На чем мы сосредоточиваем внимание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На чем мы сосредоточиваем внимание



Данный метод работает и с переживанием, и с убеждениями. Убеждения, в особенности несущие эмоциональный заряд, руко­водят, организуют и ограничивают переживания. Поэтому каждое текущее переживание — это непосредственный пример органи­зующей власти убеждений. Мы работаем с переживанием, чтобы


14. Основные виды работы и логика метода 225

достичь глубинных убеждений, чтобы внести их в сознание, где мы можем исследовать альтернативы. Мы работаем с альтернатив­ными убеждениями, для того чтобы создать возможность новых переживаний. Мы переходим от переживаний к убеждениям и от убеждений к переживаниям. Мы иногда называем это работой на стыке ума и тела. При достаточно продолжительном отслежива­нии определенного переживания всплывают воспоминания, убеждения и значимые образы. При открытом и искреннем отсле­живании образов, воспоминаний и убеждений всплывают насы­щенные чувствами переживания. В ходе терапии происходит воз­вратно-поступательное движение между двумя этими уровнями.

В данном методе эмоциональную поддержку оказывают несколь­кими способами. Один из способов — прикосновение. Мы каса­емся или держим клиентов, когда они испытывают боль, горе или в них проявляется обиженный ребенок. Кроме того, мы предлагаем эмоционально поддерживающие высказывания. Один из способов их использования — исследовать в состоянии осоз­нанности, как другой человек организуется вокруг возможности эмоциональной поддержки. Ведь если вы не получаете того, что вам нужно от жизни, есть только два варианта: либо в мире это­го нет (и в таком случае терапия не поможет это получить), либо в мире это все-таки есть, а вы его не берете. Нам нравится обна­руживать и прорабатывать эмоциональную поддержку, которая доступна и не принимается. Мы исследуем убеждения, которые препятствуют принятию.

Мы также используем эмоциональную поддержку для того, что­бы выработать силу и смелость. Когда мы говорим добрые слова, прикасаемся к клиенту или крепко держим его в руках, то помо­гаем ему подготовиться к той часто нелегкой эмоциональной ра­боте, которой бывает терапия. При этом мы внимательно следим за тем, чтобы не оказывать эмоциональную поддержку, которую не принимают. Таким образом, мы хотим предотвратить развитие эмоциональной зависимости. Предлагая эмоциональную поддер­жку, мы отслеживаем, принимает ли ее на самом деле другой че­ловек или нет. Иногда человека больше привлекает идея эмоци­ональной поддержки и связанное с этим разыгрывание ролей, чем реальные, физические переживания удовольствия, облегче­ния, тепла и т.д. В таких случаях мы используем состояние осоз­нанности, чтобы сосредоточить внимание на вопросе эмоцио-


226 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

нальной поддержки. Если эмоциональная поддержка принимает­ся, в переживании будут присутствовать удовлетворение и за­вершенность. Подлинная эмоциональная поддержка всегда ведет к завершенности. Она принимается и переживается. Рано или поздно она удовлетворяет соответствующую ей потребность, и тогда происходит переориентация. Многие успешные сеансы за­вершаются в тот момент, когда клиент принимает эмоциональ­ную поддержку, которую не мог принять раньше. И в течение некоторого времени кажется, что он ею никогда не насытится. Но, как правило, через десять-пятнадцать минут у клиента появ­ляется интерес к завершению и переходу к чему-то новому. Про­цесс приходит к самопроизвольному и обычному концу. Если мы осмотрительны с эмоциональной поддержкой и для внесения яс­ности используем состояние осознанности, зависимость стано­вится предметом изучения или вообще не возникает.

К тому же мы много работаем с телом. Как я только что говорил, мы работаем на стыке ума и тела. Мы совершаем переходы между телесными переживаниями и значением этих переживаний. На­пример, мы делаем пробу, а затем изучаем вызванное ею пережи­вание, например, мышечное напряжение или ощущения. И наобо­рот, мы можем взять телесное переживание, например, напряже­ние и отправиться на поиск значения, обращаясь к подсознанию с просьбой предоставить слова, образы и воспоминания, связан­ные с этим напряжением. Конечно, все это нужно делать в подхо­дящие моменты и подходящими словами. Должна присутствовать связь с бессознательным. Мы также отслеживаем телесные при­знаки внутреннего переживания через жесты, позу, выражение лица и даже строение тела, оттенок и текстуру кожи, температуру и манеру движений. Все это служит непрерывной обратной свя­зью по тому, какое воздействие оказывают наши вмешательства.

Кроме того, как было описано в предыдущих главах, мы работа­ем с особыми состояниями сознания и организацией опыта.

ЛОГИКА МЕТОДА

Применяемый нами метод состоит в том, чтобы найти маршрут к глубинному материалу и видоизменить его воздействие на жизнь клиента. Исходя из текущего переживания клиента, про-


14. Основные виды работы и логика метода 227

являющегося в позе, конфигурации тела, жестах, интонации, мы стараемся найти ключи к глубинному материалу клиента и мар­шруты доступа к этому материалу. Мне это представляется рабо­той с информационными процессами в живых системах. Такой взгляд позволяет выработать логику метода. Он помогает нам описать и прояснить те исходные предпосылки, на которых ос­нована эта работа и наш подход к работе с людьми.

Хакоми — это четко определенный метод работы с людьми, ко­торому можно обучить. Хотя в применении этого метода есть большая доля искусства, чувствительности и творчества, лежа­щая в его основе логика прагматична и недвусмысленна. Суще­ствует полный курс обучения Хакоми-терапии, состоящий из те­ории и несколько сотен часов практических упражнений. Трене­ры и преподаватели Хакоми, в том числе и я, уже более десяти лет обучают искусству Хакоми-терапии.

Сам метод имеет дело с тем, каким образом люди перерабатыва­ют информацию. В данном случае можно говорить о двух систе­мах. Одна поддерживает и совершенствует биологическую орга­низацию. Вторая поддерживает символическую организацию, в том числе речь, представление о себе и культурные влияния. Взаимодействие двух систем — ума и тела создает и поддержи­вает весь комплекс функционирования, который мы называем характером. Поэтому мы особо выделяем и применяем прежде всего информацию на стыке ума и тела, информацию, которая объединяет в одно целое символические и биологические про­цессы. Вот почему метод “телесно-ориентирован”, и одна из его основных целей — построить органичное взаимодействие между двумя этими основными системами.

Лечение строится таким образом, что терапевт следует за орга­ничными процессами другого человека, процессами, в которых существенна потребность саморегуляции. Клиент — это не толь­ко система переработки информации. Клиент — это живая сис­тема. Поэтому метод не только телесно-ориентирован, он ориен­тирован на живые системы. И в связи с тем, что мы, люди, весьма неординарные живые системы в этой части солнечной системы, обладающие уникальными символическими и культурными спо­собностями, метод ориентирован на самосознающего человека. Так же, как древним даосам, нам претит идти вразрез с естеством


228 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

вещей, применять силу, когда она просто не нужна. Наше “ле­карство” восхитительно энергоэкономно, ненасильственно и не­токсично.

Наши цели — поощрять, поддерживать и вызывать изменение на уровне глубинного материала. Идя к этой цели, мы не боремся с защитами. Скорее, мы их поддерживаем. Мы рассматриваем их как усилия по управлению переживанием. Поддерживая их, мы работаем над построением взаимоотношений, в которых другой человек будет чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы добровольно поддаться переживанию и выражению глубинных воспоминаний и эмоций. Все мы избегаем контакта с глубинным материалом, создавая шум в форме отвлечений и развлечений, обращая внимание на все что угодно и поддерживая достаточно высокий уровень напряжения, для того чтобы заглушать чувства и снижать чувствительность. Безопасность снижает шум, а со­средоточенность на текущем переживании приводит нас к кон­такту с глубинным ядром.

Исходные предпосылки

Метод основан на следующих допущениях. Каждое переживание содержит маршруты доступа к поддерживающим его биологи­ческим и символическим структурам. Эти маршруты начинаются с составляющих самого переживания, таких, как ощущения, чув­ства, мысли, образы, побуждения и т.д. Поддерживающие струк­туры способствуют созданию и организации переживания, оста­ваясь в основном вне осознания.

Отслеживание определенного переживания, сбор дополнитель­ной информации с помощью активизации переживания и иссле­дования все большего количества непосредственных, тепереш­них, в основном телесных составляющих в конце концов автома­тически приводит к установлению контакта с поддерживающими его структурами и получению доступа к ним. Увеличить объем информации об определенном активном переживании можно двумя способами. Первый способ — проводить больше времени в этом переживании. Информация со временем накапливается. Больше времени — больше информации. Другой способ — уве­личивать чувствительность. Мы можем увеличить количество


14. Основные виды работы и логика метода 229

информации, извлекаемой из каждого переживания, доводя чув­ствительность до высокого уровня и поддерживая ее на этом уровне. В Хакоми мы увеличиваем и поддерживаем чувствитель­ность прежде всего с помощью техник, которые понижают шум, а не повышают уровень сигнала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.045 с.)