Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вызывание переживаний — 1: пробы и признанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда клиент находится в состоянии осознанности и обращен внутрь к текущему переживанию, мы готовы вызвать какое-то переживание после того, как человек уже рассказал нам все, что хотел. Когда человек готов углубиться внутрь и между нами установилось сотрудничество на бессознательном уровне, то приходит наша очередь мягко взять на себя управление и начать работать. Если мы слушали человека и у нас появились идеи о том, что можно сделать дальше, то мы используем небольшой эксперимент, пробу, признание или перенимание. Мы можем сочетать эти техники в изящных комбинациях. Мы делаем что-то очень простое. В любом случае это, скорее всего, будет одна из техник, описанных в данной и следующей главе. Читая теорию, невозможно определить, что на самом деле происходит в ходе терапии. Техники часто полнее выражают суть работы, чем все вместе взятые обсуждения того, как и почему они работают. Теория становится важна, когда приходит время обучать работе. Но техники остаются осязаемым, объективным фактом. Например, в гештальте в число техник входят использование осознания, “горячий стул”, озвучивание “частей” личности, исследование снов и фантазий. Эти техники выражают суть геш-тальт-терапии. Они выражают веру в воображение, игру и творчество. Они выражают тягу к близким отношениям, к присутствию, к искренности, к тому, чтобы признавать все свое “Я” и 130 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми давать ему возможность высказываться. Обо всем этом нам не скажут слова типа “ретрофлексия” и “конфлюэнция”. В биоэнергетике поощряются стрессовые позы и сильное самовыражение. Здесь техники раскрывают решимость быть энергичным (в смысле оживленных действий), напряженно работать и не убегать от своей боли. Суть побуждения к эмоциям и к самовыражению в том, чтобы быть искренним. В психоанализе это кушетка, свободные ассоциации и работа со сновидениями. Подчеркивается значение использования символов личностью, скрытых, охраняемых слов, контролирующих повседневные поступки и мысли. Кроме того, подчеркиваются отношения врача и пациента, как улица с односторонним движением. Пробы, признания, контактные высказывания, небольшие эксперименты и разнообразные формы перенимания — это основные формы вмешательства в Хакоми-терапии. Мы регулярно используем их во время сеансов терапии. Это ведущие техники Хакоми, точно так же, как осознанность и ненасилие — ее ведущие принципы. Без них Хакоми-терапия была бы невозможна. Свою первую пробу я сделал спонтанно. Все, что моя клиентка говорила, и то, как она себя вела, говорило мне о том, что она чувствует себя плохим человеком. Я попросил ее просто слушать меня и наблюдать, что произойдет, когда я скажу следующую фразу. Я собирался заметить ее реакции, когда она услышит, что я скажу ей, что она хороший человек. Я хотел посмотреть, что произойдет. Она ни разу не сказала прямо, что она плохой человек; это было похоже на привычное представление о себе, не выражаемое прямо. Я сделал это немного театрально. Я попросил клиентку смотреть мне в глаза, быть открытой к моим словам и замечать все, что происходит. Я наблюдал за ее глазами, чтобы увидеть, когда она станет восприимчива. Тогда я сказал: “Ты хороший человек”. Я произнес это медленно и более-менее так, как будто просто предлагаю факт. Я не пытался убедить ее, а просто предложил это высказывание. Как раз тогда я был под сильным влиянием биоэнергетики. Я считал высвобождение эмоций главной целью терапии и усилен- 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 131 но работал над тем, чтобы его вызвать, иногда проводя людей через физически мучительные процессы. У меня была идея, что высвобождения эмоций очень нелегко добиться. Но когда я сказал ей: “Ты хороший человек”, — она залилась слезами и плакала так, как я никогда не видел, чтобы она плакала. Через некоторое время мы поговорили о ее ощущении себя как плохого человека. Я все еще не понимал, что у меня есть новая техника. Я использовал пробу во второй раз только через полгода. А регулярной частью моей работы пробы стали только два года спустя. (Если искать предшественников проб, то самое близкое, что я нахожу — это использование Юнгом техник словесных ассоциаций, разработанных Вильгельмом Вундтом.) Следующую пробу я сообщил женщине, которая на первом сеансе сказала мне, что она старшая из десяти детей, у нее есть собственные дети и рядом нет мужчины. Мы обговорили это за первые десять минут. Я подумал о том, что бы она хотела услышать от своих родителей, когда она была ребенком, заботящимся о своих братиках и сестренках. Я подготовил ее так же, как и первую женщину, попросив об открытом внимании и смотря в ее глаза, как в окно. (Мы уже больше не смотрим в глаза. Большинство людей предпочитают держать глаза закрытыми во время проб.) Я сказал ей: “Я хотел бы, чтобы ты была моей маленькой девочкой”. Я понял, что она так никогда и не была именно чьей-то маленькой девочкой. Она проплакала, с перерывами, весь оставшийся сеанс. Это была сильная женщина, и ей приходилось быть сильной. Когда она не плакала, мы разговаривали, и она садилась мне на колени и клала голову мне на плечо. Она чувствовала то, что она упустила и так никогда и не получила, — потребность, от которой она убегала, то, о чем она когда-то решила, что никогда этого не получит. Я надеялся, что, осознав это и получив некоторый опыт таких ощущений, она сможет попробовать иногда переживать по крайней мере что-то подобное. Мне понравилось то, что произошло. Она чувствовала боль, но это была боль возвращения к себе. Я считал, что помогаю бессознательному стать сознательным. Дальнейшая история туманна. Пробы постепенно стали частью моего образа действий. Позже, когда я начал обучать людей, оказалось, что теория и техни- 132 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ка как будто созданы друг для друга и всегда шли бок о бок. Так оно и было, но этот союз строился медленно. К тому времени, когда у меня открылись глаза на взаимосвязи, все это уже происходило некоторое время. Другие основные техники, перенимание и признание, развивались столь же медленно. Они описаны подробнее в конце этой главы. Меня лично вдохновили несколько великолепных терапевтов. Здесь я хотел бы упомянуть двух из них — Альберта Пессо и Моше Фельденкрайза. Я прошел семинары с ними, прочитал их книги и считаю, что их идеи и техники были необыкновенно важны для развития моих собственных. И Фельденкрайз, и Пессо изучают организацию опыта, и оба используют осознанность своими способами. У Альберта Пессо я научился экспериментировать и позволять клиенту использовать свое осознание, чтобы обнаружить значение переживания. Я научился техникам, которые оставляют осознание и самораскрытие на долю клиента, в то же время давая много пространства для того, чтобы терапевт помогал продвигать процесс своими обоснованными догадками. У Пессо я научился тому, как важно делать терапевтическую обстановку безопасной и эмоционально поддерживающей. Я почти слышу, как он так мягко и внимательно направляет: “Что происходит, когда...”. Он всегда создавал и находил способы для того, чтобы структурировать ситуацию так, чтобы клиент мог сделать собственные открытия о том, что для него правильно и что его эмоционально поддерживает. В этом он был мастером, и я научился этому у него. ПРОБЫ Проба — это эксперимент в состоянии осознанности, пример вызванного переживания, если угодно, медитация с поддержкой. Мы выделяем время на подготовку. Мы устанавливаем осознанность, предлагаем стимул и изучаем реакцию. Мы ищем подсказки об организации опыта. Мы просим клиента замечать то, что происходит, отмечать свои реакции. Когда клиент замечает свои реакции и способен сообщать о них, он уже не реагирует, а, по 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 133 сути дела, откликается, потому что отслеживание реакций — это явление совсем другого порядка, чем сами реакции. В состоянии осознанности сознание саморефлексивно и способно само изучать себя. Проба — это не разговор и не эмоциональная поддержка ради эмоциональной поддержки. Мы не используем проб, когда клиент находится в обычном состоянии сознания. Это эксперимент, разработанный для того, чтобы вызвать переживание, заслуживающее изучения и проработки. Поставив его, мы надеемся внести что-то автоматическое и бессознательное в сознание. Нам нужна осознанность только на краткий момент. Пробы предназначены для того, чтобы вызывать материал для проработки (см. “Рыбалку” ниже), а также исследовать воспоминания и убеждения, организующие опыт. Виды проб Пробы бывают вербальные и невербальные. Вербальные даются в такой форме: 1. Попросите клиента стать осознающим (если нужно, помогите ему в этом). 2. Подождите, когда клиент будет готов. (Можете попросить его дать вам сигнал). Когда клиент готов, предложите краткое, простое высказывание. Перед самим высказыванием обычно идет вопрос типа:
— Заметьте, пожалуйста, что происходит, когда я говорю вам... — Пожалуйста, заметьте, что вы испытываете, когда слышите... — Что вы замечаете, когда слышите, как кто-то говорит... Для людей, которые впервые получают пробы и нуждаются в руководстве, я расширяю часть с вопросом и использую несколько таких же фраз, которые используются для установления осознанности. Я говорю медленно и мягко: 134 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми — Пожалуйста, замечайте, что с вами происходит... Я жду сигнала, и тогда... — Так что пожалуйста, замечайте, что с вами проис Такое расширенное вступление помогает ввести клиента в состояние осознанности и дает ему понять, что общий мотив здесь — не прилагать усилий, а пассивно отслеживать. После того как я сообщаю пробу, я отслеживаю реакции клиента на нее. Вербальные пробы — это высказывания такого типа: Что вы испытываете, когда я говорю... — Вы хороший человек. — Я хотел бы, чтобы ты была моей маленькой девочкой. — Вы хозяин своей жизни. — Вам здесь рады. — Что бы вы ни чувствовали, это нормально. — Вы здесь в безопасности. — Я здесь ради вас. И так далее и тому подобное. Приведенные выше пробы, кроме “Я хотел бы, чтобы ты была моей маленькой девочкой”, — “общие”. Они всплывают снова и снова, у одного клиента за другим. Существуют связи между определенными пробами и процессами характера, благодаря которым именно эти пробы дают невероятный эффект. Эти связи описаны в последующих главах. Невербальные пробы похожи, за исключением того, что вместо высказывания терапевт выполняет действие, обычно мягкое прикосновение, или просит клиента сделать что-то, обычно слег- 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 135 ка изменить позу. Когда мы выбираем эти физические взаимодействия — прикосновение и движение, мы делаем это с точностью и осознанностью, и они очень эффективны при вызове материала для проработки. Форма хорошей пробы Время. Мы сообщаем пробы медленно. Наш темп служит примером для клиента, он задает тон. Мы действуем внимательно, продуманно. Своей сосредоточенностью мы предлагаем клиенту тоже сосредоточиться. В частности, мы поощряем и поддерживаем осознанность. Вы попросили установить осознанность и теперь тоном голоса и темпом поддерживаете ее. Пауза. Есть некоторая пауза между частью пробы “что происходит, когда я говорю” и частью высказывания. Этот небольшой момент между вопросом и высказыванием дает клиенту время точно воспринять пробу, особенно если у него есть хоть какой-то опыт в этом. Если вы действуете слишком резко, то клиент быстро возвращается к обычному сознанию, реагируя на вашу скорость, а не на ваше высказывание. Так что продвигайтесь плавно и оставляйте паузу между фразами. Тон голоса. Как уже говорилось, тон голоса выражает и поощряет осознанность. Он размеренный, внимательный и нейтральный. В тоне голоса не должно быть никакого стремления убедить, ни грамма давления на принятие или отклонение высказывания. Большинство людей, особенно когда они открыты и расслаблены, замечают малейшие намеки на принуждение. Так что тон должен быть нейтральным. Больше того, голос не должен повышаться к концу высказывания, как в вопросе. Проба — это высказывание, вложенное в вопрос, и именно такое высказывание должно подчеркиваться тоном голоса. Вопросы склонны автоматически переводить внимание с переживаний на слова. Стараясь не подавать в виде вопроса часть пробы, содержащую высказывание, вы помогаете клиенту просто замечать реакции, а не думать об ответах. Словесная формулировка. Формулировка (описанная выше), тон голоса, темп и своевременность помогают построить подачу про- 136 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми бы в виде эксперимента. В случае невербальных проб хорошо подходят такие формулировки: — Что с вами происходит, когда я... — Что вы испытываете, когда... Небольшое предупреждение по поводу формулировки: не применяйте вопросов, которые требуют определенного типа переживания, например: — Что вы чувствуете, когда... — Какие у вас проходят мысли, когда... Используйте более широкие термины, чем “чувствовать” или “думать”, если, конечно, вам не нужно выяснить именно мысли, воспоминание или напряжение. Иногда бывает нужно что-то конкретное. Если клиент по привычке застревает в ощущениях или мыслях, то можно спросить об образах или воспоминаниях. Но если вы не ищете таких вещей, используйте такие слова, как “испытываете”, “происходит”, и “меняется”. Причина этого проста. Когда вы делаете пробу, у клиента может и не быть какого-то чувства. Если спросить его о чувствах, он будет искать чувства и может не сообщить о других видах переживания. Когда вы используете открытые слова типа “происходит”, “испытываете”, вы предоставляете клиенту гораздо больше свободы. Одна-единственная мысль на одно высказывание и простой язык. Как можно ожидать краткой, простой, заметной реакции на пробу, если высказывание в ней многословно, запутанно, замысловато или заумно? Проба должна быть одиночной, простой мыслью. Она должна быть понятна для пятилетнего ребенка. Хотя проба и говорится медленно, она должна быть полностью произнесена за короткое время, так что нельзя останавливаться посередине и задумываться. Заранее подготовьте пробу еще до того, как попросите ее выполнять. Опора на реальность. Не пытайтесь продать клиенту слона. Не кривите душой против того, что есть и было на самом деле. Не говорите чего-то вроде: “Больше на тебя никто не будет злиться”. Это неосуществимо и вызовет у клиента смешанные чувства. Будьте реалистичны и правдивы. Если вы не только эмоци- 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 137 онально поддерживаете и принимаете, но и говорите правду, то добиваетесь максимально возможного и, скорее всего, заодно достигаете того, что нужно и желательно для личности в целом, и особенно для “внутреннего ребенка”. Эмоциональная поддержка. Пробы должны быть эмоционально поддерживающими или потенциально эмоционально поддерживающими для клиента. Мы не говорим и не делаем в виде эксперимента того, что вредно или опасно. Конечно, клиент часто чувствует боль при восприятии пробы, но это старая боль, вызванная в основном признанием того, что в пробе предлагается нечто очень нужное и желанное, которого просто не было у ребенка и, скорее всего, нет сейчас у взрослого. Такая боль — это начало исцеления. С помощью пробы мы предлагаем эмоциональную поддержку; мы даем клиенту возможность либо получить что-то необходимое, либо ясно увидеть, что он отвергает предложенное. Исходя из этого, мы можем исследовать, как именно и почему отвергается эта эмоциональная поддержка. Мы предлагаем как раз такую эмоциональную поддержку, которая, как мы полагаем, больше всего нужна и желательна для клиента и которую ему труднее всего принять. Именно в этом состоят потенциальные возможности для роста. Индивидуально подобранная проба. Хотя мы применяем много проб для “рыбалки” и по меньшей мере две-три дюжины из них отчасти стандартны, наилучшие пробы разрабатываются и отшлифовываются в текущем сеансе с конкретным клиентом. В одной из тех, которые я помню, говорилось нечто вроде: “Вам не обязательно мыть посуду, если вы этого не хотите”. В ходе работы с клиентом вы уточняете свои пробы и видоизменяете их, пока они не попадают прямо в точку. Часто очень тонкое различие в одном-двух словах приводит к совершенно другой реакции. И хотя окончательная проба может быть похожа на одну из общих и, так сказать, типовых, это небольшое отличие может быть очень важным для клиента. Без первого лица. По возможности лучше избегать высказываний от первого лица типа: “Я люблю вас”. Лучше сказать что-то вроде: “Вы достойны любви”. Поскольку проба — это часть действия по наблюдению реакций, избегайте всего, что может 138 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми осложнить это наблюдение. В случае предложений от первого лица очень легко попасть в отношения, основанные на переносе (трансфере). Клиент начинает вести себя так, как будто между вами происходит обыкновенный разговор. В таком случае разумно будет прояснить, что проба — это эксперимент, а не обязательно настоящее выражение ваших мыслей и чувств. Здесь необыкновенно важно относиться к этому как к эксперименту. Такое отношение лежит в основе осознанности, в основе преодоления отживших привычек и болезненных глубинных убеждений. Так что мы при этом наблюдаем себя немного отстраненно. В то же время эта работа интимна. Она направлена на мучительные, глубокие, старые явления, которые остаются в основном за рамками обычного осознания. Такое сочетание открытого самонаблюдения и сокровенной интимности редко встречается в повседневном мире, и это одна из тех вещей, благодаря которым терапия терапевтична. И помните: не следует пытаться стать кем-то другим, а не самим собой. Не берите на себя роль хорошего родителя или кого-то в этом духе. Предлагайте высказывание как составную часть эксперимента. Не впадайте в привычку быть каким-то другим человеком. Это может запутывать и затруднять дело. Без отрицаний. Стараясь упростить пробы и сделать их легче усваиваемыми, лучше все-таки избегать таких слов, как “не”, “нельзя”, “нет” и т.п. Преобразуйте высказывания типа: “здесь совершенно нечего бояться” в нечто вроде: “вы здесь в полной безопасности”. Конечно, клиент может попросить у вас высказывание с отрицанием. В таком случае используйте его. В целом, когда клиент просит о чем-то конкретном, старайтесь предоставить это точно в требуемом виде. В остальных случаях избегайте отрицаний. Ориентация на получение отзыва. Наконец, очень важно, чтобы проба имела такую форму, которая предполагает отзыв. Вы спросили: “Что происходит, когда...”, и вам нужен ответ на ваш вопрос. Цель в том, чтобы наблюдать реакции и сообщать о них. Так что ждите отзыва! Если вы ничего не получаете, попросите его дать! Например, клиент может просто ответить вам так, как будто между вами идет обыкновенный разговор и вы просто мимоходом произнесли это высказывание. Скажем, вы начали с вопроса: 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 139 — Что происходит, когда я говорю... что Вы хоро И клиент отвечает: — Ну, никто мне такого раньше не говорил. Или: — Вы на самом деле другого мнения. — Я понимаю, что Вы говорите, но все же Вы не сказали мне, что произошло. — Заметили ли Вы какую-то мысль, чувство или что-то еще? Получите отзыв! Как правило, стоит сделать еще одну попытку после процедуры прояснения. Если клиент застревает в реагировании и не дает отзывов, вам нужно справиться с этим и как-то изменить ситуацию. Может быть, продемонстрировать это с кем-то другим. Может быть, еще немного поработать над безопасностью и расслаблением. Таковы некоторые грани формы подачи проб. После небольшой практики вы научитесь делать их правильно. Теперь поговорим о том, откуда их брать. Основой для создания проб может послужить... Стандартный набор. За последние десять лет Хакоми-терапев-ты создали и обнаружили десятки проб. В большинстве из них на том или ином уровне отражаются процессы, присущие тому или иному характеру. С каждым из таких процессов связано три-четыре глубинных убеждения и еще несколько вспомогательных. Например, в случае чувствительного характера важны убеждения по поводу безопасности и принятия другими. Поэтому для чувствительных характеров часто используется, скажем, такая проба: — Вам здесь рады. 140 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми В начальной части сеанса терапии стандартная проба может быть очень эффективна для “рыбалки” (см. ниже). Тело. Один из способов обнаружить, какая проба может сработать, —посмотреть на тело клиента, в том числе на позу, строение, жесты и стиль движений. Из таких наблюдений можно сделать некоторые выводы о том, с каким из процессов характера вы встретитесь в ходе терапии. Это вопрос умения выяснять по телу информацию о характере и владения пробами, соответствующими каждому из процессов. Содержание. Содержание рассказа клиента — богатый источник для создания проб. Мир клиента ограничен предположениями и значениями важных переживаний прошлого. Внимательно вслушиваясь в переживания клиента и их смысл с точки зрения клиента, можно определить убеждения, которые ограничивают эмоциональную поддержку и благополучие. Если клиентка говорит о том, как сильно она старалась угождать родителям, и вы слышите грусть и разочарование в ее голосе, то вы можете использовать такую пробу: — Вам не обязательно угождать кому-то, кроме Или: — Вы достойны любви такая, какая вы есть. Это стандартные пробы для жесткого процесса. Вот замечательный совет от Пэт Огден: представьте себе, какое высказывание хорошо подошло бы для контакта, и преобразуйте его в пробу. Например, вы можете преобразовать контактное высказывание типа: “Устали, да”, в такую пробу: “Вполне можно отдохнуть”. Метасообщения, например, тон голоса Во время разговора происходят всевозможные микрособытия, которые безмолвно комментируют его содержание. Жесты, мимика и тон голоса — все это дает подсказки о том, что происходит с клиентом, и следовательно, о возможных источниках проб. Примером может быть тон голоса, который указывает на вопрошающее, неуверенное отношение. Каждое предложение 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 141 заканчивается повышением голоса, как будто за каждым высказыванием скрыт вопрос. Это подсказка о характере, часто связанная с пониманием другими людьми. Поэтому может сработать такая проба: — Я слышу и понимаю Вас. Эта проба связана с процессами получения внимания и любви, например, с экспрессивно-привязчивым процессом. Кстати, вы также можете преобразовывать пробы в признания, например, эту пробу о понимании можно преобразовать в такую фразу: — Я знаю, Вам нужно, чтобы я слушал и понимал Вас. Поэтому отслеживание переживания и умственных процессов клиента существенно важно и стоит на первом месте. На основе отслеживания вы можете составлять контактные высказывания, признания или пробы. Используемые клиентом слова — это тоже подсказки. Утверждение типа: “Я никогда не получаю то, чего хочу”, скорее всего, вызовет у меня (при ближайшей удобной возможности) вопрос: “Что происходит, когда я говорю... что вы можете получить то, чего хотите?” Не то чтобы я придирался. Можно многое выяснить о том, как человек себя организовывает вокруг такого унылого убеждения. В ответ на использование этой пробы вполне могут всплыть воспоминания, непосредственно связанные с таким убеждением. Из содержания, позы и тона голоса возникает структура, раскрывающая смысл всего опыта клиента. Слушая, наблюдая и экспериментируя с идеями в вашем уме, вы обнаруживаете, что происходит с точки зрения человека, с которым вы работаете. После небольшой или продолжительной тренировки пробы приходят на ум без малейших усилий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.69 (0.015 с.) |