Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник В. М. Русалова (ОСТ)

Опросник В. М. Русалова (ОСТ)

В основе предлагаемого теста-опросника В. М. Русалова лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И, П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина. Каждая шкала опросника рассматривается как континуум темпераментального свойства в баллах от 0 до 12 и может быть охарактеризована по крайним значениям континуума: 0-3 балла (низкий уровень), 9-12 баллов (высокий уровень). В настоящей работе используются 8 показателей темперамента: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, эмоциональность, социальная эмоциональность, темп, социальный темп. Шкалы опросника ОСТ обладают высокой внешней (экспертной) валидностью и по значению фактически приближаются к коэффициенту тест-ретестовой надежности.

Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения/ Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов.

Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе бланка для ответов, которая соответствует

утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение:

1)нехарактерно;

2) мало характерно;

3) в большей степени характерно;

4) всегда характерно.

Методика диагностики тактики поведения в конфликте К. Н. Томаса

В нашей стране тест адаптирован Я. В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.

Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, По меньшей мере, двумяо бстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличениемчисла исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора,ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов:

♦ какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей;

♦ какие из них являются более продуктивными или деструктивными;

♦ каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведениялюдей в конфликтных ситуациях

К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающимиизмерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам другихлюдей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защитесобственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяетследующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб

другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон (рис. 2).

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при такихформах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях (табл. 11).

2.3.8. Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С. И. Ерина)

Назначение

Оценка уровня или шкалы ролевого конфликта (РК) предназначается для дифференцировки руководителей, воспринимающих свою позицию в условиях перекрестных давлений как конфликтную и как неконфликтную, то есть позволяет диагностировать наличие психологического конфликта по степени его выраженности при выполнении социальной роли в условиях перекрестных ожиданий по отношению к нему как к управленцу:

♦ полученные по шкале данные позволяют сделать вывод о том, какие стороны в деятельности руководителя вызывают конфликтные переживания: множественность функций, взаимоотношений и т. д., что дает возможность определить пути и специфику индивидуальной работы с управленцем;

♦ методика может быть использована как инструмент, позволяющий получить целостное представление о состоянии взаимоотношений конкретного менеджера в системе управления, о его трудностях и проблемах в этом плане;

♦ методика позволяет диагностировать неблагополучные, слабые звенья в системе управления путем сравнительного анализа актуальных проблем роли руководителя у начинающих и опытных, успешных и неуспешных руководителей и т. д., что необходимо для подготовки, обучения и повышения квалификации управленческого персонала;

♦ показатели, полученные по шкале РК, могут входить как один из составляющих компонентов в оценку деловых и личных качеств управленцев и учитываться при определении возможностей и перспектив конкретного руководителя.

Инструкция

Вам предлагается перечень суждений, отражающих ситуации, с которыми вы как руководитель первичного звена управления встречаетесь в своей повседневной работе. Внимательно прочитайте суждения и ответьте, в какой мере каждое из них вызывает у вас негативное отношение, эмоциональную напряженность и конфликтные переживания. Возможные ответы, представленные в бланке ответов, следующие: «в очень высокой степени», «в высокой степени», «в средней степени» (иногда вызывают эмоционально напряженные и конфликтные переживания, иногда — нет), «в слабой степени», «в очень слабой степени» (я совсем безразличен к этим ситуациям)

Все утверждения, отнесенные опрашиваемым к группе «в очень высокой степени», оцениваются 5-ю баллами; «в высокой степени» — 4-мя баллами; «в средней степени» — 3-мя баллами; «в слабой степени» — 2-мя баллами; «в очень слабой степени» — 1-м баллом. Итоговый балл складывается из суммы баллов по каждому вопросу. Полученный путем суммирования общий балл по шкале рассматривается как «сырой», который затем переводится в стандартные единицы (Т). Эта процедура осуществляется по таблице (табл. 13).

 

Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»

Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За 1-2 недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.

Инструкция

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить особенности вашего поведения в конфликтной ситуации.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений.

Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонке.

При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство

проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

Оценка результатов

На каждой строке (табл. 21) соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Инструкция

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» (табл. 22) и «Действующий напролом» (табл. 23). Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» — 0 балла. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

Инструкция

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г.

Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям (табл. 24). Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).

Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид:

«Компромисс — 2; Уход — 3; Настойчивость — 4; Сотрудничество — 1; Приспособление — 5».

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего дает наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Опросник В. М. Русалова (ОСТ)

В основе предлагаемого теста-опросника В. М. Русалова лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И, П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина. Каждая шкала опросника рассматривается как континуум темпераментального свойства в баллах от 0 до 12 и может быть охарактеризована по крайним значениям континуума: 0-3 балла (низкий уровень), 9-12 баллов (высокий уровень). В настоящей работе используются 8 показателей темперамента: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, эмоциональность, социальная эмоциональность, темп, социальный темп. Шкалы опросника ОСТ обладают высокой внешней (экспертной) валидностью и по значению фактически приближаются к коэффициенту тест-ретестовой надежности.

Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения/ Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов.

Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе бланка для ответов, которая соответствует

утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение:

1)нехарактерно;

2) мало характерно;

3) в большей степени характерно;

4) всегда характерно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.143 (0.009 с.)