Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «агрессия» в трудах отечественных ученых.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отечественные исследователи, давая определение агрессии, попытались в некоторой степени преодолеть трудности и исправить недостатки зарубежных коллег. В отечественной науке проблему агрессии рассматривают в своих работах Г. Э. Бреслав, С. Л. Колосова, Н. Д. Левитов, Л. М. Семенюк, Н. М. Платонова, А. А. Реан и др. Основная терминологическая трудность, отмеченная отечественными учеными, связана с различиями в степени тяжести агрессивных поступков и действий (когда термином «агрессия» называют применение огнестрельного оружия для жестокой расправы, то смысл один, но когда понятие «агрессия» используется для обозначения настойчивости, напористости, жестокости ученика или учителя, то смысл уже несколько иной). Многие отечественные авторы настаивают на необходимости различать понятия «агрессия» и «агрессивность» (С.Л. Колосова, Н.М. Платонова) Определяя агрессию как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического (психологического) вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей, современные исследователи рассматривают агрессивность с разных позиций. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковым его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты - прямо противоположны. Согласно психологическому словарю, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. П.А.Ковалев считает, что агрессивные действия человека обусловлены его агрессивностью, как психологическим свойством личности. Он предлагает следующее определение: «агрессивность - устойчивый набор личностных качеств, который способствует совпадению потребности и цели насильственного поведения» и экспериментально подтверждает, что уровень агрессивного поведения зависит от выраженности у субъекта конфликтных свойств личности.» С возрастом, по мнению исследователя, детерминация агрессивного поведения изменяется от чисто ярких, импульсивных качеств вспыльчивости, обидчивости до мстительности и подозрительности. Агрессивность, по определению К. К. Платонова, это психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях. Т. Г. Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как человеческое агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. В определении поведения в качестве агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы, отсюда и название данной ориентации. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Когда эти нормы соблюдены, воспринимаемое поведение не будет рассматриваться в качестве агрессивного, независимо от степени губительности последствий такого поведения. И наоборот, если нормы нарушены, на поведение «навешивается ярлык агрессии». А. А. Реан понимает под агрессивностью такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии. Основными критериями, позволяющими отнести агрессивность к свойствам личности являются: 1) выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности; 2) формирование в процессе социализации и образования постоянного комплекса социальных связей; 3) относительная изменчивость под воздействием социальных условий; 4) относительная устойчивость, постоянство, одинаковость при повторных проявлениях. Агрессивность существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия (как самоценность), второй - инструментальная агрессия (как средство). При этом, подразумевается, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность. Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, отечественными исследователями рассматриваются такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Лонгитюдные исследования, проведенные А. И. Захаровым, показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни. Тенденция выделения понятий «агрессия» и «агрессивность» прослеживается в настоящее время в большинстве современных исследований. Аксиомой современной психологии является положение о том, что возможна агрессия без агрессивности, но выход агрессивности в агрессивных действиях является обязательным. В последнее время имеет место стремление многих авторов рассматривать агрессию как мотивационные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдание людям. Причем данная тенденция свойственна как отечественным, так и зарубежным авторам. Не менее существенной, на наш взгляд, является попытка Н. Д. Левитова и его сторонников рассмотреть агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, имеющее свою феноменологию, этапы и компоненты. В качестве этапов агрессивного состояния ученые выделяют: 1) подготовку к агрессии; 2) процесс осуществления агрессии; 3)оценка результатов. Рассматривая и анализируя компоненты агрессии, сторонники данного подхода предлагают изучить познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. При этом в силу специфики и особенностей проявления агрессии именно эмоциональный компонент вызывает наибольший интерес исследователей. Познавательный компонент агрессии заключается в ориентировке, требующей понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств». При анализе эмоционального компонента агрессивного состояния отечественные исследователи настаивают на необходимости рассмотрения, прежде всего, гнева, поскольку человек на всех этапах агрессивного состояния переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. И. О. Вагин рассматривает гнев как дерево, корнями которого служит обида. При обиде работает вариант: я - хороший, другой человек – плохой; он меня, невинного, обидел, я – жертва. При гневе работает другой вариант: тот человек плохой, я – хороший: я одновременно и жертва, но и восстанавливаю справедливость, я имею право на справедливый гнев, на благородную ярость. Сторонники данного подхода выделяют две основные функции гнева - защита и декомпрессия. Защита имеет место во время разрядки травмирующих переживаний (занятия физкультурой, душ, разговор с друзьями, бокс, медиация, релаксация др.). Термин «декомпрессия» ввел Г. Линденфильф для обозначения сброса накопившегося физического напряжения, вызванного раздражением, сравнивая это состояние со спокойствием после бури. Рассматривая эмоциональный компонент агрессии, ученые выделяют два основных способа выражения гнева: прямой (человек дает выход собственным эмоциям) и косвенный (перенос эмоций). При этом косвенный способ выражения гнева, при этом может осуществляться различными путями. Данное положение нашло свое подтверждение в исследованиях западных ученых. Согласно модели Д. Миллера, основными путями косвенного выражения гнева являются: - генерализация – агрессия как бы иррадиирует, захватывая объекты, сходные с тем, который был жертвой первоначально; - автоагрессия – перенос объекта агрессии на самого себя; - ассоциации по смежности - например, недовольный учителем ученик выражает свое агрессивное отношение к нему в бессильной злобе; - перенос на так называемого «козла отпущения» (лицо или неодушевленный предмет). Следует отметить, что агрессия не всегда сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать каждый гнев, провоцирующим агрессию. В качестве аргументации высказанного мнения Л. М. Семенюк предлагает рассмотреть так называемый «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувство своей силы, уверенности. Возможна и такая ситуация, когда агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм. Рассматривая волевой компонент агрессии, следует отметить, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев - инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств. Анализ различных теорий и подходов отечественных ученых, с одной стороны, делает достаточно прозрачной взаимосвязь трех форм: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, с другой, стороны, позволяет наметить основные тенденции в определении понятий «агрессия», «агрессивность». 1. В отечественной науке достаточно четко прослеживается тенденция к выделению понятий «агрессия» и «агрессивность» и их четкому разграничению. 2. Многие отечественные исследователи склоняются к пониманию агрессии как целенаправленного разрушительного поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). В прямом смысле слова – это нападение с целью захвата по собственной инициативе. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. 3. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, драчливость, грубость, «задиристость», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. 4. Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной активностью, злостью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость в разных формах. 5. Агрессивные действия выступают в качестве: - средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия); - способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; - способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. 6. Агрессивность как всякая личностная черта - свойство, имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность обладает определённой степенью агрессивности. Следует отметить некоторую парадоксальность ситуации, проявляющуюся в негативной оценке исследователями обоих полярных состояний. С одной стороны, агрессивность – необходимое условие нормальной жизнедеятельности личности. Т. Г. Румянцева рассматривает агрессию как неотъемлемую динамическую характеристику активности и адаптивности человека. Отсутствие агрессивности становится причиной пассивности, ведомости, конформности и т.д. С другой стороны, чрезмерное развитие и проявление агрессивности начинает определять весь облик личности, приводя к сознательно опасным и неодобряемым формам поведения.
Типология агрессивности В литературе представлено несколько типов классификации агрессии. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивного поведения: - конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения); - деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального поведения с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем). Э. Фромм подразделяет агрессию на пять основных видов: - доброкачественная - способствующую поддержанию жизни, - злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида, - инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности, - псевдоагрессия (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, - оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер,. В современной психологической науке агрессия классифицируется по следующим критериям: - по направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия – направленная на себя, - по цели: интеллектуальная агрессия; враждебная агрессия, - по методу выражения: физическая агрессия; вербальная агрессия, - по степени выраженности: прямая агрессия; косвенная агрессия, - по наличию инициативы: инициативная агрессия; оборонительная агрессия. Одна из наиболее распространенных типологий агрессии предложена А.Бассом и А. Даркой. Ученые выделили следующие виды агрессии: физическая (физические действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); косвенная; направленная (сплетни, злобные шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.); раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм (оппозиционная манера поведения). Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенных А. Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (таблица 1). Также на основе критериев можно выделить такие виды агрессии как враждебная (гневная) в случае, когда целью агрессора является причинение страданий жертве, и инструментальная агрессия, характеризует случаи, когда агрессоры совершают агрессивные действия, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 5069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.17.147 (0.009 с.) |