Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 11: «специфика организации отрядной работы вожатого: отрядное делоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В лагере часто многих «непосвященных» лиц очень удивляют загадочные слова вожатых: «Я пошел на дело» или «Дело сегодня удалось!» В чем смысл простого и одновременно загадочного словосочетания «отрядное дело». Это звучит очень серьезно, впечатляюще, даже несколько героически: «Иду на дело». Это вызывает желание скорее попробовать то самое «дело». В школе говорили привычно: «мероприятие». «Мероприятие» – «принятие мер». Слишком сурово. Вожатые объясняют просто: «У нас так принято». И «дело» скоро стало «своим» словом, принятым внутренне. Понятие «отрядное дело» существует в лагере очень давно. В начале истории каждого лагеря ребята, конечно, не называли делом каждый свой день, наполненный общением, трудом, но понимали быстротечность лагерной жизни, ощущали постоянную необходимость взаимодействия с новыми друзьями. С начала смены и до ее закрытия яркой, веселой, запоминающейся чередой одно отрядное дело сменяет другое. Но отрядные дела важны не только тем, что создают яркую, неповторимую, эмоциональную атмосферу, но и тем, что их можно придумывать и создавать самим, осваивая на практике навыки организации интересной жизни для себя и окружающих людей. Каждое поколение педагогов и детей вносит свои дополнения в определение этого уникального явления. Но есть основания, характеризующие «отрядное дело», которые не меняются с течением времени.
1. Дело в лагере – это специально организованная совместная деятельность педагога и ребенка, которая выполняет конкретные педагогические задачи, создает возможности для самовыражения и самореализации. Дело – это сфера педагогического изобретательства, в которой обязательно участвуют дети. 2. Отрядное дело – это точное обозначение участников: ребята отряда, а не детского лагеря или кружка, а именно отряда. И как не может повториться состав ребят в отряде в сменах, так не могут повторяться и существовать одинаковые дела. 3. Дело обязательно коллективное и творческое по характеру разработки, подготовки и проведения. Любое дело не самоцель, не форма ради формы. Главное в нем – участие или соучастие ребенка, его самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок нашел себя в деле, стал нужен другим людям. Дело – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение роли «по бумажке». «Каждое дело – творчески. Иначе зачем?» 4. В подготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены (в основной период все делают дети), от уровня их самостоятельности, организаторских, творческих способностей. Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой момент подготовки дела есть творчество ребенка, которое необходимо заметить, оценить. 5. Отрядное дело – это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря, оно не бывает «само по себе», без связи с темой и событиями смены. Дело должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные в отряде, в лагере. Сталь Анатольевич Шмаков в свое время предложил следующую классификацию отрядных дел п о их содержанию: – Общественно-политические – способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим (социально значимым) событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат ребят высказывать свои мнения и суждения. – Трудовые – способствуют проявлению у ребенка хозяйственных способностей, предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей. – Познавательные – способствуют формированию у детей мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира. – Экологические – способствуют приобщению к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края. – Спортивные – способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность. – Досуговые – особые игры, детские забавы, затеи – действенная сфера самовоспитания, способствуют формированию навыков самоорганизации. – Художественные – способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка. – Нравственные – просвещенческие, тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка. – Работа с активом – способствуют освоению сферы организаторской работы, развивают лидерские качества. Отрядное дело получается по-настоящему, когда: каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения и задания; дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки; дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с его интересами и желаниями; дает возможность каждому участнику раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения; взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советник, помощник; дело является важной составляющей программы лагеря, смены и отряда; форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в отряде, периоду смены; при создании и проведении дела учитываются и используются природные условия лагеря его многочисленные возможности (библиотека, клуб, и т.п.), и самое важное достояние лагеря – уникальные люди; хорошо продуманный, интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используются визуальное, музыкальное оформление, специально готовится помещение и т.п. Посмотрите на калейдоскоп отрядных дел. Он, словно картинка из разноцветных стеклышек, отражает одно мгновение счастья – радость совместной созидательной творческой деятельности детей и взрослых. Начинающему вожатому он может помочь создать свои, новые дела, подсказав либо форму, либо прием, либо просто идею. Азбука творческих дел Академия: веселых наук, вежливости, всезнаек. Аукцион: знаний, талантов, идей, памятных вещей, музыкальный. Бой: ораторов, организаторов, эрудитов. Базар: пословиц, поговорок, головоломок. Бумеранг: песен, игр, идей, математический. Бал: литературных героев, близнецов, цветов, ситцевый. Банк: идей, информационный, методический Вечер: легенд, забавных историй, разгаданных и неразгаданных тайн, знакомств, вопросов и ответов, сюрпризов, путешествий, сказок, литературный, у костра. Встреча: берендеев, знатоков, интересных людей, ровесников, коллекционеров, за круглым столом. Выставка: поделок, рисунков, цветов. День: рождения, мальчиков. Девочек, фантазеров, сказочных приключений, сюрпризов, этикета, здоровья, знаний. Диалог: с веком, двоих, с историей, с учителем, с учеником. Девичник. Домино: школьное, сказочное, педагогическое. Дискотека. Дебаты. Дискуссия. Десант: нло, трудовой, лесной, экологический. Ералаш: событий, видеопрограмм. Живая газета. Журнал: эстафета, туриста, творческих дел. Защита проектов: зеркальные пятницы. Интеллектуальный бой. Исторический марафон. Игра. Игротека. Играй – город. Кафе-клуб. Клуб: сказок, вопросов, общения, интересных встреч, путешественников, предпринимателей, актива. Конкурс. Карнавал. Кубик: загадок, вопросов, сюрпризов. Калейдоскоп: идей, знаний. Кабачок: литературный, юмора, детективный. Коллаж: юмористический. Капустник. Лаборатория: творческая, открытая, нерешенных проблем. Литературная дуэль. Лагерь приключений. Марафон: музыкальный, театральный, сказочный, милосердия. Музей: живых картин, памятных вещей. Магазин: добрых слов, советов. Мозаика: дней, имен, достижений. Мост: дружбы, понимания. Неделя: открытий, рекордов. Огонек. Общество: любознательных, экологов, туристов, литераторов. Остров: таинственный, сокровищ, приключений, мечты, находок. Оркестр: шумовой, народных инструментов. Праздник. Портфель: загадок, сказок, идей. Пресс-конференции. Поединок: фантазеров, творческих идей, рыцарей. Поход: в историю, в природу, по лесным тропам, по памятным местам. Путешествие: в страну загадок, открытий, прошлое, «вообразилию», по родному краю. Перекличка. Пир. Посиделки. Перекресток мнений. Ринг: музыкальный, творческий. Рыцарский турнир. Разнобой. Разговор: при свечах, у костра, по кругу, по душам, на острую тему. Рынок: идей, творческий. Совет: творческий, художественный, литературный, другу. Съезд: волшебников, магов, умельцев, ученых, инопланетян. Сундук: тайн, открытий, бабушкин. Свечка. Спор-клуб.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.008 с.) |