Невротические развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невротические развития личности



Невроз – психогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в специфических психических феноменах при отсутствии психотической симптоматике (Корвосарский).

Факторы, участвующие в формировании неврозов:

ВОЗ рекомендует рассматривать все болезни как био-психо-социальные

Биологический (Павлов)

Невроз – хроническое длительное нарушение ВНД, вызванное перенапряжением н. процессов в коре б. п. и действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.

Срыв может быть обусловлен 1 из 3х факторов:

1. перенапряжение раздражающего процесса

2. перенапряжение тормозного процесса

3. перенапряжение подвижности (сшибка этих процессов)

Психогенная природа (особенности личности)

Характерны слабость нервно-психической активности, склонность к рефлексии, нерешительность, поиск одобрения, зависимость от окружающих, низкая самооценка, неудовлетворенность собой, противоречивость образа Я, эмоциональное неблагополучие.

Психические травмы детского возраста, психотравмирующие ситуации, перенесение их во взрослую жизнь.

 

Социальные

· Родительская семья и типы воспитания больного

· Семейное положение

· Образование

· Профессия

Общеневротическая симптоматика:

1. Астения

2. Нарушения сна (засыпания)

3. Головная боль

4. Снижение работоспособности

5. Лабильность эмоций

6. Вегетативные нарушения

7. Дисфункция ЖКТ

Формы невроза:

I. Неврастения

Слабость, раздражительность, повышенная возбудимость.

Слабость носит постоянный характер усталости как физической, так и психической.

Тип конфликта:

«Я хочу, но нет сил», «Мои притязания выше, чем нервно-психические возможности»

II. Истерия

В рез-те психической травмы.

 

Расстройства:

Ø Двигательные (параличи, парезы, астазия (невозможность ходить),заикания, судороги, нарушения речи)

Ø Нарушения чувствительности (в виде «перчаток», «чулок», «гольф»)

Ø Вегетативные («комок в горле», затруднения дыхания)

Ø Расстройства ЖКТ

Ø Истерическая рвота

Ø Анорексия (отказ от еды)

Ø Психогенная амнезия (расстройства памяти, её утрата на значимые для личности события)

 

III. Невроз навязчивых состояний

Страхи, фобии, навязчивые мысли, действия.

Тип воспитания:

Постоянный контроль

Все решения принимаются за ребенка

Тип конфликта:

Борьба двух противоположенных тенденций и если одна доминирует, но не принимается личностью, то возникает сильный эмоциональный стресс.

 

Типы невротических синдромов:

1. Астено - невротический

2. Ипохондрический

3. Обессивный (всякие «навязчивости»)

4. Фобический

5. Синдром невротической деперессии

Расстройства личности (психопатии)

См. вопросы 1 и 3.

Критерии диагностики психопатий Ганнушкина – Кербикова

См. 1 вопрос

Соотношение критериев диагностики расстройств личности в МКБ-10 и DSM-4

МКБ – 10

Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:

Ø заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

Ø хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

Ø аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

Ø вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

Ø расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

Ø обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Для отнесения личностного расстройства к одному из определённых в МКБ-10 подвидов (постановки диагноза) необходимо, чтобы оно удовлетворяло по крайней мере трём определённым для этого вида критериям.

DSM – 4

Только когда индивидуальные черты личности являются не приспосабливаемыми, не адаптируемыми и приводят к значительному ухудшению жизни, они могут быть названы расстройством личности:

Ø внутренний опыт и поведение значительно отклоняются от требований, накладываемых культурой, к которой принадлежит личность, и это проявляется в двух или более из следующих сфер:

Ø познавательной (то есть путь постижения, интерпретации себя, других людей или событий);

Ø аффективной (степень, интенсивность, лабильность и адекватность эмоциональных реакций);

Ø в особенностях внутреннего функционирования личности;

Ø в контроле импульсивности;

Ø паттерны демонстрируют негибкость и распространяются на широкий круг личных и социальных ситуаций;

Ø паттерны ведут к серьёзному клиническому дистрессу или проблемам в общественной, профессиональной или другой важной сфере жизни;

Ø паттерны имеют стабильность во времени, и их можно проследить до ранней юности или начала зрелости;

Ø паттерны не могут быть сочтены проявлением или следствием другого психического расстройства;

Ø паттерны не являются результатом непосредственного воздействия веществ или общего состояния здоровья, например травмы головы.

Лица моложе 18 лет, подходящие под критерии, не могут быть диагностированы соответствующим расстройством. Для постановки диагноза в таком возрасте, симптомы должны регистрироваться в течение не менее одного года.

Антисоциальное личностное расстройство вообще не может быть диагностировано до 18 лет.

Принципы психологической диагностики при расстройствах личности

Клиническая беседа

Некоторые личностные опросники:

Ø MMPI

Ø опросник Айзенка,

Ø опросник Н. Schmischek для определения типов акцентуированных личностей по K. Leonhard (1968)

 

Ø ПДО Личко для подростков

 

Принципы дифференциальной диагностики расстройств личности

Современный патоморфоз расстройств личности

Этиологические факторы расстройств личности

Психоанализ

Поведение предопределено, роль бессознательного очень велика. Основные мотивы по ведения личности: Оно, Я, сверх-Я.

Каждая личность проходит еще в детстве 5 стадий психосексуального развития.

Причина расстройств личности: бессознательный конфликт или фиксация на одной из этих стадий.

Бихейвиоризм

Поведение предопределено, роль бессознательного не рассматривается. Структура личности: навыки и привычки. Основные мотивы поведения: влечения разных видов. Концепция сознания: самоподкрепление.

Причина расстройств личности: сформированность неадекватных навыков под влияние патологического окружения (среды).

Гуманистический подход

Поведение: есть свобода выбора. Основные мотивы поведения личности: самоактуализация, структура личности: самость.

Концепция сознания: Я-идеальное, Я-реальное, система ценностей.

Развитие личности: развитие образа- Я.

Причина расстройства: неконгруэнтность (несоответствие) Я-идеального Я -реальному.

По Эриксону:

8 стадий чел. жизни:

1. Доверие – недоверие – 1 год

2. Самостоятельность – нерешительность 2-3 года

3. Предприимчивость – вина 4-5 лет

4. Трудолюбие – неполноценность 6-11 лет

5. Идентичность – ролевой беспорядок 12-18 лет

6. Близость – изоляция после 18 лет

7. Производительность – застой (взрослость)

8. Целостность – отчаяние (поздняя взрослость)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.015 с.)