Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, задачи, методы и организация исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1 Цель, задачи и методы исследования Цель исследования: уменьшение влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста методами внеурочной работы. Объект исследования: средства массовой информации как фактор развития младшего школьного возраста. Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей младшего школьного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации. Задачи исследования: 1) Классифицировать средства массовой информации, выявить их влияние на детей младшего школьного возраста и провести анализ сущности и типологии детской агрессивности; 2) Разработать и апробировать методику снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста; 3) Выявить эффективность методики снижения уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. На основе методического и теоретического анализа данных, мы составили программу экспериментальной работы, целью которой стало уменьшение влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста посредством организации внеклассной работы с учащимися. Наша программа проводилась в несколько этапов: I этап (февраль-декабрь 2015 года) На первом этапе нашей работы проводился анализ научно-методической литературы, был организован поиск методов организации исследования, сформулирована тема выпускной квалификационной работы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, гипотеза, определены методика и организация исследования. II этап (февраль –март 2016) На втором этапе нашей работы мы подобрали средства для эмпирического исследования. Эмпирический метод сбора данных позволил нам непосредственно наладить контакт с изучаемыми объектами. После проведения исследования, были подготовлены предварительные выводы, обработали и описали данные. III этап (апрель-июнь 2016). Третий этап нашей работы заключался в подготовке письменного проекта выпускной квалификационной работы, оформления литературного списка, приложений. Была дана предварительная оценка степени готовности выпускной квалификационной работы, (предварительная защита с получением допуска к защите работы). Далее выпускная квалификационная работа была предоставлена для оценки научному руководителю, а так же для рецензирования внешнему эксперту. Ознакомление с отзывом научного руководителя и внешней рецензией – стало нашим заключительным этапом работы. Базой для проведения педагогического эксперимента была выбрана МОУ СОШ п.Прикамский. Педагогический эксперимент: проводился в учитываемых условиях. Его созидательный характер помог нам провести научно поставленный преобразования педагогического процесса. Он заключался в теоретическом и экспериментальном обосновании эффективности применения методики в младшем звене средней школы. Чтобы понять личность каждого ребенка, необходимо ознакомиться с результатами исследований в области педагогики, педагогики детского коллектива, возрастной и социальной психологии, физиологии ребенка. Сложная структура личности, в основе которой лежит единство социального, биологического и психического, требует целостного, комплексного подхода к ее изучению. При этом необходимы не только глубокие знания личности в данный конкретный отрезок времени, но и в развитии (каким ребенок был, характеристика условий его воспитания, уровень его воспитанности в настоящем). На основе этого определяются пути формирования его личности в предстоящий обозримый период, отбираются содержание, формы, методы, средства воспитательного воздействия. Разработанная нами методика снижения уровня агрессивности младших школьников проводилась поэтапно. В ходе формирующего педагогического эксперимента наша работа реализовывалась в трех направлениях: общение с учащимися, взаимодействие с родителями, работа с педагогами. Формирование мотивационных установок не только у детей с агрессивным поведением, но и всего класса стало нашей первой задачей. Создание ситуации рефлексии стало нашим последующим этапом работы. И на третьем этапе обеспечивалось интеграция знаний и навыков. Эксперимент проводился в период с одиннадцатого января по двенадцатое мая две тысячи шестнадцатого года. В эксперименте участвовало шестнадцать детей (десять девочек и шесть мальчиков) в возрасте десяти-одиннадцати лет: первичное исследование было проведено в сентябре две тысячи пятнадцатого года, психологом, который проводит психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы. Данные тестирования учтены в нашей работе. Так же мы провели родительское собрание с пояснениями к целям педагогического эксперимента. При проведении родительского собрания, мы рассказали родителям о влиянии средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста, побеседовали о внеурочной деятельности детей. Стоит отметить, что большая часть родителей не ознакомлена с внеурочной деятельностью детей, так же родители не знают, что именно смотрят их дети по телевиденью, для каких целей используют Интернет и в какие компьютерные игры играют. Мы отметили для себя этот момент, с целью выяснения более подробной информации у детей. Наше исследование проводилось в четвёртом «а» классе. Дети, по нашему наблюдению, вспыльчивы, агрессивны, неуступчивы, часто ссорятся. С появлением наблюдателя, дисциплина не восстанавливалась, дети крайне неохотно шли на контакт и взаимопомощь. Четвёртый «а» класс, по мнению классного руководителя, характеризуется как шумный и недисциплинированный, дети легковозбудимые, несдержанны в высказываниях, употребляют много ругательств. Для первоначального сбора данных, мы использовали метод наблюдения. Метод наблюдения позволил нам провести анализ уроков у четвёртого класса, изучить учебно-познавательную деятельность учащихся и ее продуктивность. Так как при наблюдении раскрываются лишь внешние проявления, а внутренние процессы остаются недоступны, мы провели наши первые тестирования. Для первоначального тестирования мы использовали "Рисунок несуществующего животного" и тест "Рука". Рисунок несуществующего животного является проективной методикой. «РНЖ» можно отнести к невербальной (в данном случае графической) коммуникации. Одной их важных характеристик данной методики можно назвать тесную связь с эмоциями испытуемого, его образом фантазии. При оценке результатов, исследователь отмечает такие реакции: вербальные, невербальные, порядок рисования объектов, наличие пауз. При анализе и интерпретации рисунка, исследователь распределяет детали рисунка на виды агрессии, которую испытуемый показал на рисунке. Признаки агрессии на рисунке являются: острые импульсивные линии, сильный нажим, наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.). Страх агрессии, который проявляется как агрессивные приспособления, исследователь легко может перепутать с агрессией. Для дополнительной интерпретации в таком случае требуется беседа с испытуемым. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны, то можно говорить о страхе агрессии. В течение пятидесяти дней мы проводили учебно-воспитательные мероприятия, посвященные организации внеурочной деятельности, посещению культурно-массовых мероприятий и физкультурно-оздоровительной направленности. Помимо посещения мероприятий, мы проводили уроки «окружающий мир», на которых мы вели наблюдение, беседу, а так же опрашивали и устраивали «мозговой штурм» с детьми. Одним из методов работы, которые были использованы, являлась арт-терапия. Самым популярным средством в арт-терапии является рисование. Именно его мы использовали при проведении внеурочной деятельности младших школьников. Обоснованием использования данного метода работы является утверждение о том, что для детей младшего школьного возраста свойственно через художественное творчество, показывать все виды подсознательных процессов. Сам процесс рисования оказывает терапевтическое и профилактическое влияние. При рисовании кисть ребенка выполняет сложные по механизму движения, а так же улучшается зрительно-моторная координация и глазомер. Так же несомненными преимуществами данного вида арт-терапии является: свободное самовыражение ребенка, улучшение сотрудничества со сверстникам, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Еще одним методом использованным в нашей работе являлось использование мульсериалов. В своей работе мы использовали такие мультфильмы как «Аркадий Паровозов» и «Смешарики. Пин -код». «Аркадий Паровозов» - сериал, который помогает изучить детям безопасность жизнедеятельности. Поскольку детей окружают опасности и в повседневной жизни, главной задачей данного мультсериала является обучение детей быстрому и верному реагированию на опасность. Текст в мультсериале составлен в стихотворной форме, что облегчает понимание и запоминание при просмотре. «Смешарики. Пин- код.»- сериал, главный принцип которого «просто о сложном». Данный мультфильм имеет научно-популярную основу, которая интересна для детей-школьников. В нем раскрываются основы таких наук как физика, химия, астрономия и т.д. Использование данного метода обоснован тем, что при просмотре выбранных мультсериалов ребенок изучает новые явления в доступной для него форме. Так же можем сюда отнести мотивационную сторону этого явления, возбуждения интереса к науке, анализ поступков героев, возможность сопереживать главным героям. В период с марта по май классный руководитель работала по разработанной нами методике. Таким образом, мы имели возможность оценить данные, полученные психологом в сентябре и по пришествию пяти месяцев. Первичное тестирование по методикам «рисунок несуществующего животного» и «рука» были проведены психологом в сентябре и нами в январе. Начиная с января, мы работали по нашей методике и в мае провели контрольное тестирование с целью получения результатов, либо их отсутствия. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было изучено состояние агрессивного поведения младших школьников в современных условиях. Задачами констатирующего эксперимента было диагностическое исследование учащихся по определению уровня агрессивного поведения, собиралась информация о влиянии социальных факторов ближайшего окружения (в семьях учащихся, опыт социального взаимодействия); анализировалась степень подготовленности педагогов и родителей по вопросам профилактики негативного влияния средств массовой информации. Суть одной из важнейших педагогических закономерностей состоит в зависимости эффективности воспитательного процесса от тех условий, в которых он протекает. Это позволило нам предположить, что эффективность методики снижения уровня агрессивного поведения младших школьников обуславливается реализацией совокупности психолого-педагогических условий в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Первым условием для нашей работы мы определили создание эмоционально благоприятной среды. Для обоснования данного условия являлось утверждение А. С. Макаренко о том, что воспитывает среда, которая благодаря усилиям педагога организуется наиболее удачным образов вокруг центральной опоры. Центральной опорой нашего экспериментального исследования являлось творческое взаимодействие и продуктивное общение по схеме педагог - дети - родители. Вторым условием являлось развитие у педагогов позиции воспитателя и сформированность способности к личностно-профессиональной рефлексии воспитательной деятельности. Третьим условием было не выделение и не противопоставление агрессивных детей классу, а наоборот, вовлечение в совместную художественно-творческую деятельность, развивающую и укрепляющую дружеские отношения в классе. Поскольку дружественная атмосфера способствует созданию толерантных отношений. Четвертым условием являлось ежедневное обязательное использование во внеурочной деятельности искусства, которое позволило реализовать ряд воспитательных задач: преодолеть психологический барьер агрессивных детей, скованность в их отношениях с окружающими; установить более близкий контакт между детьми, развить коммуникативные и способности, творческие возможности каждого ребенка. Причинами данного процесса являются: - максимальное вовлечение участников педагогического процесса в искусство; -Формирование состояния психологического комфорта, положительных эмоций и соединение творческих сил детей, родителей, педагогов; - Через создание атмосферы коллективного творчества и совместные художественно-творческие проекты развитие у педагогов и родителей позиции воспитателя для плодотворного взаимодействия с детьми с агрессивным поведением; - разработка и реализация поэтапной многокомпонентной модели, направленной на снижение уровня агрессивного поведения младшего школьника и программа по усилению позитивных качеств и развитию социальной уверенности детей с агрессивным поведением. Содержание экспериментальной работы было разработано с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей младших школьников и уровня их социального статуса в группе. Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили, что выбранное нами направление работы является перспективным. Учащиеся стали более успешными в общении с одноклассниками, улучшилось их эмоциональное состояние, повысился уровень коммуникативной активности, улучшились отношения, как с одноклассниками, так и окружающими взрослыми (учителями, родителями) стали более гармоничными и бесконфликтными.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.28 (0.007 с.) |