Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

Поиск

А.Н. Лутошкин символически обозначил пути к сплоченному коллективу через «станции» (этапы).

«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто не соединяет между собой. Подует легкий ветерок- отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее- разнесет песчинки в стороны, пока кто- нибудь не сгребет их обратно в кучу. Есть группы детей детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу на встречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И поэтому песчаная россыпь не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина- материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти на помощь, нет дисциплины, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой.

«Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность – курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус- символ устремленности вперед, дружеской верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех и все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника»- знающие и надежные организаторы, верные товарищи. Здесь нет пассажиров, все - члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

«Горящий факел». Настоящий коллектив- тот, не удовлетворен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горячий материал для «горящего факела»- дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Теория временного детского коллектива (ВДК)

Создание временного детского коллектива- сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается открытием лагерной смены.

ВДК при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественной своеобразие.

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

- оргпериод (1 этап, адаптационный период)- 2-3 дня;

- основной период (2 этап) 16-18 дней;

- итоговый период (заключительный, 3 этап) 2-3 дня.

Организационный период- это период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива, период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности.

Цель огрпериода: заложить основы ВДК

Задачи:

- удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, работающих в нем;

- предъявить единые педагогические требования (ЕПТ);

- заложить основы самоуправления;

- наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);

- ввести детей в программу лагеря, дружины, отряда;

- организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

- создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;

- получить необходимую информацию о каждом ребенке.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:
- к условиям закрытого и органического социума;

- к смене основных видов деятельности;

- к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;

- к новым бытовым условиям.

Методика организации оргпериода

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть организационная единица- отряд. В отряд определены дети одного возраста, но разные по интересам и потребностям – «песчаная россыпь».

Дни заезда. В эти дни вожатые решают три основные задачи- организованно провести прием и заезд детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, одновременно предоставить возможность ребятам узнать друг друга. Эти задачи решаются через организацию и проведению небольших по времени коллективных творческих дел, не требующих тщательной подготовки, как со стороны детей, так и со стороны вожатых, но позволяющих детям проявит себя в конкретной деятельности:

-операция «Уют»,

-КТД «Разнобой»,

-концерт «Ромашка»

-экскурсии по лагерю и т.д.

Ошибка, иногда встречающаяся у вожатых - проводить КТД, когда в отряд заедут все дети. КТД можно проводить по методике «пятерка». Заехавшим первым пятерым детям уже дается задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету, оформить бейджики и т.д. Следующее КТД можно провести, когда заедут еще несколько детей и т.д.

Завершается день заезда хозяйственным сбором отряда, на котором обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т.е. предъявляются детям единые педагогические требования. На данном сборе рождается отряд, его имя, традиции.

День можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, с детьми разучены 2-3 песни, несколько игр, показаны перспективы жизни в отряде, лагере, а у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах отряда.

2 день. Начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом не наверстать), продолжается выявление способностей детей и их сплочение.

Для выполнения этих задач необходимо предложить детям небольшие творческие дела, которые бы позволили им попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядный уголок, отрядное место для вечернего «огонька», провести вместе с ними спортивные и музыкальные часы.

В этот день отряд представляет себя дружине на первом дружинном деле.

Завершается день «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях.

Эти дни считаются удачными, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

3 день. Завершается процесс заложения основ временного детского коллектива, определяется место и роль своего отряда, закладываются основы самоуправления и коллективно планируются дела смены.

Доминирующий вид деятельности на данном этапе – игровая деятельность.

Доминирующая цель у детей: для себя, для группы, для отряда.

Характер организации деятельности: от индивидуально- групповой к коллективной.

«Пик трудности»

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о лагере, о предстоящей деятельности, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой (мягкая глина).

Основной период ВДК

Цель: формирование и развитие детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

Задачи:

- продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;

- контролировать состояние здоровья детей;

- требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов лагеря;

- организовать разнообразную деятельность;

- развивать лидерские качества детей;

- продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком;

- обеспечить выполнение отрядной программы.

В основной период детский коллектив испытывает разные психологические состояния, которые возникают как реакция на «фестивальное» настроение первых дней смены, как следствие стабилизации неформальной структуры коллектива, ее попытки утвердить себя.

В этот же период примерно на 13-14 день, наступает пик привыкания (вторая конфликтная зона). Дети привыкли ко всему. Может начаться зона конфликтности, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Педагогу необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо помнить, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.

Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми будет поставлена для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива- отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха («мерцающий маяк»). Иными словами, коллектив- это источник личностных изменений ребенка, группы детей.

Условия организации деятельности:

- деятельность должна вызывать только положительные эмоции;

- необходимо создавать для каждого ситуацию успеха;

-соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел (отряда, дружины, лагеря);

- увеличить объем и интенсивность общих дел к концу основного периода;

- вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их;

- руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.

Итоговый период- период консолидации (объединения) отношений.

Цель: превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов, корректировка его социального опыта, творческой деятельности.

Задачи:

- организовать деятельность, в которой каждому предоставляется возможность себя через коллектив, свои возможности;

- подготовить детей к отъезду;

- усилить контроль за жизнью и здоровьем детей;

- проанализировать достигнутый уровень коллектива.

В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения («алый парус», «горящий факел»).

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне, возрастает самостоятельность детского актива.

Доминирующая цель деятельности: для группы, для отряда, для себя.

В этот период ВДК возможна еще одна зона конфликта – «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома, без родителей. Из этого можно выйти, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагогах и о себе в течение смены.

Показатели сложившегося детского коллектива («горящий факел»):

- успех коллектива в любой деятельности;

- наличие гуманистических отношений между детьми;

- хорошо работающие органы самоуправления;

- активность всех членов коллектива;

- стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;

- общественное мнение действует постоянно.

Основные методы работы педагога:

- убеждение (словом, примером);

- требование (прямое, косвенное);

- поручение (временного характера, постоянные);

- соревнование (в конкурсах, играх);

- игра;

- поощрение;

- коллективная общественно-полезная деятельность;

- убеждение;

- требование

 

ВДК и конфликт

Из-за того, что в ВДК отношения начинают перестраиваться возникают ситуации конфликта. Их не надо пугаться или ожидать с напряжением. Все это закономерно. Как могут выражаться эти ситуации? Могут образовываться группы, которые противостоят друг другу:

1. педагоги - дети;

2. девочки- мальчики;

3. девочки - девочки;

4. группа с одними интересами - другой и т.п.

Эти конфликтные ситуации могут протекать как плавно, незаметно, так и очень бурно. В этой ситуации вам может пригодиться помощь психолога.

Первым предвестником возникновения конфликта является растерянность. В обычных коллективах этот этап идет от 2 до 4 недель. В ситуации лагеря это время значительно сокращается. В первую очередь, растерянность вызывается незнанием норм, правил и границ дозволенного. Именно поэтому, в самом начале совместной работы необходимо четко прописать правила и границы дозволенного во избежание возникновения конфликтов.

Второй симптом конфликта - раздражение. На этом этапе можно проговорить о причинах раздражения и дискомфорта, и ситуацию можно разрядить. Если этого не сделать, то человек уходит в глухую защиту, перестает проявлять активность, но при этом все еще питая подсознательные надежды на изменение. В течение этого времени все еще сохраняется позитивный настрой и на этой стадии все еще можно вывести конфликт в более нейтральное русло. Первый симптом этого - демонстрация разочарования. После разочарования наступает фаза "это не мое дело" и попытки саботажа, что вызывает у воспитателя или вожатого агрессивную реакцию ("тяжелая артиллерия"). В этой ситуации потребуется весь такт и все умение работать с критикой для того, чтобы спасти ситуацию, и перевести взаимодействие в конструктивное русло. Если этого не произошло, то наступает последний этап разворачивания конфликта в коллективе - "Не отдых а каторга". Для педагога остается только одно - довести смену до конца (и на собственных нервах).

Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологической настроенности коллектив находился вначале.

Путь движения разных групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступать в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Но главное состоит в том - и на это мы обращаем внимание - что практически в каждой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют ей подняться до уровня развития идеального коллектива.

Внутригрупповые процессы.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей, от особенности группы. Отношения в группе постоянно меняются. Сначала, на исходном этапе, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относится друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать и ли расходиться.

Самоуправление. Лидерство.

Управление группой, ее самоуправление, поведение отдельных членов ВДК обычно осуществляется и через официальных лиц - воспитателей или вожатых, и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус среди ВДК, назовем их лидерами. Авторитет лидера в ВДК обычно не менее силен, чем мнение педагога.

Права, данные педагогу, не всегда достаточны, чтобы в любой вид деятельности побудить детей к деятельности. Очень важно при этом убеждать, а не приказывать.

Очень важно для педагога увидеть, кто в вашем ВДК является лидером. Постараться сделать так, чтобы стать с ним партнером. От этого многое зависит.


Типажи в структуре детского коллектива

Детский коллектив включает в себя ребят с различными личностными особенностями. В нем мы всегда можем выявить лидеров; они – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми. Выявить таких лидеров Вам помогут игры на лидерство.

В коллективе, кроме того, всегда будет «душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.

В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность,чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.

«Аутсайдер» - ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.

Стиля работы с группой

Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.

Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)

Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.

Плывущий плот - соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный, пользоваться им нежелательно.

Приемы создания детского коллектива:

1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)

2. Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр.

3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.

4. Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, или свечки, сборы)

Особенности создания коллектива:

Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.

Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.

Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

Кризисы развития коллектива

3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).

7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).

9 день – Кризис нелюбви (свечка).

13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).

17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).

19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Этапы развития коллектива.

Эти этапы проходит любой временный коллектив: дети в лагере, студенты в группе, люди на работе. Некоторые стадии затягиваются, а некоторые длятся бесконечно, но все же подходят под общие положения.

1. Знакомство.

2. Структурирование.

3. Подтверждение или изменение структуры.

4. Распад.

Знакомство

Что происходит. Процесс знакомства начинается с первых секунд, когда ребята только увидели друг друга. Как вы, наверное, замечали, не сказав, только что встреченному человеку, ни слова, он уже вызвал у вас симпатию или антипатию, а может даже, оставил вас безразличным. Так же и у ребят. Отношение формируется на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось.

Как помочь Из пословицы «встречают по одежке, а провожают по уму» можно сделать вывод, что первое мнение о человеке может быть ошибочным и поэтому наша (вожатых) задача создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге. И очень важно, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться.

Структурирование.

Что происходит Все дети, как и все люди разные и все претендуют в силу своих психофизиологических особенностей на различные роли в коллективе. Это редко происходит осознано, т.к. дети ещё не нашли себя и для них нахождение в коллективе очередная проба себя в определенной роли. На самом деле не все дети стремятся к лидерству и не всем это надо, поэтому почти каждый находит свое место в коллективе, главное, чтобы оно его устраивало.

Как помочь Во многих коллективах процесс структурирования так долго затягивается, что и говорить о том, что это коллектив не приходится. Примером может являться группа студентов, приходящих на занятия только для прослушивания лекций. Мы должны посредством игр и ряда заданий заставить ребят взаимодействовать друг с другом, чтобы в процессе взаимодействия они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. И ещё важно помнить, что не вы выбираете среди ребят лидера, а они это делают сами. Вы можете только создать для этого условия и определить ценности, т.е., что такое хорошо и что такое плохо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.012 с.)