Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы переживания стресса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: эмоции, чувства, аффект, амбивалентность, экспрессия, эмпатия, депрессия, астенические эмоции, стенические эмоции, страсть, стресс, праксические чувства, фрустрация.
Литература 1. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М., 1976. 2. Додонов, Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. – Киев, 1987. 3. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. – М., 1980. 4. Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. 5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М., 1982. 6. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П. В. Симонов. – М., 1981. 7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М., 1984. 8. Ладанов, И. Д. Управление стрессом / И. Д. Ладанов. – М., 1989. 9. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 11. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 12. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 2003. Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей… К. Д. Ушинский. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Б. Пастернак 1. Понятие эмоции и чувства как эмоциональных процессов. Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, мы уже знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятие дает их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазии перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности человек осуществляет свои планы и т.д., может быть, легко было бы обойтись без радости и страданий, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств. В. Солоухин предложил на основе этого фантастического предложения оригинальный тест для решения задачи А. Тьюринга на различение кибернетического устройства и человека. Представим себе, что двое ведут беседу, не видя друг друга. Может быть, нельзя распознать живого собеседника от кибернетического, если обсуждать математические закономерности или литературные произведения, несущие в себе только информационную функцию. Но чтобы вывести замаскированного робота на чистую воду, надо задать таинственному собеседнику следующие вопросы: «За какой идеал он способен пожертвовать собой? На что он готов ради любви? Ради матери? Болит ли за что-нибудь у него душа? Когда он последний раз плакал или смеялся? По какому случаю?» Недаром возникло представление о 3-х членной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца – «ум с сердцем не в ладу» и т. д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемами эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. Итак, зачем нужны чувства? Каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека. Эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. «Эмоции» и «чувства» обозначают различные психические явления, которые тесно связаны между собой. В эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, то, как эти потребности удовлетворяются. Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Это переживание обусловлено отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции – это субъективная форма выражения потребностей. Все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, – отрицательные. «Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта», – отмечал в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев. Здесь полезно вспомнить 3 основных вопроса, на которые, по словам С.Л. Рубинштейна, мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек: что он есть? (личность), что он может? (способности), чего хочет человек? (эмоции, чувства). На первые два мы отвечаем, когда говорим о направленности и способностях. «В эмоциях и чувствах как раз и отражается соотношение между тем, «что хочет» человек, и тем, «что он может». А в результате во многом возникает то, «что он есть»… Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Для примера приведем формулу наличия или отсутствия любви: чувство любви к близкому человеку может переживаться, в зависимости от ситуации, как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. Сеченов считал, что любовь живет всего четыре месяца. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием. Одна из основных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Функции эмоций 1. Оценочная. 2. Побуждающая. 3. Разрешающая ситуации («аварийное поведение»: бегство, агрессия, оцепенение). 4. Организующая деятельность. Традиционное представление о том, что эмоции мешают деятельности, дезорганизуют ее, не вполне верно. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный предмет. Дезорганизация возникает за счет переключения на «аварийное поведение». 5. Регулирующая функция заключается в способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения. 6. Эвристическая функция эмоций наиболее хорошо изучена на материале творческого мышления. Специфические эмоциональные состояния «предчувствия решения» и «красоты решения» играют очень важную роль в этом процессе. 7. Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений. 8. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как отдельная, может рассматриваться также и как аспект функции организации. 9. Экспрессивная – в выражении отношения.
Эмоции могут оказывать значительное влияние на познавательные процессы. От эмоционального состояния зависит, на какие именно аспекты ситуации человек будет обращать внимание. Эмоции могут даже полностью перенастроить восприятие («коридор восприятия» в состоянии аффекта). Восприятие собственных эмоций может влиять на интерпретацию ситуации (эксперимент Валинса).
2. Теории эмоций. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует. Эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. Теория эмоций Джемса– Ланге. Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты такими учёными, как У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций: любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Теория эмоций Кеннона–Барда. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса – Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо). Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса – Ланге и Кеннона – Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея – Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: 1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации. 2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Она показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой. У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов. Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям. Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания. Когнитивно-физиологическая концепция С. Шехтера. К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. О. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека.Согласно когнитивно-физиологической теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом – состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека, в отличие от животных, качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает. По мнению советского психофизиолога П. В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. Формула эмоций: Э = П (Н – С), где Э – эмоция, П – потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «–»), Н – информация, необходимая для удовлетворения потребности, С – информация, которую можно использовать, то, что известно. Из этой формулы вытекают четыре следствия: 1) если П = 0, т.е. если нет потребности, то Э = 0; 2) Э = 0, т.е. эмоция не возникает и тогда, когда Н = С. Это тот случай, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации; 3) Э максимальна, если С = 0. Это означает, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет информации о том, как ее удовлетворить. Здесь эмоция как бы компенсирует информационный дефицит. Недаром говорят, что пугает не само событие, а неизвестность; 4) наконец, согласно формуле, в случае, когда С > Н, должна возникнуть положительная эмоция. Полезно было бы поработать с «формулой эмоций» самостоятельно. Подставляя различные житейские ситуации, вы сможете объяснить и радостную реакцию на сюрприз (не в этом ли психологическая разгадка всяких приятных неожиданностей?), и тревожность, и опасение перед занятием (спросят – не спросят?) или экзаменом (какой билет попадется?) и многое другое. В то же время обнаружится, что многие явления эмоциональной жизни никак в формулу не укладываются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более эмоциональная! Эмоции человека выражаются одновременно в 1) специфических субъективных переживаниях, 2) поведении и 3) физиологических изменениях в организме. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых им эмоциях, четко отдифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния. Что касается поведенческого критерия, то, как правило, мы можем достаточно точно определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за его мимикой, жестами, позой, паравербальными компонентами речи и т.д. Точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции. Физиологические изменения тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникший в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе – на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.
3. Классификация эмоций и чувств. В психологии эмоциями называют положительные процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру, повышают возможности организма к выживанию и адаптации к окружающей действительности, способствуют лучшей познавательной деятельности, т.к. эмоционально окрашенный материал лучше запоминается. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся по продолжительности на следующие эмоциональные процессы: эмоциональный тон ощущений, аффекты, собственно эмоции, чувства – и эмоциональные состояния: стресс, фрустрацию, настроение. Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. По качеству эмоции могут быть положительными и отрицательными, или стеническими (повышающими активность личности) и астеническими (снижающими ее активность). Эмоции можно классифицироватьпо самым различным параметрам. Наиболее распространенными являются классификации по интенсивности и продолжительности (аффекты, чувства, собственно эмоции и настроения) и по качеству (грусть, страх, удивление и т.д.). Аффекты – это сильные, бурно протекающие и относительно кратковременные эмоциональные процессы, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями, почти не контролируемые сознанием. Собственно эмоции – относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание (эмоциональный процесс), ситуативное и непосредственное, выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации. Чувства – длительные, устойчивые эмоциональные процессы, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций. Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон. Классификации эмоций по качеству более противоречивы. В работах разных авторов выделяется от 6 до 20 «основных эмоций». Мы остановимся на следующих: Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности. Удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства. Страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей. Гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляет собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели. Страх – отрицательное эмоциональное переживание, реакция на конкретную угрозу. Стыд – состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам. Одной из наиболее универсальных схем, позволяющих как классифицировать эмоции, так и описывать их динамику, является учение В. Вундта о трех компонентах эмоций. Вундт предполагал, что любая эмоция может быть разложена на три взаимно независимых компонента, которые он предлагал представлять в виде координатных осей эмоционального пространства: 1) возбуждение – успокоение, 2) удовольствие – неудовольствие, 3) напряжение – разрядка. Страсть – сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. В зависимости от направленности чувства делятся на · моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), · интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), · эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), · праксические (чувства, связанные с деятельностью человека, удовольствием от труда). Для разных людей существуют разные категории наиболее желанных чувств. Их спектр, к которому стремится человек, характеризует его индивидуальность. Установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности. Советский психолог Б.И. Додонов выделил 10 таких комплексов. 1. Альтруистические – связаны с потребностью в содействии, помощи, покровительстве другим людям. 2. Коммуникабельные – возникают на основе потребности в общении. 3. Глорические (лат. gloria – слава) – с потребностью в славе, в самоутверждении. 4. Праксические – переживания, вызываемые деятельностью, ее успешностью или, наоборот, трудом. 5. Пугнические (лат. рugnа – борьба) – переживания от потребности в преодолении опасности, интерес к суровым испытаниям и борьбе. 6. Романтические – связаны со стремлением ко всему необычайному, таинственному, с ожиданием необыкновенных событий. 7. Гностические (греч. gnosis – знание) или интеллектуальные – связаны не просто с потребностью в получении новой информации, но и со стремлением упорядочить ее. 8. Гедонистические – связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. 9. Эстетические – отражающие потребность человека в гармонии мира и в гармонии личности с ее окружением. 10. Акизитивные (франц. – потребление) – связаны с интересом к накоплению и коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Соответственно десяти комплексам «наиболее желанных чувств» Додонов Б. И. выделил 10 типов личности. Общая эмоциональная направленность – ведущая характеристика личности. Можно определить еще несколько понятий, характеризующих человеческие эмоции. Амбивалентность – несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь и ненависть, радость и горе и т.д.) Апатия – вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия – подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в эмоциональный мир другого человека. Велико значение эмоций и для регуляции поведения в тех случаях, когда требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностей организма. Не здесь ли следует искать разгадку удивительных на первый взгляд явлений, когда под влиянием сильной эмоции человек совершает невозможное? При этом иногда говорят: действовал в состоянии стресса. Но что это такое? 4. Стресс и фрустрация. Эти слова, как и многие другие научные понятия из психологии и физиологии, давно перешли в живую речь. Но используются они не слишком строго. Основатель теории стресса Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса», вышедшей в 1979 г. на русском языке, писал: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам». В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – это горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации (например, матери сообщают о гибели единственного сына, а затем в комнату входит живой сын). Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, взволнует человека та или иная ситуация или оставит равнодушным, выступит причиной стресса или нет зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Психолог Ганс Селье выделяет 2 вида стресса: 1) дистресс – негативный, разрушающий жизнь, несет болезни, депрессии, горе, несчастье, 2) эйфорический стресс – положительный, жизненно необходимый, несет удовлетворение, здоровье, счастье. Итак, стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Любое событие, факт, сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. В надпочечниках увеличивается выброс в кровь адреналина, кортизола, кортизона – гормонов, которые стимулируют нашу умственную активность. Стресс может возникнуть не только тогда, когда опасность угрожает тебе лично, но и тогда, когда ты видишь, что плохо другому. Одни и те же ситуации могут по-разному воздействовать на человека и в силу его психологических особенностей. Например, имитация «крушения» и вынужденной посадки «самолета». Одни «онемели от ужаса», у них возникли сильные эмоциональные переживания; у других этих явлений не отмечалось, т.к. они имели большой летный опыт и разгадали инсценировку; третьи были уверены в своей способности выжить. Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.. Фазы стресса 1. Реакция тревоги. Будучи подвергнут воздействию стрессогенных факторов, организм изменяет характеристики своего функционирования для осуществления адаптации. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными. 2. Фаза сопротивления, или стабилизации. Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адаптация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость повышается. Наступает сбалансированное расходование адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, всё как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то, в связи с ограниченностью резервов организма, неизбежно наступает третья стадия. 3. Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротивляемость падает, на этот раз необратимо. Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еда или питья. Стресс, по мнению Г. Селье, создаёт «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания – соматические или невротические. К понятию и состоянию стресса близко понятие фрустрации. В переводе с латинского – это обман, тщетное ожидание, непреодолимое препятствие. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению его потребности. О том, как по-разному реагируют люди на помехи, можно судить по такому, казалось бы, несложному опыту. Брызги от проезжающей мимо вас машины испачкали вам костюм. Водитель выходит из машины и говорит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу». Что бы вы ему ответили? А что сказали бы в такой ситуации некоторые ваши знакомые? Если по своему характеру человек всегда или почти всегда реагирует на препятствия одинаково, то можно говорить о том, что он относится к определенному типу. Одни – активно обвиняют других людей, требуют, возмущаются и т.д., в своих промахах и неудачах обвиняют окружающих. Другие – склонны видеть причину своих неприятностей в неудачном стечение обстоятельств: «Никто не виноват. Так уж получилось». Третьи – принимают вину на себя, считают, что сами виноваты во всех своих неудачах и промахах. А четвертые – даже пытаются усмотреть нечто положительное в явно неприятной ситуации: делают «хорошую мину при плохой игре». Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя («регрессивная фрустрация»). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некото
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.7 (0.014 с.) |