Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1: «Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство»↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема № 1: «Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство» «Напрасно я состарился. Напрасно. Я был так счастлив в детстве.» Антуан де Сент-Экзюпери
Лето! Время активного, интересного и полезного отдыха ребят, время каникул. Но в воспитании каникул и перерывов не бывает. Лето продолжает процесс воспитания в формах, соответствующих его романтическому характеру. Романтический характер лету придают его неизменные спутники: солнце, воздух, лес, вода. Что такое детский лагерь? Собственно говоря - это та же «школа». Школа, где в условиях лета продолжается процесс расширения кругозора ребят, закрепления их знаний на практике, процесс воспитания и закрепление старых привычек и навыков поведения. Только эта школа с большой дозой самостоятельности, с романтической, игровой атмосферой жизни, чуть-чуть военизированными условиями, лесной естественной обстановкой и веселыми традициями. Лагерь – это летняя школа жизни ребят. Чем специфичен лагерь? Местом. Природными, лесными, естественными условиями. Временем. Летним каникулярным, «раскованным»- вызывающий особый мажорный психологический настрой ребят. Ритмом времени. В умелых руках вожаков на счету каждая секунда. Темп жизни ребят высок, насыщен активной деятельностью. Лагерь специфичен коллективом детей. Как правило, в нем живут и действуют ребята, собранные из десятков мест, школ, коллективов. Именно этим лагерь напоминает большой полустанок, где ненадолго останавливаются детские поезда. Ровно настолько, чтобы можно было изумиться красоте новых мест, вкусить сладкой ягоды из кулечка, постоять на твердой земле и главное - увидеть, узнать новых людей, друзей. И что удивительно, с трудом расстаешься с временными, но очень полюбившимися попутчиками. Уж такой он лагерь - железнодорожный узел человеческих связей и отношений. Лагерь пронизан высокой романтикой линеек, костров, песен, походов, трудовых десантов, игр и другими своими славными традициями. Ученые подсчитали, что за двадцать один день смены мальчишки и девчонки взаимодействуют и общаются с такой интенсивностью, что количество контактов у них возникает столько, сколько в школе они имеют за четыре длинные четверти. Лагерь способен, хотя бы частично, компенсировать ребенку дефицит общения в коллективе сверстников, позволяет оторваться от дома, семьи, привычных стереотипов, что создает условия для испытания себя в новой обстановке, для определения своих сильных и слабых сторон. Данное условие усиливает эффект воспитательной системы лагеря. Главная цель содержания летнего организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать по возможности такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе. Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением периодического функционирования и в своей работе учитывает специфику внешкольного воспитания, опираясь на классические идеи свободного воспитания: добровольность участия детей в различных делах, свободный выбор ими занятий, организованных форм и видов деятельности с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития ребенка, конкретных условий работы внешкольного учреждения, специфики педагогического руководства, осуществляемого как профессиональными педагогами, так и представителями других профессий, обученных на инструктивных семинарах. Детские оздоровительные лагеря в настоящее время выступают как важнейшие социальные институты, способствующие развитию, воспитанию и оздоровлению детей, выполняют целый ряд важнейших функций в обществе: -развивают творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности; способствуют его оздоровлению, закалке, воспитанию валеологической культуры, воспитывают чувство коллективизма, вырабатывают коммуникативные навыки. Ценности лагерной жизни: Опыт самостоятельности Развлечение и отдых Опыт демократии Детская самодеятельность Дружба со взрослыми Индивидуальное взросление и развитие Опыт здоровьесбережения Развитие новых навыков и интересов Развитие духовной жизни ценностей Развитие навыков ответственности за свои собственные поступки Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте 7-15 лет. Сроки оздоровления детей в лагере определяются с учетом рекомендаций органов здравоохранения, природно-климатических условий и составляют 21 день в смену. Летний сезон состоит из 3-х смен, продолжительность каждой позволяет реализовать основные цели и задачи деятельности центра и дополнительных смен (3-21 день) в течение года. В свете разработанной воспитательной концепции работа ДОЛ направлена на реализацию взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов: воспитания; развития; оздоровления; Все эти процессы реализуются посредством взаимодействия двух начал: самореализации личности и ее социализации. В воспитательной системе ДОЛ (АЛ «Парус») основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребенка, осуществление выбора занятий в соответствии со своими интересами. Педагогическому персоналу важно уметь распознать задатки, интересы и потребности детей, их индивидуальные особенности, создать с учётом этого комфортные условия для их реализации. Главная задача – адаптировать детей к условиям лагеря, максимально показать его возможности для реализации творческого потенциала детей, создание условий решения личностных проблем, для самовыражения каждого члена коллектива, личностного роста детей. Главным результатом в нашей работе является то, что каждый ребенок может раскрыть свои способности, добиться успеха, значимого для себя и для других. Направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое семейное лидерское экологическое интеллектуальное спортивно-оздоровительное художественно – эстетическое духовно-нравственное Функции лагеря: Организационно-коммуникативная - организация общения со сверстниками, налаживания его разносторонних коммуникативных контактов. Прогностическая - прогнозирование процессов личностного развития детей и их оптимальной коррекции. Воспитательная - воспитательное воздействие на ребенка со стороны всех субъектов воспитательной системы. Оздоровительная - профилактика заболеваний, укрепление здоровья и выработка навыков здорового образа жизни. Основные педагогические принципы деятельности: Принцип комплексного подхода: - скоординированная работа всех субъектов воспитательной системы для достижения поставленных целей Принцип игры и романтики: - включение участников смены в ролевые игры. Принцип природосообразности: - учет природных задатков и особенностей, интересов и потребностей каждого конкретного ребенка. Принцип диалогизации: - ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка. Принцип свободы самовыражения: - самостоятельный выбор способов и видов деятельности, создание ситуации успеха. Принцип креативности: - воспитание творческого начала, создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности. Принцип культуросообразности: - процесс социального развития и воспитания личности, основанный на общечеловеческих ценностях и нормах культуры. Организациясмен в ДОЛ (АО «Парус») основана на реализации тематических программ, которые направлены на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, через организацию тематических дел смены на уровне «отряд – дружина - лагерь». Дела усложняются от недели к неделе. Каждый день, каждое дело проигрывается на 2-3 уровнях: дела в отряде, в дружине и в лагере. Виды деятельности: спортивно- оздоровительная; культурно-досуговая; художественно-эстетическая; социально-трудовая; коммуникативная Основной характер смены досугово- оздоровительный, а также большое внимание уделяется лидерскому образованию, направленному на приобретение подростками лидерского опыта –это давняя традиция лагеря, которую мы бережно поддерживаем и развиваем. Основное содержание деятельности планируется в отрядах, которым дается право свободного выбора в планировании и организации воспитательной работы в соответствие с общелагерной программой. Вместе с тем, имеется план общих мероприятий в лагере, в дружине по отдельным возрастным группам, система кружковой деятельности. Отрядная работа подкрепляется, в первую очередь, дружинными делами, нередко отрядное дело предваряет дружинное. Общелагерные дела являются своеобразными мажорными аккордами в работе отряда. Все участники смены делятся на отряды, объединенные в три дружины, по возрастным критериям: Дружина «Искра» (начальное звено) Дружина «Звезда» (среднее звено) Дружина «Пламя» (старшее звено). Лагерь, дружины, отряды имеют: название, девиз, гимн, торжественную песню, эмблему, законы, традиции. Элемент одежды, отражающие специфику смены и особенности лагерного, дружинного, отрядного коллектива. Законы и традиции ДОЛ: Законы ноль-ноль Закон территории Закон дружбы Закон поднятой руки Традиция самоуправления Традиция трудовых десантов Традиция вечерней речевки Традиция вечернего огонька Традиция отрядного сбора Традиция доброго отношения к людям Традиция доброго отношения к песне Традиция творческих поручений. Система поощрений. Цель: стимулирование активности детей. Система поощрения вступает на 4-ый день смены (после ее открытия). Каждому ребенку выдается паспорт жителя города, где отмечается его активное участие в каком-либо деле. Если паспорт заполнен полностью, то ребенок получает высшую номинацию лагеря. Заполнившие паспорт ребята в конце смены поощряются. По такой же системе оцениваются отряды и вожатые: в каждом отряде вожатыми определяются свои номинации, в зависимости от специфики деятельности отряда. На протяжении всей смены отряд ведет летопись, в которой описываются самые значительные события каждого прожитого дня. Летопись – это неофициальный документ, по которому оценивается отряд. По итогам смены самая интересная и красиво оформленная Летопись отмечается Советом Командиров. Номинации: «Каждый носит крылья за плечами!» «Лучший командир» «Лучший отряд» «Лучший вожатый»
Педагогический состав ДОЛ Директор лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы. Заместитель директора по воспитательной деятельности - осуществляет программное обеспечение смены, контролирует работу педагогических служб лагеря, соблюдение режимных моментов, санитарное состояние корпусов, организацию дежурства отрядов; организует методическую помощь вожатым, создание методической базы; проводит методические и административные планерки, педагогические советы. Старший вожатый дружины - осуществляет программное обеспечение отрядов, дружины. Несет ответственность за реализацию отрядной, межотрядной, дружинной деятельности. Проводит планерки, консультации для вожатых. Контролирует санитарное состояние корпусов, организацию дежурства отрядов по столовой и приема пищи детьми, территории лагеря. Режиссер (педагог организатор)– организует и реализует досуговую деятельность детей в лагере через проведение общелагерных мероприятий, консультирует педагогический состав по проведению дружинных и отрядных мероприятий. Вожатые - организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде, являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел, осуществляют учебу актива отряда, несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Осуществляют контроль режимных моментов, организуют дежурство отряда по столовой, посещение душа, медицинского кабинета, кружка, секции и т.д. Проводят с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены. Физрук - организует спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий. Плаврук - осуществляет купание детей на реке и в бассейне; проводит инструктаж вожатых и детей по технике безопасности на воде, обучает детей плаванию, проводит спортивные соревнования. Психолог - создает условия для благоприятного психологического климата в лагере; проводит консультации с педагогическим коллективом по вопросам психологии и психологических особенностей детей разного возраста, индивидуальные беседы с «проблемными» детьми; осуществляет диагностику в отрядах, дружинах, лагере по проблеме эмоциональной удовлетворенности детей, степени сплоченности. Медицинский персонал - проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря. Лагерь начинается с вожатого… Из «Книги вожатого»: «В 1922 году была создана пионерская организация. Это сразу же потребовало взрослых руководителей для пионерских коллективов. Тогда и появилось это крылатое название будущей сложной и ответственной профессии – вожатый. Оно происходит от понятия «вести», «идти во главе». Из размышления об истоках профессии вожатого, летчик – космонавт СССР А.А. Леонов сказал: «Вместе с первыми пионерскими отрядами в 1922 году появилась рядом с детьми одна из самых обаятельных фигур нашего времени: взрослый человек с комсомольским значком на груди, с алым галстуком, задорный, веселый выдумщик, товарищ. Он пришел к детям, чтобы доходчиво, страстно и убежденно рассказать им о будущем». За многие годы развития нашей страны менялась и социальная характеристика профессионального статуса вожатого - лидера детского коллектива, но неизменной оставалась его лидерская позиция. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога, а по существу является детским политологом. Зоной особого внимания педагогических отрядов, являются детские оздоровительные центры, городские и загородные лагеря, в педагогической системе которых должность вожатого является основополагающей. Современные тенденции к изменениям форм и содержания деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков требуют и формирования особого типа педагога. В педагогической системе ДОЛ должность вожатого является основополагающей. Предмет труда вожатого ДОЛ, то есть на что направлен его труд, являются дети и подростки 7-15 лет и временные детские коллективы (отряды), создаваемые на базе дружин лагеря. Цель труда. Цель труда вожатого определяется педагогической концепцией, уставом ДОЛ и носит в условиях временного детского коллектива направленный характер: развитие личности ребенка. Результаты труда вожатого ДОЛ. К совокупному результату труда вожатого ДОЛ, независимому от сложившегося уровня его профессиональной деятельности, можно отнести: - уровень сформированности временного детского коллектива на основе его самодеятельности в продуктивных, творческих видах коллективной работы, направленной на развитие каждого ребенка; - гуманистический, ценностно-ориентированный уровень взаимоотношений, общения и деятельности, реально влияющий на позитивные изменения в социализации подростка; - повышения уровня социально-значимого и жизненно-важного опыта (знания, умения, навыки), формирующего стабильную потребность в самосовершенствовании и саморазвитии у подростков во временном детском коллективе и в последующий период; - сохранение и улучшение психоэмоционального и физического здоровья подростков, отсутствие аутсайдеров в детском коллективе; - включенность в процессы совершенствования собственной деятельности, деятельности педагогического коллектива по реализации программ лагеря. ЦЕННОСТИ Ценности – это то, ВАЖНО (задайте себе вопрос – «Что я считаю важным?») Ценности складываются у нас на протяжении всей жизни. Кроме того, принято считать, переоценка ценностей происходит каждые 7 лет. Так же переоценка ценностей происходит и во время возрастных кризисов (кризис среднего возраста). Ценности бывают двух видов: терминальные (ценные сами по себе, то к чему стоит стремиться в жизни) и инструментальные (используемые для достижения целей, обычно это черты личности). Темперамент. Темперамент – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент – скорость протекания психических процессов и состояний. Это основное врожденное свойство личности. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Самая ранняя классификация типов темперамента была разработана во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В этой типологии выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. «+» черты характера: инициативность, энергичность, принципиальность. «-» черты характера: раздражительность, несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах, резкие смены настроения. Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. «+» черты характера: общительность, любопытство, мобильность. «-» черты характера: непостоянность, безответственность. Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. «+» черты характера: выдержка, глубина мысли, основательность. «-» черты характера: вялость, лень, безволие, бедность эмоций. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. «+» черты характера: выносливость, работоспособность. «-» черты характера: замкнутость, тревожность, ранимость, зацикленность, мнительность.
Социальные роли ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ И ВСЕ МЫ ИГРАЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Выбор ролей происходит в 3-5 лет – все, роли уже распределены. Дети быстро усваивают свои роли и знают все их плюсы и минусы. Беда для ребенка в том, что роль (любая роль!) непременно ограничивает его развитие. А роль, как правило, достается ребенку не по собственному выбору, не по способностям или стремлениям, а по воле родителей, братьев-сестер, учителей-воспитателей. Происходит это, когда мы навешиваем на детей «ярлыки», поддерживаем раз выбранную линию поведения («хорошая девочка», «плохой мальчик», «клоун», «жертва», «агрессор», «мудрец»). Навязанные в детстве роли могут влиять на самые разные способности и умения. Фиксированные роли – признак неблагополучной семьи. Одному ребенку всегда достается роль «хорошего», а остальные дети – в тени. Даже если возникающее разделение ролей окажется достаточно гармоничным, никого не будет травмировать, всем при этом будет хорошо – все равно оно сузит возможности развития. Роли не «отвердевают», если ребенок растет в гармоничной семье, где нет никаких чрезмерных ожиданий будущих его успехов: что он станет великим, известным, что осуществит в этой жизни то, что не сумели отец или мать (чаще всего здесь работают амбиции). В гармоничной семье каждого ребенка воспринимают самого по себе, не сравнивая его с другими, он каждый день чувствует, что любят. Ребенок должен узнать – и как заботиться о других, и как принимать заботу других о себе; он должен научиться требовать и просить, быть чутким и уметь говорить «нет»; бить лидером и уметь подчиняться, выигрывать и терять. В коллективе можно встретить самый разный набор социальных ролей. Раз и навсегда выбранную роль трудно поменять, трудно доказать окружающим, что ты больше ее не играешь, не хочешь играть.
Проблемы детей-подростков
Основной период ВДК Цель: формирование и развитие детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива. Задачи: - продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей; - контролировать состояние здоровья детей; - требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов лагеря; - организовать разнообразную деятельность; - развивать лидерские качества детей; - продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком; - обеспечить выполнение отрядной программы. В основной период детский коллектив испытывает разные психологические состояния, которые возникают как реакция на «фестивальное» настроение первых дней смены, как следствие стабилизации неформальной структуры коллектива, ее попытки утвердить себя. В этот же период примерно на 13-14 день, наступает пик привыкания (вторая конфликтная зона). Дети привыкли ко всему. Может начаться зона конфликтности, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Педагогу необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо помнить, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта. Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми будет поставлена для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива- отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха («мерцающий маяк»). Иными словами, коллектив- это источник личностных изменений ребенка, группы детей. Условия организации деятельности: - деятельность должна вызывать только положительные эмоции; - необходимо создавать для каждого ситуацию успеха; -соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел (отряда, дружины, лагеря); - увеличить объем и интенсивность общих дел к концу основного периода; - вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их; - руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп. Итоговый период- период консолидации (объединения) отношений. Цель: превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов, корректировка его социального опыта, творческой деятельности. Задачи: - организовать деятельность, в которой каждому предоставляется возможность себя через коллектив, свои возможности; - подготовить детей к отъезду; - усилить контроль за жизнью и здоровьем детей; - проанализировать достигнутый уровень коллектива. В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения («алый парус», «горящий факел»). В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне, возрастает самостоятельность детского актива. Доминирующая цель деятельности: для группы, для отряда, для себя. В этот период ВДК возможна еще одна зона конфликта – «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома, без родителей. Из этого можно выйти, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагогах и о себе в течение смены. Показатели сложившегося детского коллектива («горящий факел»): - успех коллектива в любой деятельности; - наличие гуманистических отношений между детьми; - хорошо работающие органы самоуправления; - активность всех членов коллектива; - стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым; - общественное мнение действует постоянно. Основные методы работы педагога: - убеждение (словом, примером); - требование (прямое, косвенное); - поручение (временного характера, постоянные); - соревнование (в конкурсах, играх); - игра; - поощрение; - коллективная общественно-полезная деятельность; - убеждение; - требование
ВДК и конфликт Из-за того, что в ВДК отношения начинают перестраиваться возникают ситуации конфликта. Их не надо пугаться или ожидать с напряжением. Все это закономерно. Как могут выражаться эти ситуации? Могут образовываться группы, которые противостоят друг другу: 1. педагоги - дети; 2. девочки- мальчики; 3. девочки - девочки; 4. группа с одними интересами - другой и т.п. Эти конфликтные ситуации могут протекать как плавно, незаметно, так и очень бурно. В этой ситуации вам может пригодиться помощь психолога. Первым предвестником возникновения конфликта является растерянность. В обычных коллективах этот этап идет от 2 до 4 недель. В ситуации лагеря это время значительно сокращается. В первую очередь, растерянность вызывается незнанием норм, правил и границ дозволенного. Именно поэтому, в самом начале совместной работы необходимо четко прописать правила и границы дозволенного во избежание возникновения конфликтов. Второй симптом конфликта - раздражение. На этом этапе можно проговорить о причинах раздражения и дискомфорта, и ситуацию можно разрядить. Если этого не сделать, то человек уходит в глухую защиту, перестает проявлять активность, но при этом все еще питая подсознательные надежды на изменение. В течение этого времени все еще сохраняется позитивный настрой и на этой стадии все еще можно вывести конфликт в более нейтральное русло. Первый симптом этого - демонстрация разочарования. После разочарования наступает фаза "это не мое дело" и попытки саботажа, что вызывает у воспитателя или вожатого агрессивную реакцию ("тяжелая артиллерия"). В этой ситуации потребуется весь такт и все умение работать с критикой для того, чтобы спасти ситуацию, и перевести взаимодействие в конструктивное русло. Если этого не произошло, то наступает последний этап разворачивания конфликта в коллективе - "Не отдых а каторга". Для педагога остается только одно - довести смену до конца (и на собственных нервах). Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологической настроенности коллектив находился вначале. Путь движения разных групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступать в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Но главное состоит в том - и на это мы обращаем внимание - что практически в каждой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют ей подняться до уровня развития идеального коллектива. Внутригрупповые процессы. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей, от особенности группы. Отношения в группе постоянно меняются. Сначала, на исходном этапе, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относится друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские. Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать и ли расходиться. Самоуправление. Лидерство. Управление группой, ее самоуправление, поведение отдельных членов ВДК обычно осуществляется и через официальных лиц - воспитателей или вожатых, и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус среди ВДК, назовем их лидерами. Авторитет лидера в ВДК обычно не менее силен, чем мнение педагога. Права, данные педагогу, не всегда достаточны, чтобы в любой вид деятельности побудить детей к деятельности. Очень важно при этом убеждать, а не приказывать. Очень важно для педагога увидеть, кто в вашем ВДК является лидером. Постараться сделать так, чтобы стать с ним партнером. От этого многое зависит.
Детский коллектив включает в себя ребят с различными личностными особенностями. В нем мы всегда можем выявить лидеров; они – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми. Выявить таких лидеров Вам помогут игры на лидерство. В коллективе, кроме того, всегда будет «душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит. В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность,чтобы через них влиять на общий настрой всех детей. «Аутсайдер» - ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары. Стиля работы с группой Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии. Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии) Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть толь<
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.014 с.) |