Шкала прямой и косвенной агрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала прямой и косвенной агрессии



(Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

 

 

Данная шкала была разработана К. Бьерквистом и его коллегами для измерения у младших школьников трех типов агрессии: физической, вербальной и косвенной.

Ребят просят указать, как ведет себя каждый из одноклассников, если он поссорился со школьным товарищем или просто сердится на него.

Методика используется для определения уровня того или иного типа агрессии у каждого ученика в классе. Оэтому в ней указываются имя и фамилия одноклассника, поведение которого оценивается.

 

Имя, фамилия одноклассника ____________________________________________________

Обведи кружком цифру, которая соответствует твоему мнению.

0 – никогда

1 – редко

2 – иногда

3 – довольно часто

4 – очень редко

 

  Бьет одноклассников          
  Не принимает в свою компанию          
  Кричит на товарища или спорит с ним          
  Из мести заводит дружбу с другими детьми          
  Пинает (бьет ногой) другого человека          
  Не обращает на товарища внимание          
  Оскорбляет других          
  Сплетничает о том, на кого сердится          
  Ставит подножки          
  Наговаривает на других, рассказывает о них гадости          
  Говорит, что собирается кого-то обидеть          
  Замышляет потихоньку кому-то навредить          
  Пихается          
  Говорит плохо о товарище за его спиной          
  Обзывается          
  Предлагает другим: «Давайте не будем с ним дружить»          
  Отбирает что-нибудь у одноклассников          
  Выдает чужие секреты          
  Дразнится          
  Пишет оскорбительные записки          
  Валит других на пол          
  Ругает прическу или одежду товарищей          
  Дергает за волосы или одежду          
  Подговаривает одноклассников против того, на кого сердится          

 

 

Ключ:

Физическая агрессия – пункты 1, 5, 9, 13. 17, 21, 23

Вербальная агрессия – пункты 3. 7, 11, 15, 19

Косвенная агрессия – пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22, 24

 

 

Графическая методика «Кактус»

(М. Памфилова)

 

(Источник: Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч.

2000. №5. С. 12- 13)

 

ЦЕЛЬ: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка (старше 3-х лет),
выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

 

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного

размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей

восьми «люшеровских» цветов (фиолетовый, красный, серый, черный, коричневый, желтый, синий, зеленый), в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

 

ИНСТРУКЦИЯ: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он измениться (что станет с иголками, размером, отростками)?

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того¸ учитываются показатели, специфические именно для этой методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

В рисунке могут проявляться следующие качества учащихся:

Ø Агрессивность – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.

Ø Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Ø Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Ø Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный в низу листа.

Ø Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Ø Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Ø Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Ø Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Ø Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Ø Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов и цветов.

Ø Интровертность – на рисунке изображен один кактус.

Ø Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Ø Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.

Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют:

 

   
Мальчик 7 лет. Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремления к лидерству и домашней защите. Мальчик 8 лет. Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; Отсутствие стремления к домашней защите.  
     
Мальчик 7 лет. Агрессивно – испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.   Девочка 8 лет. Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессивности.
     
Мальчик 7 лет. Агрессивно-экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремления к лидерству и к домашней защите.   Девочка 9 лет. Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.135 (0.01 с.)