Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые попытки объяснения причин возникновения детской агрессии. Современные подходы западных ученых.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первые попытки объяснения причин возникновения и развития агрессивности детей были предприняты в рамках психоаналитического подхода. А.Фрейд, занимавшаяся детским психоанализом, рассматривает агрессию как один из механизмов защиты инстанции «Я». В соответствии с этим она считает, что агрессия в детском возрасте есть проявление тревоги и страха, которые испытывает «Я» в отношении как прошлых, так и предполагаемых событий. Агрессия возникает в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» ребёнка. Прибегая к агрессии, ребёнок пытается совладать с испытываемой им тревогой. Механизмом такого поведения, по мнению А. Фрейд, выступает «идентификация с агрессором», воплощая, принимая его атрибуты, ребёнок преображается из того, кому угрожает, в того, кто угрожает. Агрессивные устремления ребёнка, таким образом, носят упреждающий характер по отношению к объекту тревоги. А. Адлер причину детской агрессии выводил из того, что «на протяжении всего своего развития ребёнку присуще чувство неполноценности». Ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Незрелость ребёнка, его неуверенность в себе и несамостоятельность приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. Это рождает чувство неполноценности, обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Агрессия, таким образом, является способом достижения цели превосходства, инструментом преодоления чувства ущербности. Положение о том, что в основе детской агрессивности лежит страх, разделяется многими психоаналитиками. К. Бютнер называет две наиболее частые причины агрессии в детском возрасте: «Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Во-вторых, это уже пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение». Стоит заметить, что в детском возрасте бессознательные, агрессивные импульсы проявляются не прямо, а косвенно, находя своё выражение в фантазиях, играх детей, содержание которых может быть подвергнуто анализу с целью выявления защитных механизмов, к которым прибегает «Я» ребёнка. А. Бандура, как теоретик социального научения, придает особое значение наблюдению в усвоении ребенком агрессивных реакций. А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий. В одном из его экспериментов женщина на глазах у детей почти 10 минут избивала надувную резиновую куклу. Дети из контрольной группы этого не видели и никогда не обращались к подобной игре. А дети, наблюдавшие за поведением экспериментатора, во много раз чаще брали в руки палку и избивали куклу. Наблюдение акта агрессивного поведения взрослого развивает у ребенка деструктивные желания, ослабляет торможение силового поведения. Этим объясняется, что в семьях с агрессивным поведением родителей растут дети, склонные к силовому решению своих проблем дети. Р. Бэрон, Д. Ричардсон, разделяя теорию социального научения А. Бандуры, в качестве основных источников агрессивного поведения младших школьников выделяют семью, сверстников и масс-медиа. Влияние сверстников, по мнению авторов, связано прежде всего, с тем, что научение агрессивному поведению происходит в основном через игры. Большой объем общения позволяет копировать его различные способы, либо способствует их подкреплению. Низкий социальный статус в формальных группах, как правило, способствует переходу детей и подростков в неформальные группы с отклоняющимся поведением, в которых либо происходит викарное научение агрессивному поведению через демонстрацию его моделей, либо дети сами становятся жертвами агрессии. Современные исследования западных ученых направлены на поиск связи нарушений поведения с уровнем усвоения школьных знаний. М. Раттер в своих исследованиях показал, что среди мальчиков с асоциальной направленностью порядка одной трети имеют задержку в овладении навыками чтения, причины которой, по мнению ученого, связаны именно с причинами проявления агрессивности, в частности: 1) особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения; 2) неблагоприятная обстановка в семье; 3) сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего могут возникнуть разочарование и обида, влекущие за собой протест, агрессию, асоциальное поведение.
2. Общие тенденции в поиске причин агрессивного поведения младших школьников в трудах современных отечественных ученых. В настоящее время в отечественной психологии поиск причин детской агрессивности ведется по ряду направлений. М. И. Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной агрессивности детей может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия имеет биологическую природу. В целом, поиск биологических причин проявления агрессивности в детском возрасте предполагает: 1) изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности; 2) изучение влияния гормонов на агрессивное поведение; 3) изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роль в запуске агрессивного поведения; 4) изучение влияния свойств темперамента, в частности возбудимости, на агрессивное поведение индивида. Проблема детской агрессивности затрагивается специалистами в области детской психиатрии и патопсихологии. В работах, посвящённых изучению развития неврозов в детском возрасте, агрессия рассматривается как неадекватный способ реагирования в трудных ситуациях. При невротическом развитии личности агрессивность выполняет защитную функцию, предохраняя ребёнка от травмирующих переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию. Отмечается, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью, но и влиянием социально – психологических факторов. Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева рассматривают в качестве основных причин проявления агрессивности в детском возрасте: 1) стремление привлечь к себе внимание сверстников; 2) ущемление достоинства другого с целью подчеркивания собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть главным; 5) стремление получить желанный предмет. Н. А. Дубинко, рассматривая агрессивное поведение младших школьников как следствие слабого развития социально - когнитивных навыков, основную причину такого поведения связывает с тем, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации и не располагают при этом достаточным набором базовых социальных умений. Социальная некомпетентность в вопросах коммуникации и общения выступает, по мнению автора, в качестве основной причины проявления агрессивности в поведении младших школьников. Некоторые современные психологи в качестве основной причины, порождающей агрессию в младшем школьном возрасте, рассматривают депривацию. Ю. М. Антонян считает основной причиной агрессии тревожность, которая как свойство формируется в глубоком детстве в результате нарушения эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение и в свою очередь порождает пониженную самооценку. У таких детей наблюдается резкое снижение порога восприятия конфликтной ситуации как угрожающей и повышается интенсивность и экстенсивность ответной реакции ребенка на мнимую угрозу. Н. Д. Левитов, И. А. Фурманов являясь сторонниками аффективно-динамического подхода к объяснению причин нарушения поведения у детей, считают, что ребенок, попадающий в ситуацию сильной депривации психически и социально важных потребностей, когда оценка вероятности их удовлетворения падает, испытывает сильные негативные переживания. Такое состояние психоэнергетического дискомфорта вынуждает его выбирать между двумя типами адаптивных стратегий: ребенок стремится либо совладать с событиями и изменить ситуацию, либо сохранить или восстановить эмоциональное равновесие. Затруднения при реализации первой программы чаще всего сопровождается такими эмоциями, как негодование, гнев, ярость, и приводят к возникновению эмоциональных расстройств, вызывают различные виды агрессивных реакций или активный негативизм. Другой тип стратегии опирается на программу защиты и процессы уравновешивания. Невозможность добиться удовлетворения потребностей или достичь эмоционального равновесия обусловлено нарастанием энергетики потребностей и сопровождается астеническими эмоциональными переживаниями ситуации фрустрации, такими как беспокойство, печаль, горе, отчаяние. Р. В. Овчарова развитие агрессии в детском возрасте связывает с блокированием желаний ребенка в результате применения воспитательных воздействий. Состояние фрустрации и беспомощности ребенка, психологического дискомфорта часто приводит к непреднамеренным агрессивным действиям, проявляющимся в упрямстве, негативизме, драчливости, гневе. При этом к индивидуальным детерминантам агрессивного поведения автор относит как личностные, так и биологические предпосылки: тревога, связанная со страхом социального неодобрения, предвзятая атрибуция враждебности других, раздражительность и эмоциональная чувствительность, внешний фокус контроля, авторитаризм, напористость, честолюбие, нетерпение, поленезависимость, а также самонеприятие, чрезмерный самоконтроль или его полное отсутствие; хромосомные нарушения, гормональные сдвиги, отклонения со стороны центральной нервной системы. Автор обращает внимание, что биологические процессы протекают в социальном контакте, а внешняя среда в значительной мере влияет на характер реакций; оба фактора (социальный и биологический) сочетаются с личностными. Достаточно подробно причины агрессивного поведения младших школьников представлены, на наш взгляд, И. П. Подласым. Автор предлагает выделять следующие возможные причины проявления агрессивности в поведении детей начальной школы: 1) врожденная склонность; 2) аверсивные случаи (боль, жара, теснота); 3)возбуждение; 4)массовая культура; 5)агрессивные игры; 6)влияние группы. В качестве аргумента, подтверждающего наличие врожденной склонности к агрессивным действиям, приводятся данные расшифровки генома человека, подтвердившие, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, и такой ребенок легче становится на путь агрессивного поведения. Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой ребенок активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает. При рассмотрении данной проблемы важным, на наш взгляд, является вопрос о наследовании моральных задатков. Долгое время считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, ни агрессивным, а тем более злодеем или преступником. Сегодня, напротив, сложилась противоположная тенденция, поскольку большинство специалистов, занимающихся этой проблемой, склонны считать, что и нравственные качества, и поведение человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (данное положение находит свое воплощение в трудах М. Монтессори, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Мичерлика). При изучении влияния аверсивных случаев исследователи,в первую очередь, рассматривают боль, поскольку атакующее поведение в ответ на боль является типичным для всех животных. Дети в данном случае не являются исключением, с той лишь разницей, что, как правило, боятся нападать на более сильного. Не менее сильными источниками агрессивного поведения являются жара, отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, его высокая температура. В качестве доказательства данного положения исследователями приводятся данные статистики, согласно которым бытовые проявления жестокости и насилия обычно происходят именно в таких условиях. Причинение боли, оскорбительные действия другого человека обычно вызывают ответную реакцию в виде желания отомстить. Теснота и скученность также усиливают агрессивное поведение, именно поэтому часто и легко возникают вспышки гнева, брани, оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей. Фактор возбуждения – провокатор агрессии, может возникать под влиянием реальной ситуации, мыслей, воспоминаний. Ряд психологов отмечает в своих исследованиях, что общество, как правило, поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей. В качестве доказательства приводятся примеры родителей, которые требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление, чем прививают детям драчливое, неадекватное поведение. Дети зачастую просто и не знают о существовании других способов. Кроме того, весьма негативный эффект имеют высказывания взрослых типа: «Размазня! Слюнтяй! Не можешь за себя постоять!» При этом некоторые родители уверены, что выбранная ими стратегия является единственно эффективной при воспитании смелых, независимых, умеющих постоять за себя людей. В качестве последствий влияния средствмассовой культуры, вчастности просмотра детьми сцен насилия по телевизору, современными исследователями данной проблемы выделяются: 1) усиление агрессивности; 2) повышение порога нечувствительности к насилию; 3) формирование взгляда на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем; 4) признание насилия как нормы общественной жизни. В качестве аргументации приводятся многочисленные статистические данные, согласно которым к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8 тысяч сцен с убийствами и около 100 тысяч других действий с применениями насилия. Подталкивает ли телевизор ребенка к совершению агрессивных поступков? Большинство современных ученых отвечает на этот вопрос однозначным «да». Однако не все ученые разделяют данную позицию. Так, например, сторонники психоаналитической теории считают основным способом предотвращения агрессивности постоянную разрядку агрессивной энергии, предлагая в качестве способов разрядки наблюдение за жестокими действиями, разрушениями неодушевленных предметов. Однако мы склонны рассматривать кровавую телепродукцию как обильную пищу для агрессии. Фактор, провоцирующий рост агрессии - игры с оружием, является не менее значительным, поскольку дети приходят в школу с уже готовностью разрушать. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению: обезвредь противника, причини ему боль, решай свои проблемы с помощью силы. Влияние группы как фактора, провоцирующего агрессию, связано с тем, что многие авторы рассматривают группу в качестве сильнодействующих возбудителей, отмечая при этом, то, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает, поскольку групповое давление относится не только к числу наиболее сильных, но к числу наиболее значимых. Анализ различных подходов отечественных исследователей позволяет наметить ряд общих тенденций в поиске причин агрессивного поведения младших школьников. 1. Практически все отечественные ученые (Г. Э. Бреслав С.Л.Колосова, Н. М. Платонова, Т. Г. Румянцева, О. В. Хухлаева, и др.) настаивают на необходимости различать агрессивность как свойство личности и ситуативную агрессивность, возникающую при наличии опасности и проходящую, когда ребенку ничего не угрожает. Поскольку ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. 2. Рассмотрение агрессивности как свойства, присущего многим детям, но возникающих в силу разных причин. 3. Тенденция к выделению внешних и внутренних причин агрессивности. В качестве внешних причин агрессивности сторонниками данного подхода рассматриваются: 1) семья, в которой растет ребенок; 2) общение со сверстниками; 3) копирование ребенком персонажей фильмов, придуманных героев. Внутренними причинами проявления агрессивности младших школьников являются: 1) наличие внутреннего дискомфорта, неуверенности; 2) неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя; 3) высокая тревожность, ощущение отверженности; 4) неадекватная самооценка (чаще заниженная); 5) стремление привлечь внимание взрослых. 4. Изучение детской агрессивности не только и не столько по внешним проявлениям, сколько с обязательным учетом мотивов и переживаний, сопровождающих акты проявления агрессии. В рамках данного подхода 5. В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а затем внутренние установки начинают определять поведение. Причем данная связь не односторонняя, и может формироваться и в обратном порядке, если ребенок уже имеет ген зерна агрессивности. 6. Агрессивность в младшем школьном возрасте – явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные причины, механизмы и мотивационная направленность. Существование индивидуальных вариантов проявления агрессивности младших школьников значительно увеличивает эффективность коррекционного воздействия и прогнозирования развития данных тенденций, хотя и несет за собой ряд трудностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.159 (0.012 с.) |