Причины возникновения настоящей программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения настоящей программы.



Социальная программа

"Школа Садовников"

(Основные положения)

Оглавление


1. Причины возникновения настоящей программы....................................................................................... 3

2. Цели и задачи............................................................................................................................................................................. 5

3. Средства, возможности, ресурсы............................................................................................................................. 7

4. Основная воспитательная идея программы................................................................................................ 10

5. Описание начала программы и ее развития.................................................................................................. 15

Первый этап - подготовительный...................................................................................................................................... 15

Второй этап - документально-информационный........................................................................................................... 15

Третий этап - начальный....................................................................................................................................................... 17

Четвертый этап - практический старт.......................................................................................................................... 18

6. Организация, финансирование и контроль.................................................................................................... 20

Общие принципы...................................................................................................................................................................... 20

Общественная организация................................................................................................................................................... 20

Попечительский Совет.......................................................................................................................................................... 21

Обобщенная схема организации программы.................................................................................................................... 22

7. Ожидаемые результаты и последствия............................................................................................................. 26

Для воспитанников детских домов..................................................................................................................................... 26

Для остальных участников программы (ядра будущих соседей)............................................................................... 27

Для региональной экономики................................................................................................................................................. 28

Возможные перспективы в государственной экономике Украины........................................................................... 28

Приложение№ 1.
Юридическая база для реализации программы "Школа садовников"........................................... 30

А. Ограничения на выделение земель для частных лиц.......................................................................................... 30

Б. Документы, регламентирующие плату (налог) за землю................................................................................. 30

В. Выдержки из итоговой таблицы льгот по плате (налогу) за землю............................................................. 36

Приложение№ 2.
Сокращенный перечень адресов единомышленников, реализующих аналогичные проекты и программы.................................................................................................................................................................................... 37

Приложение№ 3.
Характеристика агротехнического аспекта программы........................................................................ 40

1. Основная идеология агротехники в экологическом поселении................................................................... 40

2. Применение в приусадебном хозяйстве принципов пермакультуры.......................................................... 43

1.1 Основная идея обеспечения растительной пищей в своем поместье................................................................. 43

1.2 Как осуществляется принцип пермакультуры......................................................................................................... 44

1.3 Несколько примеров применения пермакультуры и ее назначения...................................................................... 46

3. Альтернативный метод восстановления земли..................................................................................................... 48

Приложение№ 4.
Краткая информационная справка о кедрах, высаживаемых в рамках программы в экологических поселениях................................................................................................................................................................................... 52

Приложение№ 5.
Краткая характеристика смысла образовательного аспекта программы "Школа Садовников". 57

I. Современная формулировка проблемы существующей системы образования..................................... 57

II. Критика существующих подходов в модернизации системы образования.......................................... 58

III. Новые идеи и смыслы современной системы образования.......................................................................... 61

III.1 Исторические истоки возникновения нового подхода к образованию............................................................. 61

III.2 Осмысление жизни - как главный принцип современного образования............................................................ 63

III.3 Объекты философского мышления, соответствующие им типы мышления и их влияние на характер образования. 65

IV. Резюме..................................................................................................................................................................................... 68


 

«Загадываешь на год — сей злаки, на десять лет — сажай деревья, на сто - вырасти садовника».

Народная мудрость

 

"Для того, чтобы вырастить сад, необходимо 25-30 лет.

Для того, чтобы вырастить садовника, нужна целая жизнь."

Японская мудрость [1]

Причины возникновения настоящей программы.

Проводимые в Украине с начала 90-х годов реформы обеспечили появление существенных предпосылок к экономическому росту страны, создав юридическую и макроэкономическую основу для развития большого и малого бизнеса, освободив предпринимательские возможности населения для повышения материального благосостояния общества.

Однако характер реформ носил преимущественно экономический характер, не затрагивая идеологическую сторону жизни людей, что отразилось в таком явлении как социальная пассивность общества в сфере коренного улучшения качества жизни. Отсутствие общественных институтов, объединяющих людей на микросоциальном уровне, выразилось в том, что общение граждан Украины сузилось до границ бытовых и межпрофессиональных коммуникаций. Деидеологизация, прошедшая в период перестройки, не получила своего логического продолжения в формировании единой идеи, объединяющей общество. Попытки сконцентрировать усилия общества только на почве национально-этнической идеологии не дали ожидаемых результатов.

Все вышеизложенное привело к расслоению общества как по уровню доходов, так и по социальным ценностям. Иначе говоря, людям разных профессий, социального статуса, уровня доходов, возраста и т.п. просто неинтересно общаться друг с другом, что на макроуровне социально-психологических процессов выразилось в низкой экономической и культурной активности граждан.

Несмотря на то, что существующее украинское законодательство дает обширные возможности для самореализации личности в сфере предпринимательства, сельского хозяйства, а также реализации общественных самодеятельных проектов, все-таки остается доминирующим фактор социально-психологической подавленности, приводящей как к торможению общегосударственных реформ, так и к трудностям мобилизации людских ресурсов на уровне экономики регионов.

Перечисленные тенденции существенно отразились на психике и социальной активности молодежи и престарелых.

Особенно отчетливо этот диагноз выражается в среде молодых людей, лишенных в детстве семьи, тех, чье детство прошло в детских домах. Отсутствие чувства своей нужности кому-либо в этой жизни лишь усиливается у них после окончания среднеобразовательных школьных учреждений: нет работы, стабильного жилья и домашнего хозяйства, слабые шансы получения высшего или специального образования. Как следствие - низкий процент стабильных и счастливых молодых семей в этой среде, а также рождаемости здоровых детей.

Высокий процент суицида, бытовая проституция, наркомания, примитивизация жизненных интересов - вот далеко не полный перечень общественных язв, наиболее свойственных этой категории людей.

Эти же проблемы, в большей или меньшей степени касаются и тех категорий граждан, которые, в силу ряда причин не имеют либо жилья, либо стабильной работы, либо просто не ощущают своей нужности обществу.

Все это, как уже было сказано выше, тормозит процессы реальной поддержки населением реформ, осуществляемых органами исполнительной власти.

Очевидна необходимость проектов и программ, направленных на объединение интересов различных слоев общества, способствующих достижению более однородного его состава, что, в свою очередь, позволит не только повысить социальную и экономическую активность граждан, но и повысить мотивацию социального творчества в сфере развития экономических отношений.

 

Цели и задачи.

«Вырастить куст роз, отдать цветок человеку, познать счастье этого мгновения — так же важно для воспитания нового человека, как и вспахать ниву, вырастить хлеб, познать наслаждение от труда».

В. Сухомлинский

 

Учитывая вышесказанное, программа "Школа Садовников" - это та среда, которая позволяет сплотить, объединить интересы людей из различных социальных слоев и тем самым придать импульс в повышении социального творчества граждан, дать дополнительную мотивацию людям как в развитии приусадебных хозяйств, так и в деле развития малого бизнеса.

Следует особо подчеркнуть, что используемый в настоящей программе смысл термина "Садовник" - это больше, чем садовод-любитель, и даже не профессиональное определение. Садовод - это состояние души человека. Человека, создающего Райский Сад на Земле - для себя, своих детей, для потомков, для окружающих людей, животных, растений. Чтобы быть Садовником, необходимо освоить целый комплекс знаний, умений, навыков. Это, например, такие науки, как биолиогия, химия, орнитология, энтомология, а также ремесла - пчеловодство[2], столярное дело, огородничество, бондарство, шитье одежды, и такие профессии, в частности, как строитель, и дизайнер, животновод и многое другое. Поэтому "Школа Садовников" - это не только школа по обучению людей этим и другим навыкам и умениям, но и - главное - воспитанию в себе состояния Садовника, сотворяющего Райский Сад на Земле (ведь для того, чтобы вырастить из детей Садовников, необходимо самому стать Садовником!). И поможет этому разнопрофессиональный и разновозрастной состав участников программы "Школа Садовников".

Главная цель программы "Школа Садовников" - создание конструктивных, положительных прецедентов в организации микросоциального общения людей, показать себе и окружающим, что в настоящее время можно и нужно жить на земле счастливо, в достатке, в окружении природной красоты и чистоты, продемонстрировать современные способы улучшения экологической чистоты вокруг себя для дальнейшего применения их в обществе.

Реализация "Школы Садовников" является существенным фактором в решении следующих социально-экономических и общественно-политических задач:

1. Включение в жизнь общества выпускников детских домов, их социальная адаптация на этапе обучения в средней школе.

2. Снижение уровня преступности в молодежной среде, способствование формированию активной жизненной позиции у молодежи.

3. Снижение социальной напряженности в вопросе обеспеченности граждан индивидуальным жильем.

4. Повышение уровня обеспеченности граждан сельскохозяйственными продуктами питания.

5. Приобщение граждан к конкретным проблемам охраны природы, программам лесонасаждения, а также в вопросах экологического способа ведения приусадебного хозяйства.

6. Практическое повышение уровня обеспеченности сельской местности квалифицированными кадрами: учителями, медиками, инженерами, предпринимателями и т.п.

7. Поддержка (без осуществления капиталовложений со стороны государства) лесотехнических и мелиорационных программ в районах Харьковской области.

8. Реанимация заброшенных сел.

9. Рекультивация эродирующих участков почвы, неиспользуемых в севообороте земель, рекреация истощенных природных зон.

10. Снижение последствий техногенного давления на почву, повышение плодородия земель с помощью лесотехнических и фитокультивационных мероприятий.

11. Возрождение народных ремесел, художественного промысла, традиций землепользования.

Перечисленные задачи далеко не полностью исчерпывают тот перечень проблем, решение которых является важным для молодого украинского государства, поэтому по мере разворачивания программы этот список будет пополняться как самими реализаторами программы, так и подключающимися к Школе Садовников государственными учреждениями и общественными организациями.

 

Третий этап - начальный.

После закрепления земель за каждым участником программы включается в реализацию следующий этап - формирование живого ограждения участков. Суть его заключается в том, чтобы у каждого участка сформировать живую изгородь, состоящую из саженцев лесных деревьев (дуб, береза, сосна…) и посаженного между деревьями кустарника (шиповник, орех-лещина, боярышник, сирень, кустарниковый можжевельник, терн…). На этом этапе осуществляется первичная наработка навыков практического сотрудничества у будущих соседей, помогающих друг другу советом, делом, садовыми инструментами и т.п. Учитывая, что для изгороди каждого участка понадобится от 400 до 600 саженцев деревьев и примерно столько же молодых побегов кустарников, этот этап будет осуществляться в тесной связи и соорганизации с местным лесничеством, по согласованию с которым будут определены участки, где необходимо выполнить мероприятия по санитарной очистке леса и, соответственно, будут выкопаны саженцы-самосевки деревьев. На этом не прекращается сотрудничество с лесниками - в дальнейшем часть будущих соседей (список будет согласован с лесничеством) будут являться общественными инспекторами лесничества, уполномоченными следить за состоянием не только лесов, посаженных в экопоселении, но и прилегающей лесной территории (по аналогичной схеме будет осуществляться сотрудничество и общественного водного патруля с органами рыбнадзора и инспекцией по экологии).

На этом же, начальном, этапе воспитанники детского дома будут приглашать к себе в гости на участок своих сверстников, друзей, что будет способствовать приобщению к программе новых воспитанников, которые в дальнейшем могут получать свои приусадебные участки либо в этом же экопоселке (при наличии свободной территории), либо в других экопоселках, возникающих в рамках "Школы Садовников". Впоследствии, со становлением воспитанников старше, подобные выезды на участок своего родового поместья смогут полноценно заменить организованные выезды в лагеря отдыха.

Общие принципы.

Организационная схема программы "Школа Садовников" предусматривает решение следующих основных задач:

- оптимальная соорганизация жителей экологического поселка, достаточная для освоения и поддержания процессов общепоселкового назначения (связь, дороги, медицинское обслуживание, образование);

- обеспечение воспитанникам детского дома максимальной свободы творчества в вопросе создания родового поместья (до наступления совершеннолетия) и оказание им материально-технической помощи на начальном этапе самостоятельной жизни;

- государственный контроль программы с точки зрения соблюдения украинского законодательства и Международной Конвенции прав ребенка;

- накопление опыта, знаний, информации от иногородних и иностранных экопоселений и дружественных организаций для дальнейшего развития программы "Школа Садовников";

- мониторинг результатов программы по интеллектуальному, психическому, физическому состоянию воспитанников детского дома и тиражирование опыта в систему образования Харьковской области.

Перечисленные основные задачи организационной структуры программы выполняются как на уровне индивидуальной самодеятельности участников "Школы Садовников", так и на уровне двух функциональных образований: Общественной организации и Попечительского Совета.

Общественная организация.

Поскольку коллектив жителей в экопоселении будет иметь не только частные приусадебные хозяйства, но и территории общего пользования (школа, медпункт, место общих собраний, подъездные пути и межевые просеки и т.п.), в программе предусмотрено управление этим видом собственности.

В зависимости от мест расположения экопоселений (например, не территории, подведомственной поселковому совету, или на выкупленных у КСП землях, или в отдаленных окраинах Харьковской области), а также сообразно текущим задачам коллектива будущих соседей, форма соорганизации может быть самой разнообразной, в соответствии с украинским законодательством: общественная организация, фонд, садоводческое товарищество, садово-огороднический кооператив. Устав такой организации регистрируется в местных органах самоуправления.

Воспитанники детского дома на текущих собраниях жителей принимают полноправное участие в обсуждении вопросов и принятии решений. В тех случаях, когда необходимо принимать принципиальные решения на собраниях общественной организации (например, учредительное собрание или выборы председателя общества, финансовые вопросы), от имени воспитанников детского дома голосуют представители Попечительского Совета, имеющие на то полномочия от Совета. После достижения воспитанниками совершеннолетия, они голосуют на всех собраниях самостоятельно.

Попечительский Совет

Важную функциональную роль в организационной структуре программы играет Попечительский Совет (или Попечительский Фонд), создаваемый при муниципальном органе системы образования - Главном управлении по гуманитарным и социальным вопросам управления образования Харьковского городского совета.

Основные функции Попечительского Совета:

- осуществления функций доверительного владения собственностью воспитанников детского дома до наступления момента их совершеннолетия;

- контроль законности решений и действий участников программы по отношению к воспитанникам (соблюдение украинского законодательства и Международной Конвенции прав ребенка);

- мониторинг (тестирование) повышения качества знаний, укрепления психического и физического здоровья воспитанников детского дома в результате реализации программы;

- тиражирование положительного воспитательного опыта экопоселения другим экопоселкам Харьковской области и Украины, а также (некоторых элементов программы) в государственную систему образования.

Кроме того, Попечительский Совет может осуществлять и следующие задачи:

- помощь будущим соседям в организации экскурсий и поездок совместно с воспитанниками детского дома;

- организация благотворительной помощи харьковских предприятий воспитанникам путем обеспечения их предметами, необходимыми в хозяйстве (садовый инвентарь, семена, садово-огородническая спецодежда, льготные проездные документы на транспорт, предметы дачного быта, возможно - стройматиралы и т.п.).

Предусматривается также на специальных лицевых счетах, открываемых Попечительским Советом для каждого воспитанника, накопление денежных средств от благотворителей. По достижении совершеннолетия воспитанником, обучающимся в "Школе Садовника", Попечительский Совет в торжественной обстановке вручает выпускнику детского дома документы, свидетельствующие о собственности на землю, а также сберегательную книжку (или банковский чек) с накопленными денежными средствами для строительства своего дома в родовом поместье.

Для региональной экономики.

а) Общее повышение благосостояния населения: материально-бытовой уровень жизни, улучшение здоровья населения, повышение рождаемости.

б) Снижение уровня преступности, несчастных случаев и суицида.

в) Повышение предпринимательской активности населения.

г) Увеличение товарооборота в продовольственном секторе экономике.

д) Снижение уровня безработицы в центрах занятости путем снижения количества нетрудоустроенных государственных служащих (в первую очередь - учителей, медиков) и инженерно-технических специалистов с высшим образованием.

е) Положительные изменения в сфере материального обеспечения группы граждан пенсионного возраста.

ж) Улучшение экологической обстановки в регионе.

КЕДР—ДЕРЕВО ХЛЕБНОЕ

Еще в XVI веке под Ярославлем, на землях Толгского монастыря, была разведена роща кедра размером с десятину. Около пятидесяти из этих деревьев до сих пор живы и обильно плодоносят, хо­тя им уже более 400 лет. Сейчас кедровые леса в европейских районах исчисляются тысячами гек­таров.

Кедр есть за что любить и беречь. В кедровом лесу создается особый микроклимат, и потому он всегда богат и ягодами, и грибами, и полезными травами, и зверьем. Кедровые орешки — великолепный при­родный продукт. В них большой процент жира, белки, углеводы, микроэлементы, витамины. Из них получают кедровое масло, которое может сопер­ничать с оливковым.

Сибиряки любовно величают кедр хлебным деревом. Ухаживают за примыкающими к поселкам кедровыми лесами и превращают их в лесосады. Говорят, что в старину десятину кедрового леса по стоимости приравнивали к корове.

Широкое промышленное освоение тайги, которое началось в нынешнем столетии, обернулось для кедра большими неприятностями. Прежде всего, потому, что кедр очень уж удобен для лесозаготовок. Ство­лы у него «кубатуристые», «гонкие». Равных им в тайге нет. Иное дерево до десяти кубометров древесины дает. Да еще какой! Мягкой, приятно окрашенной, легкой в обработке, удобной для любого деревянного промысла. Из кедрового дерева можно сделать что угодно: сруб для дома, дверь и рамы к нему, мебель, домашнюю утварь. Хозяйка спокойно прячет в кедровый сундук или шкаф любую свою об­нову. Моль ее не съест, поскольку ароматный смолистый запах отгонит вредителя. Кедровые до­щечки — самое завидное сырье для карандашных фабрик. Древесина кедра обладает отличными резонансовыми свойствами. Из нее делают рояли, ар­фы, гитары.

Рассказывают, что в прошлом столетии сибирским купцам немцы предложили, казалось бы, очень выгодный подряд на поставку масла. Но при непременном условии, что упаковано оно будет в кедровых бочках. Потом оказалось, что подряд был с подвохом. Тара из-под масла пошла на фабрику музыкальных инструментов, иноземные торговцы выручили за нее денег больше, чем заплатили за масло.

Ко всему этому хорошие кедрачи растут вдоль рек, то есть в удобных для заготовок местах. Спилил дерево и пускай вниз по течению, оно само приплывет к месту назначения. Нужно ли говорить, чем обер­нулись для кедра, для рек, для зверья и птиц, которых он берег, все эти его достоинства.

Лесоводы уже давно поняли, что к кедровым лесам нельзя относиться с обычной меркой лесозагото­вителей. В кедровом лесу важна вся земля и все, что она производит. В комплексе полезная продукция, которую дает живой кедровый лес, стоит по всем меркам неизмеримо больше, чем его прекрасная и очень ценная древесина при сплошной вырубке.

 

МАСЛО СИБИРСКОГО КЕДРА

Главное достоинство сибирского кедра — его семена (орехи). Извлекаемое из ореха кедровое масло на протяжении многих тысячелетий считалось кладовой полезных веществ, необходимых для чело­веческого организма. В своем докладе Екатерине II в 1786 г. о кедре и кедровом масле говорил академик Паллас. Оно необычайно богато витаминами и минеральными элементами. О нем сложилось единое мнение у ученых, медиков, эзотериков, народных целителей и у простых людей. Современные ученые доказали: «Только в кедровом масле содержание микроэлементов и витаминов находится в идеально сбалансированном сочетании для усвоения челове­ческим организмом».

О кедре и его целебных свойствах упоминается в Библии. В состав кедрового масла входит почти вся таблица Менделеева. Компоненты, кедрового масла подобраны самой Природой настолько гармонично и сбалансированно, что почти повторяет клетку здорового человека.

Наши предки с древних времен употребляли кедровое масло и применяли его в целительстве. Кедровое масло необходимо добавлять в естест­венный рацион питания для укрепления здоровья, начиная с 3-х месячного возраста и до старости, больным и здоровым, в первую очередь беременным женщинам. Являясь естественным пищевым про­дуктом, кедровое масло не имеет противопоказаний. Его можно употреблять как в пищевых, так и в лечебно-профилактических целях. Кедровым мас­лом можно заменить любое растительное масло (облепиховое, репейное, кокосовое, прованское, миндальное, оливковое и т. д.) во всех случаях медицинского применения. Полноценно заменить кедровое масло невозможно ничем. Лечебные свойства кедрового масла излечивают многие бо­лезни человечества.

Учеными установлено, что кедровое масло со­держит вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови, предупреждению туберкулеза и малокровия. Результаты испытаний, проведенных в ряде институтов Российской Академии медицинских наук, клиниках, исследовательских медицинских центрах свидетельствуют о высокой терапевтической эффективности кедрового масла при лечении трахеита, ларингита и ОРЗ (простуда, грипп и т. д.), псориаза, нейродермитов и других кожных забо­леваний, трофических язв, язв желудка и двенад­цатиперстной кишки. Оно благотворно действует при различных аллергических расстройствах, обладает общеукрепляющим действием, способствует устра­нению хронической усталости, повышает физи­ческую и умственную работоспособность. Упо­требление кедрового масла особенно полезно страдающим любыми кожными заболеваниями, облысением, повышенной хрупкостью волоса и ногтей. Масло укрепляет зубы проживающим и работающим в неблагоприятных климатических и экологических условиях, занятых на работах с повышенным расходованием энергии и избыточ­ными психоэмоциональными нагрузками. Особенно необходимо регулярно употреблять кедровое масло (принимая во внимание входящие в его состав элементы) детям — для более полноценного форми­рования растущего организма.

Кедровое масло помогает при повышенном артериальном давлении и атеросклерозе, болезнях почек, печени, сердечно-сосудистых заболеваниях. Применение кедрового масла дало положительный эффект при лечении повышенной кислотности желудка, отрыжки, изжоги, различных внутренних язв. Кедровое масло уменьшает повышенную воз­будимость нервной системы, расширяет кровенос­ные сосуды, регулирует холестериновый обмен человека, повышает гемоглобин. У кормящих женщин при употреблении кедрового масла увели­чивается образование питательного и целебного грудного молока.

Те, кто употребляет в пищу кедровое масло, практически не болеют респираторными забо­леваниями. В наше время, когда так мало естест­венных и сбалансированных продуктов питания, кедровое масло незаменимо при болезнях желудочно-кишечного тракта, острых и хронических инфекциях, ожоговых болезнях, сахарном диабете, оно улучшает остроту зрения.

Кедровое масло восстанавливает мужскую силу, повышает половую активность, возвращает моло­дость без отрицательных последствий не в пример многим искусственно сотворенным человеком препаратам. Используется в косметологии как естественный ночной крем для лица, который быстро залечивает ранки, сыпь, очищает кожу, разглаживает морщины, нормализует регенерацию клеток лица, омолаживает, возвращает естество и красоту. При употреблении кедрового масла усиливается живость и острота ума, человек способен переносить повы­шенные физические нагрузки.

 

ПРИМЕНЕНИЕ КЕДРОВОГО МАСЛА

Существует много вариантов применения масла при лечении различных заболеваний. В профилак­тических целях наиболее действенными и чаще всего применяемым является прием 1 чайной ложки за 30-60 минут до еды 2-3 раза в день в течение 40-60 дней. Выпивать масло нужно очень медленными глот­ками, как бы разбавляя масло собственной слюной.

Кедровое масло в лечебных целях использовалось:

— в Сибирском государственном медицинском университете;

—в Томском научно-исследовательском институте курортологии и физиотерапии;

— в Центральной научно-исследовательской лабо­ратории;

— в Научно-исследовательском институте онко­логии ТНЦ РАМН;

— в Центре реабилитации лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Лечение с применением кедрового масла про­водилось среди людей страдающих гастритом, эрозийно-язвенными поражениями желудка и двенад­цатиперстной кишки, оперированных по поводу рака желудка, страдающих астенизацией, психопатизацией, выраженной возбудимостью симпа­тической нервной системы (повышенная утом­ляемость, нарушение работоспособности, плохой сон, частые нервно-психические срывы, периодические головные боли).

Эффективность лечения была достигнута во всех случаях с разными результатами. Учёные-медики единодушны в выводе: «Противопоказаний к приме­нению кедрового масла при любых заболеваниях нет!».

Приложение№ 5.
Краткая характеристика смысла образовательного аспекта программы "Школа Садовников".

«Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

А. С. Пушкин.

I. Современная формулировка проблемы существующей системы образования.

Кризис в современном образовании характеризуется различными экспертами по-разному. Так, отечественные специалисты-практики больше упирают на недостаток финансирования всех уровней образовательной системы, ученые же в большинстве своем склонны видеть недостаток гуманизации и гуманитаризации. А многие новоявленные неофиты-педагоги основывают школы с уклоном в эзотерические дисциплины, которых, на их взгляд, не хватает современной школе.

При всем многообразии принципиальных подходов к обучению у различных негосударственных школ и индивидуальных педагогов-новаторов, резкого повышения качества знаний не наблюдается, тем более на фоне резкого скачка в развитии компьютерных информационных технологий, когда любую необходимую информацию можно быстро найти и оттиражировать (будь то конспект, шпаргалка или реферат). ЗАПОМИНАНИЯ не наблюдается!…

А если говорить о способности применять запоминаемое в практической деятельности, то здесь коэффициент эффективности еще ниже, чем в сфере усваивания информации.

Учащиеся с таким базисом, переходящие из системы среднего образования в высшие учебные заведения, вынуждены пользоваться тем малым, что имеют. В результате вузовская система, чтобы не снизить средний бал обучающихся, вынуждена идти по пути примитивизации требований к обучению, а именно: сужать специализацию подготавливаемых специалистов и одновременно - применять упрощенные системы проверки знаний (например, система "TOEFL").

Распространенность такого подхода к обучению приводит к появлению в обществе "узких специалистов по гайкам М14 с правой резьбой" и "узких специалистов по болтам М12 с левой резьбой".

Во второй половине XX века в периодической печати все чаще стали появляться публикации, оценивающие современную систему образования, как не только "сужающую специализацию", но и как сужающую сознание человека[9]. Как альтернатива, были выдвинуты концепции расширения сознания, почерпнутые в доктринах восточных религий.

Одной из перспективных с этой точки зрения долгое время считалась, в частности, Давыдовская "школа диалога культур", основанная на философских разработках В.С. Библера[10]. Однако, если в рамках этой и подобных гуманитарно направленных концепций можно было расширять сознание в аспекте формирования мировоззрения планетарности (единства) мировой культуры, то, несмотря ни на что, ни одна из образовательных парадигм не позволяла "снять" проблему технократичности человеческого развития, противоречия в системе "человек-общество-природа".

Таким образом, современная философская проблема образования характеризуется, в первую очередь, дальнейшим отдалением человека от природы (чему способствует и все большая компьютеризация, "виртуализация" школы), с одновременным сужением горизонта самоопределения подрастающего человека в окружающем мире[11].

II. Критика существующих подходов в модернизации системы образования.

В последние 10-15 лет наблюдаются активные попытки применить на нашем "постсоветском" педагогическом пространстве различные западные модели обучения. Кроме того, на рынке методик образования интенсивно формировались (фактически - навязывались) потребительские ценности различных традиционных образовательных учреждений, пропагандировалась престижность той или иной элитарной школы, института, университета.

Следует отдавать себе отчет в условности этих ценностей, более того - в их устарелости и "изношенности", поскольку они не адекватны тем процессам, которые происходят в сознании человечества на пороге III тысячелетия.

Рассмотрим кратко итоги философского анализа подходов к орбазованию в зависимости от менталитета, от культурных особенностей населения.

Исходя из доминирующих в западной философской мысли отношений к действию и последствиям от этого действия, можно условно выделить три основные типа сознания:

а) прагматический, где при восприятии действия учитывается только характер действия и его результат. Этот тип сознания максимально выражен в североамериканской субкультуре[12], исторически сформированной под влиянием пионеров, осваивавших в XVII веке индейские территории в суровых условиях выживания. Результат - вот главный мотив совершаемого поступка. Классической иллюстрацией такого типа мышления выступает анекдотический афоризм: "Американцы сначала изобретают лифт для экономии времени поднятия на верхний этаж небоскреба, а потом изобретают тренажер для имитации подъема по ступенькам и тратят время на борьбу с ожирением".

б) рационалистический (или - европейский) тип сознания, в котором при осуществлении действия учитывается не только прямой результат (планируемый субъектом), но и возникающие от него эффекты (неуправляемые субъектом). Именно в этом типе мышления (в Великобритании) возник в теории менеджмента термин externalities - "внешний эффект". В середине XX века внешний эффект стал занимать при планировании действия едва ли не большее значение, чем прямой результат.

в) т.н. " восточный " менталитет, где основное значение действия принимает то чувство, которое оно вызовет у окружающих (например, чувство уважения, благодарности или осуждения).

Все эти три типа, конечно же, с начала XX века (развитие транспорта и усиление процессов глобализации) редко встречаются в чистом виде, однако в качестве доминирующих в топологической схеме культурно-семиотических систем мира применяются довольно широко.

Однако присутствует еще один тип, который условно можно назвать славянским [13], которые объединяет в себе европейский и восточный типы сознания.

 

Славянский тип сознания объединяет в себе и рассудочный и чувственный принципы отношения к миру. Именно поэтому русский "долго запрягает, да быстро едет", поскольку ему при планировании действия нужно и результат спроектировать, и учесть все возможные эффекты, и посоветоваться с опытом предков через пословицы-поговорки, да еще и помедитировать, не думая ни о чем, "отложив в долгий ящик" окончательное принятие решения.

Не случайно в наших сказках главным героем часто выступает Иван-дурак. "Дурак" - это он является таковым для "правильных", рассудочных типов сознания. И Именно ввиду вышеупомянутых причин он всегда оказывается в более выигрышной ситуации, чем его более разумные братья. Таким образом предки через сказки заповедовали нам принципы мышления, а в итоге из-за такого мировосприятия сформировалась и судьба народа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.114 с.)