Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Привычное прерывание переживания: барьеры и характерСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На каждой стадии цикла чувствительности есть способы блокировать ее дальнейшее повышение. Когда эти способы становятся привычными, мы называем их барьерами. Барьеры прерывают процесс более глубокого погружения в переживание. Цикл чувствительности — это процесс, а барьеры — его прерывания. Привычки в местах барьеров препятствуют естественному развертыванию цикла. На барьере завершения привычки не допускают завершения одного процесса и переориентации на следующий. На барьере озарения привычки блокируют принятие информации. Некоторые люди не желают видеть и понимать определенные вещи. Они предпочитают быть вне контакта. Они не собираются на вас смотреть. Испытывая стресс, они впадают в замешательство и отстраняются. Они избегают ясности. Если они пытаются расслабиться, то цепенеют. В их опыте есть нечто такое, что слишком страшно узнать. Иногда они считают, что в них самих есть нечто чудовищное. В результате они избегают подлинного контакта и с тем, что внутри, и с тем, что снаружи. Им остается очень мало пространства для жизни. Другие люди видят ясно или отчасти ясно, но у них есть привычки, не допускающие действий. Они чувствуют себя застрявшими, увязшими, тяжелыми, толстыми и неподъемными. И безнадежными. Им кажется, что они ничего не могут с этим сделать. Когда возникают побуждения, внутренний голос говорит: “Нет! Не делай этого! Ты можешь кому-то навредить! Ты допус- 16. Привычное прерывание переживания: барьеры и характер 249 тишь еще одну ошибку”. Эти привычные запреты портят все чувство забавы и спонтанности. По мере накопления побуждений люди на этом барьере потуже затягивают свои гайки. Они напрягают все свои силы. Чем больше на них давят, тем менее охотно они откликаются. Их единственным способом самоутверждаться в детстве, проявлять волю к жизни или защищать свои души было сопротивление. Поэтому они застряли в шаблоне: “Я только тогда верен себе, когда сопротивляюсь или ничего не делаю”. От них ничего нельзя добиться с помощью силы. Любой намек на то, что вам что-то от них нужно, автоматически заставляет их закрываться. Никак иначе они не могут откликнуться на впечатление силы или ответственности. Затем есть люди, которые привержены одинокому пути выполнения всего в расчете только на свои собственные силы. Они не ожидают никакой устойчивой поддержки. Они не ожидают никакой подлинной помощи из окружающего мира. Они не ожидают эмоциональной подпитки. Они видят мир как пустыню, в которой ни на кого нельзя рассчитывать. Когда вы предлагаете эмоциональную поддержку, они ее отвергают. Они видят в ней что-то неладное. Они не собираются ее принимать. В результате они никогда не удовлетворены. Они стараются не принимать эмоциональной поддержки и даже не находить ее в мире, потому что не хотят иметь дело с возможностью утраты. Обретение того, что хочешь, вызывает тревогу. Обладание желанной вещью делает человека уязвимым к утрате. Они не умеют принимать то, что есть в их распоряжении. Наконец, есть люди, которые упорствуют в своих действиях, хотя уже давно могли бы остановиться, отдохнуть и подождать возникновения новой ситуации. В качестве привычки этот процесс прерывает спонтанность и поддерживает контроль. Он также не допускает ни малейшего повышения чувствительности, сохраняя психологическое и физическое напряжение. Он рассматривает мир как то место, где посредством энергичной деятельности и усилий нужно решать проблемы и где любовь и симпатия даются только за достижения. Один из способов работы — двигаться по циклу чувствительности, повышая чувствительность и добираясь до переживания. На барьере озарения задача состоит в том, чтобы установить кон- 250 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми такт. Терапевт старается вызвать озарение, помогая человеку расслабиться, обеспечивая ту или иную эмоциональную поддержку или поддерживая самовыражение. На барьере отклика возникают проблемы безопасности и ответственности. Терапевт работает над тем, чтобы было безопасно откликаться, либо поддерживая самовыражение и готовность рисковать, либо сбавляя темп и обеспечивая продуманность и реальность действий. На барьере эмоциональной поддержки я помогаю людям исследовать реакции на предложение эмоциональной поддержки. Я помогаю им понять, что они отгораживаются от той самой эмоциональной поддержки, которая им больше всего нужна. Затем я помогаю им научиться проходить сквозь свои страхи и принимать эмоциональную поддержку. На барьере завершения я обучаю людей оставлять и отпускать. Я помогаю им растворяться в восприимчивости, “расслабляя делание”. Все техники на барьерах входят в терапевтическую стратегию как разные способы обращения с разными процессами характера. Есть несколько взглядов на барьеры. Часто они отражают глубинный материал и процессы характера. Каждый процесс харак-тера1 с присущим ему глубинным материалом, как правило, организует поведение определенными способами — на основе пред-расположенностей и сильных сторон. Прерывания чувствительности в разных процессах разные. По мере того, как терапия проходит через различные стадии, встречавшиеся трудности, например, с контактом или получением доступа, служат признаками определенного процесса характера. Например, существует связь между проблемами контакта и чувствительно-отстраненным процессом, между получением доступа к осознанности и об-ремененно-выносливым и обманчивым процессом; между барьером эмоциональной поддержки и зависимо-милым процессом; барьером завершения и экспрессивным и трудолюбивым процессами. Не то чтобы каждый процесс характера использовал только один барьер, но различные процессы используют каждый барьер по-своему, и яснее всего их видно лишь на одном или двух барьерах. Кроме того, каждый барьер предусматривает равновесие противоположных тенденций. Например, на барьере озарения — равно- 16. Привычное прерывание переживания: барьеры и характер 251 весие контакта и отстранения. Равновесие противоположностей — один из самых распространенных в природе принципов организации. Например, мужской и женский пол, симпатическая и парасимпатическая ветви нервной системы, положительно и отрицательно заряженные частицы атома. Это динамическое взаимодействие противоположностей служит основной движущей силой и источником энергии Вселенной. Фигура и фон определяют, раскрывают и оживляют друг друга. Наверное, самым прекрасным отображением этого принципа является принцип инь-ян. Неспособность беспрепятственно интегрировать какие-либо главные функции жизни означает, что они будут действовать в противоречии друг с другом, точно так же, как поломка светофора на оживленном перекрестке создает заторы и опасные ситуации. Человек с сильными конфликтами предрасположен к какому-то одному способу действий, то есть он реагирует, а не откликается. Предрасположенность отстраняться служит частью чувствительно-отстраненного процесса. Импульсивность, быстрота реакции характерны для обманчивого процесса, а противоположная предрасположенность — откладывать на потом — служит частью обремененно-выносливого процесса. Свойственные барьерам способы поведения мучительны, пагубны, чрезмерны и навязчивы. Неинтегрированные функции имеют склонность уходить в одну из крайностей и оставаться там. Например, отстраненность чувствительно-отстраненного процесса вызывает у человека отчаянное стремление установить контакт и в то же время лишает доступа к информации, необходимой для хоть сколько-нибудь успешного контакта. В результате попытки внешнего контакта оказываются бесплодными или неуместными, что вполне естественно приводит к частым неудачам, обидам и дополнительным поводам отстраниться. Подобные циклы проявляются на каждом барьере. В таком случае барьеры служат защитами от обиды, разлуки, утраты, неудачи и т.д. Поддерживая чувствительность на низком уровне и отдаляя поведение от заряженных болью областей, барьеры защищают нас. Сначала они охраняют нас, когда мы сильно уязвимы в детстве, и потом, когда, повзрослев, мы привыкаем к тому, что отчасти лишены контакта с самими собой. 252 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Барьер озарения Главную роль здесь играют переживание рождения, качество контакта с матерью и окружение первых дней, недель и месяцев. Для младенца не существует символического содержания; оно приходит позже. Мир — это ощущения и чувства. Если этот мир неприятен или тягостен, младенец уклоняется от встречи с ним, как можно тщательнее отгораживаясь от него. Лишь чувствительность матери к тому, что чересчур для новорожденного, содержание его в тепле и в сухом белье, вдали от резких звуков, яркого света и т.д. даст ребенку время вжиться в мир. Если мать испытывает страхи, тревогу, вспыльчива или нечувствительна, то, по всей вероятности, разовьется барьер озарения. С другой стороны, возможна и чрезмерная потребность в контакте. Мать обычно служит самым безопасным, теплым и привлекательным местом для ребенка, и любая разлука с ней может быть крайне мучительной. В конечном счете ребенок обучается включать эту сильную потребность в развиваемое автономное “Я”. Если такое развитие терпит неудачу, то зарождается конфигурация экспрессивно-привязчивого процесса. Таковы организующие факторы барьера озарения. Если контакт резкий и раздражающий, у младенца развивается склонность отстраняться. Какие варианты есть у младенца? Он не может взять и уйти. Ему приходится отстранять внимание, заглушать восприятие. Он не может понять или попросить вас измениться. У него есть только чувства и реакции. Когда шаблон отстранения уже установлен, ребенок организует все последующее обучение вокруг этого шаблона. Если контакт чересчур важен и младенец опасается разлуки, то он обучается контролировать контакт с помощью привязанности и эмоционального нажима. На уровне барьера озарения проявляется следующее поведение: стремление отвернуться, предпочесть разрыв или избежать установления контакта, а также фиксация на чем-то безопасном. Зажатая, напряженная мускулатура чувствительно-отстраненного человека является физической стороной отстранения — как способ сдерживать побуждения и создавать внутренний шум, для того чтобы заглушить жестокость внешнего мира. Именно такое отсутствие контакта с собой, миром и переживанием является 16. Привычное прерывание переживания: барьеры и характер 253 глубинным ядром чувствительно-отстраненного процесса. Напротив, многие люди с чувствительно-отстраненными склонностями и стратегиями необыкновенно хорошо умеют понимать мир символически, особенно в рамках какой-то узкой области интересов. Экспрессивно-привязчивый человек создает “эмоциональный шум”, чтобы избежать разрыва контакта. Оба процесса связаны с дистанцированием. Чувствительно-отстраненный старается сохранять безопасную дистанцию, отстраняясь. Экспрессивно-привязчивый чувствует себя в безопасности только тогда, когда нет никакой или почти никакой дистанции и отсутствует угроза разлуки. Тревожность экспрессивно-привязчивого процесса связана с нежеланием понять что-то, требующее осознания. Все сильные чувства, смех и слезы — это попытка избежать надвигающегося прозрения. Как и выход из контакта у чувствительно-отстраненного человека, это блокирует озарение. Сбор информации — главная жизненная функция. У чувствительно-отстраненного человека отстранение и разрыв контакта срывает сбор информации о текущем, теперешнем переживании. Контакт с переживанием “здесь и сейчас” у чувствительно-отстраненного слаб и шаток. Часто теряются фрагменты разговора и информации о том, что происходит непосредственно здесь и сейчас. ' контакт сбор информации < - отстранение У экспрессивно-привязчивого человека создаются прочные связи на эмоциональном и физическом уровнях. Однако отсутствие дистанции оставляет мало пространства для понимания ситуации. В результате происходит искажение. Идеалом является гибкое движение по всему диапазону функции дистанцирования, от тесных, наполненных чувствами переживаний до сосредоточения и абстрактной красоты шахмат мирового класса или математики. Экспрессивно-привязчивый процесс включает в себя отчаянное стремление к малому расстоянию, которое часто ошеломляет и отпугивает близких людей. А когда близкие все же остаются, они ощущают себя в ловушке, чувствуют, что на них давят, манипулируют ими и т.п. Экспрессивно-привязчивый легко чув- 254 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ствует эту потребность другого человека в расстоянии, что вызывает у него эмоциональное смятение и еще большее отчаяние. И так по кругу. В экспрессивно-привязчивом процессе боль разлуки часто преобразуется в сильные эмоции, которые затем используются как часть экспрессивно-привязчивого “спектакля”, который сам по себе предназначен для поддержания контакта. Это часто запутывает дело и оставляет его нерешенным. Затуманивается и избегается именно то, что иногда называют “быть любимым” и “нуждаться в любви”. Конечно, чувства присутствуют. От них не защищаются. Люди, которым удобен такой способ поведения, могут даже раздувать огромные чувства из пустяковых событий. В противоположность большинству людей, которые защищаются от обиды, скрывая чувства, экспрессивные их преувеличивают. Они защищаются как раз от осознания того, что другому человеку нужно расстояние. В обоих случаях барьер озарения служит приспособлением к информации, которая может ошеломить. Однажды в Портленде, штат Орегон, я работал с женщиной, у которой была привычка задавать вопрос, а когда я отвечал, отворачивать голову и смотреть куда-то в пространство. Когда я заканчивал ответ, она поворачивалась обратно с совершенно пустым взглядом, как будто я ничего и не говорил, а она не задавала вопрос. В результате ничего не происходило. Что не удивительно, ведь мы так и не установили контакта. Вот в таких ситуациях пахнет барьером озарения. Мне потребовалось больше часа, чтобы найти подход к этой проблеме. Со мной работали два ассистента. Я решил заняться непосредственно барьерным поведением. Я подумал, что мы можем перенять ее поворот головы и стремление уклоняться от контакта, а затем посмотреть, что получится. Я устроил небольшой эксперимент, в котором она старалась смотреть и слушать меня, а мои ассистенты перенимали ее склонность отворачиваться и не слушать. Я объяснил ей постановку эксперимента. Один ассистент оказывал на нее небольшое физическое давление, отворачивая голову. Другой ассистент шептал ей на ухо: “Не слушай его, не слушай его”. Она старалась смотреть и слушать. Мы подготовились, и когда она тоже была готова, то подала нам знак. Пока один ассистент шептал слова, второй старался повернуть голову женщины в сторону, 16. Привычное прерывание переживания: барьеры и характер 255 чтобы она не смотрела на меня. Потребовалось всего несколько секунд. Женщина, не проявлявшая до этого почти никаких эмоций, вдруг разрыдалась и стала очень взволнованной. Мы переняли ее технику избегания контакта, оставив ее с той частью, которую она защищала и которая отчаянно жаждала избегаемого контакта. Первым делом она вспомнила то, как ее отвели в детский дом и разлучили с сестрой. Ее охватила последняя потребность контакта с любимым человеком, которую она ощущала в жизни. Это было сорок лет тому назад, когда ей было пять лет. Так что мы проработали боль той разлуки и возможность ощущения и удовлетворения этой потребности в ее теперешней и будущей жизни. Работа на барьере озарения Один из способов работы на барьере озарения — с помощью глаз. Уже одно только исследование чувств и реакций, вызываемых прямым взглядом и взглядом в сторону, если оно проводится с осознанностью, дает много материала для проработки. Опасение наблюдать или быть под наблюдением тесно связано с глубинным материалом. Почти то же самое можно делать с прикосновением. Вопрос здесь в контакте, а это два основных канала, не в обиду будет сказано нашей родной телефонной компании “Белла”. Во время эмоционально насыщенного сеанса клиенту часто хочется свернуться в комок, чтобы его при этом крепко обхватили. Это проявление страха раздробиться на части при контакте с чем-то ужасающим. Сюда также относится ощущение холода или оцепенения (от страха). Если некоторое время очень крепко обхватывать человека, то сначала это будет действовать очень успокаивающе, а еще через некоторое время, как минимум несколько минут, он может почувствовать побуждение раскрыться. Человек может спонтанно перейти к движениям или переживаниям рождения. Такого рода процесс рождения — это не только предельно реалистичное переживание, часто связанное с настоящим рождением человека, но и основной символ выхода наружу, присутствия и установления контакта. После того как человек протискивается наружу, он готов посмотреть на чье-то лицо. 256 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Для него это может быть время, внушающее страх. Первый зрительный контакт. И вот здесь-то может произойти самое большое изменение — когда его обучают умению смотреть. Может даже улучшиться зрение. Я всегда стараюсь, чтобы у меня было любящее лицо при ожидании, когда эти глаза наконец откроются. Если это происходит на семинаре, я привлекаю ассистента или участника группы. Такое лицо, мягкое прикосновение, тепло рук и кожи становятся первым радушным приветствием. Для человека с чувствительно-отстраненным процессом переживание, когда, протиснувшись в мир, открываешь глаза и обнаруживаешь любовь, похоже на пробуждение от кошмара в руках светлого и любящего родителя. Однажды в Альбукерке, после того как я поработал таким образом с женщиной в чувствительно-отстраненном процессе, она начала многое замечать вокруг, например, цвета или просто красоту в чем-то обычном. Мы работали перед полуднем, а всю вторую половину дня она время от времени вдруг замечала что-то, и ее лицо озарялось изумлением и восторгом. Она глядела на что-то, может быть, на тень или свет, падающий на дерево на улице, и светлела сама. Она была не в состоянии уделять внимание занятиям — все осматривалась вокруг; она не знала, что все выглядит так. Я с огромным удовольствием наблюдал, как эта женщина открывала для себя мир. На барьере озарения я занимаюсь еще и работой над принятием внутренних побуждений, установлением контакта с внутренним “Я”, принятием тех частей, которые злятся, боятся и т.п. Пробы, которые я при этом использую, связаны с такими вопросами, как социальная принадлежность (“вам здесь рады”) или страх (“вам не обязательно видеть то, что вы не готовы видеть”). Я также использую такие пробы, как “вам свойственно то, что свойственно людям” или “все, что внутри вас, естественно”. Подобные пробы прямо обращаются к проблемам отстраненного процесса. Барьер отклика Барьер отклика связан с темпом и своевременностью, контролем и привычками, которые служат связующим звеном с действиями. Чтобы действия были эффективными, они должны быть своевре- 16. Привычное прерывание переживания: барьеры и характер 257 менными, оформленными и направленными. Чтобы какое-либо действие было преднамеренным, нужно некоторое время на планирование или обдумывание. Для намерения требуется продумывание, пусть даже секундное. Мы можем чувствовать ответственность лишь тогда, когда наши действия преднамеренны. Мы чувствуем, что в самом деле совершили действие, лишь тогда, когда время, продумывание и сознание сформировали его; мы чувствуем, что это наше решение и связь с результатом принадлежит нам. В таком случае мы ответственны за него. У нас есть свобода действий, если мы способны откликаться или не откликаться, то мы ответственны (от слова “ответ”) за действие. Если у нас нет выбора, если действие происходит неожиданно, без нашего сознательного намерения, если мы только реагируем или оказываемся неспособны действовать, то не чувствуем ответственности. Поэтому барьер отклика имеет прямое отношение ко времени. С барьером отклика тесно связаны два процесса характера — об-ремененно-выносливый и обманчивый. Тактика затягивания, застревание, неспособность откликнуться и роль невинной жертвы — признаки обремененно-выносливого процесса. Это действие, контролирующее вплоть до полного бездействия. Это задержка и откладывание на потом вплоть до срыва. Такой контроль мотивируется страхом ответственности. При обремененно-выносливых процессах задержка и сопротивление происходят машинально. Любая попытка подтолкнуть обремененно-вынос-ливый процесс к результатам приводит к машинальному сопротивлению и дальнейшей задержке. Вспоминаются медленные и неохотные действия тех, кто связан с гарантированной, монотонной работой. С другой стороны, обманчивый процесс связан со слишком незначительным сопротивлением и импульсивными действиями без обдумывания и сознательного планирования. В итоге человек действует безответственно и вообще не чувствует никакой ответственности. В то время как обремененно-выносливый играет в невинность и чувствует себя очень виноватым, обманчивые играют в ответственность, ничуть ее не чувствуя. Именно обманчивые заявляют права на таланты, качества, богатство, статус и власть, которых у них нет или почти нет в действительнос- 258 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ти. Основные черты обманчивых — отсутствие приверженности правде, что подпитывается их необузданным воображением, и почти полное отсутствие вины. Когда действия человека полностью спонтанны и импульсивны, ответственность пропадает. Дэвид Шапиро говорит об этой идее в своей книге “Автономия и ригидный характер”. Быстрые действия опосредуются симпатической иннервацией и низким корковым торможением. Их противоположности — парасимпатическая иннервация и высокое корковое торможение — опосредуют медленные, преднамеренные движения. Так что эти факторы — метаболизм и тормозящие воздействия коры головного мозга — способствуют установлению шаблонов поведения на барьере отклика. Образ действий и ответственности формируются на тех стадиях, когда осваивается контроль над произвольно сокращающимися мышцами, когда проводятся эксперименты со свободным движением, когда родители задают правила, а ребенок их проверяет. Как раз тогда обремененно-выносливый узнает, что затягивание и невинность изматывают обидчиков, а обманчивый узнает, что нарушение правил может сойти с рук при помощи лжи и обаяния. Поспешность оправданий обманчивого, какими бы обезоруживающими они ни были, оказывает почти такое же воздействие, что и убогая неуклюжесть обременен-но-выносливого. И тот, и другой в итоге ни за что не отвечают. На барьере отклика образ обремененного процесса представляет собой выносливость, стойкость и выжидание, как у черепахи. Выдержка и неуступчивость — важнейшие задатки для затягивания. Напротив, образ свободы от потребностей и запросов других людей, от необходимости планировать или учитывать служат краеугольными камнями импульсивности. Быть способным, как Супермен, сделать что угодно, помочь нуждающимся, спасти находящихся в опасности без малейшей вероятности неудачи, без всяких усилий, сражаться со злодеями, ничуть не теряя своей бесконечной энергии без малейшей опасности для себя. Такие образы свободы и неуязвимости — символический фундамент поведения на барьере отклика. Полярные грани потребностей в импульсивном порыве и контроле нужно объединить в одно целое. Происходящее либо серь- 16. Привычное прерывание переживания: барьеры и характер 259 езно, либо не имеет значения, либо находится где-то посередине. Сдерживаться ли, бросаться ли в гущу событий — нужно решать по отношению к самому себе и другим людям. Для обреме-ненно-выносливого жизнь безрадостна. Для обманчивых все это шутка. у действие самовыражение / \ задержка Как это жизнь может быть серьезной? “Ребята, я же не хотел. Просто пошутил. Чего все так волнуются? Ну да, у меня нет прав на пилотирование самолета. Я как раз собирался их получить”. Поведение на уровне барьера отклика — это приспособление к контролю со стороны других и защита от боли разлуки с любимыми, которые, как и родители, ожидают и часто требуют определенного уровня ответственности. На барьере отклика существует предрасположенность либо задерживать, как в обре-мененно-выносливом процессе, либо реагировать без обдумывания, как в обманчивом процессе. Задержка вызывает у других людей нетерпение. Притязания на невиновность вызывают у других людей желание силой добиться действий и ответственности и определить наказание. Нетерпение и принуждение, направленные на человека в обремененно-выносливом процессе, лишь усугубляют задержку действия и создают все условия для долгой безмолвной битвы одной воли с другой. Человек в обманчивом процессе отвечает обещаниями и обаянием, стараясь умерить требования других людей всего лишь видимостью желаемого, вызывая тем самым дополнительные требования и гневные протесты против невыполнения надлежащих и ожидаемых действий. Игра продолжается, пока процесс не срывается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.217.59 (0.013 с.) |