Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибежище потерявшихся терапевтов

Поиск

Когда я начал разрабатывать Хакоми, то весьма интуитивно ис­пользовал все, на что мог опереться. Я черпал новые идеи в ли­тературе, информатике, теории систем, а также в даосизме и буд­дизме. Постепенно я понял, что моя работа связана с определен­ной позицией или, если хотите, с особым состоянием сознания. Отсюда вытекали совершенно новые предпосылки, которые и легли в основу моей работы с клиентом. (И сейчас я хочу ска-


2. Принципы 37

зать, что мне не нравится слово “клиент” в этом контексте. Теза­урус предлагает такие синонимы: покупатель, потребитель, пользователь, заказчик... и тому подобное. И хотя на сегодняш­ний день я не нашел более подходящего слова, я думаю о них просто как о “людях, которые приходят ко мне”.) Я сменил уста­новку, предполагавшую изменение или “улучшение” личности клиента, на полное принятие того, что может ничего не проис­ходить. Я понял, что мои установки тормозят развитие способно­сти клиента направлять свой собственный рост. Мое желание что-то делать и ставить себе в заслугу происходящие изменения было крепким орешком.

Принципы Хакоми позволяют мне рассматривать мою работу в гораздо более широком контексте, то есть в связи с нарождаю­щейся парадигмой и, соответственно, новой структурой созна­ния, создаваемой этой парадигмой. Они направляют мою работу в том, что касается теории, метода и техник, а также преподава­ния, практики и сознания терапевта. Прежде чем мы встретимся с самими принципами, давайте немного пройдемся по более аб­страктным областям парадигмы.

Язык парадигмы

Глубинная структура любого языка воплощает в себе определенный синтаксис восприятия, и по мере того, как личность овладевает структурой родного языка, она учится строить и таким обра­зом воспринимать определенный тип описатель­ной реальности, как бы встроенной в структуру языка. Начиная с этого решающего момента [...] структура языка становится структурой “Я” и гра­ницами личностного мира.

Кен Уилбер. Вверх из Эдема

Не так-то просто уловить суть происходящего перехода. Дискус­сия продолжается. Пыль еще не улеглась. Наверное, шум и гвалт еще только начались. Все же давайте ощутим вкус этого перехо­да. Как говорит нам Уилбер, каждый язык (или парадигма) навя­зывает не просто речь, а синтаксис восприятия и структуру “Я”. Например, наш язык — это язык подлежащего и сказуемого, от-


38 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

деляющий того, кто испытывает переживание, от действия; наша логика, предполагающая жесткий выбор, — логика твердых тел (но не волн). Если мы просто перечислим ключевые концепции “прежней” парадигмы и сравним их с тем, что рождается сегод­ня, возможно, нам удастся перейти к внятному изложению ниже­следующих принципов.

Поле концепций

В психотерапии, как и в любой области знания, концепции име­ют фундаментальное значение. Синтаксис восприятия в рамках “прежней парадигмы” предлагает концепцию неизбежной изоля­ции, неизменной судьбы, прохладных, конкурентных взаимоот­ношений, разобщенности, беспомощности, отчужденности и ощущения непреодолимой пропасти между моим переживанием и вашим. Он побуждает искать материальные причины. Он пыта­ется свести переживание к химии. И в связи с тем, что смерть и разрушение считаются неизбежными, жизнь не рассматривается как данность, а подобно порядку завоевывается посредством му­чительных усилий — кто не работает, тот не ест. Такая модель не способна породить ощущение единства, общего опыта, совме­стных принципов или чего-то большего, в чем мы все участвуем. Из-за того, что в этой модели отсутствует принцип взаимозави­симости, мы теряем чувство связи друг с другом и с природным окружением. Из-за того, что мы не считаем себя частью природ­ной среды, мы не задумываясь уничтожаем целые леса или це­лые культуры, бесчисленные виды животных и растений, отрав­ляем реки и океаны.

Порядок удерживается усилием и насилием. Эта модель не при­знает саморегуляции. И она не способна побуждать к поиску прямого знания, без которого мы не можем знать, насколько глу­бока связь между нами, насколько мы действительно сосуще­ствуем. Когда реальна только материя, мы не способны видеть ценность простого созерцания.

Из нынешней парадигмы, в которой мы все еще существуем, с очевидностью следуют концепции, представленные в левой ко­лонке. Противоположные ценности, которые, по-видимому, рож­даются и возрождаются новой парадигмой, представлены в пра­вой колонке.


2. Принципы 39


1. Фундаментальная разобщен­ность

2. Абсолютная предопределен­ность материализм, реальна только материя

3. “Взаимоисключающая” логика, предполагающая выбор — “то или другое”

4. Механические и энергетиче­ские модели Линейные при­чинно-следственные связи

5. Расщепление ума и тела

6. Редукционистские объяснения

7. Принцип подчиненности авто­ритету

8. Простые универсальные зако­ны, флуктуации не принимают­ся в расчет

9. Авторитарные модели управле­ния обществом

10. Биология — это судьба


Неразрывная целостность Взаимозависимость

Неопределенность, относитель­ность, сознание реально, (дуализм, монизм)

“и то, и

“Примиряющая” логика другое”

Отрицательная энтропия, совмест­ное развитие, информационные модели. Многофакторность, нели­нейная причинность

Интеграция ума и тела

Системные объяснения

Самоорганизация, сотрудничество

Универсальная сложность, значи­мость фактора беспорядка

Партнерские модели управления, функционирование общества на основе семейных и профессио­нальных объединений

Мы сами являемся творцами соб­ственной судьбы


Жизнь ума недооценивается, и наши действия неразумны и бес­порядочны. В моделях прежней парадигмы ум и тело существу­ют автономно друг от друга и никак не взаимодействуют. Утвер­ждается, что ум скорее всего нереален, и даже если реален, то не влияет и не может влиять на материальный мир. Где тогда ока­зывается психотерапия?

Мышление в рамках прежней парадигмы приводит к последова­тельному разбиению науки на отдельные области, и затем к раз­дроблению этих областей на специальности, и в результате — к


40 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

отделению ученого от его работы, чувству разобщенности и обо­собленности, лишающему современного человека возможности свободного выбора. Нет никакой основы для общего согласия. Как указывает Капра, результаты этой парадигмы в медицине та­ковы: из-за редукционистских взглядов врачи фокусируются на биохимии заболевания и теряют из виду самого человека. Мир медицины переполнен специалистами, и в нем нет места универ­салам. В экономике провал этой парадигмы еще более разруши­телен. Исчезновение целого из поля зрения науки позволяет от­равлять мир, не принимая во внимание долгосрочные, но неиз­бежные затраты, при том, что все это обойдется нам весьма до­рого. В экономике такого типа не находится места “экологиче­скому чувству”.

Прежняя модель, с ее жестким детерминизмом, иерархией и на­силием, стала неработоспособной именно тогда, когда казалось, что она достигла величайшего успеха. Теперь, когда атом можно расщепить, а машины невиданной мощности, “интеллекта” и раз­нообразия заполняют природную среду, мы чувствуем потерю смысла, угрозу смерти и металлический привкус в воздухе. Те­перь, когда военные машины вдруг оказались способными убить нас всех, растет осознание того, что в чем-то мы глубоко ошиб­лись. Прежняя модель достигла своих границ.

Когда физики стали искать атом инструментами современной на­уки, они не нашли никаких твердых, неразрушимых, абсолютных, вечных, отдельных винтиков большой машины. “Строительный материал мира, — как отметил сэр Джеймс Джинс, — это умствен­ный материал”. Возникло совершенно новое мировоззрение.

Новая парадигма

“Нечто”, обнаруженное физиками, оказалось полным значения. Ньютоновская физика уступила место квантовой физике как ос­новной модели мироустройства. Относительность Эйнштейна за­менила абсолютистское представление о времени и простран­стве. Материя и энергия взаимозаменяемы. Наблюдатель — это часть системы. Современное мышление стало более всеобъемлю­щим, менее раздробленным. Механицизм был серьезно оспорен. Ум и сознание реальны в такой же степени, как и материя. По­явилась новая область физики — неравновесная термодинамика,


2. Принципы 41

разработанная в основном Ильей Пригожиным. Это физика само­организующихся систем, которые сложны, наделены индивиду­альностью, открыты и связаны с окружающей их средой. Это был подлинный прорыв в научной картине мира. Обнаруженная связь живых биологических систем с физикой указывает на то, что природа далеко не механистична. Вселенная оказалась го­раздо более живой, чем мы могли себе представить.

Это вселенная соучастия. Вы не можете выйти куда-то вовне и просто стоять и наблюдать. Наблюдатель — это часть системы, и система наполнена гомоном живущего. Тишина вселенной об­манчива. В ней нет места предопределенности. Мы все так или иначе связаны друг с другом. Эта картина полна энергии и жиз­ни. Она сложна, многообразна и невероятно изменчива. И по­скольку она предполагает тесную связь между всеми нами, она призывает также и к большей ответственности. Нобелевский ла­уреат Джордж Вальд заявил во время вьетнамской войны, что мы можем оценивать свои действия, просто задавая себе вопрос: “Полезно ли это для детей?”. Полезна ли война для детей? По­лезно ли новое атомное оружие для детей? Ученый поступил весьма разумно, внеся этот простой критерий в наши взгляды на войну, экономику и все прочие стороны жизни. Он предложил нам всем, и особенно ученым, мыслить по-новому, осознать то, что теперь уже неоспоримо, — все мы в одной лодке.

В фокусе новой парадигмы — забота о жизни и сохранение все­го живого. По мере того, как мы будем меняться, забота обо всех формах жизни станет основой нашей системы ценностей. Мы бу­дем задаваться вопросом: “Полезно ли это для жизни?” Эколо­гично ли это? Мы не выживем, если будем рассматривать каж­дую область интересов вне ее связи с системой. Гибельно думать о выгоде, а не о стоимости отравленных рек. Невозможно понять болезнь, не поняв больного. Нам нужно научиться мыслить уни­версально, видеть и принимать мир с разных точек зрения, на­блюдать и отслеживать различные уровни и многие взаимодей­ствия. Истина не находится в какой-то одной из них, а во всех и посреди них. Мы должны научиться видеть мир за пределами на­ших эгоистических интересов и однобоких представлений. Если этого не произойдет, если возобладает прежнее мышление, то нашего маленького уголка в царстве жизни попросту не станет.


42 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Новая психотерапия

В психотерапии за последние тридцать-сорок лет кое-что изме­нилось. Во-первых, мы перешли от разговоров о переживаниях к самим переживаниям, к исследованию структуры переживаний; во-вторых, мы включили тело в сферу интересов психотерапии, используя альтернативные подходы и техники, в частности, фи­зические упражнения, работу с телом и движение. Среди таких подходов рольфинг, метод Фельденкрайза, йога, движение Рольф, а также принципы Хакоми в работе с телом, разработанные Пэт Огден из Института Хакоми. Наконец, мы начали уходить от пре­жних энергетических моделей и перешли к информационным моделям, таким, как модели Бейтсона, Фельденкрайза и НЛП.

Хакоми занимает свое место в изменениях, происходящих в пси­хотерапии. Истоки метода Хакоми — в религиозных, научных и философских концепциях рождающейся парадигмы. При этом прежние подходы были адаптированы к новым принципам. Хако-ми — это движение от старого к новому. Пять глубинных прин­ципов, лежащих в основе метода, подробно описаны в следующей главе. В них ясно и конкретно проявляется ситуация смены пара­дигмы. Мы постоянно используем эти принципы, чтобы поддер­живать и оценивать метод и технику, чтобы направлять личност­ное развитие студентов, терапевтов и преподавателей Хакоми, а также оценивать результаты индивидуальных сеансов. Во всем этом наша работа покоится на принципах, как младенец на руках матери. И если мы позволим этим принципам направлять нас, если будем оставаться открытыми к тому, что предлагает Вселен­ная, возможно, нас ждут захватывающие открытия..

ПРИНЦИПЫ

На языке теории динамических систем цели, при­внесенные “разумными агентами” в турбулентную динамику системы в ситуации бифуркации, дей­ствуют как устойчивые организующие факторы, которые трансформируют нестабильную соци­альную систему в направлении нового гуманисти­ческого жизнеустройства.

Ирвин Ласло. Эволюция, великий синтез


2. Принципы 43

...Фактор активности, доминирующий в фазе не­устойчивости, вносит целенаправленность, вектор, указывающий направление, в котором можно ожи­дать появления новой структуры.

Эрих Йентш. Самоорганизующаяся вселенная

В царстве слепых одноглазый — король.

Михаил Апостелиус. Пословицы

Мастерство терапевта в значительной степени определяется принципами, которых он придерживается. Мы говорим, что тера­певты и студенты “работают (или не работают) по принципам”. Работать по принципам означает принять принципы в качестве основополагающей базисной части терапевтического подхода и действовать в согласии с ними. Когда я работаю с людьми, я дей­ствую, исходя из той своей части, которая знает эти принципы и живет по ним. Такое взаимодействие ощущается мной как изме­ненное состояние сознания.

Я бы сказал, что пребывание в принципах, — что, кстати, не тре­бует никаких усилий, когда вы им подчиняетесь, — делает почти всю работу. Принципы — это часть эмоционального отношения, при котором ценится свобода и жизнь другого человека, и это часть сознания, которая чутко следит за всем, что выражает че­ловек. Такое сознание и эмоциональное отношение ощущается глубинными частями другого человека, вызывая доверие и при­влекая к сотрудничеству его подсознание. Тогда работа стано­вится несравненно легче. Пребывать без принципов — все рав­но, что работать вслепую.

Большинство людей, которые начинают изучать Хакоми, испыты­вают такое чувство, будто они уже знакомы с этим методом. При этом они нередко высказываются таким образом: “Я знал, что это так”. “Я сам так работаю; просто не мог это сформулиро­вать”. “Я словно бы уже знал это”. Речь здесь, очевидно, идет о принципах. На самом деле они не знают ни метода, ни техник,


44 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

но что-то кажется им хорошим, что-то кажется знакомым. Они понимают, как эти принципы работают. Для таких людей обуче­ние этой работе легко и радостно.

Мы изучаем принципы на тренинге, обучаясь умению включать их как основу в нашу работу. Мы используем их, практикуем их и в конце концов обращаем их в важный аспект нашей жизни. Пребывание в принципах дает нам свободу чувствовать себя комфортно и вторгаться в неизведанное. По мере обучения и усвоения мы пользуемся принципами без всякого усилия и раз­мышления. Мы испытываем чувство комфорта, когда видим, что наши действия эффективны и безопасны. Мы чувствуем себя свободными. Терапия — это не просто работа. Такой подход про­тиворечит представлению о терапевте как инструменте, худож­нике или целителе. Терапия — это исцеление. Знание принци­пов дает нам основу, коренящуюся в мощных традициях, и рас­крывает нашу способность быть полезными для других.

Наука не полна, особенно в том, что касается теории. Психотера­пия, заключенная в рамки представления о себе как о научном занятии, тоже была бы неполна. Наша терапия — не просто ме­тод и техника, в ее сердцевине находится духовное начало, кото­рое ведет нас к познанию и самопознанию.

Органичность: живые системы

Живые объекты называются организмами в связи с важнейшим значением организации, и каждая часть структуры содержит информацию о своей роли по отношению к целому.

Роберт О. Бекер. Тело электрическое

В дикой природе нет никакого беспорядка: каждое растение в бесконечной мозаике микро- и макро­сообществ находится на своем месте.

Гари Снайдер. Хорошее, дикое, священное


2. Принципы 45

Эта закольцованность существования, эта связь между действием и переживанием, эта неразрыв­ная связь нашего пути в мире и мира, который яв­ляется нам, свидетельствует о том, что... каждый акт познания порождает новый мир.

Умберто Матурана

и Франческо Варела.

Древо познания

Когда я пытаюсь представить себе условия возник­новения жизни, я следую своей собственной фило­софии, согласно которой главным принципом жиз­ни является скорее гомеостаз, нежели “тиражиро­вание” копий, разнообразие, а не однотипность, гибкость клетки, а не тирания гена, терпимость к ошибкам целого, а не точная подгонка частей....На мой взгляд, существенно важны такие харак­теристики, как неопределенность структуры и тер­пимость к ошибкам.

Терпимость к ненужному — одна из самых суще­ственных характеристик жизни.

Фримен Дайсон. Бесконечное во всех направлениях

Жизнь — это одна гнусность за другой.

Марк Твен

Психотерапия — это исцеление, а исцеляться могут только жи­вые организмы. Вы можете починить машину или книжную пол­ку, можете отремонтировать телевизор или компьютер, — но вы их не лечите. И они не исцеляются сами. Исцеляются только жи­вые системы; они не чинятся и не ремонтируются. Доктор меди­цины может вправить перелом, но он не может его исцелить. Ему приходится ждать и наблюдать за процессом. Он может помочь, но не может исцелить. Исцеление — это процесс самовосстанов­ления. Одно существо не может вылечить другое. Оно может только помочь или помешать. Согласно принципу органичности


46 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

исцеление невозможно без участия клиента и взаимодействия между клиентом и терапевтом. Рост и раскрытие клиента, его от­веты и решения, достижения и открытия — все это находится внутри него. Задача терапевта — направлять процесс и поддер­живать клиента в поиске ответов, которые он может найти в са­мом себе.

Такая позиция предполагает ясное понимания различия между живыми и неживыми системами. Слово “органичность” относит­ся к динамике процесса самоорганизации, опирающегося на са­мосозидание, поддержку и развитие живых систем. Недавние разработки в области теории систем, теоретической биологии и новой физике помогают нам определить это различие. Новый подход основан преимущественно на работах Ильи Пригожина по диссипативным структурам2, на концепции самосозидания Матураны и Варелы3, на динамике самоорганизации, описанной системными теоретиками, в частности, Эрихом Йентшем и Ирви­ном Ласло4.

С другой стороны, существует духовная традиция, в которой чет­ко представлен этот принцип — речь идет о даосизме5.

Новая теория живых систем говорит об индивидуальной свободе и естественном разуме, присущих всему живому. Живые системы само-организуются, само-созидаются, само-регулируются и в из­вестном смысле сами управляют собственной эволюцией. Жизнь — сама себе голова. Жизнь — процесс творческий, она непредсказуема и невероятно изобретательна в поисках новых путей, ведущих к известной лишь ей цели. В отличие от машин, живым существам бывает скучно6. Эта “избыточность” живых систем уравновешивается их невероятной чувствительностью ко всему, что окружает их. Живые системы по самой своей природе склонны к сотрудничеству и взаимодействию. Они также откры­ты навстречу своему окружению. Их существование естественно поддерживается притоком энергии, материи и информации и “оттоком” или рассеиванием энтропии (то есть неупорядоченно­сти, информационного “шума” и продуктов распада). Жизнь — это постоянный обмен, и этот обмен — естественный физичес­кий процесс. Жизнь — это не случайность, и вряд ли мы одни во Вселенной. Все существа составляют одно целое по самому фак­ту своего существования.


2. Принципы 47

Когда вы принимаете принцип органичности, вы высматриваете естественные процессы и следуете им. Не навязывайте структу­ру или план процесса, а ищите источники движения и роста, поддерживая их. Это просто: например, после каждого высказы­вания нужно давать клиенту время на следующий ход, чтобы он шел в направлении своих интересов, — а не задавать, к приме­ру, вопрос о том, что интересует вас. Терапевту в позиции “ав­торитета” очень легко взять на себя контроль и управлять всем сеансом. В Хакоми мы, напротив, поддерживаем защитные барь­еры клиента, то есть привычки, которые помогают ему справ­ляться с важными переживаниями. Признавая, что у органич­ных систем свои пути и цели и они сопротивляются попыткам заставить их идти в другом направлении, мы нашли способ так соглашаться с защитами, что это поддерживает, а не сдерживает рост. Принять человека полностью — это не только техниче­ский прием: именно позиция принятия создает условия для са­мораскрытия другого человека.

В общем, декларируя принцип органичности, мы заявляем о сво­ем уважении к жизни и о вере в способность человека к исцеле­нию. Это создает атмосферу свободы, самоопределения и ответ­ственности клиента и позволяет терапевту действовать и чув­ствовать себя в роли целителя, а не слесаря. Кроме того, это пре­красно стыкуется со следующими двумя принципами: осознан­ностью, которая заменяет физические усилия в качестве источ­ника изменений, и ненасилием, при котором другой человек на­зывается “партнером”.

Осознанность: путь сознания

Если вы можете правильно налить чашку чая, вы можете сделать что угодно.

Георгий Гурджиев

Есть два способа мыть посуду. Можно мыть посуду для того, чтобы она стала чистой, а можно мыть посуду для того, чтобы мыть посуду.

Тхить Нъят Хань. Чудо осознанности


48 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Если в обычной жизни осознанность, или внима­ние, направляется на какой-то объект, они редко поддерживаются достаточно долго в рамках чисто­го наблюдения. Обычно за ними сразу же следует эмоциональная реакция, суждение, обдумывание, целенаправленное действие.

Ньянапоника. Могущество осознанности

Осознанность — это одновременно и принцип, и состояние со­знания. Как принцип это часть медитативных и созерцательных традиций. Для меня в этом плане особенно важен буддизм. С точки зрения терапевта, осознанность — это путь сознания. Проявлять осознанность означает дать себе время на то, чтобы просто исследовать переживание, прежде чем что-то с ним де­лать. Дж. П. Морган как-то сказал: “При прочих равных услови­ях я предпочитаю того человека, который пробует пищу, прежде чем ее солить”. С этого начинается осознанность, — когда пред­почитаешь попробовать, прежде чем делать, предпочитаешь со­знательно отслеживать то, как тебя что-то волнует и трогает, как ты организуешь свое переживание. Осознанность — это часть традиции, в которой признается реальность сознания, столь же реального или более реального, чем материя. В ней также при­знается органичность, открытость и чувствительность. Она “зна­ет” о внутренней мудрости другого человека и его способности изменяться через осознание.

То, как мы используем осознанность в Хакоми, можно назвать ме­дитацией с поддержкой. В терапии самый значительный эффект осознанности состоит просто в том, что переживание отслежива­ется дольше, прежде чем за ним “следует эмоциональная реак­ция, суждение, обдумывание, целенаправленное действие”. Суть в том, чтобы отслеживать чуть дольше, собрать больше информа­ции и позволить чему-то произойти самому по себе. Такие край­не сложные живые системы, какими мы с вами являемся, органи­зуют свои восприятия и действия на основе глубинных образов и убеждений. В обычном сознании, повседневных житейских де­лах эти глубинные убеждения управляют нами, минуя сознание. Они действуют, оставаясь, так сказать, за кулисами. Одна из


2. Принципы 49

основных целей терапевтического процесса — внести этот орга­низующий материал в сознание, изучить и понять его. Осознан­ность как состояние сознания представляет собой определенный инструмент, которым мы можем воспользоваться.

Будучи одним из состояний сознания, осознанность сфокусиро­вана на текущем переживании, которое мы традиционно называ­ем содержанием сознания. Мы не можем осознавать прошлое, мы только знаем, что вспоминаем прошлое, потому что это вспоми­нание происходит в настоящем. Путь к осознанности — это со­средоточенное на настоящем внимание. Осознанность “предна­меренно пассивна”. Мы преднамеренно решаем наблюдать теку­щее переживание, не вмешиваясь в него. Такая позиция “чисто­го” восприятия, даже если мы пребываем в ней лишь несколько секунд, может приносить щедрые озарения. Наконец, в ситуации осознанности внимание в основном обращено вовнутрь. Однако мы можем позволить внешним воздействиям участвовать в теку­щем переживании, которое мы отслеживаем. Когда мы умышлен­но делаем это в ходе терапии, мы вызываем переживания, кото­рые потом можно проработать. Мы надеемся, что, внеся эти пе­реживания в сознание, мы сможем каким-то образом выйти за их границы, познать и завершить их, а затем и пойти дальше.

Ненасилие: уважение к жизни

Суета и напряженность современной жизни — это одно из проявлений, возможно, самое распростра­ненное, внутренне присущего этой жизни наси­лия. Когда ты вовлечен в круговорот многообраз­ных и противоречивых желаний, когда ты уступа­ешь слишком многим требованиям, вкладываешь силы во множество проектов, когда разрываешься между желанием и возможностью помочь всем и во всем — это значит, что ты согнулся под гнетом насилия. Лихорадочное возбуждение политика сводит на нет его миротворческие усилия. Оно подрывает эффективность его действий, убивая источник внутренней мудрости, благодаря которо­му работа может быть плодотворна.

Томас Мертон


50 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

...Идеальная поза достигается не тогда, когда что-то с собой делаешь, а когда буквально ничего не делаешь, то есть устраняешь все произвольные действия, предназначенные не для стояния, кото­рые стали машинальными и теперь неотъемлемы от поведения в ситуации стояния.

Моше Фельденкрайз. Могущественное “Я”

Поэтому сказать: “Почему бы не поступать только по истине и не отвергать неправду, стремиться к порядку и отвергать беспорядок?” — означает не понимать законов Неба и Земли и сущности вещей.

Чжуан Цзы. Осенний разлив

Ненасилие — это признание органичности на практике. При та­кой стратегии мы пребываем в потоке, следуя естественным пу­тем, потому что именно такой способ эффективен. Идти против течения, использовать силу против живой системы означает на­прашиваться на сопротивление. В даосизме есть принцип “вза­имного возникновения”. Он означает необходимость противопо­ложностей. Например, в тот день, когда вы родились, стала воз­можной ваша смерть. Или ешьте эти бесплатные соленые ореш­ки, и вы закажете еще одно пиво. В терапии это принцип: “Если вы применяете насилие, то получаете сопротивление”.

Насилие в терапии очень тонкое. Оно не так уж очевидно для людей, воспитанных на моделях власти, распространенных в нашей культуре. Когда кто-то просто предполагает, что он зна­ет, что лучше для других, получается насилие. Получается про­тивоположность органичности. Когда терапевты задают вопро­сы, чтобы собрать для себя информацию, часто перебивая кли­ента, это насилие, и оно порождает сопротивление. Клиент мо­жет высидеть этот час и для вида проделать все, что от него требуют, но что-то внутри него обижается и начинает сопро­тивляться. Насилие в терапии — это не просто умышленное, физическое нанесение вреда. Это неспособность принять клиен-


2. Принципы 51

та как целостного человека, человека со своей собственной ис­торией, собственными идеями, образами, потребностями, жела­ниями, возможностями, темпом. Насилие означает, что вы слиш­ком зацикливаетесь на себе и своих схемах, чтобы стать целите­лем другого человека.

Ненасилие порождается позицией принятия и активным внима­нием к естественному развертыванию событий. Оно идет рука об руку с осознанностью, которая помогает нам понять без вме­шательства. Чтобы научиться ему, нужно много времени. Это, конечно, один из главных принципов и в буддизме, и в христи­анстве, с большими традициями и обширной литературой7.

В терапии ненасилие проявляется несколькими способами. Пер­вый — наша работа с так называемыми “защитами” (звучит так, как будто мы на кого-то нападаем). Я предпочитаю называть эти реакции “управление переживанием”. Когда мы называем эти реакции “защитными”, то раскрывается наше отношение к силе и власти, и создается впечатление, что клиент мешает те­рапевту. В Хакоми мы не противостоим усилиям клиента конт­ролировать свои переживания. Мы поддерживаем их, чтобы обеспечить клиенту безопасный и управляемый способ глубже и полнее исследовать эти переживания. Любая попытка проти­востоять такому контролю все равно отторгается, работа стано­вится напряженной и излишне мучительной. Стиль, в котором клиент управляет своими переживаниями, — это лучшее, что он может делать, чтобы справиться с реальной болью и страхом во многих ситуациях. Такой стиль — привычная и ценная часть инструментария клиента для контакта со своим миром. Поддер­живая его, мы проявляем глубокое уважение ко всей личности.

Второй способ проявления ненасилия — это акцентирование переживания, а не совет или интерпретация. Мы не собираемся решать проблемы или рассказывать клиенту о его личности. Наша задача состоит в том, чтобы помочь клиенту достичь оп­ределенных ключевых переживаний, переживаний, которых у клиента еще не было, переживаний, которые обучают клиента тому, что для него возможно. Заслужив доверие бессознатель­ного, сопровождая и поддерживая собственный темп и процесс


52 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

клиента, мы создаем ситуацию, в которой естественно происхо­дят те переживания, которым нужно и желательно произойти. Когда мы просто поддерживаем, клиент делает то, что ему нуж­но сделать, и признаком нашего успеха служит то, что клиент вполне справедливо ставит себе в заслугу эту работу.

Целостность системы “ум — тело”

...Из этих данных следует, что многие, если не все лечебные процедуры на 55% вызывают плацебо-реакции. Кроме того, устойчивый процент плаце­бо-реакций наводит на мысль, что есть общий ос­новополагающий механизм или процесс, который несет ответственность за согласование и лечение системы “ум — тело”, независимо от проблемы, симптома или болезни.

Эрнест Росси. Психобиология лечения тела-ума

...В конечном счете, способность нервной системы создавать индивидуальные паттерны, или способ­ность обучаться на личном опыте настолько высо­ки у человека, что мы можем рассматривать их как некое новое качество.

Моше Фельденкрайз. Могущественное “Я”

Философия целостности — это признание сложности и принци­пиальной непредсказуемости целого, если рассматривать его по частям. Это признание воздействия каждого аспекта жизни на все остальные. В такой системе рассматриваются различные паттерны, взаимодействия и нелинейные влияния. Примерами целостного подхода являются акупунктура и теория самоорга­низующихся систем8. Ум и тело представляют собой именно та­кую систему.


2. Принципы 53

Ум и тело влияют друг на друга. Они взаимодействуют. Этот принцип ставит Хакоми-терапию в один ряд с теми концепция­ми, для которых взаимодействие ума и тела является принципи­ально важным9. Меня особенно интересует воздействие глубин­ных убеждений, доминантных образов и значимых ранних вос­поминаний на поведение, структуру тела и все уровни физиоло­гии — от клеточного обмена веществ и состояния иммунной системы до кровообращения и распределения тепла и тонуса мышц в теле, вплоть до проявления этих убеждений в позе, дви­жениях, жестах и выражении лица. В свою очередь, и влияние тела на ум дает себя знать в широком спектре явлений — от унаследованных талантов и склонностей до колебаний настрое­ния, вызванных больной печенью. Эти влияния часто цикличны и определяются сложным взаимодействием циклов обратной связи. Мы исследуем некоторые из этих циклов, когда речь пой­дет о том, как поведенческие шаблоны и системы убеждений стабилизируют друг друга, но поскольку эта книга об измене­нии глубинных убеждений и образов, имеющих целью измене­ние переживания, я рассматриваю в основном воздействие ума на тело.

В ходе терапии мы стараемся работать на “границе” ума и тела. Мы имеем дело с взаимодействием убеждения и переживания, образа и эмоции. Иногда мы работаем, концентрируясь на теле­сном переживании, и спрашиваем о значении или убеждении. Иногда мы сосредоточиваем внимание на убеждении или значе­нии и изучаем всплывшие переживания. Мы чередуем одно на­правление с другим, постоянно пересекая грань ума и тела и оставаясь к ней как можно ближе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.013 с.)