Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

Поиск

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

рекомендации по их применению

Условия проведения структурированного наблюдения

(Источник: Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.)

Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.

Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.

При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).

 

Незаметность» специалиста.

Для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход занятия. Максимум, что можно себе позволить - это доброжелательно улыбаться детям.

В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.

 

3. «Неодноразовость» наблюдения.

Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети в столовой.

• Дети во время прогулки.

 

Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.


Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т.п.)_________________________________________________________

Характер нарушения поведения В чем именно проявляется Ф.И. учащихся, возраст
         
Агрессия Физическая Ломает предметы          
Рвет книги, тетради          
Толкает сверстников          
Бьет руками/ногами сверстников          
Кусается, щипается          
Другое (отметить)          
Вербальная Произносит нецензурные слова          
Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т.п.)          
Кричит          
Другое (отметить)          
Аутоагрессия Кусает, щипает себя          
Выдергивает волосы          
Другое (отметить)          
Вспыльчивость В физических действиях Неожиданно для всех бросает предметы          
Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь          
Неожиданно для всех может выбежать из класса          
Другое (отметить)          
В речи Неожиданно для всех может нагрубить          
Неожиданно для всех может накричать          
Другое (отметить)          
Негативизм В физических действиях Все делает наоборот          
С трудом включается в коллективную работу          
В речи Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»          
Отказы Отказывается от интересной для всех деятельности          
Конфликтность Сам провоцирует конфликт          
Отвечает конфликтно на конфликтные действия других          
Не учитывает желаний и интересов других сверстников          

Критерии оценки: 0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно

Карта динамического наблюдения за детьми на коррекционно-развивающих занятиях

(Источник: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс/группа ________________

Оцениваемый показатель Варианты проявления Ф.И. учащихся, возраст
                             
Степень участия ребенка в заданиях Не принимает участия                              
Принимает участие больше в роли наблюдателя                              
Принимает активное участие                              
Эмоциональный фон Пониженный                              
Повышенный                              
Норма                              
Взаимодействие с другими детьми Избегает взаимодействия                              
Стремится к взаимодействию, но взаимодействие не получается                              
Взаимодействует с другими ребятами без трудностей                              
Восприятие ребенка группой Изгой                              
Частично отвергаемый                              
Принимаемый                              
Лидер                              
Наличие агрессивных проявлений Часто                              
Иногда                              
Отсутствуют                              
Виды агрессивных проявлений Вербальная агрессия                              
Физическая агрессия                              
Косвенная агрессия                              
Негативизм                              
Наличие изменений Негативные                              
Отсутствуют                              
Положительные незначительные                              
значительные                              

Анкета для учителя «Признаки агрессивности»

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

(Источник: Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005. )

 

Утверждение о ребенке Да Нет
  Временами в него вселяется «злой дух»      
  Он не может промолчать, когда чем-то недоволен      
  Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же      
  Иногда ему без всякой причины хочется выругаться      
  Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги      
  Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение      
  Он не прочь подразнить животных      
  Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним      
  Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих    
  В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот      
  Часто бывает ворчлив      
  Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека    
  Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других      
  Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых    
  Легко ссорится, часто вступает в драки      
  Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми      
  У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности      
  Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится      
  Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других      

Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

16 баллов – низкий уровень агрессивности.

Проведение тестирования.

Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осёл и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем оно питается?

• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное»

Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу.

 

Проведение тестирования.

Для дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Интерпретация рисунка.

Нажим на карандаш

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраст).

 

Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

 

Колебания нажима особо сильны – эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.

Тип животного

Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста.

С конечностями, направленными вовне – экстравертность.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность.

 

Детали

Избыток органов чувств – тревожность.

Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие - тревожность; иногда подозрительность, настороженность.

Зубы - вербальная агрессия.

Голова

• отсутствует – импульсивность; иногда психическое заболевание;

Чешуя, панцирь – потребность в защите, боязнь агрессии.

Иглы, шипы и т.п. – защитная агрессия.

Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность.

Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие – агрессивность.

Описание образа жизни

Место жизни

• изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) – недостаток общения, чувство одиночества;

• упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) – боязнь агрессии, потребность в защите;

· эмоционально неприятное (болото, грязь) – невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание.

Питание

· явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) – низкая социализированность, нарушения общения;

· особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, – импульсивность; низкая социализированность;

· люди – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;

· подробное описание поедания жертв – агрессивность;

· кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) – невротическая агрессия.

Друзья

· отсутствуют – чувство одиночества;

· все окружающие, без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении;

· злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность.

Враги

· большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии;

· все окружающие – негативизм; асоциальность или антисоциальность.

Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер – тревожность, боязнь агрессии.

Желания

• иметь друзей – недостаток общения;

• не иметь врагов – боязнь агрессии; иногда настороженность подозрительность;

• чтобы его не боялись – боязнь агрессии;

• стать обычным животным, стать человеком – эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;

• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.

Шкала агрессивности

(Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

Данная шкала измеряет степень агрессивности и предполагает получение информации о частоте прямых форм физической (толчки, пинки, удары) и вербальной (подтрунивание, оскорбление, угрозы, подстрекательство) агрессии, а также гнева (легкость возникновения и продолжительность вспышек гнева в течение дня).

Чтобы избежать временных искажений, респондентов просят давать ответы, рассматривая свое поведение в течение последних 7 дней. Ребята ранжируют свои ответы по шкале от «0 раз» до «6 и более раз». Полученные результаты суммируются, общий индекс агрессивности располагается в пределах от 0 до 66.

Инструкция школьникам: «Ответьте, пожалуйста, как часто вы совершали перечисленные ниже действия в отношении одноклассников или других учащихся вашей школы. Свои ответы обведите кружочком».

  В течение последних 7 дней
0 раз 1 раз 2 раза 3 раза 4 раза 5 раз 6 и > раз
  Я дразнил других учеников, чтобы рассердить их              
  Я бывал сердитым большую часть дня              
  Я давал сдачи ученикам, которые пытались ударить меня первыми              
  Я говорил о других учениках такое. Что мои слова вызывали смех у окружающих              
  Я подбивал других учеников к драке              
  Я сильно толкал других учеников              
  Я легко сердился на кого-то из одноклассников              
  Я затевал драку, потому что был сердит              
  Я бил кулаком или пинал ногой кого-то              
  Я обзывал других учеников              
  Я угрожал кому-то              

 

 

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

рекомендации по их применению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.194 (0.009 с.)