Понятие об эмоциогенных зонах мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об эмоциогенных зонах мозга



В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре - в области медиального пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

 

Системные механизмы эмоций

Теория функциональных систем, предложенная П. К. Анохиным, существенно меняет отношение исследователя к проблеме эмоций. В развитии рефлекторной теории, которая останавливается на отраженном действии, с точки зрения теории функциональных систем, любой поведенческий акт должен быть прослежен и доведен до его полезного для субъекта приспособительного результата.

С точки зрения приспособительных реакций животных эмоциональные состояния должны рассматриваться в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение, в так называемом «кванте» поведения (рис. 1). В этом отрезке поведенческой деятельности эмоции, как указывалось выше, определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств погребного результата и, наконец — оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.

П. К. Анохиным разработаны представления о системной архитектонике центральных механизмов поведенческих актов любой степени сложности. Системные механизмы поведенческого акта включают следующие узловые стадии: афферентный синтез, принятие решения, предвидение будущего результата (акцептор результата действия), эфферентный синтез, действие, результат действия на его оценку с помощью обратной афферентации. Согласно теории функциональных систем эмоции пронизывают практически все стадии центральной архитектуры целенаправленных поведенческих актов.

С позиций теории функциональных систем, эмоциональная окраска определяется не только внешними стимулами, но прежде всего, мотивом и результатом поведенческой деятельности, точнее отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой — санкционировать успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской реакции нарастает общая отрицательная эмоция неудовлетворенности, которая позволяет субъекту преодолевать препятствия или строить другие формы результативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмоции все в большей степени включаются в формирование аппарата предвидения потребного результата, определяя формирование эмоционально окрашенной «цели». Эмоции, следовательно, существенно зависят и от обучения.

Таким образом, с точки зрения системного подхода эмоции не могут рассматриваться в отрыве от системных механизмов поведения. В этом плане следует говорить о системной организации эмоций.

Роль моноаминерг ических систем мозга

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу -латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.

Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение -мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.

У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.

Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.

И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.

1 Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их

функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.

Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как ' генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.)