Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прибежище потерявшихся терапевтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда я начал разрабатывать Хакоми, то весьма интуитивно использовал все, на что мог опереться. Я черпал новые идеи в литературе, информатике, теории систем, а также в даосизме и буддизме. Постепенно я понял, что моя работа связана с определенной позицией или, если хотите, с особым состоянием сознания. Отсюда вытекали совершенно новые предпосылки, которые и легли в основу моей работы с клиентом. (И сейчас я хочу ска- 2. Принципы 37 зать, что мне не нравится слово “клиент” в этом контексте. Тезаурус предлагает такие синонимы: покупатель, потребитель, пользователь, заказчик... и тому подобное. И хотя на сегодняшний день я не нашел более подходящего слова, я думаю о них просто как о “людях, которые приходят ко мне”.) Я сменил установку, предполагавшую изменение или “улучшение” личности клиента, на полное принятие того, что может ничего не происходить. Я понял, что мои установки тормозят развитие способности клиента направлять свой собственный рост. Мое желание что-то делать и ставить себе в заслугу происходящие изменения было крепким орешком. Принципы Хакоми позволяют мне рассматривать мою работу в гораздо более широком контексте, то есть в связи с нарождающейся парадигмой и, соответственно, новой структурой сознания, создаваемой этой парадигмой. Они направляют мою работу в том, что касается теории, метода и техник, а также преподавания, практики и сознания терапевта. Прежде чем мы встретимся с самими принципами, давайте немного пройдемся по более абстрактным областям парадигмы. Язык парадигмы Глубинная структура любого языка воплощает в себе определенный синтаксис восприятия, и по мере того, как личность овладевает структурой родного языка, она учится строить и таким образом воспринимать определенный тип описательной реальности, как бы встроенной в структуру языка. Начиная с этого решающего момента [...] структура языка становится структурой “Я” и границами личностного мира. Кен Уилбер. Вверх из Эдема Не так-то просто уловить суть происходящего перехода. Дискуссия продолжается. Пыль еще не улеглась. Наверное, шум и гвалт еще только начались. Все же давайте ощутим вкус этого перехода. Как говорит нам Уилбер, каждый язык (или парадигма) навязывает не просто речь, а синтаксис восприятия и структуру “Я”. Например, наш язык — это язык подлежащего и сказуемого, от- 38 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми деляющий того, кто испытывает переживание, от действия; наша логика, предполагающая жесткий выбор, — логика твердых тел (но не волн). Если мы просто перечислим ключевые концепции “прежней” парадигмы и сравним их с тем, что рождается сегодня, возможно, нам удастся перейти к внятному изложению нижеследующих принципов. Поле концепций В психотерапии, как и в любой области знания, концепции имеют фундаментальное значение. Синтаксис восприятия в рамках “прежней парадигмы” предлагает концепцию неизбежной изоляции, неизменной судьбы, прохладных, конкурентных взаимоотношений, разобщенности, беспомощности, отчужденности и ощущения непреодолимой пропасти между моим переживанием и вашим. Он побуждает искать материальные причины. Он пытается свести переживание к химии. И в связи с тем, что смерть и разрушение считаются неизбежными, жизнь не рассматривается как данность, а подобно порядку завоевывается посредством мучительных усилий — кто не работает, тот не ест. Такая модель не способна породить ощущение единства, общего опыта, совместных принципов или чего-то большего, в чем мы все участвуем. Из-за того, что в этой модели отсутствует принцип взаимозависимости, мы теряем чувство связи друг с другом и с природным окружением. Из-за того, что мы не считаем себя частью природной среды, мы не задумываясь уничтожаем целые леса или целые культуры, бесчисленные виды животных и растений, отравляем реки и океаны. Порядок удерживается усилием и насилием. Эта модель не признает саморегуляции. И она не способна побуждать к поиску прямого знания, без которого мы не можем знать, насколько глубока связь между нами, насколько мы действительно сосуществуем. Когда реальна только материя, мы не способны видеть ценность простого созерцания. Из нынешней парадигмы, в которой мы все еще существуем, с очевидностью следуют концепции, представленные в левой колонке. Противоположные ценности, которые, по-видимому, рождаются и возрождаются новой парадигмой, представлены в правой колонке. 2. Принципы 39 1. Фундаментальная разобщенность 2. Абсолютная предопределенность материализм, реальна только материя 3. “Взаимоисключающая” логика, предполагающая выбор — “то или другое” 4. Механические и энергетические модели Линейные причинно-следственные связи 5. Расщепление ума и тела 6. Редукционистские объяснения 7. Принцип подчиненности авторитету 8. Простые универсальные законы, флуктуации не принимаются в расчет 9. Авторитарные модели управления обществом 10. Биология — это судьба Неразрывная целостность Взаимозависимость Неопределенность, относительность, сознание реально, (дуализм, монизм)
“Примиряющая” логика другое” Отрицательная энтропия, совместное развитие, информационные модели. Многофакторность, нелинейная причинность Интеграция ума и тела Системные объяснения Самоорганизация, сотрудничество Универсальная сложность, значимость фактора беспорядка Партнерские модели управления, функционирование общества на основе семейных и профессиональных объединений Мы сами являемся творцами собственной судьбы Жизнь ума недооценивается, и наши действия неразумны и беспорядочны. В моделях прежней парадигмы ум и тело существуют автономно друг от друга и никак не взаимодействуют. Утверждается, что ум скорее всего нереален, и даже если реален, то не влияет и не может влиять на материальный мир. Где тогда оказывается психотерапия? Мышление в рамках прежней парадигмы приводит к последовательному разбиению науки на отдельные области, и затем к раздроблению этих областей на специальности, и в результате — к 40 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми отделению ученого от его работы, чувству разобщенности и обособленности, лишающему современного человека возможности свободного выбора. Нет никакой основы для общего согласия. Как указывает Капра, результаты этой парадигмы в медицине таковы: из-за редукционистских взглядов врачи фокусируются на биохимии заболевания и теряют из виду самого человека. Мир медицины переполнен специалистами, и в нем нет места универсалам. В экономике провал этой парадигмы еще более разрушителен. Исчезновение целого из поля зрения науки позволяет отравлять мир, не принимая во внимание долгосрочные, но неизбежные затраты, при том, что все это обойдется нам весьма дорого. В экономике такого типа не находится места “экологическому чувству”. Прежняя модель, с ее жестким детерминизмом, иерархией и насилием, стала неработоспособной именно тогда, когда казалось, что она достигла величайшего успеха. Теперь, когда атом можно расщепить, а машины невиданной мощности, “интеллекта” и разнообразия заполняют природную среду, мы чувствуем потерю смысла, угрозу смерти и металлический привкус в воздухе. Теперь, когда военные машины вдруг оказались способными убить нас всех, растет осознание того, что в чем-то мы глубоко ошиблись. Прежняя модель достигла своих границ. Когда физики стали искать атом инструментами современной науки, они не нашли никаких твердых, неразрушимых, абсолютных, вечных, отдельных винтиков большой машины. “Строительный материал мира, — как отметил сэр Джеймс Джинс, — это умственный материал”. Возникло совершенно новое мировоззрение. Новая парадигма “Нечто”, обнаруженное физиками, оказалось полным значения. Ньютоновская физика уступила место квантовой физике как основной модели мироустройства. Относительность Эйнштейна заменила абсолютистское представление о времени и пространстве. Материя и энергия взаимозаменяемы. Наблюдатель — это часть системы. Современное мышление стало более всеобъемлющим, менее раздробленным. Механицизм был серьезно оспорен. Ум и сознание реальны в такой же степени, как и материя. Появилась новая область физики — неравновесная термодинамика, 2. Принципы 41 разработанная в основном Ильей Пригожиным. Это физика самоорганизующихся систем, которые сложны, наделены индивидуальностью, открыты и связаны с окружающей их средой. Это был подлинный прорыв в научной картине мира. Обнаруженная связь живых биологических систем с физикой указывает на то, что природа далеко не механистична. Вселенная оказалась гораздо более живой, чем мы могли себе представить. Это вселенная соучастия. Вы не можете выйти куда-то вовне и просто стоять и наблюдать. Наблюдатель — это часть системы, и система наполнена гомоном живущего. Тишина вселенной обманчива. В ней нет места предопределенности. Мы все так или иначе связаны друг с другом. Эта картина полна энергии и жизни. Она сложна, многообразна и невероятно изменчива. И поскольку она предполагает тесную связь между всеми нами, она призывает также и к большей ответственности. Нобелевский лауреат Джордж Вальд заявил во время вьетнамской войны, что мы можем оценивать свои действия, просто задавая себе вопрос: “Полезно ли это для детей?”. Полезна ли война для детей? Полезно ли новое атомное оружие для детей? Ученый поступил весьма разумно, внеся этот простой критерий в наши взгляды на войну, экономику и все прочие стороны жизни. Он предложил нам всем, и особенно ученым, мыслить по-новому, осознать то, что теперь уже неоспоримо, — все мы в одной лодке. В фокусе новой парадигмы — забота о жизни и сохранение всего живого. По мере того, как мы будем меняться, забота обо всех формах жизни станет основой нашей системы ценностей. Мы будем задаваться вопросом: “Полезно ли это для жизни?” Экологично ли это? Мы не выживем, если будем рассматривать каждую область интересов вне ее связи с системой. Гибельно думать о выгоде, а не о стоимости отравленных рек. Невозможно понять болезнь, не поняв больного. Нам нужно научиться мыслить универсально, видеть и принимать мир с разных точек зрения, наблюдать и отслеживать различные уровни и многие взаимодействия. Истина не находится в какой-то одной из них, а во всех и посреди них. Мы должны научиться видеть мир за пределами наших эгоистических интересов и однобоких представлений. Если этого не произойдет, если возобладает прежнее мышление, то нашего маленького уголка в царстве жизни попросту не станет. 42 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Новая психотерапия В психотерапии за последние тридцать-сорок лет кое-что изменилось. Во-первых, мы перешли от разговоров о переживаниях к самим переживаниям, к исследованию структуры переживаний; во-вторых, мы включили тело в сферу интересов психотерапии, используя альтернативные подходы и техники, в частности, физические упражнения, работу с телом и движение. Среди таких подходов рольфинг, метод Фельденкрайза, йога, движение Рольф, а также принципы Хакоми в работе с телом, разработанные Пэт Огден из Института Хакоми. Наконец, мы начали уходить от прежних энергетических моделей и перешли к информационным моделям, таким, как модели Бейтсона, Фельденкрайза и НЛП. Хакоми занимает свое место в изменениях, происходящих в психотерапии. Истоки метода Хакоми — в религиозных, научных и философских концепциях рождающейся парадигмы. При этом прежние подходы были адаптированы к новым принципам. Хако-ми — это движение от старого к новому. Пять глубинных принципов, лежащих в основе метода, подробно описаны в следующей главе. В них ясно и конкретно проявляется ситуация смены парадигмы. Мы постоянно используем эти принципы, чтобы поддерживать и оценивать метод и технику, чтобы направлять личностное развитие студентов, терапевтов и преподавателей Хакоми, а также оценивать результаты индивидуальных сеансов. Во всем этом наша работа покоится на принципах, как младенец на руках матери. И если мы позволим этим принципам направлять нас, если будем оставаться открытыми к тому, что предлагает Вселенная, возможно, нас ждут захватывающие открытия.. ПРИНЦИПЫ На языке теории динамических систем цели, привнесенные “разумными агентами” в турбулентную динамику системы в ситуации бифуркации, действуют как устойчивые организующие факторы, которые трансформируют нестабильную социальную систему в направлении нового гуманистического жизнеустройства. Ирвин Ласло. Эволюция, великий синтез 2. Принципы 43 ...Фактор активности, доминирующий в фазе неустойчивости, вносит целенаправленность, вектор, указывающий направление, в котором можно ожидать появления новой структуры. Эрих Йентш. Самоорганизующаяся вселенная В царстве слепых одноглазый — король. Михаил Апостелиус. Пословицы Мастерство терапевта в значительной степени определяется принципами, которых он придерживается. Мы говорим, что терапевты и студенты “работают (или не работают) по принципам”. Работать по принципам означает принять принципы в качестве основополагающей базисной части терапевтического подхода и действовать в согласии с ними. Когда я работаю с людьми, я действую, исходя из той своей части, которая знает эти принципы и живет по ним. Такое взаимодействие ощущается мной как измененное состояние сознания. Я бы сказал, что пребывание в принципах, — что, кстати, не требует никаких усилий, когда вы им подчиняетесь, — делает почти всю работу. Принципы — это часть эмоционального отношения, при котором ценится свобода и жизнь другого человека, и это часть сознания, которая чутко следит за всем, что выражает человек. Такое сознание и эмоциональное отношение ощущается глубинными частями другого человека, вызывая доверие и привлекая к сотрудничеству его подсознание. Тогда работа становится несравненно легче. Пребывать без принципов — все равно, что работать вслепую. Большинство людей, которые начинают изучать Хакоми, испытывают такое чувство, будто они уже знакомы с этим методом. При этом они нередко высказываются таким образом: “Я знал, что это так”. “Я сам так работаю; просто не мог это сформулировать”. “Я словно бы уже знал это”. Речь здесь, очевидно, идет о принципах. На самом деле они не знают ни метода, ни техник, 44 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми но что-то кажется им хорошим, что-то кажется знакомым. Они понимают, как эти принципы работают. Для таких людей обучение этой работе легко и радостно. Мы изучаем принципы на тренинге, обучаясь умению включать их как основу в нашу работу. Мы используем их, практикуем их и в конце концов обращаем их в важный аспект нашей жизни. Пребывание в принципах дает нам свободу чувствовать себя комфортно и вторгаться в неизведанное. По мере обучения и усвоения мы пользуемся принципами без всякого усилия и размышления. Мы испытываем чувство комфорта, когда видим, что наши действия эффективны и безопасны. Мы чувствуем себя свободными. Терапия — это не просто работа. Такой подход противоречит представлению о терапевте как инструменте, художнике или целителе. Терапия — это исцеление. Знание принципов дает нам основу, коренящуюся в мощных традициях, и раскрывает нашу способность быть полезными для других. Наука не полна, особенно в том, что касается теории. Психотерапия, заключенная в рамки представления о себе как о научном занятии, тоже была бы неполна. Наша терапия — не просто метод и техника, в ее сердцевине находится духовное начало, которое ведет нас к познанию и самопознанию. Органичность: живые системы Живые объекты называются организмами в связи с важнейшим значением организации, и каждая часть структуры содержит информацию о своей роли по отношению к целому. Роберт О. Бекер. Тело электрическое В дикой природе нет никакого беспорядка: каждое растение в бесконечной мозаике микро- и макросообществ находится на своем месте. Гари Снайдер. Хорошее, дикое, священное 2. Принципы 45 Эта закольцованность существования, эта связь между действием и переживанием, эта неразрывная связь нашего пути в мире и мира, который является нам, свидетельствует о том, что... каждый акт познания порождает новый мир. Умберто Матурана и Франческо Варела. Древо познания Когда я пытаюсь представить себе условия возникновения жизни, я следую своей собственной философии, согласно которой главным принципом жизни является скорее гомеостаз, нежели “тиражирование” копий, разнообразие, а не однотипность, гибкость клетки, а не тирания гена, терпимость к ошибкам целого, а не точная подгонка частей....На мой взгляд, существенно важны такие характеристики, как неопределенность структуры и терпимость к ошибкам. Терпимость к ненужному — одна из самых существенных характеристик жизни. Фримен Дайсон. Бесконечное во всех направлениях Жизнь — это одна гнусность за другой. Марк Твен Психотерапия — это исцеление, а исцеляться могут только живые организмы. Вы можете починить машину или книжную полку, можете отремонтировать телевизор или компьютер, — но вы их не лечите. И они не исцеляются сами. Исцеляются только живые системы; они не чинятся и не ремонтируются. Доктор медицины может вправить перелом, но он не может его исцелить. Ему приходится ждать и наблюдать за процессом. Он может помочь, но не может исцелить. Исцеление — это процесс самовосстановления. Одно существо не может вылечить другое. Оно может только помочь или помешать. Согласно принципу органичности 46 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми исцеление невозможно без участия клиента и взаимодействия между клиентом и терапевтом. Рост и раскрытие клиента, его ответы и решения, достижения и открытия — все это находится внутри него. Задача терапевта — направлять процесс и поддерживать клиента в поиске ответов, которые он может найти в самом себе. Такая позиция предполагает ясное понимания различия между живыми и неживыми системами. Слово “органичность” относится к динамике процесса самоорганизации, опирающегося на самосозидание, поддержку и развитие живых систем. Недавние разработки в области теории систем, теоретической биологии и новой физике помогают нам определить это различие. Новый подход основан преимущественно на работах Ильи Пригожина по диссипативным структурам2, на концепции самосозидания Матураны и Варелы3, на динамике самоорганизации, описанной системными теоретиками, в частности, Эрихом Йентшем и Ирвином Ласло4. С другой стороны, существует духовная традиция, в которой четко представлен этот принцип — речь идет о даосизме5. Новая теория живых систем говорит об индивидуальной свободе и естественном разуме, присущих всему живому. Живые системы само-организуются, само-созидаются, само-регулируются и в известном смысле сами управляют собственной эволюцией. Жизнь — сама себе голова. Жизнь — процесс творческий, она непредсказуема и невероятно изобретательна в поисках новых путей, ведущих к известной лишь ей цели. В отличие от машин, живым существам бывает скучно6. Эта “избыточность” живых систем уравновешивается их невероятной чувствительностью ко всему, что окружает их. Живые системы по самой своей природе склонны к сотрудничеству и взаимодействию. Они также открыты навстречу своему окружению. Их существование естественно поддерживается притоком энергии, материи и информации и “оттоком” или рассеиванием энтропии (то есть неупорядоченности, информационного “шума” и продуктов распада). Жизнь — это постоянный обмен, и этот обмен — естественный физический процесс. Жизнь — это не случайность, и вряд ли мы одни во Вселенной. Все существа составляют одно целое по самому факту своего существования. 2. Принципы 47 Когда вы принимаете принцип органичности, вы высматриваете естественные процессы и следуете им. Не навязывайте структуру или план процесса, а ищите источники движения и роста, поддерживая их. Это просто: например, после каждого высказывания нужно давать клиенту время на следующий ход, чтобы он шел в направлении своих интересов, — а не задавать, к примеру, вопрос о том, что интересует вас. Терапевту в позиции “авторитета” очень легко взять на себя контроль и управлять всем сеансом. В Хакоми мы, напротив, поддерживаем защитные барьеры клиента, то есть привычки, которые помогают ему справляться с важными переживаниями. Признавая, что у органичных систем свои пути и цели и они сопротивляются попыткам заставить их идти в другом направлении, мы нашли способ так соглашаться с защитами, что это поддерживает, а не сдерживает рост. Принять человека полностью — это не только технический прием: именно позиция принятия создает условия для самораскрытия другого человека. В общем, декларируя принцип органичности, мы заявляем о своем уважении к жизни и о вере в способность человека к исцелению. Это создает атмосферу свободы, самоопределения и ответственности клиента и позволяет терапевту действовать и чувствовать себя в роли целителя, а не слесаря. Кроме того, это прекрасно стыкуется со следующими двумя принципами: осознанностью, которая заменяет физические усилия в качестве источника изменений, и ненасилием, при котором другой человек называется “партнером”. Осознанность: путь сознания Если вы можете правильно налить чашку чая, вы можете сделать что угодно. Георгий Гурджиев Есть два способа мыть посуду. Можно мыть посуду для того, чтобы она стала чистой, а можно мыть посуду для того, чтобы мыть посуду. Тхить Нъят Хань. Чудо осознанности 48 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Если в обычной жизни осознанность, или внимание, направляется на какой-то объект, они редко поддерживаются достаточно долго в рамках чистого наблюдения. Обычно за ними сразу же следует эмоциональная реакция, суждение, обдумывание, целенаправленное действие. Ньянапоника. Могущество осознанности Осознанность — это одновременно и принцип, и состояние сознания. Как принцип это часть медитативных и созерцательных традиций. Для меня в этом плане особенно важен буддизм. С точки зрения терапевта, осознанность — это путь сознания. Проявлять осознанность означает дать себе время на то, чтобы просто исследовать переживание, прежде чем что-то с ним делать. Дж. П. Морган как-то сказал: “При прочих равных условиях я предпочитаю того человека, который пробует пищу, прежде чем ее солить”. С этого начинается осознанность, — когда предпочитаешь попробовать, прежде чем делать, предпочитаешь сознательно отслеживать то, как тебя что-то волнует и трогает, как ты организуешь свое переживание. Осознанность — это часть традиции, в которой признается реальность сознания, столь же реального или более реального, чем материя. В ней также признается органичность, открытость и чувствительность. Она “знает” о внутренней мудрости другого человека и его способности изменяться через осознание. То, как мы используем осознанность в Хакоми, можно назвать медитацией с поддержкой. В терапии самый значительный эффект осознанности состоит просто в том, что переживание отслеживается дольше, прежде чем за ним “следует эмоциональная реакция, суждение, обдумывание, целенаправленное действие”. Суть в том, чтобы отслеживать чуть дольше, собрать больше информации и позволить чему-то произойти самому по себе. Такие крайне сложные живые системы, какими мы с вами являемся, организуют свои восприятия и действия на основе глубинных образов и убеждений. В обычном сознании, повседневных житейских делах эти глубинные убеждения управляют нами, минуя сознание. Они действуют, оставаясь, так сказать, за кулисами. Одна из 2. Принципы 49 основных целей терапевтического процесса — внести этот организующий материал в сознание, изучить и понять его. Осознанность как состояние сознания представляет собой определенный инструмент, которым мы можем воспользоваться. Будучи одним из состояний сознания, осознанность сфокусирована на текущем переживании, которое мы традиционно называем содержанием сознания. Мы не можем осознавать прошлое, мы только знаем, что вспоминаем прошлое, потому что это вспоминание происходит в настоящем. Путь к осознанности — это сосредоточенное на настоящем внимание. Осознанность “преднамеренно пассивна”. Мы преднамеренно решаем наблюдать текущее переживание, не вмешиваясь в него. Такая позиция “чистого” восприятия, даже если мы пребываем в ней лишь несколько секунд, может приносить щедрые озарения. Наконец, в ситуации осознанности внимание в основном обращено вовнутрь. Однако мы можем позволить внешним воздействиям участвовать в текущем переживании, которое мы отслеживаем. Когда мы умышленно делаем это в ходе терапии, мы вызываем переживания, которые потом можно проработать. Мы надеемся, что, внеся эти переживания в сознание, мы сможем каким-то образом выйти за их границы, познать и завершить их, а затем и пойти дальше. Ненасилие: уважение к жизни Суета и напряженность современной жизни — это одно из проявлений, возможно, самое распространенное, внутренне присущего этой жизни насилия. Когда ты вовлечен в круговорот многообразных и противоречивых желаний, когда ты уступаешь слишком многим требованиям, вкладываешь силы во множество проектов, когда разрываешься между желанием и возможностью помочь всем и во всем — это значит, что ты согнулся под гнетом насилия. Лихорадочное возбуждение политика сводит на нет его миротворческие усилия. Оно подрывает эффективность его действий, убивая источник внутренней мудрости, благодаря которому работа может быть плодотворна. Томас Мертон 50 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ...Идеальная поза достигается не тогда, когда что-то с собой делаешь, а когда буквально ничего не делаешь, то есть устраняешь все произвольные действия, предназначенные не для стояния, которые стали машинальными и теперь неотъемлемы от поведения в ситуации стояния. Моше Фельденкрайз. Могущественное “Я” Поэтому сказать: “Почему бы не поступать только по истине и не отвергать неправду, стремиться к порядку и отвергать беспорядок?” — означает не понимать законов Неба и Земли и сущности вещей. Чжуан Цзы. Осенний разлив Ненасилие — это признание органичности на практике. При такой стратегии мы пребываем в потоке, следуя естественным путем, потому что именно такой способ эффективен. Идти против течения, использовать силу против живой системы означает напрашиваться на сопротивление. В даосизме есть принцип “взаимного возникновения”. Он означает необходимость противоположностей. Например, в тот день, когда вы родились, стала возможной ваша смерть. Или ешьте эти бесплатные соленые орешки, и вы закажете еще одно пиво. В терапии это принцип: “Если вы применяете насилие, то получаете сопротивление”. Насилие в терапии очень тонкое. Оно не так уж очевидно для людей, воспитанных на моделях власти, распространенных в нашей культуре. Когда кто-то просто предполагает, что он знает, что лучше для других, получается насилие. Получается противоположность органичности. Когда терапевты задают вопросы, чтобы собрать для себя информацию, часто перебивая клиента, это насилие, и оно порождает сопротивление. Клиент может высидеть этот час и для вида проделать все, что от него требуют, но что-то внутри него обижается и начинает сопротивляться. Насилие в терапии — это не просто умышленное, физическое нанесение вреда. Это неспособность принять клиен- 2. Принципы 51 та как целостного человека, человека со своей собственной историей, собственными идеями, образами, потребностями, желаниями, возможностями, темпом. Насилие означает, что вы слишком зацикливаетесь на себе и своих схемах, чтобы стать целителем другого человека. Ненасилие порождается позицией принятия и активным вниманием к естественному развертыванию событий. Оно идет рука об руку с осознанностью, которая помогает нам понять без вмешательства. Чтобы научиться ему, нужно много времени. Это, конечно, один из главных принципов и в буддизме, и в христианстве, с большими традициями и обширной литературой7. В терапии ненасилие проявляется несколькими способами. Первый — наша работа с так называемыми “защитами” (звучит так, как будто мы на кого-то нападаем). Я предпочитаю называть эти реакции “управление переживанием”. Когда мы называем эти реакции “защитными”, то раскрывается наше отношение к силе и власти, и создается впечатление, что клиент мешает терапевту. В Хакоми мы не противостоим усилиям клиента контролировать свои переживания. Мы поддерживаем их, чтобы обеспечить клиенту безопасный и управляемый способ глубже и полнее исследовать эти переживания. Любая попытка противостоять такому контролю все равно отторгается, работа становится напряженной и излишне мучительной. Стиль, в котором клиент управляет своими переживаниями, — это лучшее, что он может делать, чтобы справиться с реальной болью и страхом во многих ситуациях. Такой стиль — привычная и ценная часть инструментария клиента для контакта со своим миром. Поддерживая его, мы проявляем глубокое уважение ко всей личности. Второй способ проявления ненасилия — это акцентирование переживания, а не совет или интерпретация. Мы не собираемся решать проблемы или рассказывать клиенту о его личности. Наша задача состоит в том, чтобы помочь клиенту достичь определенных ключевых переживаний, переживаний, которых у клиента еще не было, переживаний, которые обучают клиента тому, что для него возможно. Заслужив доверие бессознательного, сопровождая и поддерживая собственный темп и процесс 52 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми клиента, мы создаем ситуацию, в которой естественно происходят те переживания, которым нужно и желательно произойти. Когда мы просто поддерживаем, клиент делает то, что ему нужно сделать, и признаком нашего успеха служит то, что клиент вполне справедливо ставит себе в заслугу эту работу. Целостность системы “ум — тело” ...Из этих данных следует, что многие, если не все лечебные процедуры на 55% вызывают плацебо-реакции. Кроме того, устойчивый процент плацебо-реакций наводит на мысль, что есть общий основополагающий механизм или процесс, который несет ответственность за согласование и лечение системы “ум — тело”, независимо от проблемы, симптома или болезни. Эрнест Росси. Психобиология лечения тела-ума ...В конечном счете, способность нервной системы создавать индивидуальные паттерны, или способность обучаться на личном опыте настолько высоки у человека, что мы можем рассматривать их как некое новое качество. Моше Фельденкрайз. Могущественное “Я” Философия целостности — это признание сложности и принципиальной непредсказуемости целого, если рассматривать его по частям. Это признание воздействия каждого аспекта жизни на все остальные. В такой системе рассматриваются различные паттерны, взаимодействия и нелинейные влияния. Примерами целостного подхода являются акупунктура и теория самоорганизующихся систем8. Ум и тело представляют собой именно такую систему. 2. Принципы 53 Ум и тело влияют друг на друга. Они взаимодействуют. Этот принцип ставит Хакоми-терапию в один ряд с теми концепциями, для которых взаимодействие ума и тела является принципиально важным9. Меня особенно интересует воздействие глубинных убеждений, доминантных образов и значимых ранних воспоминаний на поведение, структуру тела и все уровни физиологии — от клеточного обмена веществ и состояния иммунной системы до кровообращения и распределения тепла и тонуса мышц в теле, вплоть до проявления этих убеждений в позе, движениях, жестах и выражении лица. В свою очередь, и влияние тела на ум дает себя знать в широком спектре явлений — от унаследованных талантов и склонностей до колебаний настроения, вызванных больной печенью. Эти влияния часто цикличны и определяются сложным взаимодействием циклов обратной связи. Мы исследуем некоторые из этих циклов, когда речь пойдет о том, как поведенческие шаблоны и системы убеждений стабилизируют друг друга, но поскольку эта книга об изменении глубинных убеждений и образов, имеющих целью изменение переживания, я рассматриваю в основном воздействие ума на тело. В ходе терапии мы стараемся работать на “границе” ума и тела. Мы имеем дело с взаимодействием убеждения и переживания, образа и эмоции. Иногда мы работаем, концентрируясь на телесном переживании, и спрашиваем о значении или убеждении. Иногда мы сосредоточиваем внимание на убеждении или значении и изучаем всплывшие переживания. Мы чередуем одно направление с другим, постоянно пересекая грань ума и тела и оставаясь к ней как можно ближе.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.121 (0.015 с.) |