Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и типология детской агрессивностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проведенное исследование показало, что проблемой детской агрессивности занимались многие учёные и психологи. Следует заметить, что, несмотря на множество определений и классификаций агрессии, ни одно из них не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Мы проследили наиболее характерные тенденции в аспекте основных направлениях психологии. Ю.Б Можгинский выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и изменяющую. Психотическая агрессия характеризуется необоснованностью разрушительных действий. При изменяющийся агрессии жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Изменяющаяся агрессия часто является патологической компенсацией комплекса обиды и одиночества. Изучая инстинктивные теории, мы пришли к выводу, что агрессия часто является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно этим теориям можно сказать, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Такой вид агрессивной энергии генерируется в организме регулярно непрерывно, спонтанно, накапливаясь в течении времени. Исходя из этого, огромное количество агрессивной энергии, которая имеется в данный момент, может выплеснуться даже от небольшого стимула. В социобиологическом подходе основной теорией является изучение природы агрессии и связывания данного понятия с влияние генов, поскольку они несут индивидуальные черты поведения человека. Наши гены могут вносить изменения в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Поскольку индивидуумы, содействуют выживанию тех, кто имеет с ними общие гены, проявляя различные позитивные качества, то они могут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто отличается от них и не состоит с ними в родстве.
К ситуативной теории агрессии относится подход Джона Долларда, который утверждал, что крайне неприятная стимуляция может вызвать фрустрацию. Он считал, что агрессия всегда является следствием фрустрации, а фрустрация всегда приводит к агрессии. Только у того индивида возникает побуждение к агрессии, который пережил фрустрацию. Однако, агрессивные позывы могут подавляться страхом наказания или встречать внешние препятствия.. Теория социального научения агрессии, которую выдвинул Альберт Бандура, говорит нам о том, что агрессивное поведение может представлять собой такую систему навыков, которая требует длительного и всестороннего обучения. Человек должен наблюдать социальные образцы, чтобы усвоить способы разрушительных действий. Регуляцией является поощрение и наказание, которое сдерживает агрессивное поведение. В психоаналитическом подходе первые исследования принадлежат Зигмунду Фрейду, который рассматривал агрессию как отросток естественного инстинкта выживания. Согласно этому подходу, агрессивная энергия имеет непрерывное появление и со временем ищет выход. Агрессию часто можно охарактеризовать актом враждебности, целенаправленное разрушение, а так же другие действия с деструктивным направлением. Агрессивность рассматривают как непринятую форму поведения, а агрессию как специфическое свойство психики человека. Агрессию мы можем назвать действием, которое имеет функции и организации, но агрессивность рассматривается как структура, являющиеся компонентом психических свойств человека. Одним из способов, который используют многие ведущие психологи-исследователи, в своих работах выявить агрессивные акты поведения, путём объективного наблюдения и измерения явлений. Таким образом, действие причиняющее ущерб, можно назвать агрессией. Ущерб может быть косвенным, а так же прямым. В качестве синонимов к понятию агрессии, исследователи могут использовать такие понятия как «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость», мы можем сказать, что термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Мы считаем, что более подходящее определение предлагает Э. Фромм. Психолог выделил доброкачественную и злокачественную агрессию. Адаптивной и помогающей поддержанию жизни названа доброкачественная агрессия. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение чаще всего становится слабо осознаваемым или вообще может быть случайным. Исследователи агрессивности А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: Во-первых, это физическая агрессия; Во-вторых, раздражение; В - третьих, вербальная агрессия; В - четвертых, косвенная агрессия, направленная и ненаправленная; В-пятых- негативизм (оппозиционное поведение).
А.Басс выделил понятия враждебной и инструментальной агрессии. Намеренье причинить зло, негативные эмоции относятся к враждебной агрессии. Когда агрессия преследует цели, независимые от желания причинить зло, с целью личного обогащения или продвижения, то это инструментальная агрессия. Существуют следующие формы агрессии: Деструктивные - конструктивные, явные и латентные, прямые - косвенные, враждебные – инструментальные, вербальные – физические, эго - синтонные(принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью). В средствах массовой информации и референтных группах часто навязывают модели агрессивного поведения. Если зритель ассоциирует себя с агрессором или отождествляет себя с враждебной персоной, то такие сцены насилия провоцируют агрессивность зрителя. Более того, если личность раздражена, то на нее особенно сильно влияют фильмы. Специфическую форму развития имеет каждый возрастной этап. Зачастую мы наблюдаем, что адаптация к возрастным требованиям сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Рост новых потребностей, которые нельзя удовлетворить с помощью существующих отношений и умений, сопровождают каждый возрастной кризис. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Согласно позиции отечественных учёных, существует связь между агрессивностью детей и свойствами их нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. А поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, ребёнок может унаследовать нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения. Вероятность агрессии достаточно высока также в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности.
В обычной жизни мы не всегда можем определить, что направляет человека: его внутренние агрессивные тенденции или иные факторы? Мы можем дифференцировать агрессивное поведение конкретной личности по таким признакам: 1. личная вовлеченность: - краткосрочная реакция на конкретную ситуацию. -возрастной кризис, дезадаптация, стресс. - устойчивое агрессивное поведение личности. 2. По степени активности: - бездействие, либо отказ от чего-либо; -насильственные или разрушительные действия. 3. По эффективности: - успех и овладение стрессовыми ситуациями, позволяющие успешную адаптацию; -деструктивное агрессивное поведение, которое наносит вред личности и окружающим. 4. По выраженности психопатологической составляющей: - нормальное агрессивное поведение; - агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств; - агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств. Гиперактивность и агрессивность могут иметь много сходных характеристик, так как при обоих нарушается способность реализовывать релаксацию и моторный покой. Мотив- главное отличие агрессивного поведения от гиперактивного. Сверхактивные дети зачастую причиняют вред ненамеренно, в то время как агрессивные дети имеют намеренье причинить вред. Существуют различные источники агрессивного поведения, из которых дети могут брать знания. Однако, на первом месте: семья. Демонстрировать и подкреплять модель агрессивного поведения одновременно может только семья. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессивное поведение во время игр зачастую дети узнают и при общении со сверстниками. Первичная социализация, обучение взаимодействия с людьми, восприятие правильных форм общения и поведения происходит именно в семье. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими в зрелые годы. Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов – это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью воспитание или изменение их поведения. Некоторые родители вмешиваются редко. При воспитании, они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Через поощрение и наказание со стороны взрослого так же может складыватся агрессивное поведение. Социализация агрессии должна быть рассмотрена со стороны взрослого и со стороны ребенка. Потому что, создавая эмоционально благополучную среду, мы обеспечиваем его эмоциональную стабильность, что является базой психического здоровья ребенка. Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочнению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказание часто не эффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение. Одной из причин нарушения у детей эмоциональной стабильности является агрессивное поведение. Которое влияет на самочувствие ребенка, на самочувствие окружающих его сверстников и взрослых, а так же на познавательные, творческие способности ребенка. Таким образом, если ребенок не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессию, что может стать причиной серьезных проблем в дальнейшей жизни ребенка [13,73]. Поэтому необходим процесс социализации агрессии. Под социализацией агрессии понимается процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивилизации [38,35]. Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.23 (0.009 с.) |