Эмоциональное отношение терапевта: опора на ненасилие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное отношение терапевта: опора на ненасилие



Еще важнее то, что хорошая терапия не вызывает потребности сопротивляться. Для этого существенно важно теплое, принима­ющее эмоциональное отношение, в особенности принимающее защиты и сильные потребности в безопасности и контроле, ле­жащие в основе этих защит. Такие потребности в основном бес­сознательны, и поэтому необыкновенно могущественны. Сколько бы трудностей и боли они ни причиняли клиенту в рамках его текущей системы убеждений, они логичны и необходимы. Когда защиты признаются и уважаются, они могут стать мягче и расчи­стить путь для важных переживаний. Работая с защитами, мы распознаем, признаем и принимаем их без оценок. При любом другом эмоциональном отношении они включаются, и терапевт втягивается в конфликты и системы характера клиента. Приня­тие без оценок играет решающую роль и не так уж легко дается. Для него нужно глубокое понимание не только клиента, но и са­мого себя. Оно должно быть частью эмоциональной структуры терапевта, а не притворством в рамках его роли. Бессознатель­ное не обманешь притворством. Принятие должно быть настоя­щим. Такое зрелое эмоциональное отношение позволяет тера­певту легко отступать от своих собственных планов2. С легко­стью отступить от своих планов означает дать важный сигнал бессознательному клиента о том, что здесь есть человек, которо­му не нужно сопротивляться.

Кроме того, часто привычный способ участия клиента в близких отношениях мешает ровной работе метода. Клиенту может быть нелегко контактировать с ощущениями. Клиенту могут не нра­виться инструкции, он может не участвовать в диалоге, пока его не спросят, клиент также может не проявлять инициативы в об­щении. Клиент может задавать много вопросов или постоянно пытаться угодить. Бывает много таких шаблонов. Они берут на­чало в правилах, принятых в определенных семьях, и могут


94 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

сильно отличаться от правил семьи или сообщества, в которых вырос терапевт. Здесь ключевую роль играет открытость к тако­му разнообразию. Чтобы достичь сотрудничества бессознатель­ного, терапевту необходимо отказаться от потребности делать то, что ему хочется. Это не всегда легко. Наши намерения и при­вычки не всегда сознательны или управляемы. Нам нравится участвовать и чувствовать себя полезными. Мы хотим сделать что-то, чтобы помочь клиенту. Ведь терапия — наша работа, и нам нравится ею заниматься.

Но когда мы доходим до действий, слишком велик соблазн посчи­тать клиента частью нашего процесса, работающей на нас, помо­гающей нам помочь ему. При таком отношении мы легко огорча­емся и обвиняем клиента в своих огорчениях. Мы думаем, что за­щиты клиента нужно прорвать и преодолеть. Или мы, не замечая, бессознательно так считаем. С точки зрения клиента, особенно бессознательной, в таком отношении есть нечто, чему каждый здоровый человек чувствует себя обязанным сопротивляться. По крайней мере, какая-то его часть хочет сопротивляться, даже если на сознательном уровне клиент признает, что все это для его блага. Каким бы тонким и благонамеренным ни было такое вмешательство, это все равно сила. Даже под флагом любви наси­лие остается насилием, и ему неизбежно сопротивляются. Со­трудничество бессознательного происходит тогда, когда клиент не находит в терапевте ничего, чему нужно сопротивляться.

Незрелому терапевту трудно отступать. Легко наступает разоча­рование, он обычно отвечает на него дополнительными техника­ми и методом. Отступить в сторону означает прекратить что-то делать и просто взглянуть на то, что происходит. Такое восприя­тие без потребности сразу же что-то делать — начало мудрости, похожее на осознанность. В этом различие между реакциями и ответами. Например, терапевт не говорит каждый раз, когда гово­рит клиент. Терапевт ждет несколько секунд, прежде чем отве­чать клиенту. Терапевт произносит простое контактное высказы­вание о сути того, что происходит с клиентом, и терпеливо ждет, чтобы посмотреть, что клиент с этим сделает. Это признаки того, что терапевт не теряется в подробностях, не попадает в ловушку системы. Такое терпение и открытость — сигналы бессознатель­ному клиента о том, что терапевт не собирается ничего навязы-


4. Исцеляющие отношения 95

вать или принуждать. Это признаки того, что терапевт бдителен и чувствителен к потребностям клиента и проявляет правильное эмоциональное отношение. С точки зрения терапевта это означа­ет создавать все более широкие возможности принимать то, кем является клиент в данный момент. Правильное эмоциональное отношение позволяет терапевту быть готовым помочь и настоль­ко же готовым отступить и подождать. Терапевт должен уметь разворачиваться обратно в любой момент, отстраняться и ждать, отступать в сторону и разбираться в структуре общей картины.

Кроме того, зрелое отношение позволяет терапевту использовать то, что не в порядке в сеансе, когда что-то лишает процесс глу­бины и эффективности, когда процесс кажется напряженным и неуверенным и нет нужного контакта. Ничего не происходит. Такие чувства — это сигналы. Они говорят терапевту, чтобы он снизил темп, отступил в сторону и сосредоточился на том, что не в порядке. О них не обязательно говорить клиенту, но их нужно сознательно, намеренно обдумать. Для опытных терапевтов это привычно. Разочарование, неудовлетворенность, скука, замеша­тельство — это сигналы. Они говорят терапевту, чтобы он поис­кал какой-то процесс, который систематически происходит с клиентом или между клиентом и терапевтом3.

Для клиента защитные системы — это привычки, которые управ­ляют потоком переживания. Воспринимая и изучая их, можно из­бежать столкновения с ними. Если мы замечаем их и быстро дей­ствуем, процесс не застревает, а приобретает дополнительный импульс естественного интереса к текущим чувствам и отноше­ниям. Вдобавок они могут прояснить собственные эмоциональ­ные потребности терапевта или дать какое-то понимание мира клиента. При излишней тяге к активным действиям и излишней привязанности к методу терапевт склонен игнорировать такие сигналы, вытеснять их из сознания, чтобы продолжить занимать­ся задачами терапии. Но именно эти сигналы — задачи терапии, и чем лучше мы их используем, тем лучше идет терапия.

Вот небольшая история о сигналах. Каждое утро рабочий пере­секал границу на велосипеде. Пограничник подозревал, что ра­бочий что-то провозит контрабандой. Он обыскивал рабочего каждый раз, когда тот пересекал границу, но ни разу ничего не нашел. Все же пограничник был прав. Этот рабочий был контра-


96 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

бандистом. Он незаконно провозил велосипеды. Чтобы терапия шла успешно, нам нужно замечать и реагировать на сигналы, ко­торые говорят нам о том, что что-то не в порядке. Мы все кон­трабандисты. Мы все вносим свои шаблоны характера в терапию под маской повседневных вещей. Прислушайтесь к сигналам, ко­торые говорят вам об этом. Не вытесняйте их из своего ума про­сто для того, чтобы продолжить терапию. Если вы чувствуете, что что-то не так, сосредоточьтесь на этом чувстве, поймите, от­куда оно приходит. Рассматривайте подобные вещи и разбирай­тесь с ними. Когда отношениям придается первостепенная важ­ность, использовать метод и технику становится легче. Как толь­ко достигается сотрудничество бессознательного, процесс рас­крывается гладко, с минимальными усилиями. Те же глубокие потребности, которые формируют характер и защиты, формиру­ют и отношения клиента и терапевта. С этого начинается тера­пия, потому что с этого она должна начинаться.

Сотрудничество собственного бессознательного: пример, интуитивное чтение сигналов тела

Успех во взаимодействии с клиентом во многом зависит от того, насколько у терапевта налажено сотрудничество со своим соб­ственным бессознательным. Умение читать психологическую ин­формацию, наблюдая за телом, — хороший пример установления связи с собственным бессознательным. Есть два очень разных подхода к чтению сигналов тела, и они отражают два разных об­раза действий в мире, две разные парадигмы. Первый способ пытается быть объективным и полагается на теорию, логику и память. Второй включает в себя чувства и личный опыт и пола­гается на интуицию и прямое знание. Когда я начал учиться чтению сигналов тела, то использовал оба способа. При первом способе определялось то, о чем может сказать каждая часть тела. Я узнал это в основном из книг Александра Лоуэна, прочитав о том, какой смысл несет та или иная часть тела. Такой подход — это понимание с помощью особого знания. Авторитет, обладаю­щий особыми знаниями, делится ими с другими через книги, лекции и примеры. Такой способ левополушарный и рациональ­ный, он похож на внесение чего-то извне.


4. Исцеляющие отношения 97

Это был первый способ, которому я научился. Я узнал, что струк­тура тела, поза, его разнообразные части и черты — все имеет свое значение. Я просто выучил эти значения и тренировался, рассматривая людей и помня об этих значениях. Казалось, что больше ничего не нужно. Просто запомните список, поймите причины, по которым каждая часть имеет именно такое значе­ние — и вы можете читать сигналы тела. Этот способ был очень аналитичен, фиксирован и линеен. В нем не было ничего от бес­сознательного наблюдателя, ничего о состояниях сознания и чувствах. Это был перечень того, что означает тот или иной сиг­нал. Каждый мог выучить и применять этот список. Здесь не нужны были намерения, отношения или особые таланты.

Я научился второму способу чтения сигналов тела непосред­ственно у Джона Пьерракоса. Пьерракос знаменит тем, как он чи­тает сигналы тела (а также ауры). Я сделал слайды моих клиентов и принес их Джону. Мы сели вместе, я показывал слайд, а он ком­ментировал. Он говорил что-то вроде: “Озера гниения”. Они не входили ни в один известный мне список. Это говорило бессозна­тельное Джона. Он открывался человеку на экране и входил с ним в резонанс. Ему были видны самые глубокие проблемы и эмоциональная история человека. Я знал этих людей. Я знал их по долгим часам терапии. Я знал: есть что-то внутри Джона, что-то интуитивное, что устанавливало контакт. Это был его способ. Я учился, просто наблюдая его. Он научил меня тому, что узна­вать что-то можно не только по частям тела из списка. Он научил­ся прямо видеть людей. Он мог составить список частей в любой момент. Ему он был вряд ли нужен.

Суть работы Джона была не в особых знаниях, а скорее в особой связи с его собственным бессознательным даром. Он развил что-то внутри себя. Каждый из нас может развить свои таланты. Для этого нам нужно установить контакт с теми частями нашего ума, которые мы обычно не сознаем. Нам нужно научиться совершен­но новому способу быть самими собой. Этот новый способ пригла­шает к участию бессознательное. Он включает в себя другой спо­соб обучения и создает другие умения. Чтение сигналов тела — лишь один из самых незначительных примеров. Работа должна наполняться развитой внутренней мудростью. Эта мудрость гово­рит вам, как быстро или медленно следует вам идти, когда гово-


98 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

рить и когда молчать. Она направляет процесс излечения. Она строит не просто умения, а здоровый, любящий образ жизни.

И еще несколько слов об установлении связи с собственным бес­сознательным. Почему Джон Пьерракос может делать это, а вы нет? Почему эта естественная способность не действует у вас прямо сейчас? Может быть, у вас не получилось это развить или тот, кто воспитывал вас, убедил вас не делать этого? Может быть, в этом было что-то плохое? Когда я исследую эти вопросы со студентами, мы обнаруживаем культурные и семейные табу, ка­сающиеся того, чтобы по-настоящему знать, видеть и присут­ствовать друг с другом. Существует стиль поведения, даже стиль жизни в семье (и таких примеров много), который отбивает охо­ту к интуиции и прямым контактам. Существуют культурные предубеждения, из-за которых мы пренебрегаем своими интуи­тивными талантами и подрываем их. Возможно, вы когда-то зна­ли, как это делать, и отложили в сторону, приняв табу, общее не­доверие и невысокое мнение об этом. Возможно, вы научились совершенно другому способу действий, активному, физическому, полному жизни, усилий и остроумных доводов. Или, может быть, не найдя поддержки, вы просто не узнали, как это делать.

Стараясь установить контакт с самими собой и с другими, боль­шинство людей просто слишком сильно стараются. Столкну­вшись с незначительными препятствиями, они смущаются, рас­страиваются и начинают прилагать усилия и бороться. Они как бы говорят сами себе: “Я должен уметь делать это. Если я просто достаточно сильно постараюсь, я смогу это делать”. Они как буд­то поднимают штангу. Как будто ум не обладает никакой реаль­ностью и влиянием, и вся реальность состоит из тяжеловесного материала. Вместо того чтобы расслабиться и подождать, по­смотреть, куда хочет идти процесс, они берут контроль на себя и слишком сильно стараются руководить процессом. Бессознатель­ное клиента скорее всего чувствует это. Большинство людей на­пряженно потрудились над той свободой и самостоятельностью, которой они пользуются сейчас. Они упираются, если кто-то бросает им вызов или угрожает. Если терапевт слишком сильно и долго прилагает усилия, что-то внутри них уходит или вообще не появляется. Клиент и терапевт могут продолжать работу, они могут для проформы заниматься терапией, но это уже всего


4. Исцеляющие отношения 99

лишь бессмысленный ритуал. На бессознательном уровне со­трудничество прекратилось.

То же самое может произойти, если пытаться принуждать соб­ственное бессознательное. Когда вы уже не любопытны, а про­сто работаете, когда работа не остроумная и спонтанная, то она уже не творческая. Бессознательное перестает сотрудничать. Когда вы чувствуете себя остроумным, открытым и свежим, ког­да вы отказываетесь от борьбы за правоту или контроль, когда вы принимаете процесс как подарок, благодарно, с готовностью извлекать из него уроки, примирившись с тем, что он не всегда объясним, когда вы готовы исходить просто из того, что есть в клиенте и в вас самих, когда вы используете полный диапазон опыта, радость, боль, страх, смелость, любовь, ненависть, все вме­сте, — тогда это будет легко. Тогда вас ждут сюрпризы, восторг и моменты, когда вы испытаете всю полноту переживаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.130.41 (0.01 с.)