Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросник В. М. Русалова (ОСТ)
Опросник В. М. Русалова (ОСТ) В основе предлагаемого теста-опросника В. М. Русалова лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И, П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина. Каждая шкала опросника рассматривается как континуум темпераментального свойства в баллах от 0 до 12 и может быть охарактеризована по крайним значениям континуума: 0-3 балла (низкий уровень), 9-12 баллов (высокий уровень). В настоящей работе используются 8 показателей темперамента: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, эмоциональность, социальная эмоциональность, темп, социальный темп. Шкалы опросника ОСТ обладают высокой внешней (экспертной) валидностью и по значению фактически приближаются к коэффициенту тест-ретестовой надежности. Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения/ Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе бланка для ответов, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение: 1)нехарактерно; 2) мало характерно; 3) в большей степени характерно; 4) всегда характерно. Методика диагностики тактики поведения в конфликте К. Н. Томаса В нашей стране тест адаптирован Я. В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, По меньшей мере, двумяо бстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличениемчисла исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора,ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: ♦ какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; ♦ какие из них являются более продуктивными или деструктивными; ♦ каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведениялюдей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающимиизмерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам другихлюдей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защитесобственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяетследующие способы регулирования конфликтов: 1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3) компромисс; 4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон (рис. 2). К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при такихформах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях (табл. 11). 2.3.8. Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С. И. Ерина) Назначение Оценка уровня или шкалы ролевого конфликта (РК) предназначается для дифференцировки руководителей, воспринимающих свою позицию в условиях перекрестных давлений как конфликтную и как неконфликтную, то есть позволяет диагностировать наличие психологического конфликта по степени его выраженности при выполнении социальной роли в условиях перекрестных ожиданий по отношению к нему как к управленцу: ♦ полученные по шкале данные позволяют сделать вывод о том, какие стороны в деятельности руководителя вызывают конфликтные переживания: множественность функций, взаимоотношений и т. д., что дает возможность определить пути и специфику индивидуальной работы с управленцем; ♦ методика может быть использована как инструмент, позволяющий получить целостное представление о состоянии взаимоотношений конкретного менеджера в системе управления, о его трудностях и проблемах в этом плане; ♦ методика позволяет диагностировать неблагополучные, слабые звенья в системе управления путем сравнительного анализа актуальных проблем роли руководителя у начинающих и опытных, успешных и неуспешных руководителей и т. д., что необходимо для подготовки, обучения и повышения квалификации управленческого персонала; ♦ показатели, полученные по шкале РК, могут входить как один из составляющих компонентов в оценку деловых и личных качеств управленцев и учитываться при определении возможностей и перспектив конкретного руководителя. Инструкция Вам предлагается перечень суждений, отражающих ситуации, с которыми вы как руководитель первичного звена управления встречаетесь в своей повседневной работе. Внимательно прочитайте суждения и ответьте, в какой мере каждое из них вызывает у вас негативное отношение, эмоциональную напряженность и конфликтные переживания. Возможные ответы, представленные в бланке ответов, следующие: «в очень высокой степени», «в высокой степени», «в средней степени» (иногда вызывают эмоционально напряженные и конфликтные переживания, иногда — нет), «в слабой степени», «в очень слабой степени» (я совсем безразличен к этим ситуациям) Все утверждения, отнесенные опрашиваемым к группе «в очень высокой степени», оцениваются 5-ю баллами; «в высокой степени» — 4-мя баллами; «в средней степени» — 3-мя баллами; «в слабой степени» — 2-мя баллами; «в очень слабой степени» — 1-м баллом. Итоговый балл складывается из суммы баллов по каждому вопросу. Полученный путем суммирования общий балл по шкале рассматривается как «сырой», который затем переводится в стандартные единицы (Т). Эта процедура осуществляется по таблице (табл. 13).
Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта» Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии. Порядок проведения игры Подготовительный этап. За 1-2 недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем. 1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания. 2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии. Инструкция Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить особенности вашего поведения в конфликтной ситуации. Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонке. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе. Оценка результатов На каждой строке (табл. 21) соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций. Инструкция Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» (табл. 22) и «Действующий напролом» (табл. 23). Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» — 0 балла. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо. Инструкция Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет. Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям (табл. 24). Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг). Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: «Компромисс — 2; Уход — 3; Настойчивость — 4; Сотрудничество — 1; Приспособление — 5». Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего дает наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили. Опросник В. М. Русалова (ОСТ) В основе предлагаемого теста-опросника В. М. Русалова лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И, П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина. Каждая шкала опросника рассматривается как континуум темпераментального свойства в баллах от 0 до 12 и может быть охарактеризована по крайним значениям континуума: 0-3 балла (низкий уровень), 9-12 баллов (высокий уровень). В настоящей работе используются 8 показателей темперамента: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, эмоциональность, социальная эмоциональность, темп, социальный темп. Шкалы опросника ОСТ обладают высокой внешней (экспертной) валидностью и по значению фактически приближаются к коэффициенту тест-ретестовой надежности. Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения/ Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе бланка для ответов, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение: 1)нехарактерно; 2) мало характерно; 3) в большей степени характерно; 4) всегда характерно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.143 (0.009 с.) |