Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия проведения структурированного наблюдения

Поиск

(Источник: Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.)

Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.

Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.

При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).

 

Незаметность» специалиста.

Для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход занятия. Максимум, что можно себе позволить - это доброжелательно улыбаться детям.

В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.

 

3. «Неодноразовость» наблюдения.

Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети в столовой.

• Дети во время прогулки.

 

Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.


Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т.п.)_________________________________________________________

Характер нарушения поведения В чем именно проявляется Ф.И. учащихся, возраст
         
Агрессия Физическая Ломает предметы          
Рвет книги, тетради          
Толкает сверстников          
Бьет руками/ногами сверстников          
Кусается, щипается          
Другое (отметить)          
Вербальная Произносит нецензурные слова          
Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т.п.)          
Кричит          
Другое (отметить)          
Аутоагрессия Кусает, щипает себя          
Выдергивает волосы          
Другое (отметить)          
Вспыльчивость В физических действиях Неожиданно для всех бросает предметы          
Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь          
Неожиданно для всех может выбежать из класса          
Другое (отметить)          
В речи Неожиданно для всех может нагрубить          
Неожиданно для всех может накричать          
Другое (отметить)          
Негативизм В физических действиях Все делает наоборот          
С трудом включается в коллективную работу          
В речи Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»          
Отказы Отказывается от интересной для всех деятельности          
Конфликтность Сам провоцирует конфликт          
Отвечает конфликтно на конфликтные действия других          
Не учитывает желаний и интересов других сверстников          

Критерии оценки: 0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно

Карта динамического наблюдения за детьми на коррекционно-развивающих занятиях

(Источник: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс/группа ________________

Оцениваемый показатель Варианты проявления Ф.И. учащихся, возраст
                             
Степень участия ребенка в заданиях Не принимает участия                              
Принимает участие больше в роли наблюдателя                              
Принимает активное участие                              
Эмоциональный фон Пониженный                              
Повышенный                              
Норма                              
Взаимодействие с другими детьми Избегает взаимодействия                              
Стремится к взаимодействию, но взаимодействие не получается                              
Взаимодействует с другими ребятами без трудностей                              
Восприятие ребенка группой Изгой                              
Частично отвергаемый                              
Принимаемый                              
Лидер                              
Наличие агрессивных проявлений Часто                              
Иногда                              
Отсутствуют                              
Виды агрессивных проявлений Вербальная агрессия                              
Физическая агрессия                              
Косвенная агрессия                              
Негативизм                              
Наличие изменений Негативные                              
Отсутствуют                              
Положительные незначительные                              
значительные                              

Анкета для учителя «Признаки агрессивности»

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

(Источник: Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005. )

 

Утверждение о ребенке Да Нет
  Временами в него вселяется «злой дух»      
  Он не может промолчать, когда чем-то недоволен      
  Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же      
  Иногда ему без всякой причины хочется выругаться      
  Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги      
  Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение      
  Он не прочь подразнить животных      
  Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним      
  Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих    
  В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот      
  Часто бывает ворчлив      
  Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека    
  Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других      
  Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых    
  Легко ссорится, часто вступает в драки      
  Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми      
  У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности      
  Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится      
  Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других      

Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

16 баллов – низкий уровень агрессивности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.89 (0.007 с.)