Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Получение доступа, углубление и переход к проработкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПА В этом разделе описываются принципы и техники получения доступа. Термин “доступ” заимствован из информационных технологий, где он обозначает операции, которые делают информацию доступной. Получение доступа — это процесс, который открывает путь к недоступной в противном случае информации. Для нас это часто означает, что мы переводим клиента из одного состояния сознания в другое. Мы используем техники получения доступа, для того чтобы помочь клиенту перейти из обычного состояния сознания в осознанность или из какого-то из этих состояний в состояние ребенка. Во время осознанности мы углубляем процесс терапии, получая доступ к глубинному материалу. Таким образом, получение доступа — это часть перехода к состояниям проработки. В психотерапии нам нужна такая информация, как убеждения, привычки и воспоминания, которые мотивируют и организуют реакции клиента, то есть глубинный материал. Эта информация при обычных обстоятельствах не присутствует в сознании и недоступна для него. Глубинное ядро помогает организовать содержимое сознания, оставаясь вне его. Например, мучительный материал может удерживаться вне сознания сильными привычками. Однако именно эта информация определяет развитие нашей эмоциональной жизни и придает ей смысл. Она оказывает не только эмоциональное, но и символическое воздействие. Она 9. Получение доступа, углубление и переход к проработке 165 дает названия нашим переживаниям и определяет то, как мы используем основные элементы нашего существования. Такую информацию называют по-разному. Карл Поппер именует ее интуитивными убеждениями1. Есть другое выражение — “мифические образы” Джозефа Кемпбелла2. Мне нравятся оба эти термина. Словосочетание “интуитивные убеждения” наводит на мысль о невербальном, не объективированном состоянии этой информации. Она интуитивна, а не словесна; она скорее чувствуется или ощущается, а не мыслится. Однако в то же время на ее основе действуют; она направляет действия. Так что это действительно убеждения. Руководящая действиями, но не словесная, эта информация может храниться как образы и воспоминания, что определенно наводит на мысль о ее правополушарном происхождении. Эти образы организуют опыт. Они подытоживают события, чувства, взаимоотношения и решения. Они структурируют разнообразные сочетания установок, воспринимаемых у других и у себя, и привычек, которыми мы на них реагируем. Они подытожены, преобразованы в символы, лаконичны и таинственны, как образы во сне. Нам нужен доступ к глубочайшим интуитивным убеждениям, мощнейшим мотиваторам поведения, “мифам, по которым мы живем”, личным мифам, которые большую часть времени не распознаются сознательно. С кое-каким трудом они доступны для сознания, но еще не были рассмотрены осознанно. Они не были четко выражены в словах, и поэтому их невозможно оспорить или подвергнуть сомнению. Когда они не подвергаются сомнению, то они также не подвергаются изменению. Ведь только слова подлежат сомнению, поэтому эти убеждения нужно внести в сознание и выразить словами. Без этого они не меняются3. В некоторых случаях, как я уже говорил, они вызывают боль и их систематически избегают. Например, привычка напрягать определенные мышцы в ответ на мысль обычно происходит вне сознания. Терапевт может внести это напряжение мышц в осознание, просто упомянув о нем. Значительно труднее внести в осознание те воспоминания и убеждения, которые вначале создали, а теперь подкрепляют эту привычку напряжения. Именно к этой информации нам и нужен доступ. 166 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Эту информацию никак не получить в обычном состоянии сознания. Когда автобус едет, с водителем не поговоришь. Когда двигатель работает, его не разберешь. Любая информация, которая управляет определенным действием, не подлежит изменению, когда действие еще продолжается. Это правило работы компьютера относится и к действиям людей. Никак иначе компьютер не работал бы, — и мы бы не работали. Вот зачем нам нужна осознанность, состояние сознания, в котором все наши действия приостановлены. В осознанности мы ничего не делаем. Это подобно изумлению ребенка, которое открыто и ничего конкретного не делает. (“Куда ты ходил?” — “Погулять”. “Что ты делал?” — “Ничего”). Это детское “ничего” открывает доступ к внутреннему миру. Нельзя получить доступ к человеку, пока он занят. Занятый ум не позволит вам получить доступ к его системам убеждений. Занятый ум не принимает входящие звонки. Именно так мой друг Пикок младший обычно описывал наркотическое состояние: “Никаких входящих звонков”. Занятый ум применяет эти убеждения, оперируя ими. Опасно идти напролом и пытаться их изменить в самый разгар событий. Не время разбирать лестницу, когда поднялся на два этажа и стоишь на ней. Когда вы заняты, ваши системы убеждений защищены. Они защищены от прерываний, когда ваше сознание сосредоточено вовне, когда вы заняты текущими внешними делами, когда вы ориентированы на цель. Чтобы получить доступ к информации о характере, нам нужно отказаться от поведения, присущего характеру, по крайней мере, на какое-то время. Такая информация доступна только в особых состояниях сознания. Все мы знаем характерную особенность этих необычных состояний. Все мы испытывали их. Сидеть и глядеть... изумление ребенка... нам они знакомы. В этих состояниях системы убеждений доступны весьма особым образом, и не только логическому уму. Нет, они не служат просто темами для досужего обсуждения. Такие состояния сознания, как изумление и осознанность, совсем не интеллектуальны. Это состояния, в которых наш контакт с чистым опытом очень прочен. При этом наши организующие убеждения очень реальны для нас, и именно в такой мо- 9. Получение доступа, углубление и переход к проработке 167 мент они доступны: когда они ощущаются как реальные, когда являются осязаемой действительностью. Недаром Юджин Дженд-лин употребляет термин “осязаемое чувство”4. Организующие убеждения не всплывают просто как философские возможности. Они приходят с решительностью и всем тем эмоциональным зарядом, который их создал. Люди не говорят просто так, невзначай, спокойным голосом: “Меня никто никогда не любил”. Если это подлинная часть убеждений, она не проявится настолько безлико. Она прибудет с горем, которое невозможно вынести. Осязаемая действительность. Не путайте обсуждение действительности с доступом к системе убеждений! Есть много способов входить в эти измененные состояния сознания — с помощью ритуальных танцев, йоги, гипноза, поэзии, искусства, мифологии, музыки, наркотиков и тому подобного. Ритуалы, церемонии, медитация — все это способы доступа. Это способы сосредоточиваться на внутренних сигналах при понижении шума. Если вы хотите помогать людям меняться на глубоком уровне, вам нужно сначала помочь им войти в одно из этих особых состояний. Вам нужно помочь им получить доступ. Получив доступ, они смогут приступить к проработке того, что всплыло. Они смогут, если сохраняют осознанность, вдобавок заметить, как на них влияет то, что всплывает. Они смогут наблюдать, как все это происходит. Мы называем это осознанностью и “свидетельствованием”. В Хакоми-терапии есть определенные, конкретные действия, которые обеспечивают доступ, вызывают осознанность и создают свидетеля. Перлз получал доступ тем, что просил людей оставаться “здесь и сейчас”, а затем указывал на то, что происходило за гранью их осознания5. Он удерживал их немного в трансе. Или можно сказать иначе: немного вне эго-транса, в котором мы обычно находимся. Техники доступа Милтона Эриксона были практически чудодейственными6. У Джендлина есть очень простая техника доступа, которая довольно эффективна. Он называет ее “фокусированием” и написал о ней одноименную книгу. Техники доступа, которые я применяю, обладают качествами сохранения сознательного внимания и памяти и всегда используются в рамках того, что разрешает и выбирает клиент. Эти качества соответ- 168 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ствуют принципам осознанности и ненасилия и продолжают направлять процесс и до, и после получения доступа. Правила получения доступа Для получения доступа существуют следующие четыре руководящих принципа. Если вы настолько натренируете их, что они станут привычкой, у вас не будет никаких проблем с доступом. Безопасность. Прежде всего создайте безопасную обстановку. Вам нужно создать или способствовать созданию чувства безопасности у тех людей, с которыми вы работаете. Если они не будут чувствовать себя в безопасности, то не отбросят внешнее внимание; у них не будет достаточного доверия к внешнему миру, чтобы обратиться вовнутрь. Если они не будут чувствовать себя в безопасности, они будут наблюдать, присматривать за вами. Вы лично должны быть “безопасным местом” для клиента. Ему нужно чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы отрешиться от цели, времени и осознания окружающей обстановки, для того чтобы углубиться в себя. Каждый раз, когда есть проблема с доступом, я стараюсь выяснить, что может принести человеку чувство большей безопасности. “Что может помочь вам чувствовать себя удобнее?” Такого рода вопросы. Пусть человек поработает над тем, чтобы почувствовать себя удобнее. Иногда клиент хочет убедиться в том, что вы не собираетесь делать чего-то. Обеспечить безопасность человека — дело первоочередное. Терапевт должен быть всецело предан защите чувств и души клиента. Это значит, что он переносит планы, оценки и “успех” на второй план после защиты души. Возможно, у вас есть какие-то качества, которые угрожают этому человеку. Вам стоит в этом разобраться. Что причиняет ему неудобство? Например, ваша потребность получать от него какой-то отклик. Наличие у вас плана для него. Оценивание клиента. Эти вещи могут быть едва уловимыми и тем не менее вызывать у клиента опасения. Лучшее, что вы можете сделать, — это быть полностью принимающим. Если вы можете быть любящим, принимающим и не оценивающим, человек скорее всего будет чувствовать себя безопас- 9. Получение доступа, углубление и переход к проработке 169 но. Вы должны быть преданным делу защиты души человека. У меня вызывают злость и отвращение те терапевтические техники, которые оскорбляют людей и намеренно вызывают боль. И так уже более чем достаточно боли, с которой нужно справиться. И один Бог знает, как только не оскорбляли наши души! Если вы искусны, вы можете выманить боль из ее укромных мест и предложить некоторое облегчение. Незачем создавать еще больше боли. Кроме того, вы должны быть конгруэнтными (термин Карла Роджерса). Не говорите того, что вы не имеете в виду. Люди могут улавливать это, и опять же, ситуация не будет безопасной. Они не будут знать, чему верить. Им придется следить за вами. Если у вас злой голос, то пусть ваши слова будут сладкими, как мед, все равно вы ни к кому не получите доступа. И помните: именно убеждения людей определяют, когда они чувствуют, что им удобно. А мы стараемся получить доступ к этим самым убеждениям. Бесполезно спорить с ними. Просто делайте то, что нужно, чтобы людям было удобнее. Важнее избегать противостояния и быть “на их стороне”, чем быть правым в каком-то вопросе. Текущее переживание. Второе правило получения доступа: помогайте клиентам сосредоточиваться на текущем переживании и устойчиво отслеживать его. Ведь вы стараетесь получить доступ к глубинному материалу и структурам поддержки, лежащим в основе организованного опыта. Вам нужно, чтобы человек пережил этот материал как осязаемую реальность, а не как теорию. Осязаемая реальность — это чувства, настроения, мысли и мышечные напряжения, которые происходят прямо сейчас. Вам нужно, чтобы клиент “узнал” свои убеждения в этом живом смысле, а не только в смысле идеи. Вам нужно привести его к осязаемому чувству данного текущего момента. Вот когда можно его изменить. Нельзя поменять направление, пока не выйдешь на этот особый перекресток. Более чем в 90% случаев, когда терапия не срабатывает, это объясняется тем, что не был получен доступ. Джендлин продемонстрировал, что если клиент не отслеживает своего переживания, терапии не происходит. Джендлин тренировал студентов прослушивать магнитофонные записи первого и второго сеансов 170 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми продолжающейся далее психотерапии, и они могли предсказать с более чем 90-процентной точностью, какие сочетания терапевтов и клиентов сработают, какие нет. Они могли определить это по первым двум сеансам. Наверное, во многих случаях это можно определить за первые пятнадцать минут. И причина, по которой терапия не дает результатов, проста: клиенты не отслеживают текущего переживания. Терапевт просит описать что-то происходящее и не получает в ответ переживания. Терапевт спрашивает клиента о чувствах, а клиент отвечает: “Ну, я не знаю, какие тогда были чувства” — или предлагает одни только оправдания и объяснения. Вы спрашиваете, что происходит сейчас, а клиент начинает рассказывать про прошлый четверг в гастрономе. В том, что касается переживания, это добавление шума. Вот когда терапия не происходит. Вы спрашиваете человека о переживании, а получаете в ответ шум. По моему опыту, именно этот принцип людям, начинающим обучаться, усвоить труднее всего. Я думаю, это объясняется тем, что такое ограничение нигде больше не применяется. Привычки следовать за склонностью другого человека говорить о прошлом, строить догадки, теоретизировать и т.д., следовать за тем, что интересно, быть вежливым — эти привычки обычного разговора очень сильны. Не попадайтесь в ловушку рассказов о прошлом. Не ловитесь на драму. Тут же возвращайтесь в настоящее. Спрашивайте о конкретном переживании. Задавайте вопросы, на которые можно ответить только тогда, когда человек отслеживает текущее переживание. Нужно задать всего два-три таких вопроса подряд, и человек закрепится в настоящем. После того как вы получили доступ, человек начинает автоматически отслеживать свое переживание. Один из способов — “запросить” конкретную информацию о том, что сейчас происходит. Например, если кто-то говорит, что ему грустно, не спрашивайте, по какому поводу эта грусть! Это королевская дорога к объяснению. Спросите: “Какая это грусть?” Тогда человек сразу же вернется к грусти. Глубже. Грусть становится гораздо содержательнее. При таком поиске всплывают воспоминания и, наконец, убеждения. Почти в любой момент терапевт может задать вопрос, который перенаправит клиента на текущее 9. Получение доступа, углубление и переход к проработке 171 переживание. Вопрос может быть логически непоследовательным, но если клиент сотрудничает, он приведет к получению доступа. Вы будете мастером психологического айкидо, когда сможете брать любые слова или действия человека и перенаправлять их на текущее переживание. Медленно. Еще одно правило: продвигайтесь медленно! Если вы действуете быстро, клиенты могут лишь реагировать. Они будут делать так, чтобы поспевать за вами. Нам не нужны реакции, нам нужно переживание и осознанность. Реакции происходят с одной скоростью, а осознание — с другой. Различные состояния сознания по-разному функционируют во времени. Чтобы исследовать, как организован опыт, нужно сбавить темп. Нейроны, которые служат передатчиками осознания, намного сложнее соединены и гораздо медленнее действуют, чем те, которые служат передатчиками сознания. Если вы давным-давно научились отлично играть какое-то музыкальное произведение на пианино, а кто-то теперь просит вас указать аппликатуру, вы не можете с ходу это вспомнить. Вам нужно сбавить темп и действительно заметить, как вы организовали данное переживание. Например, из того, что мы знаем о нейрофизиологии, следует, что когда Исаак Стерн играет очень быстрое произведение на скрипке, он не может “думать” о каждом пальце поочередно. Он должен отправлять сообщения, которые руководят движениями его пальцев в заданных последовательностях. Он отправляет целые пакеты информации о движениях своим пальцам. Мозг не может двинуть одним пальцем, заметить это, а затем двинуть следующим, отправляя импульсы к руке и обратно настолько быстро, чтобы получалась такая игра, как у Исаака Стерна. Так что информация пересылается пакетами. Когда вы действуете быстро, информация группируется в пакеты. Чтобы переживать, замечать и точно понимать детали движений, нужно разгруппировать пакеты. Нужно сбавить скорость. При получении доступа нужно действовать медленно. Нужно предоставлять клиенту достаточно времени. Вы ведь вызываете осознанность. Когда вы действуете медленно, вы тем самым поощряете клиента тоже действовать медленно. Вы поощряете самонаблюдение. Аналогично, когда вы спрашиваете об информации, вам нужно делать 172 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми это так, чтобы давать понять, что есть уйма времени. Речь получения доступа отличается от обычной речи. Тон голоса, скорость, с которой вы говорите, легкость, с которой вы двигаетесь, все гласит: “Вы в безопасности. Не спешите. Обращайтесь вовнутрь”. Во всех необычных состояниях, например, в гипнозе, форма, темп и своевременность сообщения существенно важны для получения доступа. Ненасилие. Наконец, четвертое правило: продвигайтесь мягко! Вы должны быть ненасильственным. Ненасилие и осознанность — основополагающие принципы буддизма, пути к познанию высшего “Я”. При работе с другими помните: всегда доброта, всегда сострадание! Никогда не работайте против чьей-то воли или пожеланий! Вы должны избегать того, чтобы сработали системы защиты. Вам нужно “пройти под радаром”. Если вы хоть в какой-то форме проявляете насилие, то беспокоите других, и они оставляют свое внутреннее переживание и обращаются вовне, чтобы разобраться с вами. Помните: есть много уровней насилия! Оценки, планы, советы, нетерпимость к чему бы то ни было и высокомерие, проявляемое многими терапевтами, — все это насильственно и приводит в действие защиты человека. А терпимость, доверие и ненасилие предоставляют людям возможность делать то, что они хотят, и быть тем, кто они есть, без какой-либо необходимости это менять. Для получения доступа нужно, чтобы присутствовали такого рода принятие и поддержка. Во время всего процесса получения доступа вы должны отслеживать сигналы, говорящие о том, по какому пути стремится пойти процесс этого человека, и поддерживать контакт. Постоянно посылайте ему сигналы о том, что вы следуете за его переживанием. Как только клиент будет знать, что вы рядом с ним и собираетесь ему помочь делать то, что он хочет, к нему будет легко получить доступ. Так что обратите внимание на эту четверку: создание безопасности, задавание вопросов о переживании, медленное продвижение и мягкость — четыре правила получения доступа. Они образуют тончайшее сочетание, которое открывает проход к источникам “Я”. 9. Получение доступа, углубление и переход к проработке 173 УГЛУБЛЕНИЕ Получение доступа вводит клиента в состояние осознанности. Как только это произойдет, наша задача будет состоять в том, чтобы сначала закрепить и углубить это состояние, а затем использовать его для получения доступа к глубинному материалу. В состоянии осознанности процесс охотно продвигается к тем убеждениям, воспоминаниям и т.д., которым нужно всплыть прежде всего. Ослабление контроля и чувство безопасности позволяют бессознательному выдавать материал, который обычно держится вне сознания. Клиент и терапевт участвуют не только в сознательном диалоге, но и в большой степени в бессознательном. На этой ранней стадии терапевт начинает понимать, куда направляется процесс. Смысл происходящего начинает проясняться. Все же терапевту надлежит теперь продвигаться медленно, чтобы углубить и укрепить осознанность, прежде чем переходить к глубинному материалу. Когда наступает осознанность, она приходит в ответ на указания терапевта клиенту просто... “осознавать, что происходит... когда я...” или “когда вы...” — с последующим проведением пробы, или перениманием, или указанием что-то сделать. В самый первый раз терапевт может также объяснить, что именно требуется: обратиться вовнутрь и наблюдать, что происходит, без необходимости что-то делать. Должны проявляться все признаки осознанности — замедленность и мягкость речи, устойчивое сосредоточение, сообщения о текущем переживании. Углубить и укрепить это состояние — дело простое. Мы задаем вопросы о текущем переживании, для ответа на которые клиенту нужно отслеживать переживание. Мы задаем вопросы, которые требуют более полных ответов. Если реакцией на пробу было, скажем: “У меня лицо покалывает”, то углубляющим вопросом может быть: “С какой стороны больше покалывает, с правой или с левой?” Важный момент, касающийся этих вопросов, заключается в том, что терапевту может быть не нужна или даже нежелательна информация, которую они дают. Терапевт может быть ничуть не заинтересован в том, с какой стороны лицо больше покалывает, или что-то в этом духе. Это просто техника для углубления и укрепления осознанности. Два-три таких 174 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми вопроса, и клиент, как правило, сосредоточивается и сохраняет осознанность без дальнейших церемоний. Во время процесса углубления полезно произносить контактные высказывания. Контакт помогает установить ритм взаимодействия, точно так же, как и в обычном разговоре. Иногда терапевту приходится инструктировать клиентов (в особенности людей с экспрессивным или трудолюбивым процессом характера), чтобы они оставались внутри. У некоторых людей есть манера выполнять задание, а затем возвращаться к вам, чтобы сообщить об этом как о чем-то недавно происшедшем. Такая привычка может не давать терапии никуда продвинуться. Как в пинг-понге, клиент переключается то на осознанность, то на сообщения в обычном сознании, а терапевт переходит от одного задания к другому. Это манера, к которой часто прибегают неопытные терапевты. Если такое началось, то, чтобы прекратить это, просите подобных клиентов отслеживать свое переживание и сообщать о нем в настоящем времени, когда оно происходит, не открывая глаз и не выходя из состояния внимания к уму. Это может получиться только со второго или третьего раза, но большинство клиентов способны достичь такого состояния и у них получится. При углублении некоторые клиенты сначала осознают на первый взгляд всего лишь пустяки. Клиент может сообщить, скажем, в ответ на пробу: “У меня зачесалось запястье”. Некоторые люди вначале сообщают в основном об ощущениях. Проще простого задавать углубляющие вопросы об этих ощущениях, и немного погодя клиент начнет сообщать о чувствах — часто довольно неожиданно. В целом в ходе углубления происходит переход от (1) мыслей и идей к (2) образам, ощущениям и напряжениям, к (3) чувствам и, наконец, к (4) целым воспоминаниям, переживаниям и озарениям. В целом также происходит переход от локальных ощущений, напряжений, чувств и т.д. к более глобальным происшествиям, в которые вовлечено все тело. “Спуск через пороги” может начаться в любой момент. Когда это случается, стремление к осознанности временно отставляется в сторону и применяются техники, уместные для порогов. Некоторые клиенты вообще не способны оставаться в состоянии осознанности. Обычно они просто перенапряжены, тревожны 9. Получение доступа, углубление и переход к проработке 175 или беспокойны. Если вы сделали все, что могли, чтобы получить доступ к осознанности и углубить ее, но ничего не получилось, то обсудите вопросы чувства безопасности и попробуйте найти способ снять напряжение, например, энергичное физическое взаимодействие. Если это не помогает, то клиенту нужен какой-то другой подход, например, массаж, изменение диеты, отпуск или что-нибудь еще. Он не готов для Хакоми-терапии или Хакоми-терапия не готова для него, и этому факту нужно посмотреть в лицо прямо, хотя и деликатно. Конечно, некоторые клиенты переживают и сообщают о чувствах и воспоминаниях почти сразу, а иные могут очень быстро получить доступ к осознанности и укрепить ее. Когда получен доступ к осознанности и она закреплена, задача состоит в том, чтобы получить доступ к глубинному материалу. ПЕРЕХОД К ПРОРАБОТКЕ Когда клиент глубоко вовлечен, находится в состоянии осознанности и не спеша занимается вопросами и сообщениями, процесс в целом набирает собственный темп. В нем появляется некое качество наполненности жизнью, взбадривающее и увлекающее. К этому времени терапевт уже выработал у себя определенное представление о том, что это за процесс и какая проба или техника поможет клиенту войти в контакт с глубинным материалом. В это время одной лишь простой пробы может оказаться достаточно, чтобы вызвать у клиента глубокое и мощное переживание. В иное время те же слова могут не оказать никакого или почти никакого воздействия, но в осознанности, когда клиент открыт, спокоен и внимателен к реакциям, подходящие слова срабатывают как ключ, неожиданно открывающий путь к самому ядру клиента. Например, клиент сообщает о чувстве злости при пробе: “Ваша жизнь принадлежит вам”. Кроме того, он чувствует напряжение брюшной стенки. Тогда вы или ваш ассистент перенимаете это напряжение и немного надавливаете на брюшную стенку, имитируя это напряжение. Теперь вы делаете пробу еще раз, при этом клиент позволяет вам перенять напряжение брюшной стен- 176 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ки, и как реакция происходит всплеск чувств и ясное воспоминание, полное ярости и чувства унижения. Или клиент чувствует целую структуру напряжения, и вы задаете несколько вопросов, чтобы углубить это переживание. Клиент вам все рассказывает об ощущениях в разных частях тела, каждый раз внимательно наблюдая их в состоянии осознанности. Затем, когда вам кажется, что уже пора, вы спрашиваете: “Что, по-вашему, тело выражает с помощью этой структуры напряжений?” Мы часто пытаемся получить доступ к глубинному материалу, выясняя значение какого-то телесного проявления. Телесное проявление, происходящее как реакция на пробу, — это ведь в конечном счете часть целой системы реакций, организуемой и управляемой глубинными убеждениями, воспоминаниями и т.п. Именно такую тесную связь реакции и глубинного ядра мы используем для получения доступа к этому материалу. Клиент внезапно осознает, что его тело говорит: “Прикоснись ко мне!” И при этом всплывают чувства и воспоминания, которые раскрывают значение его страдальческого крика. При получении доступа к глубинному материалу мы переходим от текущего переживания ощущений, чувств, мыслей и т.д. к убеждениям, воспоминаниям и образам, которые, хотя и действуют постоянно и сильно в настоящем, скорее являются частью скрытого, тягостного прошлого. Мы переходим от переживания к символическому материалу, который формирует весь опыт. Символический материал имеет значение и помимо того, что он просто произошел. События были не просто мощными; они существенно повлияли на то, как человек определяет себя, значимых окружающих людей и мир. Конечно, остается еще многое, что нужно сделать, хотя уже сам доступ к глубинному материалу может быть важным событием в жизни человека. Это глубокий, определяющий развитие материал, находящийся в самом центре того, кем клиент является и как он таким стал. Быть в контакте с давними событиями означает как бы вернуться домой, познать себя необыкновенно реальным и значимым образом. Это означает чувствовать и знать почти священную свободу выбирать, кем будешь. Не то чтобы это было легко изменить. Есть веские причины, по которым мы такие, как 9. Получение доступа, углубление и переход к проработке 177 есть. Силы, которые определили наше развитие, не выпорхнут вприпрыжку из нашей жизни. Когда всплывает глубинный материал, он часто сопровождается переходом сознания к тем состояниям, которые мы называем сильными эмоциями или ребенком. Это особые состояния, и мы проводим в них особую проработку. В последующих главах мы обсудим работу с ребенком, работу с сильными эмоциями и поиск значения.
Глава 10 РАБОТА С СИЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ: “СПУСК ЧЕРЕЗ ПОРОГИ” Как и в любой терапии, имеющей дело с сокровенными убеждениями и мучительными воспоминаниями, в Хакоми всплывают сильные чувства и потребность их выразить. Когда обеспечены безопасность и поддержка, клиент может испытать спонтанное высвобождение эмоций, которого у него, возможно, не бывало с детства. Когда наступает высвобождение эмоций, оно становится почти физической потребностью. Оно вырывается наружу и, если его не прерывают, бьет струей до завершения. Способность работать с эмоциями — важная часть умений терапевта. Чувства входят в число биологических основ поведения. У них есть естественный путь раскрытия. Важнейшая задача терапевта во время высвобождения эмоций — способствовать этому раскрытию, поддерживать его и обеспечивать его безопасность. В связи с тем, что чувства играют настолько важную роль в терапии, некоторые терапевты нарочно поощряют их выражение, даже если встречаются с сопротивлением. В Хакоми мы не пробиваемся через сопротивление, мы прорабатываем чувства при их спонтанном возникновении, никоим образом не выдавливая их силой. Если же высвобождение эмоций считается главным и терапевт специально его поощряет, то сопротивление эмоциям рассматривается как негативная часть клиента. Часто в результате этого возникает борьба, в которой терапевт и одна часть клиента пытаются пережить и выразить чувства, тогда как другая часть клиента привычно переходит в контрнаступление. Часто в итоге 10. Работа с сильными эмоциями: “спуск через пороги” 179 у клиента появляется конфликт с чувствами вины и неудачи, с одной стороны, и естественным сопротивлением насилию — с другой. У части, которая не хочет чувствовать или самовыражаться, тоже есть что сказать. Мы выслушиваем ее. Когда обнаруживается способ признать и пойти навстречу самовыражению и контролю, работа с эмоциями становится более целостной, менее ошеломляющей и почти не встречающей сопротивления. На протяжении всего терапевтического процесса мы тщательно отслеживаем, появились ли слабые сигналы того, что эмоции уже на подходе и готовы к высвобождению. В таких случаях мы поддерживаем процесс высвобождения. Мы не провоцируем клиента и не пытаемся подрывать защиты каким бы то ни было образом. Мы помогаем управлять потоком чувств, когда они наплывают, делая их как можно более безопасными и позволяя им идти своим ходом. Не вступая в противостояние, меньше настаивая на чем бы то ни было и меньше контролируя, мы избегаем срабатывания защит. Поддерживая спонтанные составляющие высвобождения эмоций, в особенности те напряжения и позы, которые клиент привычно использует для управления сильными чувствами (то самое, что называют сопротивлением), мы делаем процесс безопаснее, и клиенту становится легче в него войти. По моему опыту, такой подход доставляет большее удовлетворение. Важная часть этого подхода — внести осознанность в наш способ организации опыта. Нам нужно изучить и понять, как мы создаем тот мир, в котором живем. Для того чтобы серьезно исследовать это, нужно спокойное, обнаженное внимание и ум, освобожденный от “прессинга” сильных чувств. Проработка чувств помогает расчистить путь для осознанности. Вместе с тем чувства — это естественная, важная часть жизни каждого человека. Они придают опыту содержание и направление. Найти способ сделать их безопасными и приносящими удовлетворение — задача номер один для терапевта. Поэтому мы даем понять нашим клиентам, что их чувства вполне приемлемы и что они могут выражать их, не опасаясь за свои действия. Спонтанное выражение сильных эмоций представляется мне особым состоянием сознания. Оно характеризуется глубокой вовлеченностью, концентрацией на текущем переживании, спон- 180 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми танной физической активностью и нежелании думать или рассуждать. Высвобождается огромная масса энергии. Взрывы ярости, горькое рыдание, ошеломляющая боль утраты и подобные чувства могут наполнить ум и бить через край. В ходе терапии такие чувства, как правило, приходят волнами, между пиками которых всплывают воспоминания и озарения. Они кажутся неуправляемыми, хотя многое делается для управления ими. Если пытаться контролировать их, они становятся еще мучительнее. Когда же чувства принимаются как естественные и допустимые, как только появляется возможность свободно выражать их и позволять им происходить, они не просто становятся терпимыми, а приносят облегчение. Они даже могут ощущаться как приятные и желанные, как, например, справедливый гнев или печаль — последнее любящее послание умершим. Это состояние сознания несовместимо с осознанностью. Пороги — это не место для исследования. Когда вокруг бурлит и пенится вода и изо всех сил стараешься просто удержаться на плаву, некогда осматривать красоты. Когда клиент начинает в проработку эмоций, мы не просим об осознанности. Мы отставляем в сторону все эти мероприятия по проработке в осознанности, поиску значения, пробам и т.п. и занимаемся лишь несколькими простыми вещами, например, держим человека и предлагаем какие-то контактные или эмоционально поддерживающие высказывания. Разговор немногословен, а если и есть вопросы, то их немного. Диалог происходит на уровне движения и физического контакта, в то время как терапевт физически стремится помочь клиенту справиться с напряжением и найти возможность выразить свои чувства. Собственно, никакого разговора и не требуется. Происходят спонтанные движения и изменения позы. Непроизвольно напрягаются мышцы. Это естественный результат того, что клиент использует привычные действия, чтобы справиться с глубокими чувствами. Это приемы поведения в чрезвычайных обстоятельствах, потому что мы здесь имеем дело как раз с чрезвычайными обстоятельствами. Поскольку эти привычки формировались в основном вне сознания, они неожиданны для клиента и как бы живут своей собственной жизнью. Мы входим в те сферы жизни клиента, о которых ему мало что известно. Важнейшая задача терапевта в момент высвобождения эмоций — поддерживать спонтанное поведение! Самопроизвольные 10. Работа с сильными эмоциями: “спуск через пороги” 181 движения и напряжения и даже жесты, которые клиент делает в таком состоянии, — все это способы, которыми он управляет своим переживанием. Такое управление в основном бессознательно и тесно связано с глубинным материалом. Все, что мы делаем для его поддержки, распознается на глубочайших уровнях как таковое. Мы обеспечиваем безопасность, и нам позволено участвовать в процессе на этом уровне. Противодействуя спонтанному поведению, мы отодвигаем самого себя от нашего клиента и становимся частью проблемы. Поэтому мы поддерживаем спонтанное. Конечно, чтобы делать это, нужно знать, как выглядит и “звучит” спонтанное поведение. Нужно уметь отличать вымученные чувства от тех, которые невозможно сдержать. Некоторые люди могут по своей прихоти “разыгрывать” весьма эмоциональные сцены. Они делают это в угоду экспрессивно-привязчивой стратегии. Такие люди могут взять незначительное чувство или вроде бы неэмоциональное событие и раздуть его в полнометражное переживание. Оно драматизируется. Это не значит, что оно не имеет значения. Значение есть. Но оно состоит не в том, по поводу чего драма, а в самой потребности драматизировать. В подобных случаях, когда вы получаете драму, есть способы работы, которые не ограничиваются поддержкой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.014 с.) |