Общая характеристика эмоций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика эмоций.



ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Общая характеристика эмоций.

«Эмоции — по словам П. К. Анохина — объективно существующее явление природы, они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определять полезность или вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций» (П. К. Анохин. Предисловие к книге Э. Гельгорна и Дж. Дуфборроу «Эмоции и эмоциональные расстройства», 1966, с. 5).

Действительно, эмоции пронизывают всю нашу жизнь от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают наши многочисленные потребности и разные формы их удовлетворения, практически все наше поведение. Все наши поступки связаны с ощущениями самих себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому из нас надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей нас среды, а также — предвидеть эти воздействия. Наше благосостояние и различные недомогания также в конце концов определяются эмоциональными ощущениями.

Иными словами, эмоции — субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния своих потребностей, а также действия на организм многочисленных и, прежде всего, — социальных факторов окружающего мира.

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции могут усиливаться, возрастая до аффектов, когда человек полностью теряет контроль за своими поступками, или же сводиться к минимуму, например, в условиях определенных фаз сна или наркоза. Наличие субъективных переживаний отличает живое существо от самого совершенного робота.

Все огромное разнообразие субъективных переживаний человека подразделяется на эмоции отрицательного и положительного характера. К первым относят эмоции страха, голода, гнева, тоски, разочарования, ненависти, отвращения и т.п. Положительные эмоции: радость, удовольствие, лю-бовь, наслаждение и т. д.

Классификация эмоций

Различают эмоции:

1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.

2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).

3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).

4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).

5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).

Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр. Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.

У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

Потребностно-информационная теория Л.В.Симонова

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

Существует определенный оптимум мотивации, порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.

Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.

Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме: Э = - П (Н-С),

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными ^ функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);

П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами;

Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С -информация, существующая о возможности удовлетворения потребности. Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.

Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину, эмоционального напряжения по формуле: СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс), где СН - состояние эмоционального напряжения; Ц - цель;

ИнВнЭн - необходимые информация, время, энергия; ИсВсЭс - существующие у организма информация, время, энергия.

Первая стадия напряжения (СНО - характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией. активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.

Вторая стадия напряжения (СНII - характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, - это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.

Третья стадия напряжения (СНIII) - астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражениев состоянии ужаса, страха, тоски.

Четвертая стадия напряжения (СНIY) - стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии -депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.

Гипертимии - повышенное настроение.

В основе нарушений эмоциональной сферы - генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов - моноаминергических систем организма.

Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.

1. Отражательно-оценочная функция, так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

2. Регуляторные функции. К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.

Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.

Подкрепляющая функция - частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).

Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. «Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

Происхождение эмоций

Теория Джеймса-Ланге
Казалось бы, всякий, увидев перед собой раскрытую пасть льва, сначала осознает, что ему «страшно», и лишь потом ощутит вегетативное возбуждение, сопровождающее чувство страха. Но не случалось ли вам, сидя вечером у себя дома за книгой, вдруг почувствовать, как что-то движется возле вас? И хотя вы, вероятно, не вполне уверены в том, что именно вы видели и видели ли вообще что-нибудь, сердце ваше учащенно забьется, а во рту станет сухо. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его колотится и во рту пересохло, а уже затем делает вывод: «До чего же я испугался!» В сущности, теория эта предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим» (James, 1884).
Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.

Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими. Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела - реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.

Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).

Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу. Например, нарушение кровообращения миокарда прк спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

Системные механизмы эмоций

Теория функциональных систем, предложенная П. К. Анохиным, существенно меняет отношение исследователя к проблеме эмоций. В развитии рефлекторной теории, которая останавливается на отраженном действии, с точки зрения теории функциональных систем, любой поведенческий акт должен быть прослежен и доведен до его полезного для субъекта приспособительного результата.

С точки зрения приспособительных реакций животных эмоциональные состояния должны рассматриваться в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение, в так называемом «кванте» поведения (рис. 1). В этом отрезке поведенческой деятельности эмоции, как указывалось выше, определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств погребного результата и, наконец — оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.

П. К. Анохиным разработаны представления о системной архитектонике центральных механизмов поведенческих актов любой степени сложности. Системные механизмы поведенческого акта включают следующие узловые стадии: афферентный синтез, принятие решения, предвидение будущего результата (акцептор результата действия), эфферентный синтез, действие, результат действия на его оценку с помощью обратной афферентации. Согласно теории функциональных систем эмоции пронизывают практически все стадии центральной архитектуры целенаправленных поведенческих актов.

С позиций теории функциональных систем, эмоциональная окраска определяется не только внешними стимулами, но прежде всего, мотивом и результатом поведенческой деятельности, точнее отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой — санкционировать успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской реакции нарастает общая отрицательная эмоция неудовлетворенности, которая позволяет субъекту преодолевать препятствия или строить другие формы результативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмоции все в большей степени включаются в формирование аппарата предвидения потребного результата, определяя формирование эмоционально окрашенной «цели». Эмоции, следовательно, существенно зависят и от обучения.

Таким образом, с точки зрения системного подхода эмоции не могут рассматриваться в отрыве от системных механизмов поведения. В этом плане следует говорить о системной организации эмоций.

У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.

Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.

И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.

1 Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их

функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.

Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как ' генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Общая характеристика эмоций.

«Эмоции — по словам П. К. Анохина — объективно существующее явление природы, они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определять полезность или вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций» (П. К. Анохин. Предисловие к книге Э. Гельгорна и Дж. Дуфборроу «Эмоции и эмоциональные расстройства», 1966, с. 5).

Действительно, эмоции пронизывают всю нашу жизнь от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают наши многочисленные потребности и разные формы их удовлетворения, практически все наше поведение. Все наши поступки связаны с ощущениями самих себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому из нас надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей нас среды, а также — предвидеть эти воздействия. Наше благосостояние и различные недомогания также в конце концов определяются эмоциональными ощущениями.

Иными словами, эмоции — субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния своих потребностей, а также действия на организм многочисленных и, прежде всего, — социальных факторов окружающего мира.

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции могут усиливаться, возрастая до аффектов, когда человек полностью теряет контроль за своими поступками, или же сводиться к минимуму, например, в условиях определенных фаз сна или наркоза. Наличие субъективных переживаний отличает живое существо от самого совершенного робота.

Все огромное разнообразие субъективных переживаний человека подразделяется на эмоции отрицательного и положительного характера. К первым относят эмоции страха, голода, гнева, тоски, разочарования, ненависти, отвращения и т.п. Положительные эмоции: радость, удовольствие, лю-бовь, наслаждение и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.026 с.)