Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переживание, которое желает произойтиСодержание книги
Поиск на нашем сайте В процессе роста формируются определенные естественные функции, например способность стоять, ходить, говорить и так далее. Мы можем считать шаблоны характера задержками или дефектами роста этих естественных психологических и социальных функций. В результате определенных нарушений функция урезается, искажается или не полностью осваивается. Без успешного освоения этих функций определенные переживания 76 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми так никогда и не происходят. Цель терапии в том, чтобы создать и интегрировать эти переживания, которые должны были произойти по ходу нормального роста, но не произошли. Ниже приведен список недостающих глубинных переживаний для каждого шаблона характера. 1. Чувствительно-отстраненный 2. Зависимо-милый 3. Самостоятельный 4. Круто-щедрый 5. Очаровывающе-манипулятивный 6. Обремененно-выносливый 7. Экспрессивно-привязчивый 8. Трудолюбиво-занятый Безопасность, принятие другими, присутствие здесь в мире, приятный контакт... Свобода от страха Благодарность, забота, изобилие, общность, эмоциональная поддержка... Свобода от нужды Добровольная помощь других... Свобода от испытаний Быть настоящим, проявлять слабость, потребности... Свобода от использования, манипуляции со стороны других Быть настоящим, принятие себя такого, как есть... Свобода от преследования Отсутствие давления, ответственности, вины... Свобода делать что-то для себя, а также свобода самовыражения Безоговорочная любовь и внимание, когда не нужно завоевывать внимание... Свобода полагаться на взаимоотношения Быть любимым, ценимым, просто за то, что ты есть... Свобода расслабиться и играть 3. Люди 77 Основы характера Базовые процессы, например функционирование нервной системы, биологическое приспособление, развитие, социальное взаимодействие и организация опыта, не “объясняют” характер в упрощенческом смысле. Они лишь представляют опорные точки, которые можно использовать при рассмотрении личностей, с которыми мы работаем. Структура и поведение людей дают ключи к их глубинному материалу лишь в том смысле, что у нас появляются точки зрения для восприятия и понимания. Включая сюда этот небольшой раздел, я хочу тем самым сказать, что стоит рассматривать характер в более широком контексте, обращаясь, в частности, к биологии и теории систем. Характер и некоторые основополагающие системы отсчета Я выбрал несколько систем, которые доказали свою ценность. Прежде всего это системы Милтона Эриксона, Карла Юнга и Дэвида Шапиро. Они сохраняют актуальность в контексте современных исследований в области психологии (существует обширная литература по этому предмету7).
Системы Милтона Эриксона Внутреннее/внешнее сфокусированное/размытое Поглощенный/объективный Прямое/косвенное Тот, кто сверху/тот, кто снизу/равный Системы Дэвида Шапиро 1. Фокус внимания 2. Мышление 3. Поступки Открытый/узкий Глобальное/подробное Импульсивные/заторможенные 78 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Система Юнга Типы Мыслящий/чувствующий/сенсорный/интуитивный Интроверт/экстраверт Системы Хакоми 1. Предрасположенности 2. Корковый контроль 3. Активная нервная система уйти/сломаться/обмануть/ сопротивляться/драматизировать/ действовать Заторможенный/импульсивный Симпатическая/парасимпатическая Обсуждение Внимание — это функция приема входных сигналов. Она включает операции, которые видоизменяют и контролируют приток информации в систему. В основном она связана с тем, как воспринимается мир, и самыми первыми попытками взаимодействовать с ним. Функции внимания особенно важны в ситуациях информационной перегрузки. Измерения внимания — внутреннее/ внешнее и сфокусированное/диффузное. Внутреннее/внешнее. У любого человека в определенный момент времени фокус внимания направлен либо на внешние события (внешние рецепторы), либо на внутренние события (ощущение той или иной позы, чувства голода, внутренней температуры, и т.д.). Конечно, можно уделять внимание и тому, и другому одновременно или быстро чередовать внутреннее с внешним. Некоторые люди обладают достаточной для этого гибкостью внимания. При изучении характера имеет значение фиксация или сильное предпочтение одной направленности внимания перед другой. (Это справедливо для любой системы. Шаблоны характера служат ограничениями даже на уровне этих базовых переменных.) У тех, чье внимание обращено вовнутрь, присутствует незначительная задержка в реакциях, во время которой они воспринима- 3. Люди 79 ют мир в себя и преобразуют его во внутренний опыт. Им легче знать свои чувства и другие внутренние события и, возможно, труднее взаимодействовать с другими людьми, с новыми местами, новыми людьми, толпами, шумом и так далее. Люди с такой направленностью внимания относятся к интровертированному типу по Юнгу. Те же, кто обращен вовне, более непосредственно связаны с окружающим миром; они менее осведомлены о своем собственном внутреннем состоянии. Они относятся к экстравертиро-ванному типу по Юнгу и комфортнее чувствуют себя с другими людьми по сравнению с теми, чье внимание обращено вовнутрь. Мы видим, как эта система работает у экспрессивного и трудолюбивого типов. Например, у экспрессивных внимание больше направлено внутрь, а у трудолюбивых наружу. Та легкость, с которой экспрессивные (а также люди в зависимо-милом шаблоне) могут сообщать о своих чувствах, — один из признаков внутреннего внимания. Осознанность — это, конечно, тренировка внутреннего внимания. Сфокусированное/размытое. Внимание может быть сфокусировано в узком диапазоне или быть более размытым. Оно может быть открыто для новых входных сигналов из новых источников, принимать в себя широкие области интересов и сохранять гибкость по отношению ко всему, что приходит. Или может быть узким и “заостренным”, отслеживать что-то одно и не допускать новых входных сигналов или помех. Оно может быть ориентировано на общие шаблоны или углублено в подробности. И, как и в случае всех других систем, оно может быть гибким и способным переходить из одной формы в другую. Те люди, у которых более открытая фокусировка, охватывают и интегрируют большие, более глобальные области, но утрачивают подробности. Узкая фокусировка способствует различению тонких подробностей и утрате общей картины. Диапазоны внимания Шапиро совпадают с диапазонами внимания Эриксона. Стоит отметить, что ряд исследователей в этой области предложили приблизительно одинаковый набор переменных. Эти переменные тесно связаны с вопросами контроля и стилями мышления. Удержать внимание на объекте в ситуации высокого уровня информационного шума достаточно сложно. Я помню фотографию Никола Теслы, сидящего в своей лаборатории, тогда 80 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми как вокруг него сверкают сильнейшие замысловатые электрические разряды, над его головой происходит нечто вроде электрической бури, а он спокойно сидит, читая книгу. Разумеется, это шутка. Тем не менее, есть на свете люди, которые могут спокойно обращаться к образу Бога, в то время как горит их собственное тело, как мы это видели во Вьетнаме. Как указал Дэвид Шапиро, для поддержки стиля мышления, подобного параноидальному, нужен узкий фокус внимания. Размытый фокус более характерен для человека с экспрессивно-привязчивым стилем, который воспринимает картину в целом и чувствует ситуацию, но не подробности. Стиль мышления экспрессивного человека также глобален, более ориентирован на людей и на шаблоны, на приготовление еды по вкусу и интуиции, без использования рецептов и отмеривания ложками. Дистанция. Мы можем быть полностью поглощены собой, забывая обо всем на свете, теряя чувство времени, места и даже себя. Быть поглощенным означает свести до минимума дистанцию между собой и тем, на что обращаешь внимание. Или можно чувствовать себя отделенным, не вовлеченным, как будто все происходит далеко, за стеклянной стеной, вне нашего личного поля и никак с нами не связано. В предельном случае это идеал объективности и объективной науки. Вопрос в том, бросаемся ли мы очертя голову навстречу тому или иному событию или, напротив, сохраняем дистанцию. Поглощенность. Она связана с сильной потребностью в общении, характерной для парасимпатических типов. Их вовлеченность в общение с другими, их предубежденность против эмоциональной поддержки и заботы требует полной отдачи. Те, кто сохраняет дистанцию, например,люди с чувствительно-отстраненным шаблоном и другие люди с высокой активностью симпатической нервной системы, наделены способностью оставлять свои переживания при себе и холодно смотреть на окружающих. Стиль мышления. Мышление, как и фокусировка, может быть глобальным или ориентированным на детали. Филигранный, аналитический стиль мышления часто приводит к потере реального смысла явлений. Самое узкое мышление у параноика, который ищет какие-то скрытые знаки, в то время как настоящая структура имеющейся ситуации вытесняется из внимания. В гло- 3. Люди 81 бальном, импрессионистском стиле мышления есть настоящее чувство событий, и его часто считают интуитивным. Здесь подробности считаются неважными, и поэтому теряются. Этот диапазон важен для терапевта, потому что в ходе терапии нужно переходить от одного стиля к другому. Экспрессивно-привязчивый стиль более глобален, а чувствительно-отстраненный и трудолюбивый проявляют себя в более узком диапазоне. В ходе терапии один человек описывает очень подробные реакции на пробу, сообщая, скажем, о единичном ощущении, например, о покалывании в пальце, а другой сообщает о чувстве во всем теле. Их мышление соответственно отличается. Это один из диапазонов Шапиро, который подробно описывает его в своих книгах8. Поступки. Поступки располагаются в диапазоне от высоко-контролируемых, планируемых и обдуманных, очерченных и умышленных до совершенно спонтанных, незапланированных, импровизированных, неожиданных и импульсивных. Обремененно-вы-носливый слишком контролирует себя, доходя до крайностей, а экспрессивно-привязчивый часто бывает необуздан. Внушение. Это измерение связано с типом внушения, на которое человек реагирует и которое может быть прямым или косвенным. Такое различие связано с чувствительностью к манипуля-тивному или грубому обращению. Парасимпатетики, с их тонким чувством партнера и тактом, будут скорее реагировать на непрямое внушение, а более симпатические — на прямое. Контроль. Это измерение связано с тем, какую позицию для себя выбирает человек, вступая в те или иные взаимоотношения. Для некоторых людей на первом месте стоит надежность и совместная ответственность. Они хотят, чтобы с ними обращались, как с равными, и сопротивляются любым попыткам передать им управление или подчинить их. В стратегии с многочисленными каналами может использоваться такая позиция контроля. Другие предпочитают позицию сверху или позицию снизу. Те, кто снизу, например, обремененно-выносливый и зависимо-милый, стремятся к тому, чтобы кто-то другой взял ответственность на себя. Те, кто сверху, готовы это сделать ради привилегий, которые причитаются такой позиции. Именно поэтому час- 82 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми то встречаются тесные взаимоотношения людей в зависимо-милом шаблоне или обремененном шаблоне с людьми в круто-щедром шаблоне. Типология Юнга представляет нам интровертов, экстравертов, чувствующий тип и так далее. Доктор Эдвард Уилсон из университета Колорадо9 связывает эти типы с психологическими переменными, такими, как частоты электромагнитных волн в головном мозге, передача импульсов между нервными клетками и наиболее вероятными для каждого типа проявлениями стресса. По мнению Уилсона, каждый тип Юнга в ситуации стресса “отдает предпочтение” той или иной системе — мышечной, сердечнососудистой, нервной или эндокринной. Сенсорные типы направляют свой стресс преимущественно в мышечную систему, а чувствующие — в эндокринную или гормональную. Мыслящие типы “предпочитают” сердечно-сосудистые осложнения, а “интуити-вы” используют маршруты нервной системы. Доктор Уилсон продолжает эксперименты и, насколько я знаю, до сих пор не опубликовал результаты своих исследований. В Хакоми каждому шаблону характера соответствует определенная предрасположенность. Эти предрасположенности тяготеют к крайним точкам системы, которая, в принципе, должна представлять собой сбалансированный континуум. Дальнейшая информация о модели характера представлена в главе 16. Область исследований, связанных с теорией характера, существует давно и является весьма обширной. Я хотел бы особенно порекомендовать книги Стивена Джонсона, Александра Лоуэна, Джона Пьерракоса, Вильгельма Райха и Дэвида Шапиро. Точку зрения системной теории можно найти в книге “Оценка семьи” Майкла Керра и Мюррея Боуэна10.
Глава 4 ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ Основная работа специалистов по здоровью вообще и психотерапевтов в частности состоит в том, чтобы самим стать людьми в полном смысле слова и воодушевлять на такое становление других людей, которые чувствуют неполноту своей жизни. Чогьям Трунгпа. Стать человеком в полном смысле слова Совершенно-мудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Лао Цзы. Дао Дэ Цзин Вся настоящая жизнь — встреча. Встреча не происходит во времени и пространстве, а пространство и время приходят на встречу. Мартин Бубер Введение: Иерархия контекстов В процессе развития Хакоми возникла иерархия контекстов, в которой каждый новый уровень служил для формирования и регулирования нижележащих уровней. Техники доступны, ося- 84 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми заемы и им легко научиться. Примерно двадцать минут вам потребуется на то, чтобы научиться выполнять пробу. (Вы не узнаете все о пробах за двадцать минут, но научитесь их выполнять). Техники очень мощные, и они работают. Студенты с успехом используют их, и работа на этом этапе очень радостна. В зависимости от способностей и интересов студенты могут работать на этом уровне несколько месяцев, иногда несколько лет. Есть много техник, которым нужно научиться. Когда обучение все еще сосредоточено на этом уровне, техниками часто злоупотребляют. На первых этапах студенты перенимают все, что попадается им на глаза, и делают пробы в ужасающем темпе. Студент, очарованный техникой, эксплуатирует свое умонастроение, требующее осознания некоторых мелких деталей. В этом умонастроении студент еще не способен воспринимать более широкий контекст. Он ищет возможности использовать техники, которым научился, и еще не знает многого о том, как активно создавать эти возможности. По мере приобретения опыта он замечает все больше таких возможностей, и постепенно становится проблемой, какие из них выбрать. В итоге возникает вопрос, почему следует использовать одну технику, а не другую. Так что сочетание мастерства и замешательства в конце концов побуждает перенести центр внимания с самих техник на то, как целостно и систематично организовать их использование. Техника стала привычкой. Возникает следующий уровень — метод. Метод, как следующий более высокий уровень, организует использование освоенных техник. При изучении метода начинаешь задавать себе вопросы: что это за процесс? В какой системе я нахожусь и как могу из нее выпрыгнуть? Какая это часть процесса? Как здесь можно создать эксперимент? Как можно получить больше информации о том или этом? Подходящее ли время для того, чтобы проделать небольшой эксперимент? С чем нужно организовать контакт? Все это вопросы относительно метода, процесса и характера. Начинаешь осознавать впечатляющие аспекты клиента как целостной личности. Например, студент учится распознавать, контактировать и работать с детской частью клиента. Это интересно, и работа кажется чем-то новым. На этом уровне студент учится “делать больше, делая меньше”. Он 4. Исцеляющие отношения 85 меньше полагается на технику, но работает точнее. Студент также обучается шаблонам и стратегиям характера и использует их в своей работе. Он отступает в сторону от подробностей текущего момента, чтобы заметить более масштабные шаблоны. На эти более широкие шаблоны, которые включают управление сознанием, снижение шума, установление осознанности, сбор информации, пробуждение переживаний и так далее, и направлен метод. Чтобы овладеть этим уровнем, требуется гораздо больше времени. Здесь нужно многому научиться, и это нужно усвоить, сделать привычкой. Нужно затратить много времени на обучение и практику. Такая работа начинает занимать все время. И на этом уровне работа действительно оживает. Она становится богаче и приносит больше удовлетворения. Студент работает увереннее с более широким диапазоном людей на все более глубоких уровнях. Метод способен помочь студенту стать эффективным терапевтом. Тем не менее даже у метода есть свои ограничения. После долговременной и обширной практики мы снова начинаем чувствовать свою ограниченность. Метода почему-то недостаточно. Так что мы ищем более широкий контекст, что-то, выходящее за рамки метода, так же, как метод выходит за рамки техники. Это уровень взаимоотношений. Метод включен в контекст взаимоотношений терапевта и клиента. Именно эти взаимоотношения определяют, когда методы работают, а когда нет. На этом уровне решающую роль играют эмоциональный рост и глубина понимания терапевта. Здесь мы начинаем использовать свое “я”, то, чем мы являемся. На этом уровне студенту нужно еще многому научиться. По мере того, как мое понимание переходило с одного уровня на другой, моя способность проводить терапию поразительно улучшалась. По-видимому, когда нужен новый уровень, понимание набирает силу, пока довольно неожиданно не становится ясным новый организующий принцип. После того как я накопил столько подробностей о методе, что он стал понятийно громоздким, возникло нечто очень простое, организующее все это. Возникло видение пространства, в котором построение особых отношений с клиентом играет главную роль. Суть таких отноше- 86 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ний заключается в сотрудничестве бессознательного. Оно зависит от двух сложных структур — эмоционального отношения терапевта и его понимания мира клиента. Принципы — наивысший уровень контекста. Принципы направляют все уровни развития, но особенно нашу способность к исцеляющему взаимодействию. Эмоциональное отношение терапевта основывается на принципах. Когда я работаю с продвинутыми студентами, мы имеем дело именно с этим. Мы сосредоточиваемся на том, в чем каждому из нас еще нужно поработать над собой, как каждый из нас может еще лучше научиться “находить опору в принципах”. Чтобы находить опору в единстве, нам нужно научиться тому, что излечение — задача не терапевта и не какого-то внешнего средства вроде витамина или антибиотика. Лечение и контроль проводятся клиентом, и это задачи взаимоотношений клиента и терапевта. Зная это, зная, что я не контролирую процесс, я избегаю усилий. И зная, что клиент тоже не может силой вызвать изменения на глубоком уровне, я поощряю его отказаться от усилий. Однажды я вел семинар. Группа была разбита на четверки и пятерки, выполняющие упражнение, которое часто вызывает сильные эмоции. Когда все шло своим чередом, я подошел к женщине, которая “отыгрывала” состояние сопротивления. Она лежала на полу, а несколько человек мягко сдерживали ее руки и ноги. Она толкалась руками и ногами, преодолевая сопротивление других, и выталкивала эмоции: “Нет! Я не хочу. Вы не можете так со мной обращаться”. Другая участница группы, терапевт немного агрессивного толка, руководила этим. Она держала запястья рук толкающейся женщины. При каждом ее движении или высказывании терапевт говорила: “Хорошо! Хорошо!” Как только я увидел это, я почувствовал смущение. Я не знал точно, почему, но что-то было не так. Я сел сбоку от этой небольшой группы и смотрел за терапевтом. Я сказал ей, что сейчас хотел бы несколько видоизменить процесс, и пригласил ее наблюдать за моим подходом. Она согласилась. Я не знал, что собираюсь делать; я знал только, что мне не нравится происходящее. Обдумав это позже, я понял, что мне не понравились усилия. Мне не понравилось впечатление, которое 4. Исцеляющие отношения 87 у меня создавалось от клиентки, работающей над выражением эмоции, добивающейся этого, старающейся. Мне не понравилось то, что терапевт контролировал процесс и поощрял усилия. Мне нравится наблюдать, как происходит нечто спонтанное. Усилие — это задача Эго. Когда прикладываешь усилия, тем самым создаешь “Я” и то, против чего “Я” борется. В этом спектакле борьбы и соревнования главная сцена — создание отдельного “Я” — Эго. Без борьбы нет спектакля и нет действующих лиц. Когда все происходит спонтанно, усилия испаряются и Эго расслабляется. Такое расслабление существенно важно для лечения. Это расслабление — не пассивная податливость, а гармония с процессом, вера во что-то более глубокое в себе, в миры за пределами Эго. В Хакоми мы специально стремимся к поддержке более масштабного “Я” и терапевта, и клиента. В нашем способе работы признается, что лечение очень сильно отличается от всего, на что способен терапевт или даже ограниченное сознательное Эго клиента. Наши современные культурные и личные мифы слишком превозносят Эго. Наши идеи об отдельном “Я” не гармонируют со всевозможными более масштабными “Я”: семьей, обществом, биологическим миром, Вселенной и Богом. Мы с такой легкостью признаем себя отдельными от этих больших “Я”. Мы боремся за жизнь в нашей воображаемой изоляции, не зная о помощи, которую можем получить. Так что я попросил “клиентку” снизить темп и на минуту расслабиться. С некоторой неохотой она сделала это. Я попросил ее углубиться внутрь себя и выяснить, что хочет произойти. Какое движение хочет произойти? Какое самовыражение? Какое сопротивление тех, кто ее держит, будет точно таким, как нужно. Именно этот вопрос переносит центр контроля от терапевта к какому-то безымянному разуму внутри клиента. Я не спрашивал ее, чего она хочет, а именно что хочет произойти. Делая так, я действительно прошу ее вступить в контакт с каким-то более масштабным “Я” внутри нее. Я прошу ослабить усилия, обратиться внутрь и повысить осознание. Этот переход к расслаблению и осознанию — важная часть опоры на принципы и создания исцеляющих отношений. Она начала корректировать движения. Она чувствовала себя лучше, когда ноги и руки двигались медленнее. Мы снизили 88 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми темп, чтобы поддерживать процесс. Она все яснее чувствовала, что на уровне того, что желает произойти, эти движения правильны. Они приятны. В этот момент я поощрял ее отслеживать их до тех пор, пока они остаются приятными, и ждать чего-то еще, что хочет случиться. Поскольку женщина пребывала в контакте со своими чувствами, я подумал, что следующим шагом может быть любопытство. Я представил, что она может задать себе вопрос: “Почему именно эти движения настолько приятны?” Так что я просто сидел, а она очень приятно проводила время, можно сказать, играя с собой. Ее самовыражение приобрело качество восхитительного и справедливого протеста. Я не направлял ее движения и даже не поощрял какие-то из них больше других. Я просто направлял переход от внешних подкреплений терапевта к внутреннему авторитету ее собственных чувств. И действительно, она начала проявлять любопытство. Это произошло довольно спонтанно. Любопытство — мощный инструмент и великолепный союзник в терапии1. Мы все хотим понять. Важно, чтобы сначала пришло переживание и уже затем потребность понять. Нам следует набраться терпения и ждать, пока клиент испытывает текущее переживание, к которому он проявляет естественное любопытство. Идти любым другим путем часто означает подменять чувства, а не осмысливать их. Поэтому в Хакоми мы определяем текущее переживание как центр нашего внимания, поддерживаем чувства и самовыражение и только тогда ищем значение. Так что когда у нее возникло любопытство, я задал несколько вопросов о значении ее переживания: “Какого типа эти движения? Что ваше тело говорит этими движениями? Какие слова сопровождают это переживание?” Я сказал ей: “Не старайтесь придумывать слова! Пусть слова приходят как будто из глубины! Просто слушайте их!” Опять же, я прошу не прилагать усилий и поддерживать более масштабное поле. Я приглашаю к участию бессознательное. Ну, и довольно неожиданно она вспомнила: ей никогда не разрешали ползать. Эти движения выглядели именно как ползание. Теперь значение стало понятно. Оно было связано с ее правом распоряжаться собственным телом так, как она этого хочет. На- 4. Исцеляющие отношения 89 чиная с этого момента, я работал над тем, чтобы помочь ей принять знание того, что она не обязана вечно бороться за свою собственную свободу. Я сказал ей, что ползать можно и никто ей не будет мешать. Кто-то даже может помочь. Она может получить поддержку в том, чего она хочет и что ей нужно. Она не будет всегда бороться с большими, более сильными людьми — и проигрывать. Это было приятно. Женщина впустила это в себя и почувствовала облегчение. Она лучше расслабилась, ее посетили новые воспоминания и она испытала серию инсайтов. Процесс прошел успешно. В конце клиентка чувствовала себя великолепно. Она многое поняла, например, откуда началась ее борьба за свободу, и увидела, как она может оставить весь этот спектакль. Теперь она просто была свободна. Если вы сейчас следовали за процессом, то поняли: мы начинаем с того, что помогаем человеку расслабиться и обратиться внутрь к текущему переживанию, устанавливая и поддерживая осознанность. Основополагающая деятельность здесь — самоисследование: меньше делать и больше быть. И следовать. Затем мы подготавливаемся, контактируем, вызываем, приглашаем и поддерживаем какой-то естественно разворачивающийся процесс роста. Когда такие процессы происходят спонтанно, это явный признак того, что бессознательное сотрудничает, что большее “Я” принимает участие. Так отстраниться и позволить всему идти своим чередом существенно важно для лечения и сотрудничества бессознательного. Это яркий пример эффективного применения принципа ненасилия. Он связан с созданием исцеляющих отношений в том смысле, что я пригласил к участию бессознательное и добился его сотрудничества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.111.174 (0.014 с.) |