенесенные заболевания.

Корсаков

П. – состояние психической неуравновешенности, сопровождающееся гипертрофией одних свойств в ущерб другим. (1901 г.)

Классификации (систематики) расстройств личности

Крепелин 1915 г.

1. Возбудимые

2. Безудержные (неустойчивые)

3. Импульсивные (люди влечений)

4. Чудаки

5. Лжецы, обманщики

6. Враги общества (антисоциальные)

7. Патологические спорщики

Кречмер 1921 г.

1. Шизоидные

2. Циклоидные

3. Эпилептоидные

Шнайдер 1923 г.

1. Гипертимики

Они нередко добры, услужливы, часто умелы, работоспособны, но без глубины и основательности, малонадежны, некритичны, невнимательны, легко поддаются чужому влиянию.

2. Депрессивные

Во всем они видят оборотную сторону, ничто не бывает для них безоблачным, все чем-то омрачено. В своих раздумьях они отвлекаются от повседневных забот, но не находят покоя: всевозможные тревоги, самокопание, сомнения в ценности и смысле бытия. Печальный опыт переживается глубоко и продолжительно, приводя к кризисам.

3. Неуверенные в себе

Такие люди постоянно носятся со своей нечистой совестью и во всех неудачах усматривают прежде всего свою вину.

4. Фанатичные

Захвачены сверхценными комплексами мыслей личного или идейного характера.

5. Ищущие признания (тщеславные)

Хотят казаться лучше, чем есть на самом деле. Эксцентричны в одежде и поступках.

6. Эмоционально лабильные (с неустойчивым настроением)

Это люди с внезапно возникающим раздражительно-депрессивным расположением духа.

7. Эксплозивные (вспыльчивые, раздражительные)

Это те люди, которые по самому незначительному поводу вскипают, то есть люди, производящие впечатление раздражительных, возбудимых, вспыльчивых.

8. Бездушные, бесчувственные

Мы называем людей, совсем или почти не испытывающих сострадания, стыда, чувства собственного достоинства, угрызений совести. Их характер часто бывает мрачным, холодным, угрюмым, поступки – инстинктивными и грубыми.

9. Безвольные

Не оказывают сопротивления никакому влиянию. Этих людей легко совратить, но в большинстве своем они легко поддаются я хорошему влиянию.

10. Астенические

Часто жалуются на пониженную работоспособность, неспособность к концентрации внимания, ухудшение памяти. В дальнейшем они иногда жалуются на чувство отчужденности: весь воспринимаемый мир, собственные поступки, все ощущения кажутся далекими, нереальными, ненастоящими.

Ганнушкин 1933 г.

1. Циклоиды

2. Астеники

3. Шизоиды

4. Параноики

Главная особенность – наличие «сверхценных идей»

Они обидчивы, злопамятны, самоуверенны и очень чувствительны к игнорированию их мнения окружающими. Постоянное стремление к самоутверждению, безапелляционная категоричность суждений и поступков, эгоизм и крайняя самоуверенность создают почву для конфликтов с окружающими.

5. Эпилептоиды

6. Истероидные характеры

7. Неустойчивые

Люди этого типа отличаются повышенной подчиняемостью внешним влияниям. Это слабовольные, легко внушаемые, «бесхарактерные» личности, легко поддающиеся влиянию других людей.

8. Антисоциальные

9. Конституционально глупые

Акцентуации характера (акцентуированные личности)

Акцентуации характера – крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Явные

Наличие выраженных черт определенного типа характера.

Скрытые

В обычных условия черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем.

Но могут проявляться при ситуациях предъявляющих повышенные требования «к месту наименьшего сопротивления».

Классификация

по Личко:

1. Гипертимный

Общительны, веселы, имеют много увлечений, но поверхностны, самоуверенны, несколько хвастливы, любят показать себя с лучшей стороны.

2. Циклоидный

Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии.

3. Лабильный

Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо.

4. Астеноневротический

Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

5. Сенситивный

Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр.

6. Психастенический

Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей

7. Шизоидный

Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость.

8. Эпилептоидный

Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. Чередуются периоды злобно – тоскливого настроения.

9. Истероидный

Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

10. Неустойчивый

Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности.

11. Конформный

Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

По Леонгарду:

1. Гипертимный

2. Дистимный

3. Циклоидный

Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

4. Возбудимый

В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий

Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.

6. Педантичный

Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный (боязливый)

Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Эмотивный

Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный

Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экстравертированный

Они альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Интровертированный

12. Экстровертированный

Социальные

· Родительская семья и типы воспитания больного

· Семейное положение

· Образование

· Профессия

Общеневротическая симптоматика:

1. Астения

2. Нарушения сна (засыпания)

3. Головная боль

4. Снижение работоспособности

5. Лабильность эмоций

6. Вегетативные нарушения

7. Дисфункция ЖКТ

Формы невроза:

I. Неврастения

Слабость, раздражительность, повышенная возбудимость.

Слабость носит постоянный характер усталости как физической, так и психической.

Тип конфликта:

«Я хочу, но нет сил», «Мои притязания выше, чем нервно-психические возможности»

II. Истерия

В рез-те психической травмы.

 

Расстройства:

Ø Двигательные (параличи, парезы, астазия (невозможность ходить),заикания, судороги, нарушения речи)

Ø Нарушения чувствительности (в виде «перчаток», «чулок», «гольф»)

Ø Вегетативные («комок в горле», затруднения дыхания)

Ø Расстройства ЖКТ

Ø Истерическая рвота

Ø Анорексия (отказ от еды)

Ø Психогенная амнезия (расстройства памяти, её утрата на значимые для личности события)

 

III. Невроз навязчивых состояний

Страхи, фобии, навязчивые мысли, действия.

Тип воспитания:

Постоянный контроль

Все решения принимаются за ребенка

Тип конфликта:

Борьба двух противоположенных тенденций и если одна доминирует, но не принимается личностью, то возникает сильный эмоциональный стресс.

 

Типы невротических синдромов:

1. Астено - невротический

2. Ипохондрический

3. Обессивный (всякие «навязчивости»)

4. Фобический

5. Синдром невротической деперессии

МКБ – 10

Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:

Ø заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

Ø хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

Ø аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

Ø вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

Ø расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

Ø обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Для отнесения личностного расстройства к одному из определённых в МКБ-10 подвидов (постановки диагноза) необходимо, чтобы оно удовлетворяло по крайней мере трём определённым для этого вида критериям.

DSM – 4

Только когда индивидуальные черты личности являются не приспосабливаемыми, не адаптируемыми и приводят к значительному ухудшению жизни, они могут быть названы расстройством личности:

Ø внутренний опыт и поведение значительно отклоняются от требований, накладываемых культурой, к которой принадлежит личность, и это проявляется в двух или более из следующих сфер:

Ø познавательной (то есть путь постижения, интерпретации себя, других людей или событий);

Ø аффективной (степень, интенсивность, лабильность и адекватность эмоциональных реакций);

Ø в особенностях внутреннего функционирования личности;

Ø в контроле импульсивности;

Ø паттерны демонстрируют негибкость и распространяются на широкий круг личных и социальных ситуаций;

Ø паттерны ведут к серьёзному клиническому дистрессу или проблемам в общественной, профессиональной или другой важной сфере жизни;

Ø паттерны имеют стабильность во времени, и их можно проследить до ранней юности или начала зрелости;

Ø паттерны не могут быть сочтены проявлением или следствием другого психического расстройства;

Ø паттерны не являются результатом непосредственного воздействия веществ или общего состояния здоровья, например травмы головы.

Лица моложе 18 лет, подходящие под критерии, не могут быть диагностированы соответствующим расстройством. Для постановки диагноза в таком возрасте, симптомы должны регистрироваться в течение не менее одного года.

Антисоциальное личностное расстройство вообще не может быть диагностировано до 18 лет.

Психоанализ

Поведение предопределено, роль бессознательного очень велика. Основные мотивы по ведения личности: Оно, Я, сверх-Я.

Каждая личность проходит еще в детстве 5 стадий психосексуального развития.

Причина расстройств личности: бессознательный конфликт или фиксация на одной из этих стадий.

Бихейвиоризм

Поведение предопределено, роль бессознательного не рассматривается. Структура личности: навыки и привычки. Основные мотивы поведения: влечения разных видов. Концепция сознания: самоподкрепление.

Причина расстройств личности: сформированность неадекватных навыков под влияние патологического окружения (среды).

Гуманистический подход

Поведение: есть свобода выбора. Основные мотивы поведения личности: самоактуализация, структура личности: самость.

Концепция сознания: Я-идеальное, Я-реальное, система ценностей.

Развитие личности: развитие образа- Я.

Причина расстройства: неконгруэнтность (несоответствие) Я-идеального Я -реальному.

По Эриксону:

8 стадий чел. жизни:

1. Доверие – недоверие – 1 год

2. Самостоятельность – нерешительность 2-3 года

3. Предприимчивость – вина 4-5 лет

4. Трудолюбие – неполноценность 6-11 лет

5. Идентичность – ролевой беспорядок 12-18 лет

6. Близость – изоляция после 18 лет

7. Производительность – застой (взрослость)

8. Целостность – отчаяние (поздняя взрослость)

Экзистенциальный подход

И. Ялом

· Смерть

· Свобода

· Изоляция

· Бессмысленность

Осознание конечной данности приводит к формированию тревоги.

В борьбе с тревогой применяются защитные механизмы (психоаналитические или аддикции).

Теория «диатеза – стресса»

В диатез – (стресс) модели сочетаются два момента. Во-первых, это генетическая уязвимость в качестве предрасположенности к процессу. Во-вторых, “шизофренический диатез” в виде особой чувствительности ко многим стимулам с шизогенной тропностью.

Данный диатез включает мягкую когнитивную недостаточность, социальные страх и отгороженность, гипогедонию, нерезкую амбивалентность, пассивность, чудаковатость, инфантилизм, недостаточность эмоциональной и “энергетической” сфер (С.Ю.Циркин).

Ответы к экзамену по расстройствам личности

Определение понятия «расстройства личности» (психопатии)

Психопатии – тяжелые нарушения характера и поведения, приводящие к социальной дезадаптации.

Критерии Ганнушкина – Кербикова:

· Тотальность (одни и те же черты характера проявляются в поведении при любых обстоятельствах)

· Относительная стабильность и малая обратимость

· Выраженность до степени социальной дезадаптации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.087 с.)